last-tochka.ru

Урок выживания: как открыть частную школу. Готовый бизнес-план: как открыть частную школу Риски при открытии частной школы

Известно, что занятия творчеством полезны для ребенка, они повышают его интеллект, способствуют развитию памяти и мышлению. Поэтому, помимо общеобразовательной школы, для многих родителей сейчас важно увлечь ребенка творческими занятиями.

Еще 15 лет назад в России, в основном, были только государственные творческие школы для детей - музыкальная, художественная и спортивная. В этих школах учили и учат по определенным методическим пособиям, давая максимальную нагрузку на ребенка, при этом, чаще всего, не подстраиваясь под особенности детей.

Сегодня же родители выбирают другие варианты для развития творческого потенциала ребенка. Поэтому все чаще появляются школы развития для детей разных возрастов.

Таким образом, школы творчества можно поделить на несколько видов:

1. Школы раннего развития. Рассчитаны на детей дошкольного возраста, большая часть уроков проходит в игровой форме. Ребенок получает основные понятия об окружающем мире, занимается физическими занятиями и упражнениями для своего возраста, развивает творческие способности (лепка, рисунок), учится быть самостоятельным.

2. Школы искусств, рассчитаны на детей школьного возраста, которые являются «моно-школами», то есть в которых обучаются одной из дисциплин. К примеру, художественному мастерству, игре на музыкальных инструментах, актерскому мастерству. Такие школы похожи на государственные, однако предлагают услуги по индивидуальным занятиям с ребенком, отсутствует система оценок и четкий график. В таких школах собраны высококвалифицированные педагоги, после обучения в таких школах дети могут приобрести навыки для своих будущих профессий.

3. Школы творчества с разными направлениями занятий. В таких школах ребенок может выбрать одно или несколько направлений. Многие родители понимают, что ребенок должен пробовать себя в разных направлениях, а такие виды деятельности, как спорт или танцы, даже если не являются будущей профессией ребенка, полезны для здоровья. Дополнительным преимуществом для детей является общение со сверстниками, увлеченными одинаковыми дисциплинами.

Школа творчества с разными направлениями занятий будет рассмотрена в данном бизнес-плане. Конкуренция на рынке есть, но если будет подобран высококвалифицированный персонал (педагогов и тренеров), то школа достаточно быстро выйдет в прибыль.

Первоначальные инвестиции достаточно высоки, однако, чем больше будет продано абонементов, тем выше прибыль. Себестоимость урока складывается, в основном, из заработанной платы преподавателя и расходных материалов. К примеру, таких как краски, кисти, в художественном классе, мячи, коврики в спортивном, которыми можно пользоваться неоднократно.

Также стоит понимать, что, являясь школой для детей - целевой аудиторией будут взрослые, так как они принимают решения и оплачивают занятия. Поэтому маркетинговая программа школы должна быть направлена на взрослую аудиторию.

Сумма первоначальных инвестиций - 1 770 500 рублей;

Средняя ежемесячная прибыль - 195 150 рублей;

Срок окупаемости - 12 месяцев;

Точка безубыточности - 2 месяца;

Рентабельность продаж - 38% .

2. Описание бизнеса, продукта или услуги

Школа творчества будет иметь помещение площадью от 150 м2 с тремя комнатами под спортивный, художественный и музыкальный класс, каждый из которых будет занимать не менее 40 м2 и общей зоной ресепшн при входе.

Месторасположение школы должно быть рассчитано на детей, проживающих рядом, либо в соседних районах, поэтому арендовать помещение в центре города не обязательно. Под такую школу отлично подойдет первый этаж многоквартирного дома либо помещение в офисно-развлекательном центре. Так как потребители услуги - дети, то их логистикой обычно занимаются родители, поэтому наличие парковки рядом со зданием будет большим преимуществом.

Школа творчества будет иметь на первоначальном этапе пять направлений. Хором и вокалом дети будут заниматься в музыкальном классе. Вокалу будут одновременно обучаться до семи человек, а хором до десяти. В художественном классе будут обучать лепке, рисунку маслом, красками, карандашами. В спортивном классе будут преподавать аэробику и танцы. В зависимости от возрастной группы и степени подготовки дети будут обучаться русским - народным танцам, современным и бальным. Преподавателей будет несколько по всем направлениям, оплата будет почасовая, то есть будет складываться суммированием за все уроки в месяц.

В школе будут как начинающие, так и продолжающие группы. Каждый ребенок будет заниматься в своей возрастной группе, расписание уроков будет составлено совместно с преподавателями и родителями, под каждую возрастную группу в дневное и вечернее время.

Школа будет работать с 10.00 до 20.00, при этом максимальная нагрузка будет с 15.00 до 19.00, а для детей, обучающихся в основной школе во вторую смену, предусмотрены занятия с 10.00 до 12.00.

Примерное расписание по одному из направлений (хор) может выглядеть следующим образом:

понедельник

хор средняя группа

хор средняя группа

хор взрослая группа

хор взрослая группа

хор младшая группа

хор младшая группа

Стоимость занятий может быть разной в зависимости от услуги, либо одинаковой на все направления. Обычно дороже стоят более популярные направления, такие как танцы. В школе можно приобрести как разовое занятие, так и абонемент на месяц. Средняя цена месячного абонемента на все занятия - 2250 рублей.

3. Описание рынка сбыта

Школа творчества может быть ориентирована как на детскую, так и на взрослую публику, однако рассматриваемый бизнес-план - детская школа. Согласно статистическим данным, начиная с 2001 года количество родившихся увеличивается, соответственно детей становится все больше и больше. Так, за 2017 год численность детей до 15 лет включительно составила рекордные для России 26,9 миллионов человек.

По возрастной классификации обучающие группы можно поделить на несколько видов:

  • Дошкольная группа - сюда входят дети от 4 до 7 лет, часто с сопровождением родителей, обучаются начальным навыкам.
  • Дети от семи до 11 лет
  • Дети от 11 до 14 лет
  • Подростковая группа с 14 до 17 лет.

Школа ориентирована на детей, родители которых могут позволить дополнительное обучение для своего ребенка, то есть уровень доходов семьи должен быть не ниже среднего.

Преимущества и недостатки школы творчества показаны в таблице:

Сильные стороны проекта:

Слабые стороны проекта:

  • Выбор творческого занятия для ребенка;
  • Качество преподавания;
  • Дорогая аренда помещения
  • Отсутствие платежеспособности у родителей

Возможности проекта:

Угрозы проекта:

  • Развитие сети школ;
  • Организация онлайн- обучения
  • Увеличение перечня преподаваемых предметов
  • Высокая конкуренция на рынке;
  • Расторжение договора с одним из ключевых преподавателей
  • Изменения в законодательстве (расширения перечня видов деятельности, для которых необходима образовательная лицензия)
  • Нехватка квалифицированных преподавателей

Сегодня многие родители предпочитают отдать ребенка в частную школу, а не в государственную, чтобы он получил достойное образование. Общее недоверие россиян к системе образования растет с каждым годом, поэтому может стать неплохим вариантом для бизнесмена. Нужно просто все продумать, просчитать и понять, как именно надо будет действовать для открытия частного образовательного заведения. В этой статье мы разберем важные нюансы и ответим на ряд часто задаваемых вопросов.

Введение

Данный бизнес-план разрабатывался для города с населением от 600 тысяч человек, поэтому если вы проживаете в мегаполисе или в меньшем населенном пункте, то вам нужно обязательно пересчитать его и изучить спрос на подобный продукт у населения. Вашей основной целью станет запуск образовательного учреждения, которое обучает детей по курсу начального и среднего образования, выдавая им соответствующие аттестаты для дальнейшего поступления в государственные техникумы, вузы и прочие заведения. Ваше учебное заведение будет предоставлять услуги по обучению детей с 1 по 4 класс, с 5 по 9 класс, предлагать всем желающим курсы обучения английскому, курсы подготовки к общему и единому государственному тестированию, а также в ней будут работать разнообразные спортивные секции. Вашей целевой аудиторией будут родители детей младшего и среднего школьного возраста с достатком выше среднего, которые хотят дать своим чадам эксклюзивное образование, а также родители детей, которые не могут посещать обычные учебные заведения.

Частные школы пользуются заслуженной популярностью

Общий размер вложений в проект составит 14,5 миллиона рублей в ценах 2019 года. При этом 10 миллионов рублей нужно будет вложить для старта, а 4,5 миллиона вам будут необходимы в качестве оборотных средств. Для запуска новой школы понадобится 7–9 месяцев, желательно подгадать так, чтобы вы открылись уже в августе и набрали детей на новый учебный год.

Принципы работы

Итак вы решили открыть частную школу. Что нужно сделать сначала? Прежде чем изучать, давайте разберем определенные нюансы ее работы. На начало 2019 года количество частных школ, действующих на территории Российской Федерации, равнялось полтора процента от государственных. Их количество постепенно растет, но наблюдается острая нехватка подобных заведений из-за достаточно высоких вложений, небольшой прибыльности и общей сложности работы. Но при правильном подходе вы сможете создать полноценный бизнес, который будет приносить вам стабильную прибыль и у которого есть перспективы дальнейшего развития.

Уроки в частной школе проходят по индивидуальным или государственным программам. В группе обычно занимается не больше 10 человек, при этом общая численность учеников в школе составляет 120–150 человек. Главный плюс подобного образования в том, что учитель практикует индивидуальный подход к ученикам и дает им углубленные знания по материалам. Занятия в школе длятся либо половину смены (с 8 до 13), либо полную смену (с 8 до 18.30) в зависимости от программы, наполнения классов и других нюансов. В качестве преподавателей вам нужно будет нанять опытных специалистов, имеющих профильное образование. Причем вам понадобятся отдельно специалисты для начальных классов и отдельно для средних. Для описанной школы вам понадобится минимум 10 преподавателей, которых нужно будет ввести в штат, а также еще минимум 5 совместителей, которые будут вести уроки по неосновным предметам.

Всего на всю школу вам понадобится порядка 20 сотрудников. Ваше учебное заведение будет работать по стандартной схеме с понедельника по пятницу (основные занятия по программе). В субботу и воскресенье будут проводиться допзанятия для отстающих, факультативы, индивидуальные занятия по расширенной программе. Для обустройства учебного заведения вам нужно найти помещение площадью в 1200–1500 м2, желательно в 2 этажа. Всего в школе должно быть минимум 9 кабинетов для занятий, одна учительская и кабинет руководителя. В заведении нужно будет обустроить компьютерный класс, столовую, спортзал и актовый зал для занятий музыкой или проведения различных выступлений/мероприятий. За порядком и безопасностью в заведении должен будет следить специально нанятый для этого охранник.

Обучение проводится в малых группах

Какие уроки будут проводиться

Составляя , нужно учесть, какие именно уроки будут проводиться в заведении, чтобы набрать нужных преподавателей и замотивировать родителей. Итак, вы будете вести занятия для учеников с 1 по 9 класс. Основной упор будет делаться на математические дисциплины и физику, а также английского языка. Ученики будут разбиваться не по классам, а по уровню знаний на группы. Обычно обучение английскому проводится по британским и американским программам, в которые входит изучение грамматики, обучение навыкам письма, практика разговорной речи и чтения. В некоторых школах обучение в старших классах, вообще, ведется на английском языке, чтобы не возникало языкового барьера.

Подобная практика позволяет добиться того, что выпускники смогут поступить в высшие учебные заведения Европы или Америки, сдав соответствующие экзамены. Они будут отлично разбираться в английском языке, говорить на нем и даже думать, то есть, по сути, он станет для них родным. Кроме основных предметов, там будет проходить обучение обществознанию, русскому языку и литературе, химии, биологии, проводиться занятия по физической культуре. Нередко в частных школах обучают танцам и музыке, вокалу или легкой атлетике. Также ученики, посещающие школу, получают в ней питание: завтраки, обеды и ужины.

Рассмотрим, какие цены действуют в традиционных частных школах. За поступление необходимо заплатить примерно 15–20 тысяч вступительного взноса (единоразовый платеж). Дальнейшее обучение обходится примерно в 15–20 тысяч за месяц. В эту сумму входит обучение и питание. Дополнительные занятия и факультативы оплачиваются отдельно по расценке 300–600 рублей за час.

Как оформить

Рассмотрим, какие документы необходимы для открытия своего заведения. Деятельность НОУ (негосударственных образовательных учреждений) регламентируется целым спектром законов и нормативных документов начиная от закона об образовании и заканчивая постановлениями правительства и нормативами СанПин. Для открытия заведения вам обязательно нужно получить лицензию в местном управлении образования. Для этого вам нужно будет подать соответствующее заявление и оплатить пошлину, которая составляет 7.5 тысячи рублей. Управление будет рассматривать вопрос выдачи лицензии около 2 месяцев, поэтому это нужно сделать заранее. Далее вам нужно будет зарегистрироваться в налоговой как предприниматель (обычно регистрируются как ООО) и получить коды 80.10.1, 80.10.2, 80.10.3 и 80.21.1, которые связаны с образованием.

Для школы необходимо отдельное здание

Внимание: вы можете получить государственную аккредитацию после того, как выпустите первых учащихся. Но перед тем как обращаться за аккредитацией, нужно, чтобы с момента получения лицензии прошло не меньше трех лет. Аккредитация получается в Минобразования.

Чтобы ваши ученики могли продолжать образование после выпуска, вам нужно будет заключить договор с другой школой, у которой уже есть аккредитация. Они сдадут там экзамен и получат соответствующий аттестат. После прохождения аккредитации вы сможете выписывать соответствующие аттестаты самостоятельно. Учтите, что в школе также необходимо иметь собственный медкабинет. Чтобы его открыть, нужно будет получить медицинскую лицензию.

Как искать клиентов

Если вы хотите получать стабильную прибыль, то вам нужно будет побеспокоиться о маркетинговой программе. Подойти к этому нужно весьма серьезно, поскольку если вы не доберете детей для образования полноценной группы, то не сможете оплачивать работу преподавателей. Отметим, что уровень конкуренции в данной сфере довольно низкий, поэтому вам вряд ли будут мешать конкуренты. Но все же перед открытием нужно изучить рынок, чтобы понимать, не придется ли вам работать рядом с действующей частной школой.

Ваша целевая аудитория, как мы уже говорили выше, это родители детей, которые имеют средний уровень дохода и которые хотят, чтобы их дети получили хорошее конкурентное образование. Поэтому мы рекомендуем делать упор на технические специальности, которых сегодня наблюдается огромная нехватка во всем мире. При разработке стратегии нужно сделать упор на качестве предлагаемого образования и рассказать потенциальным клиентам о перспективах, которые будут у их детей. Для этого вам нужно себя разрекламировать. Рекомендуем начинать рекламу через местные СМИ (газеты, журналы, радио, телевидение), после чего переключиться на интернет-продвижение (обязательно нужен сайт и группы в социальных сетях). Последним этапом может стать наружная реклама, но пользоваться ей нужно аккурат но.

Производственный план

Далее рассмотрим различные нюансы, связанные с открытием собственной школы. Она должна находиться в удобном месте, недалеко от остановки общественного транспорта и иметь собственную парковку. Занятия обычно проводятся с 8 до 18.30, в выходные с 9 до 20. Процесс обучения учеников длится с сентября по конец мая-начало июня. В летний период могут проводиться различные интенсивы и индивидуальные занятия, в том числе и для желающих поступить в ваше заведение. Суммарно на подготовку к запуску вы потратите 10 миллионов рублей. За эти деньги вы проведете необходимый ремонт в помещении, закупите нужное оборудование, установите сигнализацию и систему видеонаблюдения.

Обучение проходит для младших и средних классов

Заниматься администрированием и управлением будет организатор НОУ. Также вам понадобится 10 преподавателей: учитель начальных классов, математики, физики, информатики, музыки, английского языка, физкультуры. Дополнительно вам наверняка понадобится бухгалтер, уборщица, повар с работником столовой, медсестра и охранник. Суммарные расходы на заработную плату для персонала составят 400–450 тысяч рублей.

Организационный план

Теперь вы знаете, что нужно, чтобы открыть частную школу, поэтому мы рассмотрим, как, вообще, нужно организовывать процесс. На подготовительные работы, ремонт, оборудование помещений и получение лицензии вы потратите примерно 9 месяцев. Главным в школе является директор - организатор заведения. Он может давать распоряжения своим подчиненным и они обязаны их выполнять. Управление осуществляется согласно уставу заведения и действующим законодательством. Именно на плечи директора ложится вся документальная работа начиная от составления учебных планов и заканчивая подбором/наймом кадров.

В подчинении директора находится заместитель по учебно-воспитательной работе. Он занимается планированием работы НОУ, организацией различных мероприятий, методической работой, контролем за учебно-воспитательным процессом. Он помогает учителям и руководителю, являясь связующим звеном между ними. Также он контролирует работу преподавателей, следит за их квалификацией и соответствием рабочего процесса учебным планам, проводит встречи с родителями и пр. Далее в иерархии школы идут преподаватели, которые занимаются воспитательно-обучающим процессом. У преподавателей в обязательном порядке должен быть диплом государственного образца, необходимые знания и особые качества, которые нужны для учителя.

Финансовая сторона дела

Выше мы уже писали, что для открытия понадобится примерно 14–15 миллионов рублей. Из них 5 миллионов будет потрачено на ремонт помещения, примерно полтора на благоустройство двора, 4 миллиона на закупку необходимого оборудования, на оформление примерно 70 тысяч рублей, на рекламу - 100 тысяч рублей. Остальные деньги будут потрачены на заработок для преподавателей и техперсонала, на текущие расходы, на коммунальные платежи и аренду, на покупку продуктов для питания детей. Учтите, что в первый год вам вряд ли удастся выйти на полную мощность и загрузить школу на 100%. Обычно наполняемость осуществляется так:

  1. В первый год удается набрать 50% от возможного количества учеников.
  2. Во второй год наполняемость составит 70%.
  3. В третий и последующие годы - 90–95%.

Если расчетное количество детей на нашу школу составляет 150 человек, то в первый год вы наберете порядка 70 учеников, во второй их количество увеличится до 100–110, а на третий год уже можно достичь полной загрузки. Соответственно, в первый год вы получите 70*20000=1.4 миллиона вступительных взносов и 1,05 миллиона прибыли в месяц с 70 учеников (месячная оплата составит 15 000 рублей). При этих цифрах все сделанные затраты будут полностью окуплены за 3 года, после чего проект будет приносить прибыль.

Вконтакте

Статья всесторонне раскрывает особенности открытия частной школы. В материале представлен актуальный анализ современного рынка и потребительского спроса, приведены разъяснения правовых аспектов деятельности и налогообложения, перечислены основные нормативные требования к помещению и учебному процессу.

Частная школа - это учреждение, предоставляющее образовательные услуги (в т. ч. соответствующие государственным стандартам образования) на платной основе. Российская система школьного частного образования полностью сложилась к началу XX.

Современная история частных школ берет свое начало с 1992 года - периода образовательных реформ и качественного изменения запросов общества. Именно в это время, как альтернатива застоявшейся, “поддерживающей обучение” системе начинает развиваться инновационное обучение, реализуемое, по большей части, в негосударственных школах.

Основные характеристики современного рынка частных школ

Частным образованием в России охвачено чуть более 1% детей школьного возраста. Большая часть подобных учебных заведений находится в Москве и Подмосковье, а также в Санкт-Петербурге: таким образом, в целом российский рынок таких услуг еще не достаточно насыщен. Рассмотрим основные черты, характерные для современных негосударственных школьных учреждений (данные по состоянию на 2013г.).

Более чем у половины частных школ имеются детские сады, а подавляющее большинство заведений оказывает услуги по подготовке детей к школе.

Качественные составляющие обучения в частной школе:

  • небольшие по численности классы, обеспечивающие достаточное внимание каждому учащемуся;
  • комфортные условия нахождения и обучения ребенка;
  • развитая инфраструктура - школы могут иметь бассейн, многофункциональный зал для спортивных занятий, хорошо оснащенные компьютерные классы;
  • гибкая учебная программа;
  • высококвалифицированный педагогический состав;
  • особые методики преподавания, направленные на развитие у детей таких необходимых современных качеств, как коммуникабельность, лидерство и деловая активность;
  • расширенный диапазон изучаемых предметов - кроме общеобразовательных, могут проводиться дополнительные занятия по следующим дисциплинам: иностранные языки, лингвистика, юриспруденция, экономика, гуманитарные науки, театральное мастерство, вокал, танцы, и т. д.
  • возможность нахождения ребенка в школе в течение всего рабочего дня и даже на полном пансионе;
  • наиболее успешные школы ориентированы на престижные ВУЗы (в т. ч. и зарубежные); ученики проходят обучение по специальным программам, призванным подготовить их к поступлению в соответствующее высшее учебное заведение.

Структуру доходов приватных школ составляют: ежемесячная плата за обучение, вступительные взносы, оплата за дополнительные услуги, а также другие поступления - спонсорская помощь, гранты и т. д. Большая часть полученной прибыли расходуется на выплату заработной платы сотрудникам, на разработку учебных программ и покрытие текущих расходов.

Особенности потребительского спроса на услугу

Учащиеся частной школы - это дети родителей, имеющих высокий и средний достаток - предпринимателей, бизнесменов, интеллигенции. При этом мотивация на посещение частной школы одних родителей исходит из осознания того, что хорошее образование для ребенка - это инвестиции в его будущее. Другие родители хотят создать максимально комфортные и безопасные условия обучения для своего ребенка. Есть и такие люди, для которых обучение ребенка в престижном заведении - показатель статуса.

По каким критериям родителями выбирается школа? Это, прежде всего:

  • репутация школы;
  • квалификация педсостава;
  • количество детей в классе;
  • близость к дому;
  • материальная база;
  • наличие лицензии, аккредитации;
  • отзывы знакомых.

Интересен факт, выявленный в ходе маркетинговых исследований: при необходимости экономить на каком-то из приведенных выше факторов родители не снижают своих требований к таким критериям, как количество учеников в классе и месторасположение школы.

При выборе частной школы потребителями изучаются и такие вопросы, как часы работы заведения, преподавание дополнительных востребованных иностранных языков (например, итальянский или китайский), наличие/качество услуг питания, возможности организации досуга детей, результаты ЕГЭ, наличие налаженных отношений с ВУЗами. Нормативная база

Деятельность частных школ регулируется следующими нормативными документами:

  • Постановлением Правительства РФ "Об утверждении Правил оказания платных образовательных услуг" ;
  • Постановлением Правительства РФ "Об утверждении Типового положения об общеобразовательном учреждении" ;
  • Приказом о порядке аттестации педагогических работников ;
  • Техническим регламентом о требованиях пожарной безопасности ;

Регистрация предприятия, налогообложение

Согласно Закону об образовании, общеобразовательная организация (та, которая осуществляет начальное, основное и среднее образование) не может быть коммерческой, а, следовательно, должна создаваться в форме некоммерческих организаций. При этом в ее названии необходимо указывать тип образовательного учреждения. Кроме того, вести общеобразовательную деятельность могут и ИП - лично или с помощью привлечения педагогов со стороны.

Для частной школы подойдут коды ОКВЭД:

  • 80.10.2 - “Начальное общее образование”;
  • 80.10.3 - “Дополнительное образование детей”;
  • 80.21.1 - “Основное общее образование”;
  • 80.21.2 - “Среднее общее образование”.

Налогообложение оптимально осуществлять в форме УСН (доходы-расходы) . При планировании бизнеса советуем также обратить внимание на статью 284.1 НК РФ , предоставляющую возможность образовательным и медицинским учреждениям использовать нулевую ставку по налогу на прибыль .

Лицензирование, аккредитация, аттестация

Лицензия. Для того чтобы получить право на ведение образовательной деятельности, частной школе необходимо иметь лицензию, которая подтверждает соответствие условий процесса образования всем имеющимся нормативным требованиям. Причем лицензию обязаны получить не только организации, но и ИП. Исключения составляют предприниматели, ведущие образовательную деятельность самостоятельно, без привлечения других педагогов - таким ИП лицензия не нужна.

Ознакомиться с актуальным перечнем документов, необходимых для получения образовательной лицензии, и с требованиями к ним можно на сайте Департамента образования г.Москвы или в соответствующих региональных отделениях. Заметим также - в том случае, когда для работы школьного медкабинета не привлекается лицензированная медицинская организация, школе необходимо получить и медицинскую лицензию.

Аккредитация

Что касается аккредитации школ, необходимо сказать, что это процедура добровольная. Однако именно она определяет статус учебного учреждения, давая ему право выдавать своим выпускникам образовательный аттестат государственного образца. В противном случае выпускные экзамены учащимся придется сдавать в другой школе, имеющей соответствующие разрешения. Это не всегда удобно и может рассматриваться потенциальными потребителями услуги как негативный фактор.

Цель государственной аккредитации частной школы - подтверждение качества предоставляемой образовательной услуги и ее соответствия государственным стандартам образования. Аккредитация школы - регулярная процедура, которая должна проводиться не реже, чем один раз в шесть лет. Она включает в себя несколько этапов, при этом не должна длиться более 105 дней.

Представляем подробную схему проведения аккредитации, разработанную Департаментом образования г.Москвы.

Аттестация

Еще одной важной процедурой, подтверждающей качество услуг частной школы, является аттестация ее педагогического состава. Она обязательна: каждые пять лет педагоги обязаны пройти аттестацию для подтверждения права занимать свою должность или присвоенной категории.

Исключение делается только для учителей, проработавших на своей должности менее 2-х лет, а также беременным и женщинам, находящимся в отпуске по уходу за ребенком: такие работники проходят аттестацию позже.

Помещение, требования СанПин и пожарной службы

Идеальное помещение для организации частной школы - находящееся в собственности отдельно стоящее здание площадью от 1,5 до 2,5 тыс. кв. метров, имеющее обширную прилегающую территорию, автостоянку, хорошие подъездные пути и расположенное рядом с престижными жилыми кварталами. Безусловно, оно должно соответствовать всем требованиям санитарной и пожарной служб:

  1. Зданиям школ разрешено находиться в жилых зонах вдали от автодорог, гаражей и любых транспортных объектов. На территории школы не должно быть никаких магистральных городских коммуникаций.
  2. Прилегающая территория озеленяется не менее чем на 50% (за исключением северных регионов), огораживается забором, проводится искусственное освещение.
  3. Территория вокруг школы зонируется следующим образом: выделяется место для физкультурно-спортивной зоны, зоны отдыха и хозяйственной. Спортивная зона должна быть оборудована площадками для физкультурных занятий.
  4. Новые построенные здания школы должны быть рассчитаны на обучение только одной смены. Высота учебных помещений не может быть меньше 3,6 метров. Площадь под классы выделяется из расчета от 2,5 до 3,5 кв. метров на одного учащегося.
  5. Начальные классы располагаются в отдельном учебном блоке, имеющем выход на школьную территорию. Для первоклассников, посещающих группу продленного дня, необходимо предусмотреть спальные комнаты (раздельные для мальчиков и девочек) из расчета 4 кв. метров на ребенка. Первый класс располагается не выше 2-го этажа, а со 2-го по 4-й классы - не выше 3-го этажа.
  6. Первый этаж школы должны занимать: раздевалка, спортзал (не менее 6 метров высотой), медицинский кабинет. На каждом этаже школы должен быть туалет для мальчиков и девочек.
  7. Мебель должна быть эргономична, безопасна и соответствовать возрастным параметрам учащихся.
  8. Допустимый температурный режим: для учебных помещений, вестибюля, раздевалки, библиотеки, столовой, рекреаций - от 18 до 24С°, для спортивного зала и мастерских - от 17 до 20Сº, для спален, игровых комнат - от 20 до 24Сº, для душевых - 25Сº, для медкабинетов - от 20 до 22Сº;
  9. Школа оборудуется средствами пожаротушения. Отделка помещения, оснащение, мебель должны быть произведены из негорючих материалов. На прилегающей территории не допускается сжигать мусор, листву - их нужно своевременно убирать и вывозить. Категорически запрещено курить, как в здании школы, так и на ее территории. Эвакуационные пути, подъезды к школе должны быть свободными. Не допускается применять нестандартные нагревательные приборы. Особое внимание необходимо уделить кабинету химии и хранящимся в нем реактивам.

Основные санитарные требования к учебному процессу:

  • в школу ученики принимаются с 6,5 лет;
  • в классах не может быть более 25 учеников;
  • занятия не могут начинаться ранее 8-ми часов утра;
  • допустимое количество уроков в день - 5 для начальной школы (кроме 1-го класса) и 6 - для 5-11 классов;
  • в день проводится только одна контрольная работа;
  • длительность урока не может превышать 40-45 минут;
  • для первоклассников домашние задания и выставление оценок не допускается.

Оборудование, оснащение

Статус частной школы и уровень реализуемых ею услуг, конечно, предполагает наличие современного высокотехнологичного оборудования и оснащения: качественную мебель, электронные журналы и дневники, интерактивные доски, мультимедийные средства, локальную компьютерная сеть, наличие подключения к сети Интернет и т. д.

Анализируя бизнес в целом, можно сказать, что, несмотря на довольно высокую стоимость данных услуг, он перспективен и востребован. Учитывая особенности потребительского спроса, зная все необходимые правила и требования, постоянно повышая репутацию своего заведения и анализируя социально-экономическую ситуацию, можно создать качественное образовательное учреждение, приносящее достойный доход.

Цель проекта - открытие негосударственного образовательного учреждения (НОУ), предоставляющего услуги по начальному общему и среднему общему образованию в городе с населением более 1 млн. человек. Согласно российскому законодательству, деятельность НОУ относится к некоммерческим организациям, поэтому целью прибыль извлекается с целью расширения деятельности и преследует миссию развития образования в регионе.

Проект предполагает создание платной частной школы (полупансион), которая представляет собой комплексный формат, включая начальную школу (1-4 класс), среднюю школу (5-9 класс), а также курсы английского языка, курсы подготовки к ЕГЭ и ОГЭ, секции. К преимуществам проекта относится наличие собственного здания, а, следовательно, отсутствию в статье расходов арендной платы, которая у конкурирующих заведений может составлять до половины всего бюджета. Потенциальные клиенты школы - дети родителей с высоким уровнем достатка, желающие обеспечить своим детям достойное будущее, а также дети по каким-либо причинам неудобные для массовой школы (логопедические проблемы, задержка в развитии и т.д.).

Востребованность проекта объясняется необходимостью повышения качества образовательных услуг в стране. В условиях потери доверия к государственным образовательным учреждениям, предпочтение родителей все больше склоняется к частным школам с индивидуальным подходом к ученику и уклоном на изучение иностранных языков, главным образом, английского.

В число основных образовательных услуг НОУ входят:

  1. Начальное общее образование
  2. Среднее общее образование
  3. Подготовительные курсы к ЕГЭ и ОГЭ
  4. Курсы изучения английского языка
  5. Занятия по танцам, хореографии, вокалу

Стоимость проекта составит 14 530 000 руб., из которых 10 530 000 составят стартовые вложения в открытие, а 4 000 000 руб. - оборотные средства. Для реализации проекта потребуется привлечение заемных средств в размере 2 000 000 руб. Кредит выдается на срок 24 месяца. Ставка по кредиту составляет — 22 %. Отсрочка по выплате платежей — 3 месяца. Объем собственных средств составит 12 530 000 руб. или 86% от необходимой суммы.

Ключевые финансовые показатели проекта

* — данные на 3 год работы

Проект планируется реализовать в течение 9 месяцев. Начало деятельности НОУ запланировано на сентябрь 2016 года.

Описание отрасли и компании

Концепция бесплатного государственного образования все больше теряет доверие родителей. Некачественные образовательные услуги, низкая степень погружения в предмет из-за необходимости постоянно тормозить учебный процесс ради подтягивания отстающих учеников, некомпетентность школ в вопросах подготовки к единому государственному экзамену (ЕГЭ) и дальнейшему обучению в престижных учебных заведениях - вот лишь некоторые факторы выбора в пользу частного образования. Зачастую предпочтение негосударственной школе родители также отдают из-за особенностей своего ребенка, например, логопедических проблем, физических недостатков, задержек в развитии. Количество частных школ в России не превышает 1%. В основном они располагаются в Москве и Подмосковье, в Санкт-Петербурге, а также в городах-миллионниках. Уровень конкуренции на этом рынке минимален.

Предприятие представляет собой частную общеобразовательную школу (полупансион), которая осуществляет услуги по начальному общему образованию, среднему общему образованию, а также проводит дополнительные занятия по подготовки к школе, проведению курсов английского языка, подготовке к единому государственному экзамену (ЕГЭ) и основному государственному экзамену (ОГЭ). Занятия проводятся в малых группах до 8-10 человек. Максимальная численность учеников в школе (без учета дополнительного обучения) - 150 человек. Образовательный процесс основывается на индивидуальном подходе к каждому ученику, углубленном изучении всех предметов. Полный пансион с дополнительным образованием включает обучение с 8.00 до 18.30 часов.

Занятия проводят квалифицированные преподаватели исключительно с высшим образованием, в том числе преподаватели первой и второй категории. Численность преподавательского состава - 15 человек. Из них штатных сотрудников - 10, работающих по совместительству - 10. Общее число сотрудников учреждения - 26. Школа работает с понедельника по пятницу с 8 до 18.30 с сентября по июнь. В субботу и воскресенье проводятся дополнительные индивидуальные и групповые занятия.

Площадь помещения школы составляет 1500 кв. метров. Здание имеет два этажа надземных этажа, один цокольный этаж. Количество учебных кабинетов — 9. Школа оснащена компьютерным классом, музыкальным классом, спортивным залом, столовой. Функции по обеспечению безопасности детей обеспечивает охранник.

Организационно-правовая форма школы - негосударственное образовательное учреждение (НОУ). Так как НОУ является некоммерческой организацией, полученная прибыль распределяется на расширение деятельности, улучшения качества предоставляемых услуг: закупку нового оборудования, открытие новых классов, привлечение преподавателей из высших учебных заведений для открытия новых дисциплин. Система налогообложения - упрощенная (УСН).

Описание услуг

Частная школа организует обучение с 1 по 9 класс. Профильными предметами заведения являются физика и математика, которые изучаются наиболее углубленно. Особое место уделяется изучению английского языка, что является ответом на одно из самых распространенных требований родителей. Обучение детей от 7 до 15 лет проводится в малых группах от 3 до 8 человек с одинаковым уровнем знаний. Курсы ведутся по методикам университетов США. Изучение ведется по нескольким основным аспектам, включая разговорную речь, письмо, грамматику, чтение. Обучение нацелено на снятие так называемого разговорного языкового барьера, на умение ясно и понятно выражать свои мысли и думать на английском языке. В отличие от результата обучения в школе, когда выпускник владеет лишь «английским со словарем», обучение в частной школе преследует достижение конкретного результата, например, дальнейшее обучение за рубежом, переезд заграницу на постоянное место жительства. Ученикам даются практические рекомендации по подготовке к экзаменам TOEFL, GRE, SAT, GMAT.

Также в школе осуществляются курсы по подготовке к ЕГЭ и ОГЭ по предметам: обществознание, физика, математика, русский язык, химия, английский язык. Так как работа школы нацелена на всестороннее развитие ребенка и раскрытие творческого потенциала, активное внимание уделяется дополнительным занятия (фортепиано, вокал, танцы). В отличие от школьных занятий с учениками проводятся оздоровительные зарядки. В стоимость обучения включается трехразовое питание (завтрак, обед, ужин). Помимо всего вышеупомянутого, в заведении ведется работа с дошкольниками по подготовке к учебному процессу. Полный перечень услуг с расценками представлен в Табл. 1.

Ценовой сегмент школы - средний при высоком качестве, что подтверждает квалификация преподавательского состава.

Таблица 1. Перечень услуг

Наименование

Описание

Стоимость
руб.

Начальное общее образование

1-4 классы. С 8.00 до 18.30

16 500/мес.
+20 000 вступительный взнос

Основное общее образование

5-9 классы. С 8.00 до 15.00

15 000/мес.
+15 000 вступительный взнос

Подготовка к школе

Курсы подготовки к школе

Группа продленного дня

Группа продленного дня

Индивидуальное занятие

Индивидуальные занятия по предмету, академический час — 45 мин.

Подготовка к ОГЭ и ЕГЭ

Групповые занятия по подготовке к ЕГЭ и ОГЭ, академический час — 45 мин.

Английский язык для школьников

Групповые занятия по изучению английского языка 4 раза в неделю для школьников 1-9 классов

Английский язык.
Интенсивный курс

Интенсивный курс английского языка для школьников 10-11 классов

Индивидуальный английский

Индивидуальные занятия по английскому языку, академический час — 45 мин.

Занятия по фортопиано

Индивидуальные занятия по фортепиано, академический час — 45 мин.

Занятия по вокалу

Занятия по вокалу

Танцы, хореография
(индивидуально)

Индивидуальные занятия по танцам, академический час — 45 мин.

Танцы, хореография
(в группах)

Групповые занятия по танцам, академический час — 45 мин.

Деятельность частной школы регулируется законом «Об образовании», а также следующими нормативными документами: Постановление Правительства РФ "Об утверждении Правил оказания платных образовательных услуг"; Постановление Правительства РФ "Об утверждении Типового положения об общеобразовательном учреждении"; Приказом о порядке аттестации педагогических работников; СанПиН 2.4.2.2821-10; Технический регламент о требованиях пожарной безопасности; ФЗ № 7 "О некоммерческих организациях".

Организационно-правовая форма школы - негосударственное образовательное учреждение (НОУ). Согласно российскому законодательству, образовательная деятельность подлежит обязательному лицензированию, которое осуществляется государственным органом управления образования субъекта РФ. Стоимость государственной пошлины с 2015 года - 7,5 тыс. рублей. Срок рассмотрения заявления о выдаче лицензии - 2 месяца. Коды по классификатору ОКВЭД - 80.10.1, 80.10.2, 80.10.3., 80.21.1.

После первого выпуска учащихся, но не ранее, чем через 3 года после получения лицензии учреждение имеет право обратиться с заявлением в Министерство образования о получении государственной аттестации для последующего получения аккредитации и выдаче ученикам документов государственного образца. До прохождения аккредитации выпускники заведения имеют возможность экстерном сдать экзамены в другом образовательном учреждении, прошедшем аккредитацию. Помимо лицензии на ведение образовательной деятельности, на открытие медицинского кабинета в школе понадобится медицинская лицензия.

Продажи и маркетинг

Рынок частного образования в России появился с начала 90-х годов. По данным маркетингового исследования, количество частных школ остается примерно на одном уровне. Так если в 1998 году насчитывалось 520 школ, то к 2010 году их число составило около 550. Это связано с тем, что на смену закрывшимся школам приходят новые. Доля негосударственных образовательных учреждений в России оценивается в пределах 1%. В числе факторов, замедляющих развитие частного образования в России можно назвать высокий уровень издержек школ на арендную плату, слабый уровень поддержки государства социально-ответственному бизнесу, а также отмену налоговых льгот.

На сегодня рассматриваемом городе действует около 35 частных образовательных учреждений. Среди них имеются как детские сады, так и частные школы, так и заведения, совмещающие несколько видов деятельности. Учитывая в целом низкий уровень конкуренции, каждое заведение стремится занять определенную нишу. При выборе спецификации данного проекта определяющим явились два фактора: это родительский спрос, а также тенденции на отечественном рынке труда. Согласно первому фактору, был сделан акцент на углубленное изучение английского языка и целенаправленная подготовка учеников к сдаче ЕГЭ по этому предмету, а также к сдаче зарубежных экзаменов. Согласно второму фактору, было принято решение сделать упор на углубленное изучение физики и математики в связи с ощутимым недостатком в стране квалифицированных специалистов по техническим специальностям.

Таким образом, учебное расписание формируют группы трех типов: группы с физико-математического направления, группы углубленного изучения английского языка, группы дополнительного образования. Именно специализация школы, а также качество предоставляемых услуг является основным способом привлечения клиентов. Перед записью на курсы ребенок и родители проходят процедуру анкетирования для более полного пониманию уровня знаний первого и учета пожеланий последних.

На старте деятельности для привлечения первых клиентов планируется рекламная компания в СМИ (телевидение и печать), и интервью директора частной школы об открытии нового заведения. По данным соцопросов, родители выбирают школу по следующим критериям: репутация школы (57%), квалификация педагогов (55%), близость к дому (43%), отзывы знакомых (35%), материальная база (11%). В связи с тем, что на старте своей деятельности заведению не уместно говорить о своей репутации, акцент на ознакомительных материалах СМИ планируется делать на планы развития и миссию нового заведения, основные болевые точки современного государственного образования, которые будут преодолены в процессе деятельности, методика обучения.

В интернете частная школа будет представлена официальным сайтом, где родители смогут найти исчерпывающую информацию о школе, преподавателях, миссии школы, ее учебных программах, задать интересующие их вопросы через электронную форму. Также на ресурсе школы в открытом доступе будет размещена информация о ценах на образовательные услуги. Стоимость проведения рекламной акции открытия с учетом создания сайта составит 70 тыс. руб.

План производства

Географически частная школа расположена в крупном жилом районе города, в прямой доступности общественного транспорта. Расстояние до остановки автобуса составляет 300 метров. Учебные занятия в режиме полупансиона проходят с понедельника по пятницу с 8.30 до 18.30 с сентября по июнь, в субботу и воскресенье проводятся дополнительные занятия и курсы с 9.00 до 21.00. В летнее время происходит расширение набора в группы дополнительного образования (интенсивные курсы).

На ремонт и оснащение здания, а также оборудование придомовой территории понадобится 10,5 млн. рублей. Площадь здания составляет 1500 кв. метров. Площадь учебных классов - 400 кв. метров, количество учебных классов - 10, что укладывается в принятые нормы по количеству кв. метров на 1 ученика (от 2,5-3,5 кв. метров на ученика). Затраты на оснащение школы приведены в Табл. 2. Помимо указанных трат предусмотрена закупка оборудования для дворовой территории и установку противопожарной сигнализации.

Таблица 2. Затраты на оборудование

Наименование

Цена, руб.

Кол-во, шт.

Стоимость
руб.

Учебные классы

Доска интерактивная + мультимедиа проектор

Компьютер

Учебная литература, учебно-методический материал

Сплит-система

Парта школьная

Приборы учебные для кабинета физики, комплект

Ковер напольный

Стул ученический регулируемый

Шкаф книжный

Стеллаж книжный

Стол-парта компьютерный

Стол учительский

Канцелярия

Цветок комнатный

Полка книжная

Аудиосистема для программ по аудированию + набор учебных дисков

Учебная таблица настенная

Стул учительский

Доска школьная магнитно-меловая

Учительская и кабинет директора

Компьютер

Сплит-система

Холодильник двухкамерный

Телефон стационарный

Канцелярия

Кресло офисное

Цветок комнатный

Медицинский кабинет

Аптека с базовым ассортиментом лекарств для школ (32 пункта)

Шкаф канцелярский

Кварц тубусный

Холодильник однокамерный

Шкаф медицинский двухсекционный

Канцелярия

Весы медицинские

Письменный стол

Стол медицинский со стеклянной крышкой

Спирометр

Динамометр ручной

Лампа настольная для офтальмологического и отоларингологического обследования

Ростометр

Ширма медицинская

Тонометр

Бикс большой

Умывальник

Таблица для определения остроты зрения

Бикс маленький

Фонендоскоп

Термометр медицинский

Коврик 1 х 1,5 м

Шприцы одноразовые с иглами 2,5,10

Жгут резиновый

Очки в детской оправе 56-58 мм с линзами 1 дптр

Грелка резиновая

Пузырь для льда

Лоток почкообразный

Шпатель металлический

Шины для верхних конечностей

Столовая

Котел пищеварочный

Жарочный шкаф трехсекционный

Холодильник

Плита электрическая

Стол обеденный

Линия раздачи

Набор столовых приборов

Мясорубка для пищеблока

Стеллаж для столовых подносов

Прилавок для столовых приборов

Кипятильник электрический

Вентиляционный отсос

Стол с моечной ванной

Стеллаж кухонный

Стол разделочный

Моечная ванна

Тарелка для первых блюд

Тарелка для вторых блюд

Полка настенная

Кастрюля

Скатерть

Нож кухонный

Доска разделочная

Спортзал

Баскетбольный щит с кольцом

Ворота футбольные переносные

Шведская стенка

Мяч баскетбольный

Стол теннисный с сеткой

Мяч волейбольный

Коврик индивидуальный

Мяч футбольный

Козел гимнастический

Мат спортивный

Скамейка гимнастическая жесткая

Вешалка настенная

Мяч для фитнеса

Гантели, комплект

Обруч гимнастический

Сетка волейбольная

Ракетки и мячи для настольного тенниса, комплект

Турник-брусья для шведской стенки

Скакалка

Канат для лазания с крепежом

Остальное

Фортепиано

Сантехника

Оборудование учебных коридоров (ковры, настенные указатели и плакаты, шторы, дверные таблички, зеркала, цветы, аквариум и пр.)

Хозяйственно-уборочный инвентарь

Гардероб школьный (вешалки напольные, скамейки)

Оборудование рабочей зоны охранника

до 10 % от общей суммы

Итого:

4 063 000

Управляющие функции возложены на директора (учредителя проекта) и заместителя по учебно-методической работе. Штатный преподавательский состав представлен 10 преподавателями (см. Табл. 3). Еще 5 преподавателей школы (учитель русского языка и литературы, учитель истории и обществознания, учитель хореограф, учитель физики и учитель математики), а также логопед и психолог работают по совместительству. Также школа для обеспечения нужд учеников имеет в штате медицинскую сестру, поваров и сотрудников школьной столовой, завхоза, уборщицу, охранника.

Таблица 3. Штатное расписание и фонд оплаты труда

Должность

Оклад, руб.

Кол-во, чел.

ФОТ, руб.

Директор

Заместитель директора по учебно-воспитательной работе

Бухгалтер

Учитель начальных классов

Учитель математики

Учитель физики

Учитель информатики

Учитель английского языка

Преподаватель музыки

Медсестра

Заведущий хозяйственной частью

Уборщица

Сотрудник столовой

Охранник

Итого:

Отчисления:

Итого с отчислениями:

К затратам текущего периода можно отнести заработную плату преподавателям и другим сотрудникам, закупку продуктов для школьной столовой, обслуживание здания и оплату коммунальных услуг.

Организационный план

Планируемый срок запуска проекта составляет 9 месяцев. Старт деятельности намечен на начало учебного года - сентябрь 2016.

Руководство учебным заведением осуществляет директор школы, который вправе в пределах своей компетенции дать обязательное для исполнения распоряжение любому работнику или ученику. Директор осуществляет общее руководство всеми направлениями деятельности школы в соответствии с Уставом заведения и законами РФ. В его ведении находится стратегическое планирование, развитие школы, постановка целей и задач. Директор утверждает и внедряет образовательные программы, учебные планы, курсы, дисциплины, годовые календарные учебные графики, осуществляет подбор кадров и определяет должностные обязанности сотрудников.

Непосредственно директору школы подчиняется заместитель директора по учебно-воспитательной работе. В его обязанности входит организация и перспективное планирование деятельности школы, учебно-воспитательного процесса и методической работы, координация работы преподавателей по выполнению учебных планов, разработка учебно-методической и иной документации, необходимой для деятельности школы, составление отчетной документации, просветительская работа с родителями, контроль и анализ учебного процесса и т.д.

Функции по оказанию образовательных услуг осуществляют преподаватели. Требования к преподавательскому составу школы заключаются не только в наличии государственного диплома о высшем образовании и должного уровня квалификации, но и присутствием необходимых для работы качеств, которые не всегда предъявляются в государственных учреждениях: коммуникабельности, умения находить подход к каждому ребенку и родителям, высокий уровень персональной ответственности, инициативность.

Финансовый план

К затратам подготовительного периода относятся: ремонт и перепланировка помещения - 4 837 000 руб.; оборудование территории школьного двора - 1 500 000 руб., оснащение школы - 4 063 000 руб., создание официального сайта - 30 000, получение разрешительной документации - 60 000 руб., рекламная компания открытия - 40 000 руб.

Затраты основного периода включают: зарплата сотрудникам школы (включая социальные отчисления), обслуживание школы и оплату коммунальных услуг, закупка продуктов для школьной столовой - из расчета 210 руб. на 1 ученика в день, телефонию и интернет. В Приложении 1 приведены основные финансовые показатели по выручке, денежному потоку и чистой прибыли на пятилетний период. Расчеты сделаны исходя из загрузки в первый учебный год 50%, второй год - 85%, третий и последующий годы - 90%.

Оценка эффективности проекта

Открытие частной школы потребует высокого уровня стартовых затрат, что обусловлено большим объемом работы по ремонту и необходимостью закупки большого перечня оборудования, включающего не менее 32 позиций. Срок окупаемости проекта составит 32 месяцев с момента открытия. Дисконтированный срок окупаемости — 38 месяцев. Показатели эффективности проекта, рассчитанные на пятилетний период, приведены в Табл. 4.

Таблица 4. Показатели эффективности проекта

Показатель

Значение

Ставка дисконтирования, %

Чистая приведенная стоимость (NPV), руб.

Срок окупаемости (PP), мес.

Дисконтируемый срок окупаемости (DPP), мес.

Индекс рентабельности (PI)

Риски и гарантии

В отличие от большинства подобных проектов проект данной частной школы не относится к категории образовательного бизнеса с высокой группой риска. Одно из основных его преимуществ - наличие помещения в собственности и отсутствие арендной платы. Отсутствие данной статьи расходов позволяет уделять большее внимание материальному обеспечению школы, вкладывать средства в совершенствование учебного процесса, привлечение новых кадров, закупку современного оборудования. Однако хозяйственная деятельность школы требует от руководства умения грамотно распределять имеющиеся в распоряжении средства, предвидеть новые возможные траты, гибко реагировать на ситуацию на рынке и изменения в законодательстве.

По мере роста узнаваемости школы, достижения определенных ощутимых результатов возможно повышение средних цен на услуги до 20-30% без ощутимых негативных изменений эластичности спроса. Основные риски отражены в Табл. 5.

Таблица 5. Оценка рисков проекта и мероприятия по предотвращению их наступления или их последствий

Риск

Вероятность
наступления

Степень
тяжести
последствий

Меры
по предотвращению

Привлечение недостаточного количества учеников, "урезание" количества предоставляемых услуг

Активное присутствие в СМИ, более тесная работа с потенциальными клиентами, использование конкурентных преимуществ

Затягивание подготовительного периода (трудности с получением документов, ремонт)

Следования разработанным алгоритмам работы, пользование услугами юриста, найм подрядчика с установленным сроком окончания работ

Природные катаклизмы, пожары и проч.

Следование требованиям поджарного надзора, использование системы оповещения, инструкции по безопасности для учащихся, проведение внеклассных занятий по ОБЖ, оборудование запасного выхода

Рост числа конкурентов в регионе

Использование конкурентных преимуществ, расширение спектра услуг, работа над улучшением качественных показателей

Приложения

Основные финансовые показатели по выручке, денежному потоку и чистой прибыли на пятилетний период

В итоге весной 2016 года Шурыгина продала Дубровиной свою долю в уставном капитале, а также получила дивиденды после распределения прибыли. По словам Дубровиной, выплата составила порядка 350 тыс. руб.

Школа за два месяца

После этого Шурыгина ушла в декрет и родила третьего сына, но не оставила замысла открыть свою школу. В июне 2016-го ее знакомая, владелица бизнес-центра «Москва-Сокол» на Ленинградском проспекте, предложила низкую арендную ставку (какую, Шурыгина не разглашает, ссылаясь на личную просьбу хозяйки) на подходящее помещение, и она решила не откладывать мечту в долгий ящик.

На этот раз Шурыгина стала искать уже не партнеров, а наемных сотрудников, которые помогли бы ей поднять проект. «Когда я решила, что открываю школу, то опубликовала на Facebook запрос, не хочет ли кто-нибудь посидеть со мной в кафе и провести «мозговой штурм». Откликнулось порядка шести человек, почти все — директора детских проектов», — вспоминает Лола. Среди них была Екатерина Сикорская, экс-соучредитель развивающего детского центра «Солнечный город», работающего по методике Монтессори, впоследствии она стала исполнительным директором школы и заместителем Шурыгиной. «Катя была самой молчаливой на той встрече, — вспоминает Лола. — Я ее спросила: почему вы все время молчали? А она говорит: «А чего болтать? Делать надо!» И я поняла, что мы сработаемся».

Лола Шурыгина

Шурыгина и Сикорская первым делом объявили набор в новую школу и начали искать учителей. Большинство родителей пришли через «сарафанное радио» — кто-то знал Шурыгину или Сикорскую по предыдущим проектам, кто-то заинтересовался объявлением в Facebook. С поиском учителей возникли проблемы: Шурыгина перебрала более 80 резюме и провела десятки собеседований, но подходящий педагог начальных классов никак не находился. «Мы искали человека, знакомого с методикой развивающего обучения, который уже применял бы ее на практике, чтобы у него была приятная внешность, грамотная речь, желание учиться и расти. При таком количестве требований очень сложно было найти учителя без признаков эмоционального выгорания», — говорит Шурыгина. В итоге опять помог Facebook: там не только нашли учителя, но и впоследствии собрали бóльшую часть персонала, рассказала Екатерина Сикорская.

Но судьба проекта снова повисла на волоске: хозяйка помещения не смогла договориться с партнерами и попросила Шурыгину съехать. Найти новое помещение и отремонтировать его за месяц до начала учебного года казалось делом безнадежным. А в ремонт Шурыгина уже вложила 450 тыс. руб. (впоследствии их удалось компенсировать лишь частично). «Положение было отчаянным», — говорит Лола.

Однако ей повезло: в базе недвижимости ЦИАН она нашла бывшее здание Московского института управления, которое подходило под образовательные цели. «Еще месяц мы согласовывали договор аренды и только 10 сентября начали ремонт», — вспоминает она. Официальное начало учебного года было уже позади, поэтому часть родителей, которые собирались в «Макарун», отдали своих детей в другие школы. Остальным Лола клятвенно пообещала запуститься в начале октября.

Название «Макарун» Шурыгина придумала сама. «Поначалу мы немного сомневались, подойдет ли это странное слово, — вспоминает Екатерина Сикорская. — Муж меня спросил, как называется школа, куда я иду работать. — «Макарун». — А что это? — И тут моя дочка говорит: это же такие вкусные круглые печеньки! И стало понятно, что название сработает».

На подготовку оставалось так мало времени, что часть процессов пришлось «допиливать» уже после запуска, вспоминает Шурыгина. Но 3 октября 2016 года школа «Макарун», как и было обещано, открыла двери. На открытие одна из родительниц испекла огромный торт с теми самыми миндальными печеньками.

Школьная экономика

Общий бюджет проекта составил 8,75 млн руб. По словам Шурыгиной, 7 млн руб. из этой суммы — субсидия департамента науки и промышленности Москвы на создание центров молодежного инновационного творчества. Тут Лоле пригодился предыдущий опыт работы с тендерной документацией. По ее словам, получить субсидию не так сложно, как кажется многим: «Достаточно подать заявку на конкурс, она рассматривается комиссией, и если доказываешь намерение реализовать проект, это, как правило, находит отклик».

В первой половине дня «Макарун» работает как школа, а после обеда в центре открываются мастерские и научные лаборатории, где дети занимаются творчеством, от рисования до 3D-моделирования и робототехники. На оборудование лабораторий и пошла бóльшая часть субсидии, остальное потратили на ремонт и закупку мебели. Кроме того, одну из комнат в здании отвели под детский сад.

Около 1,75 млн руб. Шурыгина вложила из собственных средств вместе с мужем Сергеем Шурыгиным, который стал единственным учредителем школы (ООО «Техникум»). «Муж принял мое желание основать школу как неизбежность, но согласился в этом участвовать, когда понял, что танк поехал и не разбирает дороги», — смеется Лола.

После запуска в школу пришлось вложить еще около 2 млн руб. «Нам важно было организовать комфортную среду, а это подразумевает множество мелочей, которые формируют комфорт родителя и ребенка, — купить доску объявлений, светильники, перепахать землю перед зданием, поставить заборчик», — говорит она.

Сейчас операционные расходы школы составляют 1,3 млн руб. в месяц, бóльшая часть из которых идет на аренду и ФОТ. Команда «Макаруна» насчитывает 39 человек постоянных и временных сотрудников, включая 30 учителей (11 — на основной блок и 17 — на дополнительный, мастерские и кружки), двух тьюторов-ассистентов и администраторов. На аренду помещения площадью 430 кв. м уходит примерно 400 тыс. руб., на зарплаты — более 700 тыс. руб. с учетом налогов.

В 2016-2017 учебном году в школе учились 17 детей в двух классах — первом и втором, еще семь дошкольников росли в детском саду, в основном это младшие братья и сестры учеников «Макаруна». По идее, число детей может быть больше в несколько раз без существенного увеличения затрат. По словам Шурыгиной, на одного педагога может приходится трое-пятеро детей. Чтобы привлечь новых школьников на следующий учебный год, весной 2017-го хозяйка школы начала рекламную кампанию через «Яндекс.Директ» и социальные сети.

«При запуске я слишком сильно полагалась на «сарафанное радио». Если бы мы тогда вложились в рекламу, возможно, сейчас уже были бы в плюсе», — говорит Шурыгина. По ее словам, сейчас школа работает с операционным убытком около 400 тыс. руб. в месяц, однако к сентябрю этого года планирует выйти на операционную прибыль, поскольку на следующий учебный год же заключила 20 контрактов, а всего планирует принять 40 учеников. При этом пик спроса обычно приходится на август. Это уже выводит проект в плюс. Отбить инвестиции школа может через два-три года, рассчитывает Шурыгина.

Стоимость обучения в школе начинается от 30 тыс. руб. в месяц, максимальная цена с продленкой и кружками — 46 тыс. руб. Детский сад обходится родителям в 29 тыс. руб.

Чему учат в школе «Макарун»

Обучение строится по традиционной модели, но есть и различия. Во-первых, учителя ведут уроки по учебникам для развивающего обучения, проводят факультативы по чтению, используют оригинальную методику выработки у ребенка красивого почерка. Во-вторых, в школе действует тьюторский подход: каждый предмет ведет отдельный педагог, а работать ему помогает тьютор — ассистент, который следит за дисциплиной на уроке, а на переменах помогает устраивать игры. Кроме того, тьютор наблюдает за детьми как психолог — следит за их успехами и разрешает конфликты, помогает работать над проектами.

Занятия начинаются в 9:00: сначала физическая разминка, затем четыре-пять уроков, прогулка, обед, подготовка домашних заданий, а потом либо кружки, либо продленка до шести-семи часов вечера. Раз в месяц в субботу устраивают «семейный день», когда в школу приглашают психолога, ортопеда либо других специалистов, с которыми могут проконсультироваться родители.

В школе есть урок коммуникаций — это синтез из психологии, тренинга общения и преподавания этикета, где школьников учат общаться, правильно осознавать себя и разрешать конфликты. Во втором полугодии дети посещают специальный урок-проект, где изучают основы предпринимательства.

На «испытательном сроке»

Запуск частной школы предполагает соблюдение обязательных требований. Во-первых, необходимы лицензия и государственная аккредитация, позволяющая выпускать собственные аттестаты. Чтобы ее получить, школа должна осуществить хотя бы один выпуск учеников. «Государство здесь защищает интересы потребителя образовательных услуг. Тут дело в некоем испытательном сроке, который должна пройти школа, чтобы показать, что она не однодневка, не начнет штамповать дипломы», — говорит председатель правления «Лиги образования» Сергей Сафронов.

Пока «испытательный срок» не пройден, а первого выпуска еще ждать и ждать, частные школы нередко работают в формате досуговых и развивающих центров образования, что не требует лицензирования. Это не значит, что официально ученики не получают знаний по программе. Например, дети из «Макаруна» числятся на домашнем обучении в аккредитованной частной школе «Наши пенаты». Это обходится «Макарун» примерно в 42 тыс. руб. в год (по 2,5 тыс. на ребенка). «Нам два-три раза в год присылают контрольные, мы их выполняем, пересылаем, их проверяют, выставляют оценки в электронный дневник и заносят в личное дело каждого ученика», — говорит Шурыгина.

Сергей Сафронов говорит, что многие частные школы начинают работать по такой схеме: «Получение лицензии — процесс сложный и долгий, а нужно опробовать бизнес-модель, наладить образовательный процесс. По сути, это тест-драйв до того момента, пока проект не станет большим и его не надо преобразовывать в нечто формальное».


Лола Шурыгина (Фото: Владислав Шатило / РБК)

Во-вторых, зарегистрированная общеобразовательная школа должна функционировать как некоммерческая организация. По закону «О некоммерческих организациях» она хотя и может получать прибыль, но не имеет права распределять ее между учредителями. Таким образом, основатели частной школы обязаны реинвестировать всё заработанное в развитие. «Школа — это же не столовая, где можно каждый пирожок с накруткой 100-200% продавать. Практически всё, что нам приносят родители, позволяет нам выйти «в ноль», покрывая основные расходы. Если что-то остается, это уходит на развитие школы», — рассказал Владимир Андреев, директор петербургской частной школы «Обучение в диалоге», которую он основал в 1988 году.

Но возможность превратить школу в полноценный бизнес все-таки есть. Если зарабатывать на уроках нельзя, то на продленке, дополнительных курсах, услугах психолога и логопеда можно. По словам Шурыгиной, сейчас на выручку от дополнительных услуг приходится примерно 25% общих доходов, в будущем она планирует довести эту цифру минимум до 60%. Лола также намерена разделить школу на два юрлица — НОУ (некоммерческое образовательное учреждение с лицензией и аккредитацией) и ООО. Таким образом можно будет отделить образовательную часть от коммерческой и иметь возможность выводить прибыль.


Бизнес или подвижничество

В Москве работают 158 аккредитованных частных школ и детских садов, рассказала РБК председатель московского отделения Ассоциации некоммерческих образовательных организаций Карина Чернякова. Большинство из них были основаны еще в 1990-е. Еще несколько десятков новых работают без аккредитации, например, как организации дополнительного образования или детские клубы.

Стоимость обучения во многом зависит от района: в «рабочих» обучение стоит от 27-35 тыс. руб. в месяц, в более престижных — от 45 тыс. В крупнейших и наиболее известных частных школах столицы, например в Павловской гимназии или Ломоносовской школе, стоимость обучения превышает 150 тыс. руб. в месяц. Для района станции метро «Сокол», где располагается «Макарун», базовая цена 30 тыс. руб. кажется достаточно демократичной.

Несмотря на высокие цены, частные школы — это не столько бизнес, сколько подвижничество, возможность заниматься любимым делом без бюрократии, с которой сталкиваются сотрудники государственных школ, считает Карина Чернякова: «Бóльшая часть давно работающих частных школ Москвы — это авторские заведения, которые создавали сами педагоги, и эти руководители создали для себя и своих сотрудников довольно высокооплачиваемые рабочие места».

Со спросом проблем нет, уверяет Чернякова: «В государственных школах учителя разучились работать. Раньше, если ребенок что-то не понимал, учитель оставлял его после уроков, занимался с ним, а сейчас это отдельная услуга». Поэтому многие делают выбор в пользу частных школ, где детей в числе прочего кормят два-три раза в день, а учителя делают с ними уроки на продленке.

Частные школы привлекательны атмосферой, которая в них создается, уверен Сергей Сафронов из «Лиги образования»: «Есть, конечно, школы-комбинаты, которые предлагают дежурный коктейль из популярных на рынке услуг, но обычно частные школы удовлетворяют потребности тех родителей, которые задумываются о том, какую систему воспитания для своего ребенка выбрать, какие идеи заложить».

Загрузка...