last-tochka.ru

Важные изобретения 19 века таблица. §30. «Научные открытия и изобретения. Никола Тесла — переменный ток, электродвигатель, технологию радио, пульт дистанционного управления

Изобретения 19 века. От благодарных потомков

Изобретения 19 века заложили научный и практический фундамент открытий и изобретений 20 века. Девятнадцатый век стал трамплином для рывка цивилизации. В этой статье я расскажу о самых значимых и выдающихся научных достижениях девятнадцатого века. Десятки тысяч изобретений, новые технологии, фундаментальные научные открытия. Автомобили, авиация, выход в космическое пространство, электроника… Можно долго заниматься перечислением. Все это стало возможным в 20-ом веке благодаря научным и техническим изобретениям века девятнадцатого.

К сожалению, в одной статье невозможно подробно рассказать о каждом изобретении, созданном в позапрошлом веке. Поэтому в этой статье, обо всех изобретениях будет рассказано настолько коротко, насколько это возможно.

Изобретения 19 века. Эпоха пара. Рельсы

Девятнадцатый век стал золотым для паровых машин. Изобретенная в восемнадцатом столетии, она всё больше совершенствовалась, и к середине века девятнадцатого использовалась практически везде. Заводы, фабрики, мельницы…
А еще в 1804 году англичанин Ричард Тревитик установил паровую машину на колеса. А колеса опирались на металлические рельсы. Получился первый паровоз. Разумеется, он был очень несовершенен и использовался в качестве занятной игрушки. Мощности паровой машины хватало лишь на передвижение самого паровоза, да небольшой тележки с пассажирами. О практическом использовании этой конструкции речи не шло.

Но ведь паровую машину можно поставить и помощнее. Тогда и грузов паровоз сможет перевозить больше. Конечно, железо дорого и создание железной дороги влетит в копеечку. Но хозяева угольных шахт и рудников умели считать деньги. И с середины тридцатых годов позапрошлого века по равнинам Метрополии, шипя паром и распугивая лошадей и коров, пошли первые паровозы.

Такие вот неуклюжие конструкции позволили резко увеличить грузооборот. От шахты к порту, от порта к сталеплавильной печи. Появилась возможность выплавлять больше железа, а из него создавать больше машин. Так паровоз и потащил за собой технический прогресс вперед.

Изобретения 19 века. Эпоха пара. Реки и моря

А первый пароход, готовый к практическому использованию, а не являющийся очередной игрушкой, зашлепал по Гудзону гребными колесами в 1807 году. Его изобретатель, Роберт Фултон, установил паровую машину на небольшое речное судно. Мощность двигателя была невелика, но всё-же пароход делал до пяти узлов в час без помощи ветра. Пароход был пассажирским, но поначалу мало кто отваживался ступить на борт столь необычной конструкции. Но постепенно дело наладилось. Ведь пароходы меньше зависели от капризов природы.

В 1819 году Саванна, судно с парусной оснасткой и вспомогательной паровой машиной, впервые пересекло Атлантический океан. Большую часть пути моряки использовали попутный ветер, а паровой двигатель использовали во время штиля. А спустя 19 лет пароход Сириус совершил переход через Атлантику только с помощью пара.

В 1838 году англичанин Френсис Смит установил вместо громоздких гребных колес винт, который обладал гораздо меньшими размерами и позволял кораблю развивать большую скорость. С внедрением винтовых пароходов пришел конец многовековой эпохе красавцев парусников.

Изобретения 19 века. Электричество

В девятнадцатом веке опыты с электричеством привели к созданию множества приборов и механизмов. Ученые и изобретатели проводили множество экспериментов, вывели основополагающие формулы и понятия, используемые и в нашем, 21 веке.

В 1800 году итальянский изобретатель Алессандро Вольта собирает первый гальванический элемент – прообраз современной батарейки. Диск из меди, затем тряпочка, смоченная в кислоте, далее кусочек цинка. Такой бутерброд создает электрическое напряжение. А если соединять такие элементы между собой, получается батарея. Её напряжение и мощность напрямую зависят от количества гальванических элементов.

1802 год, русский ученый Василий Петров, сконструировав батарею из нескольких тысяч элементов, получает Вольтову дугу, прообраз современной сварки и источник света.

В 1831 году Майклом Фарадеем изобретен первый электрический генератор, который может превращать механическую энергию в электрическую. Теперь нет надобности обжигаться кислотой и собирать воедино бесчисленные металлические кружки. На базе этого генератора Фарадей создает электрический двигатель. Пока это еще демонстрационные модели, наглядно показывающие законы электромагнитной индукции.

В 1834 году русский ученый Б. С. Якоби конструирует первый электродвигатель с вращающимся якорем. Этот мотор уже может найти практическое применение. Лодка, приводимая в движение этим электромотором, идет против течения по Неве, везя 14 пассажиров.

Изобретения 19 века. Электрическая лампочка

Начиная с сороковых годов девятнадцатого века, идут эксперименты по созданию ламп накаливания. Ток, пропущенный через тонкую металлическую проволоку разогревает её до яркого свечения. К сожалению, металлический волосок очень быстро перегорает, и изобретатели бьются над увеличением срока службы лампочки. В ход идут различные металлы и материалы. Наконец, в девяностых годах девятнадцатого века русский ученый Александр Николаевич Лодыгин представляет ту электрическую лампочку, к которой мы привыкли. Это стеклянная колба, из которой выкачан воздух, в качестве нити накаливания используется спираль из тугоплавкого вольфрама.

Изобретения 19 века. Телефон

В 1876 году американец Александр Белл патентует «говорящий телеграф», прообраз современного телефона. Этот аппарат еще несовершенен, качество и дальность связи оставляют желать лучшего. Отсутствует привычный всем звонок и для вызова абонента нужно свистеть в трубку специальным свистком.
Буквально через год Томас Эдисон совершенствует телефон, устанавливая угольный микрофон. Теперь абонентам не надо истошно вопить в трубку. Дальность связи увеличивается, появляется привычная телефонная трубка и звонок.

Изобретения 19 века. Телеграф

Телеграф тоже был изобретен в начале девятнадцатого века. Первые образцы были очень несовершенны, но затем произошел качественный скачек. Использование электромагнита позволило быстрее отправлять и принимать сообщения. А вот существующая легенда об изобретателе телеграфной азбуки Семуэле Морзе не совсем верна. Морзе изобрел сам принцип кодирования — сочетание коротких и длительных импульсов. Но саму азбуку, числовую и буквенную, создал Альфред Вейл. Телеграфные линии со временем опутали всю Землю. Появились подводные кабели, связавшие Америку и Европу. Огромная скорость передачи данных тоже внесла существенную лепту в развитие науки.

Изобретения 19 века. Радио

Радио тоже появилось в девятнадцатом веке, в самом его конце. Принято считать, что первый радиоприемник изобрел Маркони. Хотя его открытию предшествовали работы и других ученых, и во многих странах первенство этого изобретателя часто ставят под сомнение.

К примеру, в России изобретателем радио считают Александра Степановича Попова. В 1895 году он представил свой прибор, названный грозоотметчиком. Молния во время грозы вызывала электромагнитный импульс. С антенны этот импульс поступал в когерер – стеклянную колбу с металлическими опилками. Электрическое сопротивление резко уменьшалось, ток шёл через проволочную обмотку электромагнита звонка, раздавался сигнал. Затем Попов неоднократно модернизировал своё изобретение. Приемопередатчики были установлены на боевых кораблях Российского Военного Флота, дальность связи достигала двадцати километров. Первое радио даже спасло жизни рыбаков, отколовшихся на льдине в Финском заливе.

Изобретения 19 века. Автомобиль

История автомобиля тоже берет свое начало в девятнадцатом веке. Конечно, знатоки истории могут вспомнить и паровой автомобиль француза Кюньо, первый выезд которой состоялся в 1770 году, кстати, первый выезд закончился и первым ДТП, паровая телега врезалась в стену. Изобретение Кюньо нельзя считать настоящим автомобилем, это больше технический курьез.
Изобретателем же настоящего автомобиля, который подходит для повседневного практического применения, с большой долей уверенности можно считать Даймлера Бенца.

Первый выезд на своем автомобиле Бенц совершил в 1885 году. Это был трехколесный экипаж, с бензиновым мотором, простейшим карбюратором, электрическим зажиганием и водяным охлаждением. Был даже дифференциал! Мощность двигателя составляла чуть менее одной лошадиной силы. Моторный экипаж разгонялся до 16 километров в час, чего при рессорной подвеске и простейшем рулевом управлении, вполне хватало.

Конечно, автомобилю Бенца предшествовали и другие изобретения. Так, бензиновый, а точнее газовый, двигатель был создан в 1860 году. Это был двухтактный мотор, в качестве горючего использовавший смесь светильного газа и воздуха. Зажигание было искровым. По своей конструкции он напоминал паровую машину, но был легче и не требовал времени для розжига топки. Мощность двигателя составляла порядка 12 лошадиных сил.
В 1876 году немецкий инженер и изобретатель, Николаус Отто, сконструировал уже четырехтактный газовый двигатель. Он получился более экономичным и тихим, хотя и более сложным. В теории двигателей внутреннего сгорания даже есть термин «Цикл Отто», названный в честь создателя этой силовой установки.
В 1885 году два инженера, Даймлер и Майбах конструируют легкий и компактный карбюраторный двигатель, работающий на бензине. Этот агрегат устанавливает на свой трехколесный экипаж Бенц.

В 1897 году Рудольф Дизель собирает двигатель, в котором воспламенение смеси воздуха и топлива происходит от сильного сжатия, а не от искры. В теории такой двигатель должен оказаться экономичней карбюраторного. Наконец двигатель собран и теория подтверждается. Теперь грузовики и суда используют двигатели, именуемые дизелями.
Конечно, изобретаются еще десятки и сотни автомобильных мелочей, вроде катушки зажигания, рулевого управления, фар, и многого другого, сделавшего автомобиль удобным и безопасным.

Изобретения 19 века. Фотография

В 19 веке появилось еще одно изобретение, без которого сейчас, кажется, немыслимо существование. Это фотография.
Камера – обскура, ящик с отверстием в передней стенке, известна еще с давних времен. Еще китайские ученые заметили, что если комната плотно задрапирована шторами, и на шторе есть маленькое отверстие, то в яркий солнечный день на противоположной стене появляется изображение пейзажа за окном, хотя и перевернутое. Этим феноменом часто пользовались фокусники и нерадивые художники.

Но только в 1826 году француз Жозеф Ньепс нашел более практичное применение ящику, собирающему свет. На лист стекла Жозеф нанес тонкий слой асфальтового лака. Затем первую фотопластинку установили в аппарат и… Для того, чтобы получилось изображение, нужно было ждать около двадцати минут. И если для пейзажей это не считалось критичным, то желающие запечатлеть себя в вечности должны были постараться. Ведь малейшее движение приводило к испорченному, размытому кадру. Да и процесс получения изображения не походил еще на ставший привычным в двадцатом веке, а стоимость такой «фотки» была очень велика.

Спустя несколько лет появились более чувствительные к свету химические реактивы, теперь не нужно было сидеть, уставившись в одну точку и бояться чихнуть. В 1870-х годах появилась фотобумага, а спустя десять лет на смену тяжелым и хрупким стеклянным пластинкам пришла фотопленка.

История фотографии настолько интересна, что мы обязательно посвятим ей отдельную большую статью.

Изобретения 19 века. Грамофон

А вот устройство, позволяющее записывать и воспроизводить звук, появилось почти на рубеже веков. В конце ноября 1877 года изобретатель Томас Эдисон представил свое очередное изобретение. Это был ящик с пружинным механизмом внутри, длинным цилиндром, покрытым фольгой и рупором снаружи. Когда механизм был запущен, многим показалось, что произошло чудо. Из металлического раструба доносились, пусть тихо и неразборчиво, звуки детской песенки про девочку, приведшую в школу своего ягненка. Причем песенку исполнял сам изобретатель.
Вскоре Эдисон усовершенствовал сой прибор, назвав его фонографом. Вместо фольги стали использоваться цилиндрики из воска. Качество записи и воспроизведения улучшилось.

Если вместо воскового цилиндрика использовать диск из прочного материала, то громкость и длительность звучания увеличатся. Впервые диск из шеллка использовал в 1887 году Эмиль Берлиннер. Аппарат, названный граммофоном, завоевал большую популярность, ведь штамповать пластинки с записями оказалось намного быстрее и дешевле, чем записывать музыку на цилиндрики из мягкого воска.

А вскоре появились и первые звукозаписывающие компании. Но это уже история двадцатого века.

Изобретения 19 века. Военное дело

Ну и конечно, технический прогресс не обошел и военных. Из наиболее значимых военных изобретений девятнадцатого века можно отметить массовый переход с дульнозарядных гладкоствольных ружей на нарезное огнестрельное оружие. Появились патроны, в которых порох и пуля составляли единое целое. На ружьях появился затвор. Теперь солдату не надо было отдельно засыпать в ствол порох, затем вставлять пыж, потом заталкивать пулю и снова пыж, орудуя при каждой операции шомполом. Скорострельность выросла в несколько раз.

Царица полей, артиллерия, тоже претерпела похожие изменения. Со второй половины девятнадцатого века стволы орудий стали нарезными, резко повысив точность и дальность стрельбы. Заряжение теперь происходило с казенной части, а вместо ядер стали использовать цилиндрические снаряды. Стволы орудий отливались теперь не из чугуна, а из более прочной стали.

Появился пироксилиновый бездымный порох, был изобретен нитроглицерин – маслянистая жидкость, взрывающаяся при небольшом толчке или ударе, а затем и динамит – всё тот – же нитроглицерин, смешанный со связующими веществами.
Девятнадцатый век подарил генералам и адмиралам первый пулемет, первую подводную лодку, морские мины, неуправляемые ракеты и бронированные стальные корабли, торпеды, солдаты получили взамен красных и синих мундиров, годных только для парадов, удобную и незаметную на поле боя форму. Для связи стал использоваться электрический телеграф, а изобретение консервов сильно упростило обеспечение армий продовольствием. Многим раненым спасла жизнь изобретенная в 1842 году анестезия.

Изобретения 19 века. Спичка

В девятнадцатом веке было придумано очень много вещей, подчас незаметных в быту. Были изобретены спички, самая вроде бы простая и обычная вещь, но для появления этой маленькой деревянной палочки понадобились открытия химиков и конструкторов. Были созданы специальные станки для массового производства спичек.

1830г. — Томас МакКолл из Шотландии изобретает двухколесный велосипед

1860г. — Пьер Мишо из Франции модернизирует велосипед, добавив к нему педали

1870г. — Джеймс Старли из Франции создает модификацию велосипеда с большим колесом

1885г. — Джон Кемп из Австралии делает велосипед более безопасным

1960г. в США появляется гоночный велосипед

В середине 1970-х годов в США появляется горный велосипед.

Изобретения 19 века. Стетоскоп

Вспомните поход к врачу – терапевту. Холодное прикосновение к телу металлического кругляша, команды «Дышите — не дышите». Это стетоскоп. Он появился в 1819 году из-за нежелания французского врача Рене Лаэннека приставлять ухо к телу пациента. Сначала эскулап использовал трубочки из бумаги, потом из дерева, ну а потом стетоскоп был усовершенствован, стал еще удобней, и современные приборы используют те –же принципы действия, сто и первые бумажные трубки.

Изобретения 19 века. Метроном

Для обучения начинающих музыкантов, для получения чувства ритма в девятнадцатом веке изобрели метроном, несложный механический прибор, который равномерно издавал щелчки. Частота звуков регулировалась перемещением специального грузика по шкале маятника.

Изобретения 19 века. Металлические перья

Девятнадцатый век принес облегчение и спасителям Рима – гусям. В 1830 – х годах появились металлические перья, теперь не было нужды бегать за этими гордыми птицами, с целью одолжить перо, да и править стальные перья не было нужды. Кстати, перочинный нож использовался первоначально для постоянной заточки птичьих перьев.

Изобретения 19 века. Азбука для слепых

Будучи еще малышом, изобретатель азбуки для слепых, Луи Брайль ослеп сам. Это не помешало ему выучиться, стать педагогом, и изобрести специальный метод обьемной печати, теперь буквы можно было осязать пальцами. Азбука Брайля используется и поныне, благодаря ей люди, потерявшие зрение или слепые с рождения, смогли получить знания, устроиться на интеллектуальную работу.

В 1836 году на одном из безкрайних пшеничных полей Калифорнии появилась занятная конструкция. Несколько лошадей тянули повозку, которая шумела, скрипела, взвизгивала, пугала ворон и добропорядочных фермеров. На повозке вразнобой вертелись зыбчатые колеса, грохотали цепи и сверкали лезвия ножей. Этот механический монстр пожирал пшеницу и выплевывал никому не нужную солому. А пшеница скапливалась во чреве чудовища. Это был первый зерноуборочный комбайн. Позднее комбайны стали еще более производительны, но и требовали всё больше тяговой силы, до сорока лошадей или волов тянули по полям механических монстров. Под конец девятнадцатого века паровая машина пришла на помощь лошадкам.

Справочная таблица важнейшие изобретения и открытия мира содержит основные даты важнейших изобретений и открытий мира в истории человечества. Таблица будет полезна школьникам и студентам при подготовке к зачетам, экзаменам и ЕГЭ.

Важнейшие изобретения и открытия

В Китае изготовлена бумага.

В Китае появились бумажные деньги.

Первое применение навигационного буя (река Везер, Германия).

Зафиксировано первое употребление ком-паса в Европе (Италия).

Болонская школа права впервые в Европе по-лучила статус университета

Зафиксированы первые ветряные мельни-цы в Европе.

Зафиксировано первое боевое употребление пороха (Китай).

В Италии изготовлены первые очки.

Начато товарное производство спирта (Ита-лия).

Изготовлены первые сохранившиеся до на-ших дней механические часы (Англия).

Первое упоминание об игральных картах в Европе (Италия).

Появление первой книги по теории шахмат (Испания).

В Лондоне построен первый водопровод в Ев-ропе со времен Рима.

В Голландии сконструирован первый теле-скоп.

В Голландии созданы подзорная труба и би-нокль.

Впервые в Европе начато производство шо-колада (Франция).

Г. Галилей изготовил первый телескоп, с по-мощью которого открыл лунные горы, кольца Са-турна и спутники Юпитера.

Р. Гук открыл клеточное строение живого вещества.

В Мейсене (Германия) начато производство фарфора.

Создана « лейденская банка» - первый элек-трический конденсатор, что позволило накапли-вать значительные разряды электричества.

В Германии изготовлен первый карандаш.

В Великобритании изобретен унитаз со сливным бачком.

Британец Э. Картрайт сконструировал ткац-кий станок, выполнявший все операции ткацкого производства.

Впервые изготовлена эмалированная по-суда.

Французское Национальное собрание при-няло закон о метрической системе мер.

В Великобритании сделана первая прививка от оспы.

Г. Модели сконструировал токарно-винто-резный станок с механическим суппортом, что дало возможность производить станки при помо-щи других станков.

Американец Р. Фултон построил «Клер-монт» - первый пароход в мире.

Открыт первый завод по производству кон-сервов в жестяных банках.

В Великобритании Дж. Стефенсон построил 4Ракету» - первый практически использовав-шийся паровоз.

В США изобретены спички.

Во Франции изготовлена пишущая машинка.

Сконструирован дагерротип - прообраз фо-тоаппарата.

В США создан телеграф - первое примене-ние электричества в технике - и отправлено пер-вое телеграфное сообщение.

В США Проведена первая хирургическая операция с применением анестезии.

Сконструирована швейная машина И. Зин-гера.

В продаже появился первый коробок со спич-ками.

В Лондоне сдана первая очередь метрополи-тена.

В России Д. И. Менделеев открывает перио-дический закон, на основе которого составляет пе-риодическую систему химических элементов.

В Вене выпущена первая открытка.

Эдисон усовершенствует электрическую лампу.

А. Белл сконструировал первый телефонный аппарат.

Т. Эдисон начинает промышленное изготов-ление ламп накаливания.

В Германии изобретен первый лифт с элек-трическим приводом.

В США запатентован первый фотоаппарат современного типа. В Берлине пущен первый трамвай.

Т. Эдисон открывает первую электростан-цию общего пользования.

В США сконструирован пулемет Максима.

В Германии изготовлен первый автомобиль с двигателем внутреннего сгорания.

В Нью-Йорке построено первое высотное зда-ние («небоскреб», 10 этажей).

В США сконструированы отбойный молоток и электрический стул.

На текстильной фабрике в США установлен электродвигатель - первое промышленное приме-нение электричества.

А. С. Попов (Россия) сконструировал радио-приемник.

Братья Л. и О. Люмьер (Франция) изобрета-ют кинематограф.

В. К. Рентген открывает икс-лучи, извест-ные нам сегодня как рентгеновские.

В США создан первый пылесос.

Братья Райт сконструировали первый само-лет.

Открытие радиоактивности.

Открытие групп крови у человека - начало переливания крови.

Сконструирована бормашина с электриче-ским приводом - революция в зубоврачебном деле.

В США изготовлен первый холодильник.

Обнаружен возбудитель дизентерии.

Норвежский путешественник Р. Амундсен впервые достигает Южного полюса.

В Нью-Йорке установлен первый трехцвет-ный светофор.

Открытие инсулина группой ученых под руководством Дж. Маклеода - возможность лечения сахарного диабета.

Открытие А. Флемингом пенициллина - первого антибиотика.

В Нью-Йорке сооружен «Эмпайр Стейт Бил-динг» - долгое время самое высокое здание в мире (102 этажа).

В США снят первый цветной кинофильм.

Доклад Ф. и И. Жолио-Кюри об открытии ис-кусственной радиоактивности.

В Великобритании и Германии начато регу-лярное телевизионное вещание.

В Германии создан первый реактивный са-молет.

Создание в США первого электронного ком-пьютера.

В Японии начато производство транзистор-ных радиоприемников - первое применение тран-зисторов в продуктах массового потребления.

Открыта молекула ДНК.

Запуск первого искусственного спутника Земли.

Первый полет человека в космос (Ю. Гагарин).

Первый выход человека в откры-тый космос.

Высадка людей на Луне (Н. Армст-ронг).

В США изобретен микропроцессор на кремние-вых чипах.

В продаже появились персональные компь-ютеры фирмы «Майкрософт» (Б. Гейтс) - первые компьютеры, рассчитанные на массовое потребле-ние.

Обнаружен вирус СПИДа.

Разработана всемирная компьютерная сеть.

Рождение первого клонированного сущест-ва - овцы Долли.

_______________

Источник информации: Алексеев Д.Ю. Краткий справочник дат по истории / СПб.: Питер, 2008. - 320с.

Ведерникова Наталья Ивановна

учитель истории и обществознания

МБОУ «Парбигская средняя

Общеобразовательная школа»

Томская область, с. Парбиг

План урока истории в 8 классе по теме: «Индустриальная революция»

Цель : рассмотреть особенности процесса модернизации начала 19 века

Задачи:

Образовательная: усвоить ключевые понятия курса

Развивающая: способствовать развитию исторического мышления на основе анализа сущности длительного исторического процесса

Воспитывающая: воспитывать понимание сущности исторического процесса

Оборудование урока: презентация

Тип урока: лекция - беседа

Основные понятия: модернизация, индустриализация, конкуренция, капитализм свободной конкуренции, монополия, картель, синдикат, трест, концерн, империализм.

  1. Организационная часть. Сообщение задач урока.
  2. Переход к изучению нового материала . Вводная беседа
  1. Какой период истории мы с вами изучали в прошлом учебном году? Как называется этот период? (история нового времени)
  2. Каковы хронологические рамки периода истории нового времени, изученного в прошлом году? (1500-1800 годы)
  3. Каковы главные особенности этого времени? (промышленная революция, религиозные войны и реформация, формирование капитализма)
  1. Изучение нового материала

План:

  1. Хронологические рамки и особенности второго периода истории нового времени. Модернизация

Нам предстоит изучить новый период в истории человечества.

Давайте познакомимся с учебником и определим хронологический период этого времени (1800-1913 годы)

Какое событие станет окончанием периода нового времени? (первая мировая война). Правда, есть точка зрения, что период новой истории заканчивается в 1900 году.

Особенностью периода является начало процеса модернизации .

Модернизация – процесс преобразования традиционного общества в индустриальное

Особенности модернизации:

  1. В политической сфере – демократизация общественной и политической жизни
  2. В социальной сфере – быстрый рост населения, миграция, рост городского населения
  3. В экономической сфере – индустриализация
  4. В области культуры – быстрый рост научных знаний

Индустриализация – процесс развития и внедрения крупной машинной техники, производство машин с помощью машин

Итория развития разных стран неравномерна. Вот и процесс модернизации в разных странах начался в разное время – это зависело от времени начала промышленного переворота.

Что такое промышленный переворот? (переход от мануфактуры к фабрике)

В какой стране раньше он начался? (в Великобритании)

В каких странах еще прошел промышленный переворот в 18 веке? (Голландия, Франция, США)

Эти страны и стали первым эшелоном модернизации – странами старого капитализма.

Работа по заполнению таблицы:

Эшелоны модернизации в начале XIX века

Первый эшелон

Второй эшелон

Третий эшелон

Страны старого капитализма

Страны молодого капитализма

Традиционное общество

Англия

Франция

США

Германия

Италия

Япония

Россия

Автрийская империя

Китай

Страны Латинской Америки

Развитие капитализма шло естественным образом

Развитие капитализма за счет реформ

Процессы модернизации ограниченны

  1. Завершение промышленного переворота

Работа с презентацией, заполнение таблицы по ходу расказа учителя

Технические изобретения XIX века

Дата

Изобретение

Значение

1800

Токарный станок из металла

Модслей (Англия)

Производство машин при помощи машин

Автоматический текстильный станок

Ж. М. Жаккар (Франция)

Заменил ручной труд

1856

Конвертер

Г. Бессемер (Англия)

Выплавка стали

Плавильная печь

Братья Э. и П. Мартены (Франция)

Выплавка стали более высокого качества

1825

Первая железная дорога Стоктон - Дарлингтон

Джорж Стефенсон (Англия)

Начало переворота в сфере транспорта, жулезнодорожный бум

1879

Первая электричка

Эрнст Вернер Сименс

Ипользование электричества для железной дороги

1803

Первый пароход (испытан на реке Сене)

Р. Фултон (Франция)

1807

Пароход «Клермон»

Р. Фултон

Замена парусного флота паровым

1819

Пароход «Саванна»

совершил трансатлантическое путешествие

1803

Автомобиль с паровым двигателем

Эванс (США), Тревитик (Англия)

Появление первого автомобиля

1885

Автомобиль с бензиновым двигателем

Карл Бенц (Германия)

1895

Праобраз современного автомобиля

Готлиб Даймлер (Германия)

1908

Автомобиль «модель Т»

Генри Форд (США)

Появление дешевого автомобиля

Полет воздушного шара (аэростата)

Братья Монгольфье (Франция)

усовершенствовал Жак Шарль

Первый полет в воздухе

1900

Дирижабль «Цеппелин» (длина 128 м)

Фердинанд фон Цеппелин (Германия)

Полет тела тяжелее воздуха, управляемый аэростат

1902

Планер с бензиновым двигателем

Братья Райт (США)

Начало самолетостроения

1803

Изобретение шпранели (разрывного снаряда)

Х. Шпранел (Англия)

Рост убойной силы оружия

1862

Изобретение нитроглицерина, изготовление динамита

Альфред Нобель (Швеция)

Получение оружия большой разрушительной силы

1835

Револьвер

Сэмюэл Кольт (США)

Автоматическое оружие

1875

Электродуговая лампа

П.Н. Яблочков (Россия)

Электрическое освещение общественных мест

1880

Лампа накаливания

Т. Эдисон (США)

Овещение закрытых помещений

1843

Телеграфная линия Балтимор-Вашингтон с использованием кодовой азбуки

Морзе

Передача информации, связь

1899

Бепроволочный телеграф (радио)

А. Попов (Россия)

Г. Маркони (Италия)

Передача информации, связь

1876

Телефон

М. Грей, А. Белл (США)

Передача информации, связь

Вывод: технические изобретения заложили основу для развития современного общества (символ этого времени – Эйфелева башня)

  1. Капитализм свободной конкуренции и монополистический капитализм

В первой половине XIX века начинается эпоха свободного фабрично-заводского капитализма, или капитализма свободной конкуренции .

Капитализм свободной конкуренции – общественный строй, основанный на неограниченной конкуренции в экономической сфере

Конкуренция – борьба между предпринимателями за наиболее выгодные условия производства и сбыта товаров, обеспечивающие наивысшую прибыль

Первая половина XIX века – период свободной конкуренции. Но уже к 1870-1880 гг. производственая сфера завоевывается монополиями .

Монополия – объединение капиталистов, возникающее на базе растущей концентрации производства и капитала, сосредотачивающее в своих руках производство или продажу и имеющее целью установление господства в тех или иных отраслях хозяйства и получение максимальной прибыли.

Сложились различные формы монополистических объединений:

Картель – объединение, при котором сохраняется производственная и коммерческая самостоятельность предприятий, но определяются единые цены и делятся рынки сбыта

Синдикат – объединение, занимающееся совместным сбытом продукции

Трест – полное объединение предприятий, утрата коммерческой и производственной самостоятельности

Концерн – объединение трестов или предприятий, зависящих от какой-либо монополистической группы

Т.О. складывается монополистический капитализм (империализм).

Империализм – особая стадия в развитии капитализма, при которой он стремится распространить свое господство во всех областях жизни общества.

Закрепление изученного материала:

  1. Какие новые черты появились в развитии капиталистического производства в Европе?
  2. Что такое капиталистическая монополия?
  3. Какую роль сыграло обострение конкурентной борьбы в образовании монополий?
  4. Какие формы слияния предприятий вы знаете?
  5. Почему капитализм свободной конкуренции в конце XIX века перерастает в капитализм монополистический?

Признаки империализма – по учебнику стр. 20 – выписать

  1. Сочетание свободной конкурсенции и монополии
  2. Слияние промышленного и банковского капитала и образование финансовой олигархии
  3. Преобладание вывоза капитала над вывозом товаров
  4. Экономический раздел мира на сферы влияния
  5. Установление тесной связи финансовой олигархии с правительством

Домашнее задание:

§1-2, ответить на вопросы, словарная работа


Благодаря человеческим открытиям последних столетий, у нас есть возможность мгновенного доступа к любой информации со всего мира. Достижения в медицине помогли человечеству побороть опасные заболевания. Технические, научные, изобретения в корабле- и машиностроении дают нам возможность достичь любой точки земного шара за несколько часов и даже полететь в космос.

Изобретения 19 и 20 веков изменили человечество, перевернули его мир. Конечно, развитие происходило беспрестанно и каждый век дал нам какие-то величайшие открытия, но глобальные революционные изобретения пришлись именно на этот период. Расскажем о тех самых значимых, которые изменили привычный взгляд на жизнь и сделали прорыв в цивилизации.

Рентгеновские лучи

В 1885 году немецкий физик Вильгельм Рентген в процессе своих научных экспериментов обнаружил, что катодная трубка излучает некие лучи, которые он назвал икс-лучами. Ученый продолжил их исследовать и выяснил, что это излучение проникает сквозь непрозрачные предметы, не отражаясь и не преломляясь. Впоследствии было установлено, что облучая этими лучами части тела, можно увидеть внутренние органы и получить изображение скелета.

Однако понадобилось целых 15 лет после открытия Рентгена для исследования органов и тканей. Поэтому само название «рентген» относят к началу 20 века, так как раньше его не использовали повсеместно. Только в 1919 году свойства этого излучения начали применять на практике многие медицинские учреждения. Открытие рентгеновских лучей кардинально изменило медицину, в частности, в области диагностики и анализа. Устройство с рентгеновскими лучами спасло жизни миллионов людей.

Самолет

С незапамятных времен люди пытались подняться в небо и создать такой аппарат, который бы помог человеку взлететь. В 1903-м году американские изобретатели братья Орвилл и Уилбур Райт сделали это — они успешно запустили в воздух свой самолет с двигателем «Флайер – 1». И хотя он продержался над землей всего лишь несколько секунд, это значимое событие считается началом эпохи зарождения авиации. А братья-изобретатели считаются первыми пилотами в истории человечества.

В 1905-м году братья сконструировали третий вариант аппарата, который уже находился в воздухе почти полчаса. В 1907-м году изобретатели подписали контракт с американской армией, а позже и с французской. Тогда же пришла идея перевозить на самолете пассажиров, и Орвилл и Уилбур Райт усовершенствовали свою модель, оборудовав ее дополнительным сиденьем. Также ученые оснастили самолет более мощным двигателем.

Телевизор

Одним из важнейших открытий 20 века стало изобретение телевизора. Русский физик Борис Розинг запатентовал первый аппарат в 1907 году. В своей модели он использовал электронно-лучевую трубку, а для преобразования сигналов применял фотоэлемент. К 1912 году он усовершенствовал телевизор, а в 1931-м появилась возможность передавать информацию с помощью цветной картинки. В 1939 году открылся первый телевизионный канал. Телевидение дало огромный толчок к изменению мировосприятия людей и способов коммуникации.

Следует добавить, что Розинг не единственный, кто занимался изобретением телевизора. Еще в 19 веке португальский ученый Адриано Де Пайва и русско-болгарский физик Порфирий Бахметьев предложили свои идеи по разработке устройства, которое передавало изображение по проводам. В частности, Бахметьев придумал схему своего устройства — телефотографа, но собрать его так и не смог из-за нехватки средств.

В 1908 году физик из Армении Ованес Адамян запатентовал двухцветный аппарат для передачи сигналов. А в конце 20-х годов 20 века в Америке русский эмигрант Владимир Зворыкин собрал свой телевизор, который назвал «иконоскоп».

Автомобиль с двигателем внутреннего сгорания

В работе над созданием первого автомобиля на бензине трудились несколько ученых. В 1855 году немецкий инженер Карл Бенц сконструировал автомобиль с двигателем внутреннего сгорания, а в 1886-м получил патент на свою модель транспортного средства. Затем он стал производить автомобили на продажу.

Огромный вклад в производство автомобилей внес и американский промышленник Генри Форд. В начале 20 века появились компании, которые занимались выпуском машин, но пальма первенства в этой сфере по праву принадлежит Форду. Он приложил руку к разработке недорогого автомобиля Model T и создал дешевую конвейерную линию по сборке этого транспортного средства.

Компьютер

Сегодня мы не можем представить свою повседневную жизнь без компьютера или ноутбука. А ведь буквально недавно первые вычислительные машины использовались только в науке.

В 1941-м году немецкий инженер Конрад Цузе сконструировал механический аппарат Z3, который работал на основе телефонных реле. Компьютер практически не отличался от современного образца. В 1942-м году американский физик Джон Атанасов с помощником Клиффордом Берри начали разработку первого электронного компьютера, но завершить это изобретение им не удалось.

В 1946-м американец Джон Мокли разработал электронный компьютер ENIAC. Первые машины были огромные и занимали целые комнаты. А первые персональные компьютеры появились лишь в конце 70-х годов 20 века.

Антибиотик пенициллин

В медицине 20 века произошел революционный прорыв, когда в 1928 году английский ученый Александр Флеминг обнаружил воздействие плесени на бактерии.

Таким образом бактериологом был открыт первый в мире антибиотик пенициллин из плесневых грибов Penicillium notatum — лекарство, которое спасло жизни миллионам людей. Стоит отметить, что коллеги Флеминга заблуждались, считая, что главное — это укрепление иммунитета, а не борьба с микробами. Поэтому на протяжении нескольких лет антибиотики не были востребованы. Только ближе к 1943-му году лекарство нашло широкое применение в лечебных учреждениях. Флеминг же продолжал изучать микробы и улучшать пенициллин.

Интернет

Всемирная паутина преобразила жизнь человека, ведь сегодня, наверное, нет такого уголка мира, где бы не пользовались этим универсальным источником коммуникации и информации.

Доктор Ликлидер, возглавлявший американский военный проект по обмену информацией, считается одним из первооткрывателей интернета. Публичная презентация созданной сети Arpanet состоялась в 1972 году, а немногим ранее, в 1969 году профессор Клейнрок со своими студентами попытался передать некоторые данные из Лос-Анджелеса в Юту. И несмотря на то, что передать получилось только две буквы, начало эры всемирной сети было положено. Тогда же появилась первая электронная почта. Изобретение интернета стало всемирно известным открытием, а к концу 20 века насчитывалось уже более 20 млн пользователей.

Мобильный телефон

Мы не представляем сейчас свою жизнь без мобильного телефона и даже не верится, что появились они совсем недавно. Создателем беспроводной связи стал американский инженер Мартин Купер. Именно он сделал первый звонок по сотовому телефону в 1973 году.

Буквально спустя одно десятилетие данное средство связи стало доступно многим американцам. Первая модель телефона Motorola была дорогой, но сама идея этого способа коммуникации очень понравилась людям — они буквально записывались в очередь, чтобы приобрести его. Первые трубки были увесистыми и большими, а на миниатюрном дисплее не высвечивалось ничего, кроме набираемого номера.

Через некоторое время начался массовый выпуск различных моделей, а каждое новое поколение совершенствовалось.

Парашют

Впервые о создании подобия парашюта задумывался еще Леонардо да Винчи. А через несколько столетий люди уже начали совершать прыжки с воздушных шаров, к которым вешали полураскрытые парашюты.

В 1912-м году американец Альберт Бэрри прыгнул с парашютом из самолета и благополучно приземлился. А инженер Глеб Котельников изобрел ранцевый парашют из шелка. Испытывали изобретение на автомобиле, который был в движении. Таким образом был создан тормозной парашют. Перед началом Первой мировой войны ученый запатентовал изобретение во Франции, и оно по праву считается одним из важных достижений 20 века.

Стиральная машина

Безусловно, изобретение стиральной машины существенно облегчило и улучшило быт людей. Ее изобретатель, американец Алва Фишер, запатентовал свое открытие в 1910 году. Первое приспособление для механической стирки представляло собой деревянный барабан, который вращался по восемь раз в разные стороны.

Предшественницу современных моделей представили в 1947 году две компании – General Electric и Bendix Corporation. Стиральные машины были неудобными и создавали шум.

Через некоторое время сотрудники компании Whirlpool представили усовершенствованную версию с пластиковыми накладками, которые приглушали шум. В Советском Союзе устройство для стирки «Волга-10» появилось в 1975 году. Затем, в 1981-м году наладили производство машины «Вятка-автомат-12».

Первый вариант проведения урока План урока 1. Правительственная политика поощрения промыш- ленности. 2. Технические изобретения. 3. Формирование новых промышленных районов. Же- лезнодорожная революция. Ход урока 1. Материал о правительственном поощрении про- мышленности (протекционизме) знаком ученикам из кур- сов Новой истории 7 класса и Истории России ХVII- ХVIII вв., поэтому он требует скорее повторения и закреп- ления, нежели объяснения. 1. Что побуждало консервативные правительст- ва заботиться о развитии промышленности, ведь интересы аристократов и дворян этого не требо- вали? 2. Вспомните, что такое политика протекцио- низма. 3. Каковы были формы государственной под- держки промышленности? 4. Проводило ли английское правительство по- литику протекционизма? Объясните свое мне- ние. 5. В чем состояли положительные и отрица- тельные результаты политики протекционизма для развития промышленности европейских стран? 2. Вопрос о технических изобретениях первой по- ловины XIX в. можно изучать на основе небольших сооб- щений учащихся, или чтения по группам пунктов парагра- фа «Технический переворот в текстильной промышленно- сти», «Соперничество воды и пара», «Индустриализация металлургии», «Рождение парового судоходства», «Желез- нодорожная революция», или рассказа учителя. Любая форма работы сопровождается заполнением таблицы «Важнейшие технические изобретения XIX в.». При изу- чении материала целесообразно обращать внимание учени- ков на иллюстрации изучаемых изобретений, которые по- мещены в учебнике. 72 Важнейшие технические изобретения XIX в. Отрасль Дата Значение промышлен- изобрете- Страна Изобретение изобретения ности ния Текстильная 1801 г. Франция Шелкоткац- Увеличение промышлен- кий станок количества ность производи- мой продук- ции 1810 г. Франция Льнопря- Увеличение дильная ма- скорости шина прядения 20-е гг. Англия Автоматиче- Увеличение XIX в. ская прядиль- скорости ная машина прядения 20-е гг. США Хлопкоочис- Увеличение XIX в. тительная производства машина хлопка-сырца Середина США Швейная ма- Облегчение XIX в. шина («Зин- процесса гер») шитья Металлурги- 1784 г. Англия Новый метод Улучшение ческая про- выплавки чу- качества ме- мышлен- гуна и желе- талла ность за - пудлин- гование Середина Англия Бессемеров- Получение из 50-х гг. ский метод чугуна ста- XIX в. переплавки ли - гибкого, чугуна в сталь твердого и прочного ма- териала Середина Франция Мартенов- Получение 60-х гг. ская печь стали не XIX в. только из чу- гуна, но и из металличе- ского лома Машино- Первая Англия Увеличение Увеличение строение полови- мощности па- производи- на XIX в. рового двига- тельности теля до не- машин в не- скольких сколько со- сотен ло- тен раз шадиных сил 73 Окончание 1839 г. Англия Паровой мо- Повышение лот качества из- делий маши- ностроитель- ной промыш- ленности Транспорт 1807 г. США Пароход Увеличение объема и скорости пе- ревозок 1814 г. Англия Паровоз Сельское хо- Вторая Англия Механиче- Данные изо- зяйство полови- ская моло- бретения бы- на тилка, паро- ли малорасп- XIX в. вой трактор ространены, поэтому су- щественной роли в сель- ском хозяйст- ве не играли После заполнения таблицы в сильном классе можно предложить вопросы и задания для ее анализа. 1. Определите, в каких странах были сделаны важнейшие изобретения. В какой из названных стран их было сделано больше всего? Объясните, почему именно названные страны стали первы- ми в области технических изобретений. 2. Какая новая отрасль промышленности по- явилась в первой половине XIX в.? 3. Почему технические новшества в сельском хо- зяйстве появились гораздо позже, чем в промыш- ленности, и очень медленно распространялись? 3-4. Вопрос о формировании новых промышлен- ных районов и строительстве железных дорог можно изу- чать на основе информационного сообщения учителя и ра- боты с двумя картами учебника: «Промышленная револю- ция в Европе» (с. 127) и «Железные дороги в Европе в 1850-1885 гг.» (с. 140). Учитель говорит о том, что новой чертой развития про- мышленности в XIX в. стало формирование новых про- мышленных районов, в которых концентрировалась круп- ная индустрия. Это происходило в связи с необходимостью приблизить производство к источникам сырья, в частности каменного угля. Данные процессы отражены на карте «Промышленная революция в Европе». Важным фактором 74 развития промышленности стала революция в системе транспорта. Появление железных дорог существенно со- кратило время и увеличило объемы перевозимых товаров. О темпах железнодорожного строительства свидетельству- ет карта «Железные дороги в Европе в 1850-1885 гг.». Подробный анализ карт можно предложить ученикам в ка- честве домашней практической работы. 1. Соотнесите размеры территорий, на которых преобладало сельское хозяйство, и территорий, на которых развивалась промышленность. Сде- лайте выводы. 2. Найдите на карте места добычи угля. Назо- вите города или реки, рядом с которыми они на- ходятся. 3. Какие производства расположены рядом с уг- ледобывающими? Случайно ли это? 4. Почему многие предприятия расположены рядом с реками? 5. В каких странах больше всего промышлен- ных предприятий? Объясните почему. 6. Изучите карту «Железные дороги в Европе в 1850-1885 гг.» и определите, в каких районах железные дороги строились в первую очередь, а в каких - позднее. Какие районы Европы почти не покрыты сетью железных дорог? Предполо- жите почему. 7. Сравните карты «Промышленная революция в Европе» и «Железные дороги в Европе в 1850-1885 гг.». В каких районах Европы коли- чество железных дорог было самым большим? Как вы думаете, есть ли взаимосвязь между про- мышленным развитием и строительством желез- ных дорог? Поясните свой ответ с помощью карт. На этапе обобщения материала урока учитель предлага- ет ученикам сформулировать новые черты в развитии про- мышленности XIX в. Учащиеся под руководством учителя формулируют следующие положения: 1) появление новой отрасли промышленности - маши- ностроения; 2) формирование новых промышленных районов; 3) революция на транспорте (строительство железных дорог). Второй вариант проведения урока В сильном классе урок проводится в форме лаборатор- но-практического занятия. Опережающее домашнее задание. Класс делит- ся на четыре группы, каждая из которых будет представ- 75 лять одну из стран: Великобританию, Францию, Герма- нию, США, Бельгию. В учебнике изучаются материалы параграфа и выполняются следующие задания: а) от имени правительства страны подготовить выступ- ление о политике в отношении промышленности; б) отдельные учащиеся готовят сообщения о техниче- ских изобретениях, сделанных в XIX в., и об их значении. План урока 1. Правительственная политика поощрения промыш- ленности. 2. Технические изобретения. 3. Развитие основных отраслей промышленности. 4. Железнодорожная революция. Ход урока 1. Изучение вопроса о промышленной политике правительств ведущих стран начинается с выступлений групп, подготовленных дома. В дополнение к учебнику учащимся можно предложить следующие материалы. Материалы для учащихся В 30-е гг. радикалы Великобритании ставили вопрос о введении свободы торговли, ибо мастерской мира нечего было опасаться конкуренции зарубежных товаров. Прави- тельство не могло игнорировать развернувшуюся кампа- нию. Премьер-министр лорд Мельбурн решил разобраться в системе таможенных сборов. Созданная для этого комис- сия обнаружила 500 видов товаров, облагавшихся тамо- женными сборами. Из них 10 приносили 80% дохода, а остальные - смехотворную мелочь. Так, среднегодовой сбор от ввоза стеклянных глаз для кукол (существовал и такой!) составлял один шиллинг три с половиной пенса, т. е. меньше тогдашнего российского полтинника. В ре- зультате реформы таможенной системы в 1846 г. в Англии были отменены хлебные законы, в 1849 г. - Навигацион- ные акты, защищавшие британский торговый флот от ино- странной конкуренции. Таким образом, правительство проводило принцип свободы торговли. Железнодорожное строительство в США поощрялось федеральными кредитами и земельными пожалованиями железнодорожным компаниям. К концу века железные до- роги соединили все штаты, а четыре магистрали - тихо- океанское и атлантическое побережья. В 1834 г. в Германии был создан Немецкий таможен- ный союз, который постепенно расширялся. В 1854 г. Та- моженный союз охватывал практически все земли Герма- нии, за исключением Австрии. Требуя единых таможен- ных правил и решений, он обеспечивал своим членам 76 невысокие ввозные пошлины и способствовал включению германских государств в международный товарооборот. Далее организуется самостоятельная работа групп с текстами документов учебника, характеризующих прави- тельственную политику: для Германии - документ и во- прос к нему на с. 162-163; для Великобритании и Фран- ции - документ и задание к нему на с. 163. Представитель каждой группы сообщает классу о резуль- татах проделанной работы. Группа, представляющая США, обобщает эти результаты, и в классе формулируются основные направления деятельности правительств в облас- ти поощрения промышленности. 2. Вопрос о технических изобретениях предлагаем изучить в ходе учебной игры «Всемирная промышленная выставка». Учитель говорит о том, что в 1851 г. в Лондоне впервые прошла всемирная выставка, на которой были пред- ставлены успехи промышленного развития и технические изобретения (материал об этом см. в § 15). Учащиеся пред- ставляют пять «павильонов» выставки (соответственно пяти отраслям промышленности), в которых были сделаны важ- нейшие изобретения. На столах расставлены изображения, представляющие эти изобретения. Каждая группа рассказы- вает об изобретениях в своей отрасли, а остальные определяют значение этих изобретений для развития промышленности. 3. Развитие основных отраслей промышленности и их соотношение в разных странах изучается на основе анализа трех статистических таблиц, помещенных в учеб- нике на с. 167. 1. Изучите данные о развитии каждой отрасли промышленности в вашей стране. Подсчитайте, во сколько раз увеличилось производство в каж- дой отрасли. 2. Сравните итоговые цифры (к концу XIX в.), полученные в вашей стране, с аналогичными по- казателями других стран. Сделайте выводы об общем уровне развития вашей страны по сравне- нию с другими. Определите причины таких по- казателей. Группе, представляющей США, предлагается фрагмент документа, содержащего статистические данные о разви- тии этой страны. Общие данные о развитии промышленности США Почти во всех частях страны, в особенности на Атлан- тическом побережье, имеется в изобилии водяная энергия, которая широко применялась для различных промышлен- 77 ных целей. Создание гидравлических машин, стационар- ных и подвижных паровых двигателей и разных механиз- мов, используемых в шахтах, на заводах, в доменных пе- чах, кузнечных цехах, на фабриках, на строительстве дорог, мостов, каналов, железных дорог и т. д., приобрело большое значение. Годовая продукция машиностроитель- ных предприятий, согласно переписи 1850 г., оценивалась в 27 998 344 долл., а в 1860 г. - в 47 118 550 долл., без учета швейных машин. Средние штаты, давшие свыше 48% всей продукции, рассматриваются как самые круп- ные поставщики, но по темпу развития в южных и запад- ных штатах отмечено сравнительно большее увеличение. Относительный рост виден из следующих данных: Новая Англия - 16,4%, средние штаты - 55,2%, южные шта- ты - 387% и западные - 127%. Первое место по стоимости продукции и величине вло- женного капитала занимает хлопчатобумажная промыш- ленность. Она выросла с невиданной быстротой. Общая стоимость хлопчатобумажных товаров, изготовленных в Новой Англии, увеличилась на 83,4%. 1. Определите, какие отрасли промышленности занимали ведущее место в США. На сколько процентов увеличилась годовая продукция ма- шиностроения за 10 лет? Как вы думаете, это много или мало? 2. Оцените темпы развития промышленности в разных штатах за 10 лет. В каких штатах они бы- ли выше всего? Как вы думаете, какая промыш- ленность была особенно развита в южных штатах? 4. Последний этап урока посвящен изучению сис- темы железных дорог в Европе. Учащиеся работают с кар- той «Железные дороги в Европе в 1850-1885 гг.» и стати- стической таблицей «Протяженность железных дорог в от- дельно взятых странах» (с. 168). 1. Изучите статистические данные о протяжен- ности железных дорог в вашей стране. Подсчи- тайте, во сколько раз она увеличилась с 1840 по 1900 г. В какой период строительство дорог бы- ло наиболее интенсивным? 2. Сравните итоговые цифры (к 1900 г.), полу- ченные в вашей стране, с аналогичными показа- телями других стран. Определите место страны по протяженности железных дорог. Не забудьте, что объективно оценить масштабы железнодо- рожного строительства можно только при соот- несении данных о протяженности дорог с разме- рами территории страны. 78 На завершающем этапе урока подводятся итоги про- мышленного развития изучаемых стран и Европы в целом к концу XIX в., определяются лидирующие в экономиче- ском положении государства, выясняются причины подоб- ного положения. Урок 16. Подъем крупной индустрии и возникновение индустриального общества Внутрипредметные связи. Промышленная рево- люция. Технические изобретения XIX в. Акционерные об- щества. Заводы. Товарные и фондовые биржи. Классы бур- жуазии и наемных рабочих. Основные факты и понятия. Крупная машинная индустрия. Товарищество с ограниченной ответственностью членов. Фондовый рынок. Промышленный кредит. Универ сальные магазины. Промышленная буржуазия. Индустриаль ное общество. План урока 1. Источники финансирования промышленных пред- приятий. 2. Новые формы продажи товаров. 3. Рождение индустриального общества. Ход урока 1. Из курса Новой истории 7 класса учащиеся немно- го знакомы с понятием «акционерное общество», а также зна- ют о роли торгового капитала в экономике XVI-XVIII вв., поэтому урок целесообразно начать с повторительной беседы. 1. На прошлом уроке мы выяснили, что такое промышленная революция. Дайте определение этому понятию. 2. Изменения в технике и технологии производ- ства, связанные с применением машин, привели к необходимости увеличивать производство, на что нужны были средства. Как вы думаете, где их можно было взять в XIX в.? Назовите как можно больше источников возможного финансирования. В результате обсуждения учащиеся под руководством учителя формулируют следующие возможные источники финансирования: 1) привлечение компаньонов (совладельцев), которые вкладывали деньги в производство; 2) продажа акций; 3) получение кредита у государства; 4) получение кредита у банков. 79 Можно выполнить задание 10 на с. 50 в рабочей тетради. В процессе беседы целесообразно обсудить следующие вопросы: 1. Порассуждайте, какие из названных источ- ников финансирования были реальными, а ка- кие - нет. 2. Как стали называться предприятия, хозяева- ми которых были владельцы акций? 3. Вы изучали протекционистскую политику правительств европейских государств. Подумай- те, могло ли государство финансировать про- мышленные предприятия. 4. Выгодно ли было старым банкирским дина- стиям, специализировавшимся на торговле, фи- нансировать промышленные предприятия? 2. Далее учитель рассказывает о новых формах знакомства с промышленными товарами и их покупки. Учащимся будет интересно узнать о промышленных вы- ставках и новых универсальных магазинах. Можно исполь- зовать описание универсального магазина из романа Э. Зо- ля «Дамское счастье», предложенное в задании 13 на с. 50-51 в рабочей тетради. По ходу рассказа учащимся могут быть предложены во- просы: 1. Для чего устраивали всемирные выставки? Почему их проводили так часто (1851 г., 1853 г., 1854 г., 1855 г.)? 2. Известно, что за полгода всемирной выстав- ки в Лондоне ее посетило более 6 млн человек. Как вы думаете, это много или мало? О чем гово- рит эта цифра? 3. Почему именно в середине XIX в. стали по- являться универсальные магазины, а старые формы торговли уже не годились? При наличии времени можно выполнить задание 17 на с. 52 в рабочей тетради. 3. На последнем этапе урока изучаются изменения в структуре общества. Рекомендуем два варианта изучения вопроса. Первый вариант Учащимся предлагается вспомнить основные сословия и классы европейского общества XVI-XVIII вв. На основе чтения пункта «Рождение индустриального общества» уче- никам предстоит определить основные социальные группы и классы общества в XIX в. и сделать выводы о произошед- ших изменениях. 80 1. Расставьте перечисленные ниже основные со- словия и классы европейского общества по их значимости в XVI-XVIII вв.: дворяне-землевла- дельцы, «новые дворяне», купцы и судовладель- цы, владельцы мануфактур, фермеры, крестья- не, рабочие. 2. Прочитайте в учебнике пункт «Рождение ин- дустриального общества», вспомните измене- ния, произошедшие в общественных отношени- ях в деревне (см. § 13). Выпишите социальные группы европейского общества XIX в. Определи- те изменения, произошедшие в социальной структуре. Второй вариант Учитель на основе собственных рассуждений или работы учащихся с пунктом учебника «Рождение индустриально- го общества» предлагает заполнить таблицу в задании 19 на с. 53 рабочей тетради. По окончании любого из вариантов работы ее результа- ты обсуждаются в классе. Учащиеся формулируют понятие индустриального общества и его основные отличия от об- щества предшествующих столетий. В данном параграфе множество новых терминов и поня- тий, поэтому целесообразно предложить ученикам задания на их отработку. 1. Самостоятельно составьте тестовое задание на соотнесение термина и его определения. 2. Составьте описание понятия через конкрет- ные факты. Данные задания можно использовать на следующем уроке как основу для проверки знаний учеников. Урок 17. Последствия промышленной революции Внутрипредметные связи. Промышленная рево- люция. Ремесленники и торговцы. Класс наемных ра- бочих. Основные факты и понятия. Социальный во- прос. Тяжелые условия труда рабочих. Демографический взрыв. Эмиграция. Урбанизация. План урока 1. Суть социального вопроса и причины его возникно- вения в XIX в. 2. Усиление эмиграции. 3. Урбанизация. 81

Загрузка...