last-tochka.ru

Андрей Александрович Михайлов Линейные корабли типа «Куин Элизабет. Круизный корабль "queen elizabeth" Модернизации межвоенного периода

Построенный в 1914 году «Бархэм» серьезно пострадал по время Ютландского сражения, а к началу Второй мировой войны уже считался устаревшим кораблем, бронирование и вооружение которого абсолютно не соответствовали новым требованиям. Последовавшие события подтвердили это, и 25 ноября 1941 года линкор принял свой последний бой…

Британский линейный корабль «Бархэм», названный в честь адмирала Чарльза Миддлтона, 1-го барона Бархэма (1726–1813), был четвертым кораблем типа Queen Elizabeth (в русскоязычных источниках этот тип линкоров известен как «Куин Элизабет» или «Королева Елизавета»). Всего же существовали пять линкоров этого типа (изначально планировалась постройка четырех кораблей, но правительство Малайи выразило желание оплатить постройку пятого корабля в качестве подарка метрополии):

По первоначальному проекту линкоры должны были представлять собой несколько увеличенную версию заложенных в январе-мае 1912 года линейных кораблей Iron Duke (в русскоязычных источниках известны как «Айрон Дьюк»), но под влиянием возглавлявшего британское Адмиралтейство Уинстона Черчилля в проект были внесены существенные изменения. Именно эти изменения, казавшиеся поначалу авантюрными, в итоге повергли в смятение адмиралов и кораблестроителей всего мира: орудия нового скоростного линкора превратили первые дредноуты, не говоря уже о более ранних броненосцах, практически в беззащитные неподвижные мишени.

Тактико-технические характеристики

По своим габаритам новые линкоры незначительно отличались от предшественников типа «Айрон Дьюк»:

Основными отличиями линкоров этого типа от их предшественников стали артиллерия главного калибра и ходовая установка.

Вооружение

Закладывая в 1905 году первый «battleship» под названием «Дредноут» (в русскоязычных источниках корабли этого класса называют «линейными кораблями» или «дредноутами»), ставший образцом для подражания для многих флотов мира, англичане посчитали вполне достаточным вооружить его 305-мм орудиями. Однако уже к 1910 году стало ясно, что 305-мм снаряд на дистанциях свыше 50 кабельтовых (9,2 км) не способен пробить броневой пояс кораблей противника, а следовательно, поразить их жизненно важные узлы (погреба боеприпасов, котельные и машинные отделения). Единственным выходом из ситуации было повышение огневой мощи орудий за счет увеличения калибра. Первыми по этому пути пошли англичане, принявшие на вооружение 343-мм орудия (корабли с подобным вооружением в русскоязычной терминологии фигурируют как «сверхдредноуты»). Первоначально четыре линкора типа «Куин Элизабет» предполагалось вооружить именно такими 343-мм орудиями. Однако появившаяся информация об испытаниях германской фирмой «Крупп» 350-мм орудий, которые якобы должны были поступить на вооружение новых линкоров типа «Кениг», заставила внести изменения в проект. Глава отдела вооружений Адмиралтейства контр-адмирал Мур при поддержке Уинстона Черчилля настоял на вооружении линкоров орудиями калибра 381 мм, в то время еще находившимися в стадии разработки.

Линкоры типа «Куин Элизабет» предполагалось вооружить десятью 381-мм орудиями, но в итоге решили ограничиться восемью орудиями, которые расположили в двух носовых («А» и «В») и двух кормовых («X» и «Y») двухорудийных башнях. Начиная именно с кораблей этого типа подобное линейно-возвышенное расположение орудий главного калибра (башни «В» и «Х» вели огонь соответственно в нос и корму поверх башен «А» и «Y») стало стандартным для линкоров всего мира. Вооружение новых линейных кораблей недостаточно испытанными орудиями было довольно рискованным решением, но благодаря ему линкоры типа «Куин Элизабет» значительно превосходили предшественников по огневой мощи, что позволяет специалистам выделять подобные корабли в отдельную категорию (по русскоязычной терминологии – «сверхдредноуты второго поколения»).

Линкор «Бархэм». Фото сделано после 1936 года. Хорошо видны башни главного калибра «А», «В» и орудия правой 152-мм казематной носовой батареи

В качестве противоминной артиллерии для линкоров выбрали шестнадцать 152-мм орудий. Выбор калибра с учетом последующего опыта двух мировых войн следует признать весьма удачным, чего нельзя сказать о расположении орудий, повторявшем проект «Айрон Дьюк». Двенадцать орудий размещались в носовой части на верхней палубе – по шесть в левой и правой казематных батареях, отделенных друг от друга переборкой толщиной в 50,8 мм, проходившей в диаметральной плоскости. Три передних 152-мм орудия каждой батареи имели сектор обстрела 1° от диаметральной плоскости к носу и 119° – к корме на борт, остальные – в секторе от 13° до 135° на борт. Орудия были отделены друг от друга переборками толщиной 38 мм, а доступ к ним обеспечивал проход, тянувшийся вдоль всей батареи. Главным недостатком подобных батарей было расположение передних орудий слишком близко к носу и ватерлинии, в результате чего при сильном волнении они захлестывались брызгами. Установка резиновых прокладок между орудийными щитами и бортом, а также стальных отражательных листов позади орудий несколько снизила остроту проблемы, но морская вода продолжала проникать в казематы. Неудачным оказалось и расположение на главной палубе четырех кормовых орудий. Фактически, ввиду затрудненности использования двух крайних кормовых орудий в открытом море, корабль изначально имел 90-градусную «мертвую зону» для ведения огня в кормовой части (в 1915–16 годах эти орудия демонтировали ввиду их полной бесполезности). Казематные батареи уже к 1912 году стали явным анахронизмом и на линкорах более поздних проектов были заменены на двух- или трехорудийные башни.

Линкоры типа «Куин Элизабет» получили довольно совершенную систему управления огнем. Управление огнем орудий главного калибра осуществлялось двумя постами центральной наводки, оборудованными дальномерами с базой 4,57 метра, кроме того каждая башня имела свой дальномер и открытое визирное устройство горизонтальной наводки. В случае крайней необходимости огнем всей артиллерии главного калибра можно было управлять из башни «В». Для управления огнем 152-мм орудий также предполагалось оборудовать два поста, но фактически приборы были получены линкорами намного позже вступления в строй («Куин Элизабет» получил их в ноябре-декабре 1916 года, «Малайя» и «Вэлиант» – в апреле, а «Уорспайт» и «Бархэм» – в июле 1917 года).

Зенитное артиллерийское вооружение линкоров типа «Куин Элизабет» состояло из двух 76-мм зенитных орудий, расположенных на баке по обе стороны от дымовой трубы. Слабость зенитного вооружения линкора стала ясна еще в ходе Первой мировой войны, поэтому в 1916 году было принято решение о замене 76-мм зениток на 102-мм и установке двух дополнительных 102-мм орудий, однако реализовали его намного позднее (так, на линкоре «Бархэм» 76-мм орудия заменили на 102-мм между ноябрем 1924 года и январем 1925 года, а дополнительные 102-мм орудия установили только в октябре-ноябре 1925 года). Минно-торпедное вооружение линкоров состояло из четырех подводных торпедных аппаратов калибра 533 мм.

В 1918 году на башнях главного калибра («В» и «X») всех кораблей типа «Куин Элизабет» установили взлетные площадки для самолетов. Теоретически каждый корабль должен был получить по одному разведчику и по одному истребителю, но на практике в общей сумме линкоры имели лишь 3 разведчика и 7 истребителей.

Силовая установка

Второй особенностью линейных кораблей типа «Куин Элизабет» была замена на них (впервые в истории строительства линкоров) котлов со смешанным угольно-нефтяным отоплением на нефтяные. Идея использования нефтяных котлов, обеспечивающих большую скорость и дальность хода, существовала относительно давно, но блокировалась интендантством и политиками, опасавшимися трудностей при снабжении кораблей нефтью, доставляемой с Ближнего Востока, вместо каменного угля из Англии, Уэльса и британских колоний. Окончательное решение об установке нефтяных котлов было принято в июне 1912 года (по легенде, при равенстве голосов окончательное решение было принято благодаря голосу председательствовавшего Черчилля, засчитанному за два голоса). Четырехвальная силовая установка новых линкоров состояла из четырех турбин, передававших вращение напрямую на гребные валы, а также двадцати четырех водотрубных котлов. В силу не до конца ясных причин корабли получали ходовое оборудование различных производителей, при этом фирма «Браун-Кертис» поставляла турбины с разной конструкцией сопел.

Общая мощность силовых установок одного линкора составляла 75 000 л.с. (на «Вэлиант» – 71 112 л.с). Считается, что использование в составе силовой установки турбин «Браун-Кертис», аналогичных установленным на «Бархэм», а также котлов «Бабкок-Уилкокс» могло бы повысить ее мощность. Многие справочники говорят о максимальной скорости линейных кораблей этого типа в 25 узлов, но на практике максимальная скорость составляла лишь 23–24 узла (в качестве причины обычно называют обрастание днища). Максимальная дальность хода составляла 8600 миль на 12,5 узлах или 3900 миль на максимальной скорости. Использование силовой установки нового типа существенно улучшило ходовые характеристики корабля (для сравнения, максимальная скорость хода линкоров типа «Айрон Дьюк» составляла 21,3–21,6 узла, а максимальная дальность хода – 7780 миль при скорости в 10 узлов). Для энергоснабжения кораблей использовался постоянный ток напряжением 200 В, вырабатывавшийся двумя генераторами мощностью по 450 кВт, приводимых в действие нефтяными двигателями, а также двумя турбогенераторами мощностью по 200 кВт.

Бронирование

Схема бронирования надводной части линейных кораблей типа «Куин Элизабет» на первый взгляд повторяла схему бронирования линкоров типа «Айрон Дьюк»:

Однако при проектировании основного броневого пояса конструкторами было принято решение, неоднозначно оцениваемое специалистами. Основная, наиболее толстая часть броневого пояса, предназначенная для прикрытия машинных отделений и погребов боезапаса, тянулась от барбета башни главного калибра «А» до барбета башни «Y» и состояла из трех полос общей шириной около 4 метров. На «Айрон Дьюке» толщина бронеплит верхнего, среднего и нижнего поясов составляла соответственно 203, 305 и 229 мм. На «Куин Элизабет» пропорция между толщинами плит была пересмотрена в сторону увеличения до 330 мм толщины брони среднего пояса за счет уменьшения толщины брони верхнего пояса до 152 мм и нижнего пояса – до 203 мм. Большинство специалистов, соглашаясь с уменьшением толщины нижнего пояса, находившегося при боевой осадке ниже ватерлинии, изначально высказывали сомнения в целесообразности ослабления верхнего пояса.

Отказ от угольных ям, интегрированных на более ранних линкорах в противоминную защиту, заставил радикально пересмотреть защиту подводной части линкоров типа «Куин Элизабет». Первоначальный проект предусматривал установку противоторпедных сетей, но в июле 1912 года от них было решено отказаться из-за большой массы стрел для сетей (до 120 тонн), к тому же моряки считали, что противоминные сети являются слишком сложными в эксплуатации и уязвимыми для артиллерийского огня. В окончательном варианте защита состояла из двух продольных переборок толщиной 50,8 см, тянувшихся от носового до кормового торпедного отсека и от средней палубы до днища на удалении 1,8–2,4 метра от борта. Их оконечности замыкали поперечные переборки толщиной также в 50,8 см. Примененная на кораблях двухуровневая защита (снаряд попадал непосредственно в борт корабля, что, в лучшем случае, приводило к погашению взрыва противоминной продольной переборкой и затоплению части отсеков) существенно уступала уже существовавшей к тому времени трехуровневой системе, предусматривавшей наличие противоминных утолщений или булей (снаряд попадал в противоминное утолщение, и оно должно было полностью поглотить энергию взрыва, не допуская попадания забортной воды внутрь корабля).

Участие в Первой мировой войне

В начале Первой мировой войны линейный корабль «Бархэм» являлся флагманским кораблем 5-й эскадры линкоров, включавшей также однотипные «Уорспайт», «Вэлиант» и «Малайя». Эскадра приняла участие в Ютландском сражении, в котором попала под сосредоточенный огонь всего германского Флота открытого моря (отмечено попадание 17 снарядов калибра 280 и 305 мм). Наиболее пострадали шедшие головным «Бархэм» (попало шесть 280-мм снарядов, убито и ранено 63 человека, ремонт занял 33 дня) и замыкающим – «Малайя» (попало семь 305-мм снарядов, убито и ранено 96 человек, ремонт занял 24 дня). При оценке результативности огня 5-й эскадры историки обычно ссылаются на Ю. Корбетта («Операции английского флота в мировую войну»):

«Залпы ложились одновременно и очень кучно, и немцы не скрывают своего восхищения перед управлением огнем на «Бархэме». По их мнению, германские корабли избежали гибели только благодаря плохим качествам английских трубок (взрывателей) ».

Однако по факту, получив 17 попаданий, английские линкоры ответили всего шестью. Оценить уровень повреждений только лишь от 381-мм снарядов довольно трудно. Точно известно лишь то, что в результате попаданий двадцати одного снаряда крупного калибра (в том числе пяти 381-мм снарядов) и одной торпеды германский линейный крейсер «Зайдлиц» принял 8500 тонн воды, но смог самостоятельно добраться до базы, а в результате шести попаданий (трех 305-мм, двух 343-мм и одного 381-мм снаряда) в линейный крейсер «Фон дер Танн» был затруднен накат орудий главного калибра в средних башнях и затоплено румпельное отделение, но, несмотря на принятые 600 тонн воды, корабль продолжил бой и в дальнейшем вернулся на базу. Анализ повреждений, полученных в Ютландском сражении, заставил англичан серьезно задуматься о системе бронирования линкоров типа «Куин Элизабет».

Зона попадания

К-во снарядов

Калибр попавших снарядов, мм

Корабль

Последствия попадания снаряда

Средняя полоса броневого пояса

«Бархэм»

Бронирование под действием снаряда (в месте его удара) было смещено со своего места и вдавлено внутрь на 19 см

«Малайя»

Бронирование не было пробито, но получило некоторое смещение внутрь корпуса

Верхняя полоса броневого пояса

«Бархэм»

Бронирование пробито, в результате внутреннего взрыва уничтожена радиорубка, убито 26 и ранено 37 членов команды

«Бархэм»

Пробито бронирование между верхней и главной палубами, взрыв внутри корабля вызвал пожар

«Бархэм»

Бронирование пробито, взрыв в помещении под полубаком

Нижняя полоса броневого пояса

«Малайя»

Образование пробоин в подводной части в районе нефтяных цистерн с затоплением водой бортовых отделений и с появлением значительного крена

«Бархэм»

Пробито бронирование палубы полубака, взрыв внутри корабля

«Бархэм»

Пробито бронирование, взрыв между верхней и главной палубами

«Малайя»

«Малайя»

Пробито бронирование, взрыв внутри 152-мм батареи правого борта, сильный пожар

«Малайя»

Бронирование не пробито, но сорваны болты крыши башни «Х», которая вздрагивала при каждом последующем залпе

«Малайя»

Попадание в лазарет уничтожило оборудование, медикаменты, убито несколько находившихся там раненых и больных

Усиленная средняя полоса броневого пояса и броневая защита башен главного калибра доказали свою способность выдерживать попадания 305-мм снарядов, основной же недостаток бронирования состоял в недостаточной толщине верхней и нижней полос броневого пояса и палубы. Недостаток бронирования палубы был особенно ясен в свете развития тогдашней авиации. Кроме этого, по опыту Первой мировой войны англичане пришли к выводу о неэффективности противоминной защиты существовавших британских линейных кораблей. Недостатки защиты надводной и подводной частей были опасны в равной степени, но британское Адмиралтейство решило сосредоточиться на противоминной защите:

« Если в будущем возникнет вероятность войны с первоклассной морской державой (а сейчас об этом нет и речи), можно будет вернуться к вопросу о защите палуб не только от нападения с воздуха, но и от навесного артиллерийского огня ».

Но даже в части противоминной защиты Адмиралтейство ограничилось полумерами, аргументируя отказ от полной замены бронирования в пользу сооружения булей тем, что последнее мероприятие было существенно дешевле: 200 000 фунтов стерлингов против 350 000.

Модернизации межвоенного периода

На линкорах типа «Куин Элизабет» работы осуществлялись поочередно в два этапа и растянулись на период с 1922 по 1941 год. Линкор «Бархэм», оказавшийся пятым кораблем в очереди, успел пройти только первый этап модернизации в период с января 1931 по январь 1934 года.

В ходе модернизации «Бархэм» оборудовали противоторпедными булями, разделенными по горизонтали на верхнюю (прикрывала броневой пояс) и нижнюю (простиралась от днища до нижней кромки броневого пояса) части. Между внешней стенкой буля и противоторпедной переборкой располагались продольные пространства: полость буля, полость двойного дна и внешний отсек. Внешний отсек и междудонное пространство предполагалось использовать как топливные цистерны и одновременно – как часть защитной системы. Теоретически противоминная защита каждого корабля должна была выдерживать взрыв торпедной боеголовки массой 335 кг. В зоне главных артиллерийских погребов, где топливные цистерны отсутствовали (что снижало эффективность подводной защиты), к бортам были пристроены водозащитные отсеки. Эти отсеки, оборудованные насосами, располагались у бортов, в междудонном пространстве, а также во внешней полости буля. В ходе модернизации средняя палуба над погребами была усилена 102-мм броней, а тыльная сторона каждого каземата 152-мм орудий – перекрыта переборкой из 38-мм листа, которая, как считали, обладала достаточной прочностью, чтобы задержать осколки тяжелых снарядов и бомб.

Стандартная модернизация артиллерийского вооружения британских линейных кораблей в межвоенный период предусматривала:

  1. Увеличение угла подъема орудий главного калибра, что позволяло увеличить дальность стрельбы;
  2. Замену противоминных орудий на универсальные орудия;
  3. Установку зенитных автоматов;
  4. Установку радаров.

Модернизация артиллерийского вооружения носила весьма ограниченный характер и свелась к:

  1. Замене в 1938 году четырех 102-мм зениток на четыре двухорудийные 102-мм установки;
  2. Установке трех восьмиствольных 40-мм зенитных автоматов (два установлены в 1936 году и один – в 1941 году) и четырех 12,7-мм пулеметов (по два в 1936 и 1941 годах).

Данные об установке на линкоре радаров отсутствуют. Модернизация британских линкоров, как правило, сопровождалась полным или частичным демонтажем торпедных аппаратов. Не стал исключением и «Бархэм», с которого в 1941 году были демонтированы носовые аппараты. Наибольшей модернизации подверглось авиационное вооружение корабля: в 1933–1936 годах на нем демонтировали взлетные платформы на башнях «В» и «Х», а вместо них установили катапульту типа «EI-Т», позволявшую осуществлять запуск гидросамолета «Фейри-IIIF» (в 1941 году катапульту приспособили для запуска гидросамолета «Суордфиш»).

В ходе модернизации стандартное водоизмещение корабля возросло до 31 350 тонн, а полное – до 35 970 тонн, что отрицательно сказалось на его скоростных характеристиках.Тем не менее, замена элементов силовой установки не проводилась, а полученная на ходовых испытаниях максимальная скорость в 22,3 узла также была объяснена плохим состоянием днища.

К началу Второй мировой войны линкор «Бархэм» являлся устаревшим кораблем, бронирование, противоминная защита и зенитное вооружение которого абсолютно не соответствовали новым требованиям, что и подтвердили последовавшие события.

28 декабря 1939 года «Бархэм», в первые месяцы войны привлекавшийся к сопровождению конвоев в Индийском и Атлантическом океанах, был атакован немецкой подводной лодкой U-30 к северу от Гебридских островов. Теоретически противоминная защита должна была свести к минимуму ущерб от попадания, но на практике попадание торпеды в левый борт на уровне носовых погребов боезапаса орудий главного калибра привело к образованию в буле пробоины длиной 9,75 м и шириной 5,2 м с последующим затоплением артиллерийских погребов и прилегающих отсеков. Крен корабля на левый борт, достигший 7°, удалось остановить и выпрямить только путем перекачки нефти (нечто подобное было проделано на однотипном линкоре «Малайя» в 1916 году). После трехмесячного ремонта в Ливерпуле линкор перевели в Средиземное море, где 27 мая 1941 года он был поврежден в результате воздушного налета немецких пикирующих бомбардировщиков. При этом самым опасным для корабля стало не прямое попадание 250-кг бомбы в башню главного калибра «Y», приведшее всего лишь к образованию отверстия диаметром 457 мм и потушенному через 20 минут пожару, а взрыв 250-кг бомбы в воде рядом с бортом. В результате взрыва в борте образовалась пробоина 6 на 4,9 метра, но возникший крен в 1,5° был оперативно компенсирован произведенной перекачкой нефти на другой борт. Работы по устранению повреждений заняли два месяца, после чего линкор вышел в свой последний поход.

Гибель линкора «Бархэм»

25 ноября 1941 года в 16 часов 25 минут (в англоязычных источниках упоминается время «4.25 p.m.», что иногда приводит к разночтениям) «Бархэм», следовавший в направлении Бенгази вместе с однотипными линкорами «Куин Элизабет» и «Вэлиант» в сопровождении восьми эсминцев, был атакован немецкой подводной лодкой U-331 у ливийского побережья в точке с координатами 32 градуса 34 минуты северной широты и 26 градусов 24 минуты восточной долготы. Немцы произвели залп из четырех торпед, три из которых попали в левый борт между дымовой трубой и башней «Y». После попаданий линкор быстро накренился и лег на борт, а в 16 часов 29 минут прогремел взрыв, буквально разрушивший корабль.

Такой была гибель линкора. В результате взрыва погиб командир «Бархэма» капитан первого ранга Кук и 861 человек из команды. Причиной взрыва принято считать детонацию боеприпасов кормового погреба орудий главного калибра. По мнению комиссии, расследовавшей обстоятельства гибели «Бархэма», детонация была вызвана пожаром в погребах боеприпасов 102-мм орудий. По мнению же спасшегося при взрыве вице-адмирала Придхэм-Уиппела к катастрофе привело попадание торпеды. И все же истинной первопричиной гибели «Бархэма», скорее всего, стало желание британского Адмиралтейства сэкономить 150 000 фунтов на модернизации противоторпедной защиты корабля.

Авианосец HMS «Queen Elizabeth» (R08) является головным в серии из двух кораблей класса Queen Elizabeth, которые строятся для ВМС Великобритании. 7 декабря 2017 года на военно-морской базе Королевского военно-морского флота (КВМФ) в Портсмуте прошла церемония включения нового авианосца HMS «Queen Elizabeth» в состав британского флота. На авианосце был поднят британский военно-морской флаг.

В торжественной церемонии приняла участие королева Елизавета II, которая выразила уверенность в том, что авианосец будет свидетельством британской мощи на море на ближайшие десятилетия, а также принцесса Анна. По мнению Гэвина Уильямсона министра обороны Великобритании, «новый авианосец является олицетворением британского дизайна и функциональных возможностей, которые лежат в основе усилий по формированию вооруженных сил, отвечающих требованиям будущего». Необходимо отметить, что корабль был введен в состав КВМФ после завершения второго этапа морских испытаний, которые проводились у берегов Южной Англии с сентября 2017 года.

Второй авианосец серии HMS «Prince of Wales» (R09) также близок к сдаче. 8 сентября 2017 года на судостроительном предприятии Вabcock Marine, расположенном в Розайте (Шотландия), прошла официальная церемония крещения строящегося там в сухом доке британского авианосца «Принц Уэльский». На церемонии присутствовал нынешний принц Уэльский Чарльз, а его супруга герцогиня Корноуэльская Камилла выступила «крестной матерью» нового боевого корабля, разбив о корпус авианосца бутылку 10-летнего виски Laphroaig.

Авианосец «Queen Elizabeth»


Вопреки распространенному заблуждению свое имя новый британский авианосец получил не в честь ныне царствующей королевы Елизаветы II, а в честь ее далекой предшественницы – королевы Англии и Ирландии Елизаветы I, правившей в 1558-1603 годах – последней из династии Тюдоров. Именно в годы ее правления Англия превратилась в ведущую морскую державу, а значит, и в мировую. Эпоху Елизаветы I сами англичане называют «золотым веком». Не только потому, что она успешно сражалась с внешними и внутренними врагами, но и потому, что в годы ее правления расцвело искусство и наука. Это было время Кристофера Марло, Уильяма Шекспира и Френсиса Бэкона. Поэтому имя Queen Elizabeth было присвоено самому современному британскому авианосцу вполне заслуженно.

На сегодняшний день авианосец HMS «Queen Elizabeth» (R08) является самым крупным кораблем в составе Королевского ВМФ за всю его существования и самым крупным боевым кораблем, когда-либо построенным в стране, его полное водоизмещение составляет 70 600 тонн. Данный авианосец, как и его строящийся систершип «Prince of Wales», в три раза крупнее своих предшественников – британских авианосцев типа Invincible и сопоставим по размерам с американским авианосцем Nimitz или французским Charles de Gaulle. Авианосцы обошлись Великобритании в копеечку, если в 2007 году постройка двух боевых кораблей оценивалась в 3,9 миллиарда фунтов, то после очередного пересмотра контракта в 2013 году она составила уже 6,2 миллиарда фунтов (около 8,3 миллиардов долларов США). При этом, после ввода в эксплуатацию авианосца Prince of Wales, возможно, уже именно он станет самым крупным боевым кораблем КВМФ за всю историю, так как ввиду внесенных в проект некоторых изменений и усовершенствований, его полное водоизмещение может на 3000 тонн превысить водоизмещении авианосца Queen Elizabeth. Ввод в строй «Принца Уэльского» запланирован на 2019 год.

История постройки авианосца Queen Elizabeth

Идея пополнить состав КВМФ большими авианосцами возникла в Великобритании на рубеже XXI века. В начале 2003 года Министерство обороны страны определилось с подрядчиком строительства перспективных боевых кораблей – корпорацией BAE Systems. Эскизный проект выполнил британский филиал французской компании Thales. Уже этот проект демонстрировал отличие будущих кораблей от существующих авианосцев – наличием не одного, а двух «островов» в надстройке. В носовой надстройке располагаются службы управления кораблем, в кормовой надстройке – службы управления полетами самолетов и вертолетов.

Авианосец «Queen Elizabeth» в доке


Впервые об оформленном заказе на строительство двух авианосцев Дес Браун, занимавший на тот момент пост министра обороны страны, объявил 25 июля 2017 года. Боевые корабли класса Queen Elizabeth были спроектированы для замены легких британских авианосцев класса Invincible (в 1980 – 2014 годах три корабля данного класса несли службу в составе КВМФ). Контракт на строительство новых авианосцев был заключен 3 июля 2008 года со специально созданным европейским консорциумом Aircraft Carrier Alliance (ACA).

Строительство головного авианосца Queen Elizabeth велось с 2009 по 2017 год консорциумом ACA на судостроительном предприятии Babcock Marine (бывшая военно-морская верфь Rosyth Dockyard, которая была приватизирована в 1997 году), расположенном в шотландском городе Росайт. В состав Aircraft Carrier Alliance вошли – британский филиал французской компании Thales Group (проектант) и британские компании BAE Systems Surface Ships, A&P Group и Cammell Laird. Именно британские участники консорциума отвечали за производство крупноблочных секций корпуса, из которых в дальнейшем и собирался авианосец, находившийся в сухом строительном доке.

Процесс создания нового авианосца был разбит на постройку отдельных блоков массой до 11 тысяч тонн, которые собирались на различных верфях Великобритании. В дальнейшем собранные блоки доставлялись в шотландский Росайт, где собирались в единое целое. 4 июля 2014 года прошла церемония крещения нового корабля. В ней приняла участие королева Елизавета II, которая и выступила «крестной матерью» нового британского авианосца. По сигналу королевы Великобритании о борт судна разбили бутылку шотландского виски Bowmore.

Авианосец «Queen Elizabeth»


Для Министерства обороны Соединенного Королевства, Королевского военно-морского флота и компаний BAE Systems, Babcock, Thales UK, принимающих непосредственное участие в создании корабля, спуск на воду первого авианосца серии ознаменовал завершение значительного этапа работ. Ранее британское правительство уже задерживало развитие программы на два года, что в конечном итоге привело лишь к ее удорожанию. Программу постройки авианосцев пытались даже вовсе отменить, рассматривался вопрос их продажи третьим странам, два раза менялось решение по вопросу, какие модели самолета F-35 должны будут базироваться на авианосцах. Все это затянуло процесс постройки первого корабля.

17 июля 2014 года авианосец HMS «Queen Elizabeth» (R08) был выведен из сухого дока и спущен на воду. 26 июня 2017 года корабль впервые вышел в море на ходовые испытания. 16 августа 2017 года авианосец прибыл к месту своего постоянного базирования – в главную военно-морскую базу КВМФ Портсмут. Уже в июле были начаты испытания с участием вертолетов, второй этап данных испытаний был назначен на декабрь 2017 года. Первые испытания палубных самолетов F-35B с борта авианосца планируется начать в конце 2018 года, они будут проходить у побережья США. Достижение авианосцем Queen Elizabeth и его авиагруппой начальной боеготовности ожидается в 2021 году, а полной боеготовности – не ранее 2023 года.

Особенности конструкции авианосца Queen Elizabeth

Разработка механических конструкций современного британского авианосца была полностью автоматизирована. Средства компьютерного моделирования были специально созданы специалистами компании QinetiQ. Проектирование корпуса корабля велось, исходя из требуемого 50-летнего срока его службы. Особенностью корпуса нового авианосца стало наличие трамплина, используемого для самолетов с укороченным взлетом и посадкой. Наличие трамплина и отсутствие разгонных катапульт роднит корабль с единственным российским тяжелым авианесущим крейсером «Адмирал Кузнецов». Корпус авианосца Queen Elizabeth имеет 9 палуб, не считая полетной. Полетная палуба корабля обеспечивает одновременный взлет и посадку самолетов, расположенный в передней части трамплин имеет угол возвышения 13°.

Авианосец «Queen Elizabeth»


В отличие от подавляющего большинства традиционных авианосцев «Королева Елизавета» получила две малых надстройки. В передней располагаются помещения служб управления судном, а в задней – службы управления полетами авиагруппы авианосца. Преимущество подобной архитектуры корабля заключается в увеличении площади палубы, более гибким распределением пространства на нижних палубах и уменьшением турбулентных потоков воздуха, которые могут мешать полетам. Расположение служб, отвечающих за управление полетами авиагруппы, в задней части палубы представляется предпочтительным, так как позволяет лучше контролировать такие критические фазы полета, как заход на посадку и саму посадку на борт авианосца.

Как и любой другой современный авианосец британский Queen Elizabeth – это настоящий плавучий город, на борту которого имеется даже свой кинотеатр и большой тренажерный зал. Также на борту имеются 4 больших обеденных зоны, на которых трудятся 67 работников общественного питания. Они в состоянии обслужить до 960 человек за один час. Имеется на борту и свой госпиталь, рассчитанный на 8 коек (до 8 лежачих серьезных больных), своя операционная и стоматологическая комната, обслуживают его 11 медицинских работников. В 470 корабельных каютах могут разместиться 1600 человек (по количеству спальных мест), в том числе 250 морских пехотинцев.

Энергетическая установка корабля объединена в интегрированную электрическую двигательную систему (Integrated Electric Propulsion – IEP). Она включает в себя две мощных газовых турбины Rolls-Royce Marine MT30 мощностью 36 МВт каждая (такие же ГТУ установлены на новейших американских эскадренных миноносцах типа Zumwalt) и четыре дизель-генератора Wartsila 38 финского производства общей мощностью 40 МВт. Двигатели работают на генераторы, которые дают электроэнергию в общую низковольтную сеть авианосца и питают, в том числе, электродвигатели, которые вращают два гребных вала с винтами фиксированного шага. Силовая установка разгоняет корабль полным водоизмещением в 70 600 тонн до скорости 26 узлов (около 48 км/ч).

Истребитель-бомбардировщик Lockheed Martin F-35B


Корабль буквально нашпигован современным оборудованием и обладает высоким уровнем автоматизации практических всех процессов, благодаря чему его экипаж состоит всего из 679 человек. При этом к, безусловно, сильным сторонам корабля можно отнести его автоматизированную систему боевого управления, которая интегрирована с РЛС большой дальности, которая позволяет сопровождать одновременно до одной тысячи воздушных целей на удалении 250 морских миль (около 460 км). Помимо этого на корабле располагается специальный центр для командующего авианосной ударной группой (АУГ).

Еще одной особенностью корабля является то, что это первый авианосец, который изначально проектировался под использование самолетов 5-го поколения. Основу авиагруппы «Королевы» составят американские истребители-бомбардировщики Lockheed Martin F-35B (с вертикальным/укороченным взлетом/посадкой). Штатный состав авиагруппы авианосца в «океанском» варианте составят 24 истребителя F-35B, 9 противолодочных вертолетов Merlin и 4 или 5 вертолетов Merlin в варианте ДРЛО. Помимо этого авианосец сможет принимать на борту вертолеты армейской авиации – AH-64 Apache, AW159 Wildcat и даже CH-47 Chinook различных модификаций. Это важно, так как Минобороны Великобритании рассматривает корабль и как средство выполнения совместных межвидовых и прибрежных операций. На авианосце изначально предусмотрены места для 250 морских пехотинцев, при этом в случае необходимости количество морпехов можно довести до 900 человек.

В стандартном состоянии авиагруппа авианосца будет включать в свой состав до 40 летательных аппаратов, однако, как отмечают британские военные, в случае необходимости корабль сможет принять на борт и до 70 летательных аппаратов. На ангарной палубе авианосца площадью 155 на 33,5 метра и высотой от 6,7 до 10 метров могут разместиться до 20 самолетов. Их подъем вверх на полетную палубу производится при помощи двух мощных лифтов, каждый из которых в состоянии одновременно поднять на взлетную палубу два истребителя-бомбардировщика F-35B, потратив на это 60 секунд. Лифты настолько мощные, что вместе могут поднять и весь экипаж корабля, отмечают в компании BAE Systems.

Вертолет ДРЛО Merlin Mk2 с системой Crowsnest


Авианосец Queen Elizabeth рассчитан на 420 самолето-вылетов в течение 5 дней с возможностью проведения операций в ночное время суток. Максимальная интенсивность вылетов составляет – 110 в течение 24 часов. Максимальная интенсивность взлета самолетов – 24 за 15 минут, посадки – 24 самолета за 24 минуты. На борту отсутствуют аэрофинишеры и разгонные катапульты, без переделки корабль может принимать на борт только самолеты укороченного/вертикального взлета/посадки.

Самым слабым элементом «Королевы» можно назвать оборонительное вооружение, которое представлено лишь различными артиллерийскими установками. В частности, тремя 20-мм шестиствольными скорострельными артиллерийскими установками ближней обороны Phalanx CIWS. Этот корабельный зенитный артиллерийский комплекс, предназначенный для борьбы с противокорабельными ракетами с дозвуковой и сверхзвуковой скоростью полета (до 2-х скоростей звука), за свой характерный внешний вид получил на американском флоте прозвище R2-D2. Помимо данного комплекса на борту имеется 4 современных 30-мм автомата DS30M Mk2 и некоторое количество пулеметов, предназначенных для защиты от ассиметричных угроз – террористов и пиратов на небольших лодках.

За слабое оборонительное вооружение и большие размеры авианосец Queen Elizabeth уже прозвали удобной мишенью для российских противокорабельных ракет. Именно так заявили в Минобороны РФ в ответ на слова британского министра обороны Майкла Фэллона о том, что «русские будут смотреть на авианосец с завистью». Оборонительное вооружение, действительно, самое слабое место нового британского корабля. С другой стороны он построен в рамках совершенно другой концепции применения. В отличие от единственного авианосца в составе российского флота, который несет на борту большое количество различных вооружений, вплоть до противокорабельных ракет и в состоянии действовать автономно, британская «Королева» рассчитана на использование в составе АУГ, когда ее будут надежно прикрывать многочисленные корабли эскорта и подводные лодки.

Зенитный артиллерийский комплекс Phalanx CIWS


О том, что самый большой корабль британского флота уязвим для противокорабельных ракет, говорят и эксперты английского аналитического центра Royal United Services Institute (RUSI). По их словам, противокорабельная ракета стоимостью менее полумиллиона фунтов в состоянии, по меньшей мере, вывести британский авианосец стоимостью более трех миллиардов фунтов из строя. «А залп из 10 таких ракет обойдется российскому бюджету менее чем в 4 миллиона фунтов, подобные цели гораздо проще уничтожить, сосредоточив на них огонь, чем разрабатывать что-то подобного же уровня для борьбы на равных», – подчеркивается в докладе экспертов RUSI.

Тактико-технические характеристики авианосца HMS «Queen Elizabeth» (R08):

Водоизмещение – 70 600 т (полное).
Длина – 280 м.
Ширина – 73 м.
Высота – 56 м.
Осадка – 11 м.

Двигатели: две газовых турбины фирмы «Rolls-Royce» Marine MT30 мощностью 36 МВт каждая и четыре дизель-генераторных установки Wartsila общей мощностью порядка 40 МВт.

Максимальная скорость хода – до 26 узлов (48 км/ч).

Дальность плавания – до 10 000 морских миль (около 19 000 км).

Автономность плавания – 290 суток.

Экипаж авианосца – 679 человек.

Морские пехотинцы – 250 человек.

Общая вместимость – 1600 человек (вместе с персоналом авиагруппы, по количеству спальных мест).

Авиагруппа: до 40 истребителей и вертолетов: в том числе до 24 истребителей-бомбардировщиков 5-го поколения Lockheed Martin F-35B, до 9 противолодочных вертолетов AgustaWestland AW101 Merlin HM2 и 4-5 вертолетов Merlin в варианте ДРЛО. При необходимости может принять на борт до 70 летательных аппаратов.

Оборонительное вооружение: 3 зенитных артиллерийских установки Phalanx CIWS, 4х30-мм артиллерийских установки 30mm DS30M Mark 2 и пулеметы для противодействия асимметричным угрозам.

Источники информации:
http://tass.ru/armiya-i-opk/4791485
https://bmpd.livejournal.com/2992965.html
http://www.oborona.ru/includes/periodics/navy/2017/0818/100222197/detail.shtml
https://vpk.name/news/191779_ceremoniya_kresheniya_avianosca_prince_of_wales.html
http://www.baesystems.com
Материалы из открытых источников

Санкт-Петербург 2001 - 132 c.

Научно-популярное падание

Тех. редактор В.В. Арбузов

Лит. редактор Е.В. Владимирова

Корректор В.П. Денисова

На 1-й стр. обложки: линейный корабль «Куин Элизабет». 1941 г.;

на 2-й стр. на палубе «Уорспайта»;

на 3-й стр. «Уорспайт» после модернизации;

на 4-й стр. «Уорспайт» на якорной стоянке.

На 1-й стр. текста: линейный корабль «Куин Элизабет»

Введение

К концу XIX века в Великобритании сложился «стандартный» тип линейного корабля с водоизмещением около 15000 т, который с помощью паровых поршневых машин развивал скорость хода 18 узлов. Он нес смешанное вооружение из 305-мм, 152-мм, 12-фунтовых и 3-фунтовых орудий. Однако бурное развитие тяжелой артиллерии, связанное с улучшением управления артиллерийским огнем, привело к увеличению дистанции боя и отказу от орудий меньших калибров. Для того, чтобы огонь с большой дистанции был эффективен, нужно было стрелять залпами. Все это привело к появлению кораблей с вооружением только из тяжелых орудий, в то время как «стандартные» линкоры имели их всего четыре.

Поначалу в Великобритании многие были настроены против линкоров совершенно нового типа. Их строительство требовало больших затрат, к тому же после их постройки большая часть линейного флота самой мощной морской державы мира сразу же оказалась бы устаревшей.

Тем не менее решение было принято весьма быстро, особенно благодаря адмиралу Джону Фишеру, который всемерно заботился о том, чтобы какое-то другое государство не опередило Великобританию в любых новшествах, вводимых на флоте. В рекордные сроки был составлен проект и начато строительство линейного корабля «Дредноут» («Неустрашимый»). Этот корабль, спущенный на воду 10 февраля 1906 года, имел характеристики, присущие всем поздним линкорам, которые и стали называться «дредноутами». При водоизмещении 18000 т он, с помощью паровых турбин, развивал скорость хода 21 узел и обладал унифицированным вооружением из десяти 305-мм орудий. Для отражения атак миноносцев на малых дистанциях к ним были добавлены и 12- фунтовые орудия.

Линейный корабль «Малайя» перед вступлением в строй

«Дредноут» оказался самым сильным кораблем в мире, и, чтобы утвердить превосходство Великобритании на морях, сразу же разработали обширную программу строительства дредноутов. Они («Беллерофон», «Темерер» и «Сьюперб», заложенные в 1905 г., и «Сент Винсент», «Коллинг- вуд» и «Вэнгард в 1907 г.) были очень похожи на „Дредноут“, но для борьбы с миноносцами их вооружили 102-мм орудиями. На линкорах, заложенных в 1907 г., 305-мм орудия „МК-Х“ с длиной ствола 45 калибров были заменены пушками той же марки, но со стволом длиной 50 калибров.

На линкорах „Нептун“ (заложен в 1908 г.), „Колоссус“ и „Геркулес“ (1909 г.) были впервые установлены линейно-возвышенные двухорудийные кормовые башни.

Только корабли типа „Орион“ („Орион“, „Конкерер“, „Монарх“ и „Тандерер“ заложены в 1909 г.) существенно отличались от „Дредноута“. Они имели водоизмещение 22000 т и были вооружены десятью 343-мм орудиями в пяти башнях, расположенных по продольной оси корабля. За ним последовали очень похожие корабли типов „Кинг Джордж V“ („Кинг Джордж V“, „Аякс“, „Одешес“ и „Центурион“, заложенные в 1910 г.) и „Айрон Дьюк“ („Айрон Дьюк“, „Мальборо“, „Бенбоу“ и „Эмперор оф Индиа“ - 1911 г.).

Наконец, после этих кораблей были спроектированы линкоры типа „Куин Элизабет“. Именно они спустя два десятилетия оказались самыми старыми из тяжелых кораблей, принявших активное участие во второй мировой войне. В их проекте было много общего с кораблями типа „Айрон Дьюк“, но в то же время содержался ряд важных нововведений, так что строительство линкоров типа „Куин Элизабет“ следует рассматривать как поворотный момент в истории британского военного судостроения.

Строительство

Первоначально программа 1912 г. предусматривала строительство трех линкоров и одного линейного крейсера с вооружением из 343-мм орудий. Чертежи этих кораблей были в основном готовы к началу 1912 г., и предстояло согласовать их с Адмиралтейством с тем, чтобы в феврале передать на обсуждение кабинета министров. Но в это время стало известно, что США и Япония строят линкоры, вооруженные 356-мм орудиями, и это вызывало сомнения в ценности имеющихся проектов. Больше того, поступила информация (она оказалась ложной), что и германские линкоры типа "Кениг" получат такую же артиллерию.

Уинстон Черчилль, недавно назначенный первым лордом Адмиралтейства, нашел выход из создавшегося положения. Правильно оценив появление 356-мм орудий как большой прогресс, он предложил увеличить главный калибр новых линкоров до 381 мм (на 1 дюйм). Это решение порождало ряд проблем, т.к., хотя проекты таких орудий и имелись, их еще никто и никогда не создавал.

Поскольку создание тяжелых орудий и станков для них требует значительного времени, их нужно было заказывать гораздо ранее, чем сами корабли. Кроме того, не следовало заказывать орудия до того, как будет изготовлен первый образец ствола, Который успешно прошел бы все необходимые испытания. Только тогда Адмиралтейство могло запускать орудия в серийное производство. В случае с 381-мм пушками любая задержка, которая сорвала бы выполнение программы 1912 года, была неприемлема.

Тактико-технические данные линкоров типа "Айрой Дьюк" и проектируемых в 1912 г.

"Айрон Дьюк" Проекты
R-3 R-3a R-4
Водоизмещение (т) 25 000 27 000 27 000 27 000
Длина между.перпендикулярами (м) 176,90 183,00 183,00 187,58
Ширина (м) 27,45 27,57 27,57 27,45
Осадка (м) 8,54 8,66 8,66 8,66
Вооружение: 10 343-мм, 12 152-мм 8 381-мм, 16 152-мм 8 381-мм, 16 152-мм 8 381-мм, 16 152-мм
Броневая защита (см) : Броневой пояс 30,5 33 30,5-33 33
Над броневым поясом 15,2-20,3 15,2-20,3 15,2 15,2-20,3
Боевая рубка 28 30,5 28 30,5
Барбеты (максимум) 25,4 28 25,4 28
Стенки башен 28 30,5 28 30,5
Крыша башен 7,62- 10,2 12,7 12,7 12,7
Противоминная переборка 2,54-3,8 2,54-3,8 3,8 - 5,08 2,54-3,8

В их проекте было много общего с кораблями типа «Айрон Дьюк», но в то же время содержался ряд важных нововведений, так что строительство линкоров типа «Куин Элизабет» следует рассматривать как один из поворотных моментов в истории военного судостроения.

Тип «Куин Элизабет»
Queen Elizabeth class

линкор «Куин Элизабет»
Проект
Страна
Операторы
Предшествующий тип «Айрон Дюк »
Последующий тип «Ривендж »
Годы в строю 1914-1947
Запланировано 6
Построено 5
Отправлено на слом 4
Потери 1
Основные характеристики
Водоизмещение 29 200 тонн (стандартное)
33 020 тонн (полное)
Длина 183,41 м (между перпендикулярами)
197,03 м (наибольшая)
Ширина 27,6 м (наибольшая по ВЛ)
Осадка 9,35 м (при стандартном водоизмещении)
10,35 м (при полном водоизмещении)
Бронирование Главный пояс: 330-203 мм, в оконечностях: 152 мм (нос), 102 мм (корма)
Верхний пояс: 152 мм
Траверзы: цитадели:
152 мм (нос), 102 мм (корма)
Противоторпедная переборка: 50,8 мм (25,4+25,4)
Башни: 330 мм (лоб), 280 мм (бока), 108 мм (крыша)
Барбеты: 254-178 мм (выше верхней палубы),
102-152 мм (ниже верхней палубы)
Казематы: 152 мм
Боевая рубка: 280 мм (стены), 76,2 мм (крыша), 102 мм (дальномерный пост), 152 мм (шахта), 102 мм (ниже верхней палубы)
Пост управления торпедной стрельбой: 152 мм, 102 мм (выше верхней палубы)
Кожухи дымовых труб: 38 мм
Палубы: Палуба бака над казематами: 25,4 мм
Верхняя палуба: 50,8-31,8 мм
Главная (средняя) палуба над погребами: 31,8 мм
Нижняя палуба: 25,4 мм
Платформа (промежуточная палуба): в носу-25,4 мм, на концах 76,2 мм, над рулевым устройством: 76,2 мм
Двигатели 24 котла Бэбкок и Вилкокс («Куин Элизабет», «Вэлиант», «Малайя»),
Yarrow («Бэрхем», «Уорспайт»)
4 паровые турбины Парсонса прямого привода (Браун-Кёртис на «Бархэме»)
Мощность 75 000 л. с. (форсированная)
56 000 л.с. (номинальная)
Движитель 4 винта фиксированного шага
Скорость хода 23 узла
24 узла максимально
Дальность плавания 5000 миль на 12 узлах
Экипаж 960-1250 человек
Вооружение
Артиллерия 8 (4 × 2) - 381-мм/42 орудий Mk I
16 × 1 - 152-мм/45 Mk XII
Зенитная артиллерия 2 (2 × 1) - 76,2-мм зенитные пушки
Минно-торпедное вооружение 4 однотрубных подводных 533-мм ТА
Медиафайлы на Викискладе

История серии

Проектирование

После того как был выбран калибр главной артиллерии, настало время подготовить проект корабля-носителя данного вооружения. Первоначальный проект имел стандартную планировку: десять орудий в пяти башнях - по две в оконечностях линейно-возвышенно и одна в середине корабля, скорость около 21 узла, бортовая броня толщиной 330 мм. Расчёты показали, что масса 381-мм снаряда допускает возможность сокращения числа орудий до восьми, и даже в этом случае обеспечивается превосходство в залпе над «Айрон Дюком». Десять 343-мм орудий «Mk.V» давали вес бортового залпа 6350 кг, а восемь 381-мм орудий имели бортовой залп 6804 кг. В результате за счёт устранения средней башни сэкономленные вес и место позволяли установить дополнительные механизмы и котлы для получения более высокой скорости. В связи с этим была разработана новая тактическая концепция использования новых линкоров. Предполагалось создать из них быстроходное звено, которое будет в состоянии выполнить охват неприятельской колонны или своим мощным огнем резко усилить огневую мощь какой-то части флота, сосредоточив огонь на отдельном корабле или отдельной эскадре неприятеля. Для такого использования линкоров необходима скорость не менее 23 узлов, а лучше даже 25 узлов.

Конструкция

Размещение батареи противоминных орудий было безусловно слабым местом в проекте. Как и на «Айрон Дюке», они страдали тем же - в свежую погоду заливались водой. Кормовое орудие пришлось демонтировать.

Бронирование

Распределение брони аналогично «Айрон Дюку», где-то броневая защита новых линкоров была усовершенствована, в чём-то ослаблена. Толщина броневого пояса по ватерлинии увеличивалась с 305 до 330 мм, а вдоль главной палубы толщина брони уменьшалась с 203 до 152 мм. Все переборки имели 152-мм толщину, под барбетом башни «А» толщина переборки уменьшалась до 51 мм. Броня палубы местами уменьшалась до 6 мм, однако в общем была 95 мм в средней части корабля вместо 89 мм на «Айрон Дюке», а противоторпедные переборки, толщина которых увеличилась с 38 мм до 51 мм, проходили вдоль всего корпуса, но за ними не было угольных ям .

Вооружение

Основные баллистические данные британских орудий главного калибра
Калибр (мм) 305 305 343 343 381
Марка X XI V(L) V(H) I
Длина ствола (калибров) 45 50 45 45 42
Вес орудия без замка (кг) 57 708 66 700,4 76 198,4 76 198,4 98 704,4
Вес снаряда (кг) 385,55 385,55 566,98 635,02 870,89
Вес заряда (кг) 117 139,25 132,9 134,78 194,1
Начальная скорость снаряда (м/с) 869,25 918,051 787 762,5 747,25
Бронепробиваемость снаряда (мм)

у дульного среза

406 426 439 439 457
Скорость снаряда (м/с)

на дистанции 9140 м

579,5 610 579,5 554,25 554,25
Энергия снаряда (кгс·м )

на дистанции 9140 м

6 587 723 7 299 976 9 688 010 10 287 316 14 107 700
Бронепробиваемость снаряда (мм)
на дистанции 9140 м
259 284 320 318 356

Силовая установка

Силовая установка кораблей типа «Куин Элизабет» состояла из двух комплектов паровых турбин Парсонса или Кёртиса с прямой передачей на валы. Каждый комплект турбин состоял из турбин высокого давления переднего и заднего хода и турбин низкого давления переднего и заднего хода. Машинное отделение разделялось на три продольных отсека. Турбины низкого давления находились в среднем отсеке, а турбины высокого давления - во внешних. Они приводили во вращение четыре трёхлопастных винта из марганцовистой бронзы . Несмотря на заложенную в проекте скорость в 25 узлов, из-за строительного перевеса корабль имел увеличенную осадку и никогда не развивал больше 24 узлов из-за большего гидродинамического сопротивления. Без форсирования машин скорость составляла 23 узла.

Вспомогательные механизмы

Два турбогенератора мощностью 450 кВт и два турбогенератора по 200 кВт обеспечивали корабль электроэнергией с постоянным напряжением 200 . Система опреснения морской воды состояла из двух установок, имевших общую производительность 650 т в сутки.

Представители

Канадский Билль о Военно-морской помощи 1912 года (Borden’s Naval Aid Bill ) предполагал выделение средств на постройку трёх современных дредноутов (возможно Acadia , Quebec и Ontario ), которые, скорее всего, должны были бы стать ещё тремя кораблями этого типа, подобно спонсированной Федеративными Штатами Малайи «Малайе». Однако билль был отвергнут Сенатом Канады, в котором большинство мест имела оппозиционная Либеральная партия . Неизвестно, должны были бы эти корабли служить в Королевском флоте, как «Малайя » или линейный крейсер «Нью Зиленд », либо войти в состав Королевского Канадского флота.

Оценка проекта

«Нью-Йорк »
«Куин Элизабет»
«Айрон Дюк »
«Дерфлингер »
«Кёниг »
Год закладки 1911 1912 1912 1912 1911
Год ввода в строй 1914 1915 1914 1914 1914
Водоизмещение нормальное, т 27 432 29 200 25 400 26 600 25 390
Полное, т 28 820 33 020 30 032 31 200 29 200
Тип СУ ПМ ПТ ПТ ПТ ПТ
Мощность, л. с. 28 100 56 000 29 000 63 000 31 000
Полная скорость, узл. 21 23 21,25 26,5 21
Максимальная скорость, узл. 21,13 24 21,5-22,0 25,5-26,5 21,2-21,3
Дальность, миль (на ходу, узл.) 7684 (12) 5000 (12) 4500 (20)
8100 (12)
5600 (14) 6800 (12)
Бронирование, мм
Пояс 305 330 305 300 350
Палуба 35-63 70-95 45-89 50-80 60-100
Башни 356 330 279 270 300
Барбеты 254 254 254 260 300
Рубка 305 279 279 300 350
Схема размещения вооружения

Линейные корабли типа “Куин Элизабет” - описание и краткое содержание, автор Михайлов Андрей, читайте бесплатно онлайн на сайте электронной библиотеки сайт

Поначалу в Великобритании многие были настроены против линкоров совершенно нового типа. Их строительство требовало больших затрат, к тому же после их постройки большая часть линейного флота самой мощной морской державы мира сразу же оказалась бы устаревшей.

Тем не менее решение было принято весьма быстро, особенно благодаря адмиралу Джону Фишеру, который всемерно заботился о том, чтобы какое-то другое государство не опередило Великобританию в любых новшествах, вводимых на флоте. В рекордные сроки был составлен проект и начато строительство линейного корабля «Дредноут» («Неустрашимый»). Этот корабль, спущенный на воду 10 февраля 1906 года, имел характеристики, присущие всем поздним линкорам, которые и стали называться «дредноутами». При водоизмещении 18000 т он, с помощью паровых турбин, развивал скорость хода 21 узел и обладал унифицированным вооружением из десяти 305-мм орудий. Для отражения атак миноносцев на малых дистанциях к ним были добавлены и 12- фунтовые орудия.

Загрузка...

Реклама