last-tochka.ru

Как разобраться в специальной оценке условий труда. Специальная оценка условий труда: что это такое и как ее проводить? Аналогичные рабочие места

Федеральный закон от 28.12.2013 № 426-ФЗ (далее – Закон) ввел новую для работодателя процедуру – специальную оценку условий труда, которая пришла на смену аттестации рабочих мест. То есть с момента вступления Закона в силу, а именно, с 1 января 2014 года вместо аттестации рабочих мест работодатель должен проводить специальную оценку условий труда.

Что представляет собой специальная оценка условий труда и для чего она нужна?

Указанная оценка – это комплекс мероприятий (ч. 1 ст. 3 Закона ):

  1. по идентификации вредных или опасных факторов производственной среды и трудового процесса;
  2. по оценке уровня их воздействия на работника.

По ее результатам, в частности (ст. 7 Закона ):

  • работники обеспечиваются средствами индивидуальной и коллективной защиты;
  • устанавливаются предусмотренные ТК РФ гарантии и компенсации для сотрудников;
  • проводятся предварительные и периодические медосмотры;
  • устанавливается дополнительный тариф взносов в ПФР;
  • рассчитывается скидка (надбавка) к страховому тарифу взносов на «травматизм»;
  • подготавливается статистическая отчетность об условиях труда.

Чьи условия труда оцениваются?

По общему правилу специальная оценка проводится в отношении условий труда (рабочих мест) всех сотрудников.

Однако из этого правила есть несколько исключений. Так, специальной оценке не подлежат условия труда (ч. 3 ст. 3 Закона ):

  • надомников;
  • дистанционных работников;
  • сотрудников, вступивших в трудовые отношения с работодателями – физическими лицами, не являющимися ИП.

Кто проводит специальную оценку?

Организовать и оплатить специальную оценку, как ранее и аттестацию рабочих мест, должен работодатель (ч. 1 ст. 8 Закона ). При этом сама оценка проводится совместно работодателем и специализированной организацией, привлеченной на основании гражданско-правового договора (ч. 2 ст. 8 Закона ).

При выборе такой организации работодателю следует учитывать требования, предъявляемые Законом к специализированным организациям, а именно, ст.ст. 19-20 .

Когда проводится специальная оценка?

Специальная оценка осуществляется не реже одного раза в пять лет. Указанный срок исчисляется со дня утверждения отчета о ее проведении (ч. 4 ст. 8 Закона). При этом не имеет значения, выявлены ли в ходе оценки вредные и (или) опасные факторы. То есть даже если они не выявлены, через пять лет процедуру нужно будет проводить вновь.

Отметим, что ранее рабочие места освобождались от аттестации, если по ее итогам условия труда признавались безопасными (пп. «б» п. 8 Порядка проведения аттестации рабочих мест по условиям труда, утв. приказом Минздравсоцразвития России от 26.04.2011 № 342н).

Обратите внимание, что существуют случаи, в которых необходимо провести специальную оценку ранее чем по прошествии пяти лет, то есть внепланово. Так, внеплановая оценка проводится, если (ч. 1 ст. 17 Закона):

  • в эксплуатацию вводятся вновь организованные рабочие места;
  • работодатель получает предписания государственного инспектора труда о проведении такой оценки;
  • изменяется технологический процесс, заменяется производственное оборудование, которое способно оказать влияние на уровень воздействия вредных и (или) опасных производственных факторов на работников;
  • изменяется состав применяемых материалов и (или) сырья, способных оказать влияние на уровень воздействия на работников;
  • изменяются применяемые средства индивидуальной и коллективной защиты;
  • произошел несчастный случай на производстве (за исключением несчастного случая, произошедшего по вине третьих лиц) или выявлено профессиональное заболевание, причинами которых явилось воздействие на работника вредных и (или) опасных производственных факторов;
  • есть мотивированное предложение первичных профсоюзных организаций или иного представительного органа работников о проведении такой оценки.

Как проводится специальная оценка?

Специальная оценка условий труда состоит из нескольких этапов.

Этап 1. Созыв специальной комиссии

Этап 2. Утверждение графика специальной оценки

Этап 3. Утверждение перечня рабочих мест, подлежащих специальной оценке

Этап 4. Наем специализированной организации, которая будет проводить оценку

С выбранной специализированной организацией работодатель должен заключить гражданско-правовой договор.

Этап 5. Идентификация потенциально вредных и (или) опасных производственных факторов

Этап 6. Исследования (испытания) и измерения вредных и (или) опасных производственных факторов

Этап 7. Подведение итогов специальной оценки

Этап 8. Ознакомление сотрудников с результатами специальной оценки

Этап 9. Размещение информации о специальной оценке на официальном сайте работодателя

Этап 10. Передача результатов специальной оценки в уполномоченный орган

Специализированная организация обязана передать результаты проведенной оценки:

  • до 1 января 2016 года – в Роструд (ч. 3 ст. 28 Закона);
  • с 1 января 2016 года – в Федеральную государственную информационную систему учета результатов проведения специальной оценки условий труда (ч. 1 ст. 18 Закона).

Какие классы и подклассы условий труда существуют?

Напомним, что по результатам проведения специальной оценки устанавливаются классы (подклассы) условий труда на рабочих местах (ч. 2 ст. 3 Закона). Указанные классы и подклассы учитываются при определении размера дополнительного тарифа взносов в ПФР.

Подробнее о дополнительных тарифах см. Справочник «Страховые взносы на пенсионное, медицинское и социальное страхование»

Итак, по степени вредности и (или) опасности условия труда подразделяются на четыре класса (ч. 1 ст. 14 Закона):

  • оптимальные – 1 класс;
  • допустимые – 2 класс;
  • вредные – 3 класс;
  • опасные – 4 класс.

Нужно ли работодателям, которые провели аттестацию рабочих мест, осуществлять специальную оценку?

Если до 1 января 2014 года работодатель провел аттестацию рабочих мест, то специальную оценку в отношении этих мест он может не проводить в течение пяти лет со дня завершения аттестации (за исключением случаев, в которых проводится внеплановая аттестация) (ч. 4 ст. 27 Закона).

В этом случае результаты аттестации используются в тех же целях, что и результаты специальной оценки.

Однако стоит отметить, что работодатель вправе не дожидаться, пока пройдут эти пять лет, и провести специальную оценку условий труда.

В какие сроки с момента вступления в силу Закона должна быть проведена специальная оценка?

Специальная оценка условий труда может быть проведена поэтапно, главное, чтобы она была завершена не позднее 31 декабря 2018 года (ч. 6 ст. 27 Закона). При этом не имеет значения, проводилась ли раньше аттестация рабочих мест или нет.

Однако указанное правило не распространяется на рабочие места:

  • сотрудников, профессии, должности, специальности которых включены в списки, с учетом которых осуществляется досрочное назначение трудовой пенсии по старости;
  • в связи с работой на которых предоставляются гарантии и компенсации за работу с вредными и (или) опасными условиями труда;
  • на которых по результатам ранее проведенных аттестаций рабочих мест были установлены вредные и (или) опасные условия труда.

При этом Закон не регламентирует сроки проведения специальной оценки в отношении указанных рабочих мест. По нашему мнению, она должна быть осуществлена по истечении пяти лет с момента проведения аттестации.

Есть ли ответственность за не проведение специальной оценки?

Ответ на этот вопрос содержится в п. 3 ст. 11 Федерального закона от 28.12.2013 № 421-ФЗ, который внес соответствующие поправки в КоАП РФ. Так, ч. 2 новой ст. 5.27.1 КоАП РФ предусмотрена ответственность в случае, если работодатель нарушил порядок проведения специальной оценки или не провел ее. Согласно указанной норме такие правонарушения влекут предупреждение или штраф:

  • для должностных лиц – от 5 000 до 10 000 рублей;
  • для лиц, осуществляющих деятельность без образования юридического лица – от 5 000 до 10 000 рублей;
  • для организаций – от 60 000 до 80 000 рублей.

По вопросам проведения специальной оценки условий труда обращаться к специалисту по трудовым отношениям Администрации Егорлыкского района, каб. № 19, контактный телефон 23-7-68.

Администрация Егорлыкского района просит руководителей предприятий и организаций, индивидуальных предпринимателей в целях учета рабочих мест на территории муниципального образования, на которых завершена специальная оценка условий труда, представлять информацию о проведенной специальной оценке условий труда.

Узнайте, кому поручить выполнение СОУТ на предприятии, на что обратить внимание при выборе экспертов и какие именно рабочие места подлежат проверке. Форму итогового отчета о проведении СОУТ вы найдете в статье.

В статье:

Скачайте полезные документы:

Что значит обязательная оценка условий труда

Понятие «» (СОУТ) появилось в российском законодательстве сравнительно недавно и, как любое новое явление, вызвало немало вопросов. Кто должен пройти спецоценку условий труда, как это правильно сделать и что грозит тем, кто отказался от ее проведения?

Начиная с 2014 года, после вступления в силу Федерального закона от 28.12.2013 № 426-ФЗ, проводить СОУТ обязаны все работодатели независимо от организационно-правовой формы и сферы деятельности предприятия. Это требование распространяется и на юридических лиц, и на индивидуальных предпринимателей. Исключение из общего правила составляют лишь физические лица, не имеющие статуса ИП, но при этом нанимающие персонал (например, для помощи по дому), и религиозные организации.

Приказ о проведении специальной оценки условий труда (с графиком проведения спецоценки)

★ СОУТ - очень важная процедура, поскольку ее результаты отражаются не только в итоговом отчете экспертов, но и в трудовых договорах с работниками: закон требует достоверно прописывать условия труда на всех рабочих местах, кроме надомных и дистанционных. Отделаться общими фразами - не вариант. Если инспектор ГИТ обнаружит, что условия в трудовом договоре не соответствуют реальным, расходятся с отчетом экспертов или вовсе не указаны, компанию могут оштрафовать на 100 000 рублей.

Какие гарантии и компенсации предоставлять работникам по итогам спецоценки

Кто должен проходить специальную оценку условий труда

Порядок проведения СОУТ регламентирован федеральным законодательством. Государственные и муниципальные учреждения - единственные, кто должен пройти специальную оценку условий труда по особым правилам, установленным нормативно-правовыми актами о муниципальной и государственной гражданской службе. Состояние рабочих мест на всех остальных предприятиях, как в офисных помещениях, так и на производстве, оценивается по общему стандарту. При этом не имеет значения, кому принадлежит компания: филиалы и представительства иностранных организациях должны проводить СОУТ, если они находятся на территории Российской Федерации.

Освобождаются от обязательной спецоценки только два типа рабочих мест:

  • надомные - для выполнения сотрудниками работы на дому с использованием собственных или предоставленных работодателем материалов и инструментов;
  • - для выполнения работы вне стационарного рабочего места, за пределами территории или объектов, принадлежащих работодателю (сотрудник сам выбирает место работы, а взаимодействие с нанимателем осуществляется с помощью телефона, интернета, почтовой связи).

Если абсолютно все сотрудники организации работают на дому или дистанционно, работодатель вправе не проводить СОУТ. Но если хотя бы малая часть работников, например, персонал административного отдела, работает в арендованном работодателем или принадлежащем ему помещении, спецоценка условий их труда необходима. Ни частые разъезды сотрудников, ни постоянное выполнение работы на территории заказчиков не считаются законной причиной для отказа от СОУТ для тех, кто обязан проводить специальную оценку условий труда (ст. 8 закона № 426-ФЗ, ст. 2 и 212 ТК РФ).

Как отразить условия труда на новом рабочем месте, если спецоценку еще не провели

★ Кто должен провести специальную оценку условий труда в арендованных помещениях - собственник или арендатор? Закон отвечает на этот вопрос однозначно: ответственность за проведение СОУТ лежит на работодателе, который создает рабочие места, а какие помещения и объекты он при этом использует - собственные или арендованные - значения не имеет.

Какие организации проводят специальную оценку условий труда

Чтобы результаты СОУТ признавались официальными инстанциями, процедуру должны проводить эксперты из аккредитованной организации, получившей допуск к этому виду деятельности в соответствии с постановлением Правительства РФ от 30.06.2014 № 599 . Экспертов привлекают на основании гражданско-правового договора на оказание услуг.

Исполнитель по договору должен:

  • успешно пройти аккредитацию в порядке, предусмотренном приказом Минздравсоцразвития от 01.04.2010 № 205н, и войти в опубликованный на официальном сайте Минтруда список аккредитованных организаций;
  • прописать в уставных документах проведение СОУТ в качестве основного вида или одного из видов осуществляемой деятельности;
  • насчитывать в штате не менее пяти сертифицированных экспертов, из них как минимум один должен иметь высшее образование по специальности «санитарно-гигиенические лабораторные исследования», «общая гигиена», «гигиена труда»;
  • иметь собственную аккредитованную испытательную лабораторию или центр для исследования измерений вредных факторов производственной среды.

Как прописать условие о результатах специальной оценки условий труда в трудовом договоре, рассказывает Анастасия Зайцева, партнер, руководитель практики трудового права Balashova Legal Consultants

★ Выбирая исполнителя, пройдитесь по списку обязательных условий: если хоть одно из них не соблюдено, не заключайте договор на проведение СОУТ. Отчет, оформленный по результатам такой оценки, будет недействительным, а работодатель потеряет и время, и деньги. Чтобы избежать штрафа, ему придется заказывать и оплачивать спецоценку повторно.

Кто должен проводить спецоценку условий труда в качестве эксперта? Только сертифицированный специалист, прошедший аттестацию на право выполнения работ по СОУТ.

Необходимо получить:

Сертификат эксперта выдается только лицам, прошедшим все три этапа подготовки!

Важно! Правила сертификации закреплены Федеральным законом №426-ФЗ, а порядок формирования государственного реестра экспертов и форма сертификата - приказом Минтруда от 24.12.2014 № 32н .

СОУТ проводят организации и предприниматели, использующие наемный труд, если только речь не идет о персонале, работающем дистанционно или на дому. Поэтому каждый работодатель должен знать, что представляет собой спецоценка условий труда, обязательно ли проводить это мероприятие и где найти квалифицированных экспертов. Убедитесь, что организация, которая будет проводить СОУТ, имеет доступ к лаборатории и насчитывает не менее пяти сертифицированных специалистов, внесенных в государственный реестр экспертов, иначе оценку придется проводить повторно.

С 1 января 2014 года работодатели обязаны проводить специальную оценку условий труда (Федеральный закон от 28 декабря 2013 г. № 426-ФЗ " "; далее – Закон № 426-ФЗ). Эта процедура введена вместо аттестации рабочих мест и во многом ее повторяет.

31 декабря 2018 года завершился период, когда работодатели могли поэтапно провести спецоценку условий труда в отношении рабочих мест, на которых проводится идентификация потенциально вредных и (или) опасных производственных факторов. Речь идет о так называемых безопасных, "несписочных" рабочих местах, то есть не указанных в . По сути к этой категории относится рабочих мест. Кроме того, лишь до этой даты могли действовать результаты ранее проведенной аттестации рабочих мест (письмо Минтруда России от 1 июня 2018 г. № 15-4/10/В-4010 " ").

Таким образом, срок, в течение которого нужно было сделать СОУТ, уже истек для работодателей. С 1 января не выполнившие эту обязанность могут быть привлечены к ответственности по . Отметим при этом, что ответственность по указанной части не находится в зависимости от количества работников, чьи трудовые права были нарушены ().

Может ли быть проведена специальная оценка условий труда на вакантном рабочем месте? Узнайте ответ в "Энциклопедии решений. Трудовые отношения, кадры" интернет-версии системы ГАРАНТ. Получите бесплатный доступ на 3 дня!

Тем не менее, во-первых, спецоценку должны как можно скорее осуществить те, кто опоздал – в частности, Минтруд России реализовать в отношении малого бизнеса и ИП механизм предупреждения нарушений, в рамках которого работодателю сначала направят предостережение о недопустимости нарушения требований охраны труда, и лишь в случае его неисполнения – оштрафуют.

Кроме того, спецоценку могут впервые проводить те, кто только создал новые рабочие места. На это отводится год с момента их образования. То есть, если рабочее место создано в декабре 2018 года, то срок завершения СОУТ – декабрь 2019 года.

И тем, и другим категориям работодателей очень пригодится наша инструкция. В ходе проведения спецоценки им необходимо учесть ряд особенностей, чтобы избежать административной ответственности за нарушение установленного порядка проведения спецоценки по той же .

Рассмотрим порядок проведения этой процедуры подробнее.

Шаг 1. Издать приказ об образовании комиссии по проведению специальной оценки условий труда

Приняв решение о проведении специальной оценки условий труда, руководитель организации должен издать соответствующий приказ, определив в нем состав комиссии по проведению такой спецоценки, включая руководителя, а также порядок ее деятельности. При этом число членов комиссии должно быть нечетным, а в ее состав обязательно следует включить специалиста по охране труда (). Главой комиссии, как правило, назначается генеральный директор ().

Шаг 2. Утвердить перечень рабочих мест для проведения специальной оценки

Перечень рабочих мест, в отношении которых должна быть проведена спецоценка, в том числе и аналогичных, определяется созданной работодателем комиссией ().

Специальная оценка при наличии аналогичных рабочих мест проводится только в отношении 20% от их общего числа, но в любом случае их должно быть больше двух (). Результаты спецоценки при этом применяются ко всем аналогичным рабочим местам.

НАША СПРАВКА

Аналогичные рабочие места – рабочие места, которые расположены в одном или нескольких однотипных производственных помещениях, оборудованных одинаковыми или однотипными системами вентиляции, кондиционирования воздуха, отопления и освещения, на которых работники работают по одной и той же профессии, должности, специальности, осуществляют одинаковые трудовые функции в одинаковом режиме рабочего времени при ведении однотипного технологического процесса с использованием одинаковых производственного оборудования, инструментов, приспособлений, материалов и сырья и обеспечены одинаковыми средствами индивидуальной защиты ().

Шаг 3. Издать приказ об утверждении графика проведения специальной оценки условий труда

Одновременно с определением перечня рабочих мест, в отношении которых должна быть проведена специальная оценка условий труда, комиссия составляет график проведения спецоценки. Он должен быть утвержден соответствующим приказом руководителя организации.

При составлении данного графика следует учесть следующее.

По общему правилу, спецоценка проводится в отношении каждого рабочего места, включая офисные помещения, не реже чем один раз в пять лет ().

Если ранее специальная оценка условий труда работодателем не проводилась, ее необходимо было провести не позднее 31 декабря 2018 года (). При этом закон позволял сделать это поэтапно.

Исключение составляют рабочие места:

  • тех сотрудников, чья профессия, должность или специальность дает им ;
  • работа на которых дает право на гарантии и компенсации за работу ;
  • на которых по результатам ранее проведенных аттестации рабочих мест по условиям труда или специальной оценки условий труда были установлены вредные и/или опасные условия труда ().

Специальную оценку этих рабочих мест нужно было провести первоочередно, без разделения на этапы (). За неисполнение этой обязанности работодателю грозит административная ответственность, в том числе штраф в размере до 10 тыс. руб – для должностных лиц и ИП, до 80 тыс. руб. – для юридических лиц ().

Если же до 31 декабря 2013 года работодателем была проведена аттестация рабочих мест по условиям труда, специальную оценку в отношении этих рабочих мест можно не проводить в течение пяти лет со дня завершения аттестации ().

Кроме того, помимо плановой спецоценки рабочих мест работодатель обязан проводить и внеплановую – например, при вводе в эксплуатацию вновь организованных рабочих мест, изменении технологического процесса, получении соответствующего предписания от ГИТ и др. (). Срок, в течение которого должна быть проведена внеплановая спецоценка условий труда, составляет от 6 до 12 месяцев в зависимости от основания для ее проведения ().

Шаг 4. Заключить со специализированной организацией договор на проведение специальной оценки условий труда

Чтобы провести специальную оценку условий труда, работодатель должен заключить с выбранной специализированной организацией соответствующий договор ( , ). С реестром аккредитованных организаций можно ознакомиться на сайте Минтруда России (http://akot.rosmintrud.ru/).

Шаг 5. Передать организации, проводящей специальную оценку условий труда, необходимые сведения, документы и информацию

Как только договор со специализированной организацией будет заключен, работодатель обязан предоставить ей сведения, документы и информацию, характеризующие условия труда на рабочих местах (например, технологическую документацию, проекты строительства зданий и др.).

Шаг 6. Утвердить результаты идентификации потенциально вредных и/или опасных производственных факторов

При проведении специальной оценки условий труда специализированная организация осуществляет идентификацию потенциально вредных и/или опасных производственных факторов. Результаты этой идентификации, по ее завершении, утверждаются созданной работодателем комиссией ().

Затем организация приступает к измерению фактических значений вредных и/или опасных факторов, если таковые были выявлены (). По итогам исследования эксперт специализированной организации классифицирует условия труда на рабочих местах по степени вредности и/или опасности на оптимальные, допустимые, вредные и опасные ( , ).

Шаг 7. Утвердить отчет о проведении специальной оценки условий труда

По итогам проведения спецоценки организация составляет отчет, который должен быть подписан всеми членами созданной работодателем комиссии и утвержден ее председателем (). Член комиссии, не согласный с результатами специальной оценки условий труда, может изложить свое мотивированное мнение в письменной форме и приложить его к отчету.

Шаг 8. Уведомить специализированную организацию об утверждении отчета о проведении специальной оценки условий труда

В течение трех рабочих дней с момента утверждения отчета о проведении специальной оценки условий труда работодатель обязан уведомить об этом специализированную организацию, а также направить в ее адрес копию утвержденного отчета (). Сделать это можно любым доступным способом, обеспечивающим возможность подтвердить факт такого уведомления.

Шаг 9. Подать декларацию соответствия условий труда государственным нормативным требованиям охраны труда

Если наличие вредных и/или опасных производственных факторов по результатам идентификации выявлены не были либо если по результатам измерений условия труда на рабочих местах признаны оптимальными или допустимыми, работодатель должен уведомить об этом трудовую инспекцию по месту нахождения организации (). Для этого нужно соответствия условий труда государственным нормативным требованиям охраны труда (утв. ). Подать эту декларацию работодатель должен в течение 30 рабочих дней с момента утверждения отчета о проведении спецоценки ( , утв. Приказом Минтруда России от 7 февраля 2014 г. № 80н).

Следует отметить, что до 1 мая 2016 года работодатель указывал в декларации только сведения об отсутствии вредных и/или опасных производственных факторов. В связи с этим, если по результатам измерений, проведенных до 1 мая 2016 года условия труда в отношении других рабочих мест были признаны оптимальными или допустимыми, работодатель должен подать в трудовую инспекцию уточненную декларацию с включением в нее этих рабочих мест ().

Шаг 10. Ознакомить работников с отчетом о проведении специальной оценки условий труда

В срок не позднее чем 30 календарных дней со дня утверждения отчета о проведении специальной оценки работодатель должен под роспись ознакомить работников с результатами спецоценки (). В указанный срок не включаются периоды временной нетрудоспособности работника, нахождения его в отпуске или командировке, периоды междувахтового отдыха.

Шаг 11. Разместить результаты спецоценки на сайте организации

В течение 30 календарных дней после утверждения отчета о проведении специальной оценки условий труда работодателю следует разместить сводные данные о результатах спецоценки на своем официальном сайте – при его наличии ().

Размещаемая на сайте информация должна содержать сведения:

  • об установлении классов (подклассов) условий труда на рабочих местах;
  • о перечне мероприятий по улучшению условий и охраны труда работников, на рабочих местах которых проводилась специальная оценка условий труда.

Для этого нужно отразить соответствующие данные в (утв. приказом ФСС России от от 26 сентября 2016 г. № 381).

Шаг 13. Применить результаты специальной оценки условий труда

Результаты проведенной спецоценки влияют на установление гарантий и компенсаций работникам. Так, сотрудники, условия труда на рабочих местах которых признаны вредными, в зависимости от степени вредности имеют право на сокращенную рабочую неделю не более 36 часов, дополнительный отпуск не менее семи календарных дней и/или компенсацию в размере 4% от оклада ( , ).

Кроме того, пункт об условиях труда на соответствующем рабочем месте должен быть включен в трудовой договор с новыми работниками (). А в договоры с уже работающими сотрудниками следует внести изменения, заключив с ними соответствующее дополнительное соглашение ().

До 2014 года чтобы определить, в каких условиях работники осуществляли свою деятельность, на предприятиях проходили такие мероприятия, как аттестации мест сотрудников, в результате которых и определялась степень вредности того или иного производства. По итогам работы аттестационной комиссии работникам такого производства назначались разнообразные компенсации.

Но начиная с 1 января 2014 года в соответствии с Федеральным Законом за номером 426-ФЗ (от 28 декабря 2013 года) были регламентированы абсолютно новые мероприятия по определению специальной оценки условий труда (СОУТ). Видимо, для появления такого документа существовали веские причины. Что это такое - специальная оценка условий труда? Давайте разбираться. Ведь «не боги горшки обжигают».

Что это за процедура?

Что это такое - специальная оценка условий труда? Это целый комплекс мероприятий, который направлен, в первую очередь, на определение всех опасных и вредных для жизни и здоровья людей производственных факторов. Члены комиссии производят заборы проб и делают анализы. После сравнения полученных данных с нормативными показателями специалисты дают оценку того, насколько негативные факторы влияют на физическое и психологическое состояние работников.

Продолжим рассматривать, что это такое - специальная оценка условий труда? Это, прежде всего, прогрессивная технология, которая самым наилучшим образом приближена к мировой практике. Это обновленный механизм формирования определенного пакета компенсаций и гарантий для работников, которым приходится работать в рамках вредных производственных циклов.

Теперь становится понятнее, что это такое - специальная оценка условий труда? Это краеугольный камень действующей на сегодняшний день всей системы охраны труда работников. Это новый алгоритм расчета пенсионных и социальных отчислений.

Цель специальной оценки условий труда

Условия труда на любом производстве подразделяют на классы и подклассы, в соответствии с которыми работникам и назначают те или иные компенсации и льготы.

Важно! В отличие от предыдущего алгоритма начисления компенсаций, система СОУТ позволяет учитывать не просто списочный набор негативных факторов, а именно фактический.

Помимо этого с введением нового закона «свободно вздохнули» те работодатели, у которых созданы благоприятные производственные условия. Теперь им не надо проводить дорогостоящие аттестации на регулярной основе и производить дополнительные страховые отчисления за каждого работника. Что же касается руководителей предприятий, на которых существуют «вредные» рабочие места, то по отношению к ним применяют более жесткие требования, а также усиливают контроль. То есть целью программы СОУТ является:

  • значительное улучшение необходимых условий труда;
  • сокращения процента рабочих мест, отличающихся «вредностью», в общем объеме производства.

На каких предприятиях должна проводиться подобная процедура в обязательном порядке?

В соответствии с законодательством в обязанности практически всех работодателей вменено проведение такого порядка, как определение СОУТ. Это касается всех компаний и предприятий:

  • которые вообще не слышали о таком мероприятии, как аттестация рабочих мест и, естественно, ее не проводили ранее;
  • которые слышали и проводили, но сроки принятия ее результатов во внимание уже давно истекли;
  • в которых образованы новые рабочие места или произошло изменение технологического цикла.

Не проводить СОУТ могут только:

  • ИП, которые создали рабочие места исключительно для себя, то есть самозанятые граждане.
  • Физлица, которые работают по договору трудового найма (например, работающие на дому), и не имеют статуса ИП.
  • Госслужащие, входящие в определенный ограниченный перечень: в целях сохранения гостайны.

Важно! Организации, в которых аттестация прошла незадолго до вступления в силу ФЗ № 426, могут временно (до истечения пяти лет) не проводить СОУТ, так как в течение этого периода будут приняты во внимание результаты последней проверки.

С какой периодичностью проводят подобную процедуру

Периодичность специальной оценки условий труда (плановой) не должна быть чаще, чем один раз в пять лет. Происходит так только в том случае, если в плане условий труда ничего не меняется.

На заметку! В противном случае вам не «отвертеться» от СОУТ, которую придется проводить внепланово.

Периодичность специальной оценки условий труда закреплена в законодательстве России, и сроки ее последующего проведения зависят от даты проведения предыдущей СОУТ.

Важно! Еще раз напоминаем, что согласно требованиям Приказа Минздравсоцразвития России за номером 342н (от 26 апреля 2011 года) все результаты аттестационной проверки, проведенной в срок до 1 января 2014 года, имеют правовую силу в течение 5 лет, начиная со дня ее проведения. Этот постулат не работает в том случае, если возникла острая необходимость провести СОУТ во внеплановом режиме.

Кто уполномочен осуществлять СОУТ?

В комиссию по проведению специальной оценки условий труда входят эксперты, приглашенные со стороны (то есть не являющиеся работниками данного предприятия) и представляющие компанию-исполнителя. Помимо них, в число проверяющих входит группа лиц (обязательно нечетное количество) от работодателя, в состав которых входит специалист, занимающийся вопросами охраны труда, и представитель от профсоюзной организации (если она имеется в наличии).

Сторонняя фирма, осуществляющая СОУТ, должна отвечать следующим обязательным требованиям:

  • В свидетельстве о разрешении на предпринимательство основным видом коммерческой деятельности должно значиться проведение специальной оценки условий труда.
  • Работники этой проверяющей фирмы должны иметь сертификаты определенного образца, дающие право на проведение такой процедуры, как СОУТ. Минимальное количество таких сотрудников - пять человек. Причем один из этих пяти должен быть врачом, занимающимся вопросами гигиены труда.
  • В состав организации должна входить лаборатория (имеющая полномочия), в которой можно проводить исследования и анализы на предмет выявления вредных и опасных веществ.

Классифицирование условий труда

Условия работы классифицируют по нескольким категориям:

  • весьма опасные;
  • вредные;
  • вполне допустимые;
  • оптимальные.

На заметку! Если комиссия в полном составе не выявляет каких-либо ОВПФ на рабочих местах, то работодателю выдают специальный документ под названием декларация (сроком на пять лет), в котором имеется заключение о том, что условия труда соответствуют всем государственным нормативам. Если в течение этого периода на производстве не будет зафиксировано никаких несчастных случаев, то продление действия документа произойдет автоматически.

Обязательные этапы проведения СОУТ

Эта процедура полностью регламентирована Приказом Минтруда от 24 января 2014 года за номером 33н (методика проведения специальной оценки условий труда). Очередность мероприятий такова:

  • Сначала необходимо убедиться в наличии ОВПФ или их отсутствии. Третьего не дано.
  • Далее их надо измерить и, конечно же, подвергнуть тщательному исследованию.
  • В зависимости от полученных результатов отнести условия работы к тому или иному классу. Все довольно элементарно.
  • И завершающий этап - документально зафиксировать все полученные результаты и выводы.

Важно! Инспекторы, проводящие СОУТ, должны неукоснительно соблюдать все требования, изложенные в Методике 33н проведения специальной оценки условий труда. Исключением являются исследования условий работы служащих, которые имеют допуск к информации, имеющей гриф «гостайна».

Основные мероприятия

Основные мероприятия должны быть проведены в соответствии с Методикой специальной оценки условий труда 33н. Проводят их в несколько этапов:

  • Руководитель фирмы или организации заключает с компанией-исполнителем договор, в котором оговорены все условия проведения СОУТ.
  • Комиссия в полном составе утверждает план-график процедуры проверки. Также уточняет перечень всех мест, которые будут подвергнуты специальной оценке условий труда (33н методика).
  • Эксперты обходят все рабочие места и начинают работать с каждым отдельным объектом.
  • Сотрудник компании-исполнителя осуществляет подробное описание производственной среды и самого процесса трудовой деятельности касаемо определенного места сотрудника; а также старается выявить источники ОВПФ.
  • Затем начинается процесс установления наличия допустимых совпадений между химическими составляющими и факторами производственной среды; а также непосредственно трудовыми процессами, имеющими отношение именно к месту работника (по факту) и предусмотренными в классификаторе, который регламентирован законодательством.
  • Осуществляет все необходимые мероприятия, связанные с испытаниями и исследованиями, исключительно в рамках проверки на предмет ОВРФ.

  • В соответствии с порядком проведения специальной оценки условий труда работник компании-исполнителя изучает предоставленную работодателем документацию: должностные инструкции; специфику техпроцесса; техническую документацию на то производственное оборудование, которое сотрудник использует в процессе своей работы; характеристики используемого сырья и материалов; проектные документы по строительству и реконструкции объектов на территории предприятия; а также декларации соответствия, результаты ранее проводимых проверок и предложения, поступившие от работников по улучшению условий своего труда.
  • Сравнивает наименования мест работников.
  • В случае полного их совпадения с наименованиями, указанными в специальном документе, а именно, в классификаторе (все в соответствии с порядком проведения специальной оценки условий труда), эксперт идентифицирует их как весьма опасные и довольно вредные.
  • В случае их полного не совпадения указывает в отчете, что на рабочем месте ОВПФ не обнаружены.
  • Условия работы могут быть признаны допустимыми в том случае, если ОВПФ вообще не были идентифицированы.

Важно! В этом случае испытания и замеры ОВПФ не проводят. А у директора есть все основания для подачи такого документа, как декларации, который удостоверяет факт того, что условия труда в полной мере соответствуют госнормам.

  • Профессионал-эксперт компании-исполнителя фиксирует все результаты проверки документально и представляет оформленный отчет о проведении специальной оценки условий труда на суд высококвалифицированной комиссии.

Важно! Если кого-то из проверяющих не устраивает отчет о специальной оценке условий труда, то он имеет абсолютное право изложить в письменном виде свою точку зрения по этому вопросу в отдельном документе. Потом его приобщат к отчету. Это мнение в дальнейшем может сыграть важную роль.

  • После того, как в отчет о проведении специальной оценки условий труда добавляют всю информация уточняющего характера, данные вносят в глобальную информационную учетную систему.

Внеплановая СОУТ

Причинами проведения внеплановой СОУТ могут быть:

  • Образование новой компании или предприятия.
  • Ввод в строй дополнительных средств защиты, а также проведение мероприятий с целью снижения уровня вредности.
  • Изменение производственного технологического процесса, а также замена набора оборудования на новое.
  • Использование новых, доселе не используемых на данном производстве, материалов и сырья.
  • Ввод в строй вновь организованных мест для работы.
  • Предписание государственных органов власти (например, Трудинспекции).
  • Возникновение на производстве несчастных случаев.

  • Требование выборного органа, который призван выражать интересы работников (например, профсоюзной ячейки).
  • Выявление у работников профессиональных заболеваний, спровоцированных вредным производством.

Важно! Если возникла одна из вышеперечисленных ситуаций, то спецоценка должна быть осуществлена в течение 6 месяцев (если быть точнее, в течение 180 дней, и ни днем позже).

Что подвергают спецоценке?

Члены комиссии, работающие на территории заказчика и проводящие специальную оценку условий труда, устанавливают и проверяют все рабочие места. Причем аналогичные места работы подвергаются изучению как одно. Это вполне рационально. То есть если на одном транспортном средстве работают посменно 4 человека, то спецоценке надо подвергнуть всего одно рабочее место, а именно, место водителя. А вот результаты проверки будут распространены на всех 4 работников. Работа комиссии начинается с того, что сначала определяют количество исследуемых рабочих мест, затем их точные места нахождения, степень освещенности, кондиционирования, вентиляции и так далее и тому подобное (все в соответствии с инструкциями и положениями). Минимальное количество проверяемых рабочих мест - два.

Места работников могут быть признаны аналогичными в том случае, если они отвечают следующим требованиям:

  • имеют одни и те же наименования;
  • обустроены идентичными средствами защиты;
  • находятся в помещениях одного типа;
  • выявлено использование одинаковых инженерных схем и предметов труда.

Насколько эта процедура важна для обеих сторон?

Такая процедура, как СОУТ, важна не только для каждого работника, но и для работодателя в не меньшей степени. Дело в том, что для последнего она важна с точки зрения соблюдения законодательства России. И как законопослушный гражданин во избежание различных наказаний любой руководитель заинтересован проводить СОУТ в установленные сроки. Тем более что все расходы по проведению проверки берет на себя ФСС России.

На заметку! Компания, в случае фиксации удовлетворительных условий труда, может рассчитывать на определенные послабления, касающиеся взносов в Соцстрах. Работники вредного производства могут претендовать на определенные льготы, например, досрочный выход на вполне заслуженную пенсию.

Кто отвечает за несвоевременное проведение СОУТ?

В соответствии с законодательством, вся ответственность ложится на плечи руководителя, который и отвечает и за все нарушения, в том числе и за несвоевременное проведение СОУТ (или того хуже - не проведение подобной процедуры).

Именно работодатель должен организовать и обеспечить такие мероприятия, как медицинский осмотр на регулярной основе; выдачу индивидуальных защитных средств, спецодежды и дополнительного питания; установление рабочего дня, сокращенного по продолжительности; предоставление определенных льгот и компенсаций; а также дополнительных фондовых отчислений и многое другое.

Если директор уклоняется от проведения подобных мероприятий, то он может быть привлечен к административной или даже к уголовной ответственности (зависит от тяжести причиненного вреда работнику). Поэтому не стоит оттягивать «прекрасный момент» под названием СОУТ. А лучше как можно оперативнее провести это мероприятие и «спать спокойно».

Последние изменения специальной оценки условий труда

  • По поводу подачи декларации, подтверждающей факт, что условия труда на производстве в полной мере соответствуют государственным нормам. Раньше, еще совсем недавно, ее можно было оформить только в том случае, если определенные места сотрудников не были идентифицированы на предмет ОВПФ. Теперь же подобный документ может быть оформлен на места, которые были квалифицированы членами комиссии, как вполне допустимые или оптимальные.
  • Эксплуатация новых мест для работы, замена набора оборудования на новое или изменение алгоритма технологического процесса влекут за собой внеплановую проверку, которая должна быть осуществлена в течение года (то есть 12 месяцев); в других случаях это срок остался прежним, а именно, полгода.
  • Увеличен срок переходного периода - вплоть до конца 2020 года.
  • Расширены права работника в плане того, что теперь он имеет право представить своему руководителю объективные предложения по улучшению условий своего труда.
  • Организация, осуществляющая СОУТ, должна быть обеспечена в полном объеме всей необходимой документацией и пояснениями в устной форме об исследуемом рабочем месте.
  • Эксперты, проводящие независимую проверку, должны руководствоваться в своей деятельности едиными методиками.
  • Организация, выполняющая СОУТ (начиная с 2016 года), должна осуществлять передачу полученных и утвержденных результатов СОУТ в ФГИС (расшифровка - Федеральная Государственная информационная система).
  • Если на 1 мая 2016 года условия работы в компании были квалифицированы как оптимальные или допустимые (а ранее они же были зафиксированы как вредные или опасные), то руководитель должен в обязательном порядке представить декларацию соответствия госнормативам в отредактированном виде, указав рабочие места.

Порядок проведения СОУТ закреплен законодательно и в некоторых частях содержит достаточно либеральные положения. Например, согласно пункту 6 статьи 27 , в отношении некоторых рабочих мест спецоценка может проводиться поэтапно и должна быть завершена к 31.12.2018. Однако суды неоднозначно подходят к трактовке данного положения и выносят противоречивые решения (к примеру, Определения от 11.11.2014 № 11-11968/2014 и от 26.02.2015 № 33-5865/15), а штрафы за непроведение этого мероприятия могут составлять до 200 000 рублей.

СОУТ: сроки проведения

Специальная оценка условий труда впервые должна быть проведена в сроки, не превышающие 12 месяцев со дня создания нового рабочего места. Если организация функционирует более 12 месяцев, а аттестация рабочих мест (АРМ) или специальная оценка условий труда не проводилась никогда, то проводить спецоценку надо незамедлительно или вчера.

  • безопасный труд своих работников;
  • охрану труда своих сотрудников;
  • информирование работников об условиях, в которых они трудятся, и т. д.
  • безопасные условия труда;
  • получение информации об условиях вредности на своем рабочем месте.

То есть работник имеет право требовать от работодателя предоставления информации о степени риска для его здоровья, которое может подвергаться воздействию вредных или опасных производственных факторов (даже сидя перед экраном монитора).И если работодатель ему не предоставляет такую информацию, работник имеет право для получения этой информации обратиться в орган государственного надзора за соблюдением законодательства.

В этом случае работодателя ждет штраф до 80 000 рублей и письменное предписание о необходимости организации проведения спецоценки. В противном случае может грозить административная приостановка деятельности предприятия до 90 дней.

Периодичность проведения

Срок действия спецоценки условий труда составляет 5 лет. Течение времени начинается со дня утверждения отчета о проведении оценки по каждому отдельному рабочему месту. Итоги проведения данного мероприятия можно свести к двум вариантам, когда:

  • вредные факторы в ходе проведения не выявлены;
  • вредные факторы выявлены и соответствующим образом классифицированы.

Вредные факторы не выявлены

Если в ходе проведения спецоценки не выявлено вредных и опасных производственных факторов, такое рабочее место подлежит декларированию в территориальный орган федеральной службы по труду и занятости на предмет соответствия условий труда нормативным требованиям охраны труда.

В этом случае, если в течение последующих 5 лет в отношении данного рабочего места не появится причин провести внеплановую спецоценку, то по истечении данного срока повторную СОУТ проводить не надо, действие декларации считается автоматически продленным.

А в какие сроки нужно делать СОУТ в дальнейшем (если вообще надо будет сделать), закон не сообщает..

Вредные факторы выявлены и классифицированы

В этом случае срок действия специальной оценки условий труда составляет 5 лет. Причем это не значит, что пять лет прошло и надо начинать организовывать новую спецоценку. К истечению пятилетнего срока у работодателя должны быть уже готовые результаты аттестации, то есть никакого прерывания не допускается.

Аттестация рабочего места

АРМ — это, по сути, то же самое, что и спецоценка, только с другим названием. Поэтому если работодатель проводил АРМ до 01.01.2014, то действующее законодательство позволяет ему не организовывать и не проводить какие-либо дополнительные мероприятия весь срок действия СОУТ вплоть до даты завершения действия результатов этой аттестации, конечно, если не возникнут основания для проведения внеплановой СОУТ.

Сроки внеплановой СОУТ

При возникновении обстоятельств для проведения внеплановой спецоценки законодательством предусмотрено два временных периода — 6 и 12 месяцев, в зависимости от причины.

6 месяцев

Специальная оценка условий труда должна быть проведена за указанное время, если:

  • работодатель получил предписание о проведении внеплановой спецоценки;
  • в производстве начинают использовать новые материалы или сырье, которые могут навредить здоровью работника;
  • вводятся новые средства индивидуальной и коллективной защиты (можно снизить класс вредности, соответственно, можно снизить выплаты за вредность);
  • произошел несчастный случай (за исключением несчастного случая на производстве, произошедшего по вине третьих лиц);
  • врачебной комиссией установлен факт профессионального заболевания;
  • получено письмо от профсоюза о необходимости проведения внеплановой спецоценки.

12 месяцев

СОУТ должна быть проведена за указанное время, если:

  • в эксплуатацию вводятся новые рабочие места;
  • меняются технологические процессы, производственное оборудование, которые способны оказать влияние на уровень воздействия вредных или опасных производственных факторов.

Сроки мероприятий по результатам СОУТ

Со дня утверждения отчета по результатам СОУТ работодатель обязан:

  • в течение 3 рабочих дней уведомить об утверждении организацию, проводившую СОУТ;
  • не позднее 30 календарных дней под подпись ознакомить работников с результатами проведенной спецоценки;
  • не позднее 30 календарных дней при наличии сайта в сети Интернет разместить сведения о результатах проведения СОУТ и перечне мероприятий по улучшению условий по охране труда.

Срок хранения материалов специальной оценки условий труда

Срок составления отчета по СОУТ

Устанавливается приказом работодателя при организации проведения данного мероприятия на этапе формирования комиссии.

Срок хранения материалов СОУТ

Составляет 45 лет, однако если в результате проведения СОУТ будут выявлены вредные или опасные производственные факторы и условия труда будут соответствующим образом классифицированы по вредности и опасности, такие материалы необходимо хранить в течение 75 лет.

Срок действия материалов СОУТ

Материалы по итогам проведения спецоценки являются действующими на весь период установления соответствующего класса опасности или срок действия декларации соответствия условий труда государственным нормативным требованиям охраны труда.

Загрузка...