last-tochka.ru

Нецелевое использование взносов. Нецелевое использование членских взносов. Нецелевые траты за счет средств ОМС

1. Нотариальная палата - организация некоммерческая, саморегулируемая

В соответствии со статьей 24 Основ законодательства РФ о нотариате (утверждены ВС РФ от 11.02.93 № 4462-1, далее - Основы законодательства о нотариате), в каждом субъекте Российской Федерации образуются нотариальные палаты. Палата является некоммерческой организацией (НКО) и представляет собой профессиональное объединение специалистов, занимающихся частной нотариальной практикой.

Нотариальная палата является юридическим лицом и организует свою работу на принципах самоуправления, то есть отвечает требованиям пункта 1 статьи 3 Федерального закона от 01.12.2007 № 315-ФЗ «О саморегулируемых организациях».

Нотариальная палата выполняет следующие функции (ст. 25 Основ законодательства о нотариате):

Представляет и защищает интересы нотариусов;
оказывает помощь и содействие членам палаты в развитии частной нотариальной деятельности;
организует стажировку лиц, претендующих на должность нотариуса;
помогает в повышении профессиональной подготовки нотариусов;
возмещает затраты на экспертизы, назначенные судом по делам, связанным с деятельностью нотариусов;
организует страхование нотариальной деятельности.

2. Средства некоммерческой организации

Средства, которые расходуются на перечисленные уставные цели нотариальных палат, формируются, в основном, из взносов членов палаты (ст. 26 Федерального закона от 12.01.96 № 7-ФЗ). В то же время, как и любая другая некоммерческая организация, нотариальная палата для выполнения уставных целей может заниматься предпринимательской деятельностью (п. 2 ст. 24 Федерального закона от 12.01.96 № 7-ФЗ). Целевые поступления некоммерческих организаций (за исключением целевых поступлений в виде подакцизных товаров), к которым относятся и членские взносы, не учитываются при определении налоговой базы по налогу на прибыль на основании пункта 2 статьи 251 Налогового кодекса РФ. В связи с этим, финансисты разъяснили два вопроса:

Относятся ли к целевым поступлениям суммы взносов, превышающие раннее установленную величину.
В каком случае использование членских взносов признается нецелевым.

3. Средств НКО: целевое и нецелевое расходование

На основании статьи 27 Основ законодательства о нотариате, размер членских взносов и иных платежей определяет общее собрание членов нотариальной палаты. Оно же имеет право изменять их в сторону увеличения, как в отношении отдельных участников, так и для всех ее членов. В этом случае, при условии использования членских взносов по целевому назначению, они не учитываются при налогообложении прибыли НКО на основании пункта 2 статьи 251 Налогового кодекса РФ (письмо Министерства финансов РФ от 19.11.2008 № 03-03-06/4/81).

Если же членские взносы расходуются на цели, не предусмотренные Уставом нотариальной палаты, то, по мнению специалистов Минфина России, высказанном в письме от 14.11.2008 № 03-03-06/4/79 , возникают последствия, предусмотренные пунктом 14 статьи 250 Налогового кодекса РФ. Такие доходы подлежат включению в налогооблагаемую базу налога на прибыль некоммерческих организаций в составе внереализационных расходов.

Пример

Некоммерческая организация - нотариальная палата в виде членских взносов получила в IV квартале 2008 года 150 000 рублей. Данные средства отнесены к целевым и предназначаются для расходования на содержание НКО (п. 2 ст. 251 НК РФ).

На сумму членских взносов палатой приобретены канцелярские товары и расходные материалы для оргтехники (100 000 руб. с учетом НДС), запасные части для автомобиля (50 000 руб. с учетом НДС), который планировалось приобрести в 2009 году. Данные товары предполагалось использовать в уставной деятельности. Первоначально вся сумма взносов, уплаченная за товары, была учтена как целевое расходование денежных средств НКО.

В нашем случае некоммерческая организация ведет учет по Плану счетов бухгалтерского учета, утвержденному приказом Министерства финансов РФ от 31.10.2000 № 94н (далее План счетов). Отметим следующие особенности рабочего плана счетов некоммерческой организации:

Задолженность членов организации по членским взносам, а так же ее погашение учитывается на счете 76 «Расчеты с прочими дебиторами и кредиторами», для чего к нему необходимо открыть специальный субсчет «Расчеты по членским взносам»;
учет поступления и расходования средств целевого финансирования отражается на счете 86 «Целевое финансирование». План счетов предусматривает аналитический учет по данному счету по видам финансирования. Для учета движения денежных средств в рассматриваемом примере необходимо открыть субсчет «Финансирование содержания некоммерческой организации».

Чтобы не усложнять пример, названия и шифры субсчетов в таблице учетных записей не приводим.

Бухгалтер отразил указанные операции следующими записями (см. Таблицу 1).

Таблица 1
Наименование операции Дебет Кредит Сумма (руб.) Первичный документ
1. Получены членские взносы 51, 50 76 150 000 Ведомость учета членских взносов, платежные документы
2. Полученные членские взносы отражены в качестве источника целевого финансирования 76 86 150 000 Справка бухгалтера, смета расходов
3. Отражена задолженность перед поставщиков канцтоваров и расходных материалов 10 60 100 000
4. Отражена задолженность перед поставщиком автозапчастей 10 60 50 000 Договор поставки, приходная накладная
5. Канцтовары, расходные материалы использованы в некоммерческой деятельности 26 10 100 000 Справка бухгалтера, расходная накладная
6. Произведена оплата канцтоваров, запасных частей к автомобилю 60 51 150 000 Платежные документы
7. Расходы на приобретение канцтоваров погашены за счет средств целевого финансирования 86 26 100 000 Справка бухгалтера, смета

Поскольку, как было отмечено автором выше, нотариальная палата признается саморегулируемой некоммерческой организацией, на нее распространяется требование пункта 4 статьи 12 Федерального закона от 01.12.2007 № 315-ФЗ. Ведение бухгалтерского учета и отчетности саморегулируемой организации подлежит обязательному аудиту.

В январе 2009 года при подготовке годового отчета была произведена аудиторская проверка деятельности нотариальной палаты. При проверке на счете 10 выявлены нецелевые запасы на сумму 50 000 рублей - стоимость приобретенных запчастей. Приобретение запасных частей к автомобилю сметой расходов на 2008 год не предусмотрено. Покупка автомобиля и атрибутов запланирована на 2009 год, что отражено в смете будущего года.

Некоммерческая организация должна иметь самостоятельный баланс или смету (п. 1 ст. 3 Федерального закона от 12.01.96 № 7-ФЗ). Направление средств НКО на цели, не предусмотренные сметой, может быть расценено как их нецелевое использование. Поэтому часть взносов, израсходованных нецелевым образом на основании пункта 14 статьи 250 Налогового кодекса РФ, следует признать внереализационным доходом некоммерческой организации, на что указано в публикуемом письме Министерства финансов РФ от 14.11.2008 № 03-03-06/4/79 .

Следовательно, у нотариальной палаты возникает объект налогообложения налогом на прибыль в виде стоимости приобретения, произведенного вне плана (сметы).

При обнаружении ошибки организация обязана уплатить налог и пени по нему.

Так как некоммерческие организации, не имеющие дохода от реализации товаров и услуг, уплачивают налог на прибыль в виде ежеквартальных авансовых платежей (п. 3 ст. 283 НК РФ), задолженность по налогу возникла на конец декабря. Ошибка обнаружена в январе 2009 года, налог уплачен в срок - не позднее 28 января, поэтому задолженности по пени не возникает.

В нашем примере для расчетов по налогу на прибыль организаций используется субсчет 68-2.

В учете следует произвести записи (см. Таблицу 2).

Бухгалтер некоммерческой организации также обязан оформить и подать декларацию по налогу на прибыль организаций* за IV квартал, где в Листе 07 декларации отразит сумму средств, израсходованных нецелевым образом, в приложении № 1 к Листу 02 - сумму внереализационных доходов, в Листе 01 - расчет суммы налога.

* Утверждена приказом Министерства финансов РФ от 05.05.2008 № 54н.

4. О санкциях

В приведенном примере задолженность по пене, начисленной на сумму неуплаченного налога на прибыль организаций, не возникла. Если бы приобретение запчастей состоялось, к примеру, во II квартале 2008 года, а ошибка была обнаружена в январе 2009, то обойтись бы без дополнительных расходов не удалось. Бухгалтеру пришлось бы начислить пени. В соответствии с пунктом 4 статьи 75 Налогового кодекса РФ сумма пени расчитывается как произведение суммы налога, количества дней просрочки, 1/300 ставки рефинансирования, действовавшей в период просрочки налога.

Если недоимка будет обнаружена налоговым органом, то нотариальной палате придется уплатить еще и штраф (20% от неуплаченной суммы - п. 1 ст. 122 НК РФ).

Грамотное использование средств фонда ОМС снижает риск наказания за их нецелевое использование. В противном случае за нецелевые траты за счет средств ОМС клинике придется готовиться к штрафу, который составляет 10% от той суммы, что была потрачена не по назначению.

Нецелевые траты за счет средств ОМС

Как отмечено в п.5 ч. 2 ст. 20 Закона об ОМС, далеко не все можно оплачивать за счет средств ОМС. Поэтому использовать их надо с осторожностью. Разрешается использование средств ОМС для распределения заработной платы, приобретения лекарственных средств и материалов, которые постоянно расходуются в работе, проведения исследований в лабораториях и для некоторых других нужд. Таким образом, список может продолжаться, вызывая множество недоразумений. Клиники тратят средства ОМС, а потом оказывается, что они расходуют их не по назначению. А за нецелевым использованием средств ОМС, помимо возврата полной, неправильно потраченной суммы следует денежное взыскание в размере 10% от того, что было потрачено.

Рассмотрим некоторые случаи из судебной практики прошлого года, чтобы в своей работе не допустить подобных упущений. Итак, что нельзя делать за счет средств ОМС?

За счет средств ОМС нельзя приобретать медицинскую технику, стоимостью более ста тысяч рублей

Закупка клиникой медицинского оборудования за счет средств ОМС, в случае если его стоимость превосходит сумму в сто тысяч рублей, считается нецелевым использованием страхового бюджета. Придется не только вернуть всю потраченную сумму, но и выплатить штраф. Обратите внимание, что вы возвращаете не часть суммы, которая превысит норму в сто тысяч, а всю сумму полностью. Штраф также рассчитывается от целой суммы.

ПРИМЕР
Постановление Арбитражного суда Волго-Вятского округа № Ф01-1261/2017 по делу № А29-2185/2016. В документе сообщается об одной из больниц, которая приобрела необходимую технику или другое оборудование, превышая существующую норму. Как отмечают представители медицинского учреждения, «лимит средств ОМС» действительно был превышен, но эти затраты они не считают нецелевыми. Таким образом, больница хочет избежать наказания в виде денежных выплат (ч. 7 ст. 35 ФЗ № 326-ФЗ «Об обязательном медицинском страховании в Российской Федерации», п. 157 Правил обязательного медстрахования, утв. приказом Минздравсоцразвития № 158н). Государственный орган, осуществляющий правосудие, отметил, что в законе отсутствует формулировка «лимит тарифа ОМС». А значит, невозможно превысить эту норму, если сумма больше 100 000, то ее расходование считается нецелевым использованием средств ОМС. В результате клиника вернула использованные средства, а также оплатила штраф (10% от указанной выше суммы).

За счет средств ОМС нельзя финансово поощрять сотрудников

Запрещается использование средств ОМС для того, чтобы выплачивать работникам клиники какие-либо дополнительные средства, которые бы мотивировали их на работу. Это касается и оплаты часов, отработанных сверх меры, и надбавок за стаж. Кроме того, если кто-то решил уволиться, то средняя заработная плата, которая переводится ему на счет в этом случае, также не должна быть произведена за счет средств ОМС.

Обратите внимание, что при назначении большей оплаты за работу в выходной клиника не имеет право на использование средств ОМС. Также мотивационные выплаты запрещены для некоторых сотрудников, которые не получили специализированное высшее образование, необходимое для работы в медицинской организации.

Возможно, вам будет интересно

Для того чтобы понять, какие расходы можно покрыть средствами ОМС, ознакомьтесь со статьей 144 ТК РФ и законами, существующими в отдельных регионах. Там указано, что за счет средств ОМС можно выплачивать только то, что предполагается системой оплаты трудовой деятельности.

ПРИМЕР
Постановление суда Дальневосточного округа № Ф03-1451/2017 по делу № А73-12548/2016. В нем рассматривается следующая ситуация: клиника воспользовалась средствами ОМС, чтобы поощрить своих сотрудников за длительную работу в их учреждениях и в профессии вообще, и выделила на это дополнительные средства. Решением суда было установлено, что подобных мотивирующих надбавок нет в системе оплаты трудовой деятельности данного региона. В результате клиника возвратила в фонд всю выплаченную сумму и оплатила денежное взыскание.

Аренда помещение для жилья работников и имущественные налоги – это нецелевое использование средств ОМС

Оплата съемного жилья для сотрудников, также как и обязательные взносы плательщика в бюджет и внебюджетные фонды в определенных законом размерах и в установленные сроки – нецелевое использование средств ОМС. За счет средств ОМС возможно содержание недвижимого имущества, прикрепленного к клинике ограниченным вещным правом или приобретенного юридическим лицом, создавшим организацию. Оплачивать съемные помещения можно только в том случае, если они используются для предоставления медицинских услуг.

ПРИМЕР
В постановлении АС Волго-Вятского округа № Ф01-930/2017 по делу № А31-6577/2016, выводы которого оставил в силе Верховный суд (определение № 301-КГ17-9952), разбирается подобный случай. Одна из клиник решила воспользоваться средствами фонда ОМС, чтобы снять для своих работников два жилых помещения. Обязательные взносы плательщика в бюджет клиника также сделала за счет средств ОМС.
Такие траты не должны осуществляться с использованием средств ОМС и являются нецелевыми. Решено было, что клиника вернет всю потраченную сумму и выплатит денежный штраф.

Использовать средства фонда ОМС на капитальный ремонт дома

Следует отличать друг от друга следующие термины: «содержание помещения» и «взнос на капремонт». Если первое можно осуществлять за счет средств фонда ОМС, то второе – запрещается. Это подтверждается и судебной практикой.

ПРИМЕР
В постановлении суда Западно-Сибирского округа № Ф04-7108/2017 рассматривается дело больницы, которая провела комплекс значительных работ по улучшению состояния жилого здания с квартирами. Государственный орган, осуществляющий правосудие, постановил, что средства фонда ОМС не выделяются с расчетом на эти траты. Подобные расходы не считаются направленными на поддержание имущества в исправном, безопасном и пригодном для эксплуатации состоянии в соответствии с его назначением.
Как и во всех рассмотренных выше случаях, организация вернула деньги и вынуждена была заплатить денежное взыскание.

Оплачивать штрафы за счет средств ОМС

Любые денежные взыскания или определённые законом или договором денежные суммы, которые организация обязана уплатить кредитору в случае неисполнения или ненадлежащего исполнения обязательств, а также при задержке исполнения, не предполагают расходование средств ОМС, если они возникли раньше, чем клиника присоединилась к данной программе.

ПРИМЕР
Суд Восточно-Сибирского округа установил (см. дело № А19-4103/2016), что долги, которые накопились у клиники еще до того как она присоединилась к программе, нельзя оплачивать, расходуя средства ОМС. Клиника рассчиталась с долгами за использование денежных средств, но не учла, что расходовать для этого средства ОМС нельзя. Поэтому пришлось вернуть в фонд все выплаченные деньги, плюс 10% штрафа.

Приобретать то, что не входит в тариф

Тариф, например, не включает:

  • Покупку предметов мебели, в том числе медицинской мебели;
  • Приобретение установок для стирки белья;
  • Покупку СВЧ;
  • Оплату дороги работников и больных;
  • Обеспечение работников и больных питанием;
  • Пользование услугами операторов сотовой связи, если они не предназначены для предоставления медицинских услуг.

Все это и много другое нельзя оплачивать за счет средств ОМС. Статья прихода в бухучете в данном случае не имеет значения. Главное, что это не требуется для оказания медицинской помощи.

ПРИМЕР
Разберем ситуацию, которая рассматривалась в АС Северо-Кавказского округа (дело № А32-26157/2014). Рассматривалось дело клиники, которая на несколько десятков миллионов рублей превысила сумму средств, необходимых для выплаты зарплат. В то же время для покупки лекарственных средств денег было выделено значительно меньше, чем требовалось. Интерес суда вызвали также транспортные расходы клиники, средства, потраченные на обучение сотрудников, и даже на проведение праздничного мероприятия и его украшение – все это было реализовано за счет средств ОМС. Подобные расходы были расценены судом как нецелевое использование средств ОМС.

Приведен обзор арбитражной практики по вопросам нецелевого использования средств обязательного медицинского страхования

30.06.2017

Правоотношения в сфере обязательного медицинского страхования регулируются Федеральным законом от 29.11.2010 № 326‑ФЗ «Об обязательном медицинском страховании в Российской Федерации» (далее - Закон № 326‑ФЗ). Как следует из ст. 4 данного закона, одним из основных принципов обязательного медицинского страхования является обеспечение за счет средств ОМС гарантий бесплатного оказания застрахованному лицу медицинской помощи при наступлении страхового случая в рамках территориальной и базовой программ ОМС. Медицинские организации, получающие средства в рамках реализации программ ОМС, должны расходовать эти средства только в соответствии с теми направлениями, которые поименованы в п. 7 ст. 35 Закона № 326‑ФЗ (п. 5 ч. 2 ст. 20 названного закона, Письмо ФФОМС от 06.06.2013 № 4509/21‑и). Однако в ходе проверок, осуществляемых территориальными фондами ОМС, вскрываются случаи нецелевого использования внебюджетных средств. Предлагаем рассмотреть факты нарушений, которые выносятся на рассмотрение арбитражных судов.

ПРИОБРЕТЕНИЕ ОБОРУДОВАНИЯ СТОИМОСТЬЮ СВЫШЕ 100 ТЫС. РУБ.

Больница приобрела за счет средств ОМС медицинское оборудование, необходимое для оказания медицинской помощи пациентам. В ходе проверки ТФОМС решил, что данный вид расходов является нецелевым использованием средств ОМС. Как отметили чиновники ведомства, ч. 7 ст. 35 Закона № 326‑ФЗ, п. 157 Правил № 158н, а также территориальной программой ОМС по субъекту РФ установлена структура тарифа на оплату медицинской помощи в системе ОМС, предусматривающая такое ограничение, как приобретение за счет названных средств основных средств стоимостью более 100 тыс. руб. за единицу.

Как указал суд, ч. 1 ст. 306.4 БК РФ нецелевым использованием бюджетных средств признается направление средств бюджета бюджетной системы РФ и оплата денежных обязательств в целях, не соответствующих полностью или частично целям, определенным:

либо законом о бюджете, сводной бюджетной росписью, бюджетной росписью, бюджетной сметой, договором (соглашением);

либо иным документом, являющимся правовым основанием предоставления указанных средств.

С учетом изложенного расходование средств на не предусмотренные структурой тарифа, установленного ч. 7 ст. 35 Закона № 326‑ФЗ и тарифным соглашением, цели - приобретение основных средств (оборудование, производственный и хозяйственный инвентарь) стоимостью свыше 100 тыс. руб. за единицу, является нецелевым использованием средств ОМС. Такого понятия, как «лимит тарифа на обязательное медицинское страхование» или «лимит бюджетного обязательства», законодательство об обязательном медицинском страховании не содержит.

Следовательно, больница не имела правовых оснований приобретать за счет средств территориальной программы ОМС основные средства стоимостью свыше 100 тыс. руб. за единицу. Таким образом, расходы на приобретение данных основных средств за счет средств ОМС признаются нецелевыми в полном объеме стоимости этих основных средств (см. Постановление АС ВВО от 05.05.2017 № Ф01-1261/2017 по делу № А29-2185/2016).

Отметим, что аналогичное нарушение было рассмотрено Верховным судом в Определении от 27.04.2017 № 307‑КГ16-17712 по делу №А21-9950/2015. В нем высшая судебная инстанция повторила вывод арбитражных судов о том, что приобретение основных средств стоимостью свыше 100 тыс. руб. является нецелевым использованием средств ОМС.

РАСХОДЫ НА НАЕМ ЖИЛОГО ПОМЕЩЕНИЯ ДЛЯ МЕДРАБОТНИКОВ И УПЛАТА НАЛОГА НА ИМУЩЕСТВО.

Департамент имущественных и земельных отношений субъекта РФ передал в оперативное управление стоматологической поликлинике имущество - две квартиры, предоставленные по договору служебного найма врачам-специалистам. Указанное имущество является необходимым для эксплуатации медицинской организации (без врачей медицинской организации как таковой не существует). ТФОМС при проверке расходов, произведенных за счет средств ОМС, указал, что расходы на уплату налога на имущество в отношении квартир, предоставленных по договору найма служебного жилого помещения врачам, не относятся к затратам, необходимым для обеспечения деятельности медицинской организации, и являются нецелевым использованием указанных средств. Свои выводы он аргументировал следующим.

В пункте 158 Правил № 158н установлено, что в расчет тарифов включаются затраты медицинской организации:

непосредственно связанные с оказанием медицинской помощи (медицинской услуги) и потребляемые в процессе ее предоставления;

необходимые для обеспечения деятельности медицинской организации в целом, но не потребляемые непосредственно в процессе оказания медицинской помощи (медицинской услуги).

Пунктом 158.3 Правил № 158н в составе затрат, необходимых для обеспечения деятельности медицинской организации в целом, выделяются группы затрат, в том числе затраты на содержание объектов недвижимого имущества, закрепленного за медицинской организацией на праве оперативного управления или приобретенного медицинской организацией за счет средств, выделенных ей учредителем на приобретение такого имущества, а также недвижимого имущества, находящегося у медицинской организации на основании договора аренды или безвозмездного пользования, эксплуатируемого в процессе оказания медицинской помощи (медицинской услуги).

Выводы ТФОМС поддержал суд. Он отметил: Правила № 158н не включают расходы на наем жилого помещения медицинским работникам (в том числе уплату налога на имущество в отношении данного помещения) в расчет тарифов на оплату медицинской помощи, оказываемой в рамках программ ОМС. Кроме того, субъект РФ в рамках своих полномочий по утверждению территориальной программы не включил расходы подобного рода в состав тарифа. Таким образом, медицинское учреждение совершило нецелевое расходование средств ОМС (см. Постановление АС ВВО от 19.04.2017 № Ф01-930/2017 по делу № А31-6577/2016).

ОПЛАТА ДЕЖУРСТВА ВРАЧАМ В НЕРАБОЧИЙ ПРАЗДНИЧНЫЙ ДЕНЬ, УСТАНОВЛЕННЫЙ ЗАКОНОМ СУБЪЕКТА РФ.

В силу Закона Республики Коми от 05.05.2014 № 30‑РЗ «О Дне Республики Коми» (далее - Закон № 30‑РЗ) 22 августа 2014 года - нерабочий праздничный день. Кардиологический диспансер произвел оплату труда медицинских работников, дежуривших в этот день, в двойном размере за счет средств ОМС. ТФОМС при проведении проверки квалифицировал данные расходы как нецелевое использование средств ОМС.

При рассмотрении спора суд указал на следующее. Согласно ч. 1 и 2 ст. 72 Закона № 323‑ФЗ медицинские и фармацевтические работники имеют право на основные гарантии, предусмотренные трудовым законодательством и иными нормативными правовыми актами РФ, а также дополнительные гарантии и меры социальной поддержки, устанавливаемые Правительством РФ, органами государственной власти субъектов РФ и органами местного самоуправления за счет соответственно бюджетных ассигнований федерального бюджета, бюджетов субъектов РФ и местных бюджетов.

В статье 6 ТК РФ говорится, что более высокий уровень трудовых прав работникам по сравнению с установленным федеральными законами и иными нормативными правовыми актами РФ, приводящий к увеличению бюджетных расходов или уменьшению бюджетных доходов, обеспечивается за счет бюджета соответствующего субъекта РФ.

Арбитры отметили, что в нарушение территориальной программы ОМС и Закона № 30‑РЗ медучреждение за счет средств ОМС произвело оплату в двойном размере труда работников, дежуривших в установленный данным законом дополнительный нерабочий праздничный день - 22 августа 2014 года.

В связи с тем, что введение субъектом РФ дополнительных нерабочих праздничных дней связано с выделением дополнительных средств из бюджета субъекта, вопрос об источниках финансирования должен быть решен в законодательном акте субъекта РФ.

В статье 2 Закона № 30‑РЗ указано, что предоставление дополнительного нерабочего праздничного дня в государственных учреждениях Республики Коми осуществляется за счет средств республиканского бюджета Республики Коми, предусмотренных на содержание указанных учреждений.

Таким образом, источник финансового обеспечения оплаты в двойном размере работы в нерабочий праздничный день 22 августа 2014 года в силу прямого указания Закона № 30‑РЗ - средства бюджета субъекта РФ, которые являются расходными обязательствами республиканского бюджета Республики Коми. Довод кардиологического диспансера о возможности использования на данные цели средств ОМС основан на неправильном толковании норм права (см. Постановление АС ВВО от 01.11.2016 №Ф01-4526/2016 по делу № А29-12875/2015).

УПЛАТА ВЗНОСОВ НА КАПИТАЛЬНЫЙ РЕМОНТ ОБЩЕГО ИМУЩЕСТВА В МНОГОКВАРТИРНЫХ ДОМАХ.

Как установлено в ходе проверки, городская поликлиника в нарушение п. 5 ч. 2 ст. 20 Закона № 326‑ФЗ из средств ОМС уплатила взносы на капитальный ремонт общего имущества собственников помещений в многоквартирных домах. ТФОМС считает, что вышеуказанные расходы не входят в структуру тарифа на оплату медицинской помощи по ОМС, предусмотренную территориальной программой государственных гарантий субъекта РФ на 2015 год, ввиду этого являются нецелевым их использованием.

Суд, проанализировав положения ст. 154 ЖК РФ, ст. 1 ГрК РФ, ст. 35 Закона № 326‑ФЗ, территориальной программы субъекта РФ, п. 157 Правил № 158н, пришел к такому выводу. Работы по содержанию имущества, определяемые понятием текущего ремонта, не совпадают с работами по капитальному ремонту ввиду следующего.

Первые работы связаны с текущим обеспечением возможности безопасного использования общего имущества именно в соответствующем многоквартирном доме (его систем, коммуникаций), вторые - с восстановлением конструктивных элементов и несущих строительных конструкций самого здания, а также сетей инженерно-технического обеспечения многоквартирных домов, находящихся на территории соответствующего субъекта РФ. Закон разграничивает понятия «плата за содержание помещения» и «взнос на капитальный ремонт». Исходя из этого плата за содержание имущества не включает в себя взнос на капитальный ремонт такого имущества.

Структурой тарифа на оказание медицинской помощи по ОМС предусмотрены расходы только на оплату работ и услуг по содержанию имущества, в связи с чем взносы на капитальный ремонт за помещения, расположенные в многоквартирных домах и используемые для размещения подразделений медицинской организации, не могут уплачиваться такой организацией за счет средств ОМС (Постановление АС ЗСО от 20.02.2017 №Ф04-7108/2017 по делу № А70-4700/2016).

УПЛАТА СУММ НЕУСТОЕК, ПРОЦЕНТОВ И ПЕНЕЙ ЗА СЧЕТ СРЕДСТВ ОМС.

Районная больница за счет средств ОМС произвела оплату финансовых санкций - пеней и процентов за пользование чужими денежным средствами, начисленных на задолженность, образовавшуюся у медицинской организации до 1 января 2013 года (вступления в территориальные программы ОМС). ТФОМС при проверке указал на нецелевое использование средств ОМС. Суд, руководствуясь нормами ст. 147, 306.4 БК РФ, ст. 34, 35, 37, 39 Закона № 326‑ФЗ, согласился с выводами фонда, отметив, что в данном случае имеет место нарушение в виде нецелевого использования средств ОМС (Постановление АС ВСО от 23.01.2017 № Ф02-6496/2016 по делу № А19-4103/2016). Отметим: Определением ВС РФ от 23.05.2017 № 302‑КГ17-4991 по делу № А19-4103/2016 в передаче дела в Судебную коллегию по экономическим спорам ВС РФ отказано, поскольку суд согласился с выводами фонда о том, что оплата учреждением здравоохранения за счет средств ОМС задолженности, образовавшейся до вступления его в территориальную программу, является нецелевым использованием указанных денежных средств.

ОПЛАТА СТИМУЛИРУЮЩЕЙ ВЫПЛАТЫ ЗА СТАЖ РАБОТНИКАМ ЗА СЧЕТ СРЕДСТВ ОМС.

В ходе проверки, проводимой ТФОМС, была выявлена оплата надбавок стимулирующего характера за стаж непрерывной работы и выслугу лет, которые не предусмотрены системой оплаты труда с 1 ноября 2015 года, не входят в состав тарифа на оплату медицинской помощи по программе ОМС и не подлежат оплате за счет средств ОМС. Арбитры отметили следующее.

Согласно п. 158.4 Правил № 158н затраты на оплату труда и начисления на выплаты по оплате труда определяются исходя из потребности в количестве персонала, принимающего непосредственное участие в оказании медицинской помощи (медицинской услуги), в соответствии с действующей системой оплаты труда, включая денежные выплаты стимулирующего характера.

Затраты на оплату труда и начисления на выплаты по оплате труда работников медицинской организации, которые не принимают непосредственного участия в оказании медицинской помощи (административно-управленческий и иной персонал), определяются исходя из количества единиц по штатному расписанию, утвержденному руководителем медицинской организации, с учетом действующей системы оплаты труда (п. 158.14 Правил № 158н).

Из норм Закона № 326‑ФЗ, Правил № 158н вытекает, что в состав тарифа на оплату медицинской помощи по программе ОМС входят только такие выплаты работникам медицинских учреждений, которые предусмотрены действующей системой оплаты труда.

При установлении системы оплаты труда нужно руководствоваться ст. 144 ТК РФ. Как следует из норм данной статьи, системы оплаты труда работников государственных и муниципальных учреждений устанавливаются в государственных учреждениях субъектов РФ коллективными договорами, соглашениями, локальными нормативными актами в соответствии с федеральными законами и иными нормативными правовыми актами РФ, законами и иными нормативными правовыми актами субъектов РФ. Так, в силу ст. 3 Закона Хабаровского края от 26.11.2008 № 222 система оплаты труда работников государственных учреждений края включает в себя:

минимальный оклад (минимальный должностной оклад), минимальную ставку заработной платы сотрудников государственных учреждений края по профессиональным квалификационным группам;

компенсационные выплаты;

стимулирующие выплаты.

ПЕРЕЧЕНЬ ВИДОВ И ПОРЯДОК УСТАНОВЛЕНИЯ КОМПЕНСАЦИОННЫХ И СТИМУЛИРУЮЩИХ ВЫПЛАТ УТВЕРЖДАЮТСЯ ПРАВИТЕЛЬСТВОМ КРАЯ.

В соответствии с Постановлением Правительства Хабаровского края от 12.04.2008 № 103‑пр системы оплаты труда работников государственных бюджетных и автономных учреждений края устанавливаются главными распорядителями средств краевого бюджета, осуществляющими функции и полномочия учредителя этих учреждений, по согласованию с комитетом по труду и занятости населения правительства края.

Приказом Минздрава Хабаровского края от 09.07.2015 № 8 утверждено Примерное положение об оплате труда работников краевых государственных бюджетных, автономных учреждений, подведомственных министерству здравоохранения Хабаровского края. При этом вышеуказанное положение в разд. 5 «Условия осуществления стимулирующих выплат» не предусматривает возможности выплаты работникам выплаты стимулирующего характера за стаж непрерывной работы, выслугу лет.

Таким образом, проанализировав в совокупности положения ст. 144 ТК РФ, судьи пришли к обоснованному выводу о применении с 1 ноября 2015 года в краевых государственных бюджетных учреждениях, подведомственных министерству здравоохранению Хабаровского края, новых систем оплаты труда, не предусматривающих выплаты работникам стимулирующего характера за стаж непрерывной работы, выслугу лет.

Поскольку выплата заработной платы сотрудникам за ноябрь 2015 года произведена больницей с нарушением, суд признал спорную сумму выплаченной работникам стимулирующей выплаты за стаж непрерывной работы, выслугу лет не входящей в состав тарифа на оплату медицинской помощи по программе ОМС и, следовательно, не подлежащей оплате за счет средств ОМС (Постановление АС ДВО от 12.05.2017 № Ф03-1451/2017 по делу № А73-12548/2016).

В заключение обратим внимание читателей вот на что.

Как следует из ч. 2 ст. 54 Конституции РФ, Постановления КС РФ от 27.04.2001 № 7‑П, юридическая ответственность может наступать только за те деяния, которые согласно закону, действующему на момент их совершения, признаются правонарушениями.

Отношения, возникающие в связи с осуществлением ОМС, регулируются Законом № 326‑ФЗ. В соответствии с п. 9 ст. 39 этого нормативного акта средства, использованные не по целевому назначению, медицинская организация возвращает в бюджет территориального фонда ОМС в течение десяти рабочих дней со дня предъявления им соответствующего требования.

Кроме того, за расходование не по целевому назначению медицинской организацией средств, перечисленных ей по договору на оказание и оплату медицинской помощи по ОМС, она уплачивает в бюджет территориального фонда ОМС:

штраф в размере 10% от суммы нецелевого использования средств;

пени в размере 1/300 ставки рефинансирования ЦБ РФ, действующей на день предъявления санкций, от суммы нецелевого использования указанных средств за каждый день просрочки.

При этом, как отмечено в Постановлении АС ПО от 26.02.2016 № Ф06-6171/2016 по делу № А55-10292/2015, п. 9 ст. 39 Закона № 326‑ФЗ не связывает ответственность медицинской организации за использование средств ОМС не по целевому назначению с тем, кем установлен данный факт и возмещены ли средства, израсходованные не по назначению. Ответственность медицинской организации наступает за сам факт использования средств ОМС не по целевому назначению. Последующее устранение совершенного правонарушения не может служить основанием для освобождения от ответственности.

В постановлении сделан вывод, что государственное бюджетное учреждение здравоохранения правомерно привлечено территориальным фондом ОМС к ответственности, предусмотренной п. 9 ст. 39 Закона № 326‑ФЗ.

Правила обязательного медицинского страхования, утв. Приказом Минздравсоцразвития РФ от 28.02.2011 № 158н.

Федеральный закон от 21.11.2011 № 323‑ФЗ «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации».

С 1 января 2016 года к отношениям, регулируемым Правительством РФ, в которых используется ставка рефинансирования ЦБ РФ, вместо указанной ставки применяется ключевая ставка ЦБ РФ, если иное не предусмотрено федеральным законом (Постановление Правительства РФ от 08.12.2015 № 1340).

Читая проекты некоторых смет, предлагаемых для утверждения на общем собрании членов СНТ, удивляешься, на что расходуются средства, получаемые товариществом в качестве целевых взносов.

Судя по этим сметам, они идут и на оплату бензина и мобильной связи, и на ремонт дорог и ограждений, и на приобретение канцтоваров, и на уплату налогов, и оплату штрафов. И этот список можно продолжать еще долго.

В Федеральном законе от 15.04.1998 №66-ФЗ «О садоводческих, огороднических и дачных некоммерческих объединениях граждан» указано, на что именно должны расходоваться средства, полученные СНТ как целевые взносы. В статье первой этого Закона дано четкое определение целевым взносам: целевые взносы - денежные средства, внесенные членами садоводческого, огороднического или дачного некоммерческого товарищества либо садоводческого, огороднического или дачного некоммерческого партнерства на приобретение (создание) объектов общего пользования. В соответствии с пунктом 2 статьи 4 того же Закона в садоводческом, огородническом или дачном некоммерческом товариществе имущество общего пользования, приобретенное или созданное таким товариществом за счет целевых взносов, является совместной собственностью его членов.

Другими словами, из Закона следует, что целевые взносы должны использоваться для приобретения (создания) объектов общего пользования, а данные объекты и имущество общего пользования, приобретенные (созданные) на целевые взносы, являются совместной собственностью членов товарищества. И если на средства целевого фонда (то есть на ваши целевые взносы) ремонтируется забор или оплачиваются услуги оператора мобильной связи, вы не становитесь собственником каких-либо объектов или имущества общего пользования, потому что никакое имущество или объекты не приобретаются и не создаются. Поэтому вам как члену товарищества совершенно не выгодно, чтобы СНТ подобным образом расходовало средства, полученные им в качестве целевых взносов.

Если вы, являясь членом СНТ, хотите, чтобы на целевые взносы приобреталось или создавалось имущество или объекты, которые станут совместной собственностью членов товарищества, требуйте от руководства вашего СНТ соблюдения Федерального закона от 15.04.1998 №66-ФЗ и расходования целевых взносов исключительно по прямому назначению. И если вам предлагается для утверждения смета, в соответствии с которой целевые взносы планируется расходовать на всякую ерунду, голосуйте против ее утверждения, требуйте занести в протокол ваши возражения и оспаривайте данную смету и решение общего собрания, на котором она утверждалась.

А в том случае, если средства (или часть средств), которые вы внесли как целевой взнос на приобретение или создание какого-либо имущества или объекта инфраструктуры, были потрачены не по назначению, требуйте зачесть их в счет вашего целевого взноса на следующий год.

Нецелевое использование денежных средств, выданных банком по целевой программе – уголовно наказуемое деяние, предусмотренное ст. 159 УК РФ «Мошенничество» . Это положение нередко является одним из пунктов кредитного договора.

Важно, что ответственность наступает при нецелевом расходовании средств, только если был оформлен целевой кредит. Под ним понимается заём, выданный на конкретную цель (например, автокредит, ипотека).

В целях исполнения этого требования заемщик обязан подтвердить целевое расходование средств перечнем документов.

Распространенные варианты:

  • Ипотека : договор купли-продажи, передаточный акт, иные документы, подтверждающие расходы;
  • Автокредит : договор купли-продажи, страховой полис (при условии, что он приобретается на кредитные средства);
  • На образование : договор, заключенный с образовательным учреждением, диплом (по окончанию).

Особенностью целевого кредита является низкая процентная ставка – 10-16% годовых. Не удивительно, что многие граждане стремятся оформить именно его, нежели получать заем по нецелевой программе.

Подробнее о нецелевых расходах

Несмотря на то, что потратить деньги нецелевым способом крайне сложно и условие об ответственности прописывается в кредитном договоре, некоторые граждане предпринимают попытки обойти закон.

Одной из распространенных схем является заключение фиктивной сделки-купли продажи автомобиля между двумя гражданами, состоящими в сговоре. Нередко заемщики оформляют кредит на лечение, а расходуют его на ремонт квартиры или иные цели.

Зачастую банкам становится известно о нецелевом использовании выданных средств при просрочке платежей. При установлении 2-х и более задержек кредитная организация оповещает службу безопасности, которая проверяет факт расходования займа и платежеспособность лица.

Меры пресечения

В любом случае ответственности за нецелевое использование кредитных средств избежать не удастся. Банки предпринимают для этого следующие меры:

  1. Не переводят деньги заемщику напрямую. Кредитные организации страхуют себя и направляют средства на счет продавца (например, автодилеру), предварительно проверяя его на факт мошенничества. Кстати, попытка мошенничества также квалифицируется по УК как преступное действие и нарушитель несет ответственность. какую именно — читайте тут
  2. Крупные штрафные санкции. Банки включают в кредитные договоры условие о выплате штрафа при нецелевом расходовании выданных средств. Сумма санкции обычно составляет от 0,2% до 1% от суммы долга за каждый день просрочки.
  3. Требование о возврате. Одним из положений кредитного договора может быть пункт о незамедлительном возврате полной суммы займа. Дополнительно могут взиматься уже начисленные проценты.

Обращение банка в суд

Если банком будет доказан факт нецелевого расходования средств, но в условиях договора не предусматривается положений о наложении штрафа или возврате суммы, то он имеет право обратиться в суд.

Обычно исковые заявления такого характера содержат требования о полном и досрочном возвращении кредита, а также обращении взыскания на залог (им является цель, на которую был оформлен заем).

Судебная практика показывает, что подобные дела выигрывают банки. Они имеют полную доказательную базу, поэтому могут привлечь нерадивого заемщика к возврату денежных средств.

Важным доказательством кредитора по делу выступает информационное письмо ЦБ РФ. В нем указывается, что нецелевое использование кредита – основание для досрочного взыскания оформленного займа.

Уголовная ответственность

Расходование денежных средств вне целей, предусматриваемых кредитным договором, попадает под ст. 159 УК РФ. В соответствии с ней мошенничеством признается хищение чужого имущества или приобретение на него права путем обмана.

Меры ответственности:

  • Возложение обязанности выплатить штраф – до 120.000 руб.;
  • Привлечение к обязательным работам – до 360 часов;
  • Привлечение к исправительным работам – до 1 года;
  • Ограничение свободы – до 2-х лет;
  • Арест – до 4-х месяцев;
  • Лишение свободы – до 3-х лет.

Именно поэтому при оформлении целевого кредита важно расходовать выданные средства на цели, предусматриваемые договором. Нарушение этого требования влечет за собой ответственность, которая в крайнем случае может носить уголовный характер.

Получите консультацию юриста в комментариях к статье

Загрузка...