last-tochka.ru

Интерактивные методы обучения. Интерактивные формы и методы обучения. правила управления успехом на уроке интерактивные формы и методы обучения способствуют созданию ситуаций успеха, - презентация Презентация интерактивные методы обучения в высшей школе

Введение

  • Скажи мне – и я забуду, покажи мне – и я запомню, дай мне действовать самому – и я научусь»

Китайская мудрость



Внедрение интерактивных форм обучения – одно из важнейших направлений совершенствования подготовки обучающихся.

Обучающиеся легче вникают, понимают и запоминают материал, который они изучали посредством активного вовлечения в учебный процесс.

Исходя из этого, основные методические инновации связаны сегодня с применением именно интерактивных методов обучения.


  • Пассивные методы
  • Активные методы
  • Интерактивные методы

Пассивный метод

Пассивный метод – это форма взаимодействия преподавателя и сбучающегося, в которой преподаватель является основным действующим лицом и управляющим ходом занятия, а обучающихся выступают в роли пассивных слушателей, подчиненных директивам преподавателя. Связь преподавателя с обучающихся на пассивных занятиях осуществляется посредством опросов, самостоятельных, контрольных работ, тестов и т. д.


Активный метод

Активный метод – это форма взаимодействия обучающихся и преподавателя, при которой они взаимодействуют друг с другом в ходе занятия и обучающихся здесь не пассивные слушатели, а активные участники, обучающиеся и преподаватель находятся на равных правах. Если пассивные методы предполагали авторитарный стиль взаимодействия, то активные больше предполагают демократический стиль.


Интерактивный метод

Интерактивный метод («Inter» - это взаимный, «act» - действовать) – означает взаимодействовать, находиться в режиме беседы, диалога с кем-либо.

Другими словами, в отличие от активных методов, интерактивные ориентированы на более широкое взаимодействие обучающихся не только с преподавателем, но и друг с другом и на доминирование активности обучающихся в процессе обучения.


Интерактивное обучение

Интерактивное обучение - это специальная форма организации познавательной деятельности. Она подразумевает вполне конкретные и прогнозируемые цели.

Цель состоит в создании комфортных условий обучения, при которых студент или слушатель чувствует свою успешность, свою интеллектуальную состоятельность, что делает продуктивным сам процесс обучения, дать знания и навыки, а также создать базу для работы по решению проблем после того, как обучение закончится.

Другими словами, интерактивное обучение – это, прежде всего, диалоговое обучение, в ходе которого осуществляется взаимодействие между обучающимся и преподавателем, между самими обучающимися.


  • пробуждение у обучающихся интереса;
  • эффективное усвоение учебного материала;
  • самостоятельный поиск обучающимися путей и вариантов решения поставленной учебной задачи (выбор одного из предложенных вариантов или нахождение собственного варианта и обоснование решения);
  • установление воздействия между обучающими, обучение работать в команде, проявлять терпимость к любой точке зрения, уважать право каждого на свободу слова, уважать его достоинства;
  • формирование у обучающихся мнения и отношения;
  • формирование жизненных и профессиональных навыков;
  • выход на уровень осознанной компетентности обучающихся.

  • Круглый стол (дискуссия, дебаты)
  • Мозговой штурм (брейнсторм, мозговая атака)
  • Деловые и ролевые игры
  • C ase-study (анализ конкретных ситуаций, ситуационный анализ)
  • Мастер класс

  • занятие – не лекция, а общая работа.
  • все участники равны независимо от возраста, социального статуса, опыта, места работы.
  • каждый участник имеет право на собственное мнение по любому вопросу.
  • нет места прямой критике личности (подвергнуться критике может только идея).
  • все сказанное на занятии – не руководство к действию, а информация к размышлению.

  • Подготовка занятия : Ведущий (куратор, педагог) производит подбор темы, ситуации, определение дефиниций (все термины, понятия и т.д. должны быть одинаково поняты всеми обучающимися), подбор конкретной формы интерактивного занятия, которая может быть эффективной для работы с данной темой в данной группе.
  • Вступление: Сообщение темы и цели занятия.
  • Основная часть: Особенности основной части определяются выбранной формой интерактивного занятия
  • Выводы (рефлексия) Рефлексия начинается с концентрации участников на эмоциональном аспекте, чувствах, которые испытывали участники в процессе занятия. Второй этап рефлексивного анализа занятия – оценочный. Рефлексия заканчивается общими выводами, которые делает педагог.

Интерактивное обучение позволяет решать одновременно несколько задач, главной из которых является развитие коммуникативных умений и навыков.

Данное обучение помогает установлению эмоциональных контактов между учащимися, обеспечивает воспитательную задачу, поскольку приучает работать в команде, прислушиваться к мнению своих товарищей, обеспечивает высокую мотивацию, прочность знаний, творчество и фантазию, коммуникабельность, активную жизненную позицию, ценность индивидуальности, свободу самовыражения, акцент на деятельность, взаимоуважение и демократичность.

Использование интерактивных форм в процессе обучения, как показывает практика, снимает нервную нагрузку обучающихся, дает возможность менять формы их деятельности, переключать внимание на узловые вопросы темы занятий.


Основные интерактивные методы:

Круглый стол - это метод активного обучения, одна из организационных форм познавательной деятельности обучающихся, позволяющая закрепить полученные ранее знания, восполнить недостающую информацию, сформировать умения решать проблемы, укрепить позиции, научить культуре ведения дискуссии. Характерной чертой «круглого стола» является сочетание тематической дискуссии с групповой консультацией .


  • обсуждение в ходе дискуссии одной-двух проблемных, острых ситуаций по данной теме;
  • иллюстрация мнений, положений с использованием различных наглядных материалов (схемы, диаграммы, графики, аудио-, видеозаписи, фото-, кинодокументы);
  • тщательная подготовка основных выступающих (не ограничиваться докладами, обзорами, а высказывать свое мнение, доказательства, аргументы).

Дискуссия

Дискуссия (от лат. discussio - исследование, рассмотрение) - это всестороннее обсуждение спорного вопроса в публичном собрании, в частной беседе, споре.

Другими словами, дискуссия заключается в коллективном обсуждении какого-либо вопроса, проблемы или сопоставлении информации, идей, мнений, предложений.

Цели проведения дискуссии могут быть очень разнообразными: обучение, тренинг, диагностика, преобразование, изменение установок, стимулирование творчества и др.


  • подготовка (информированность и компетентность) обучающихся по предложенной проблеме;
  • семантическое однообразие (все термины, дефиниции, понятия и т.д. должны быть одинаково поняты всеми обучающимися);
  • корректность поведения участников;
  • умение преподавателя проводить дискуссию.

В основе «круглого стола» в форме дебатов - свободное высказывание, обмен мнениями по предложенному студентами тематическому тезису. Участники дебатов приводят примеры, факты, аргументируют, логично доказывают, поясняют, дают информацию и т.д.

Процедура дебатов не допускает личностных оценок, эмоциональных проявлений. Обсуждается тема, а не отношение к ней отдельных участников.

Основное отличие дебатов от дискуссий состоит в следующем: эта форма «круглого стола» посвящена однозначному ответу на поставленный вопрос – да или нет.


  • умение формировать и отстаивать свою позицию;
  • ораторское мастерство и умение вести диалог;
  • командный дух и лидерские качества.
  • «Круглый стол» в форме дебатов развивает способности и формирует необходимые навыки для ведения диалога:
  • развитие коммуникативной культуры, навыков публичного выступления;
  • формирование исследовательских навыков (приводимые аргументы требуют доказательства и примеров, для поиска которых необходима работа с источниками информации);
  • формирование организационных навыков (подразумеваются не только организацию самого себя, но и излагаемых материалов);
  • формирование навыков слушания и ведения записей.

Мозговой штурм

Мозговой штурм - один из наиболее популярных методов стимулирования творческой активности. Широко используется во многих организациях для поиска нетрадиционных решений самых разнообразных задач.

Метод мозгового штурма (мозговая атака, braine storming) - оперативный метод решения проблемы на основе стимулирования творческой активности, при котором участникам обсуждения предлагают высказывать как можно большее количество вариантов решения, в том числе самых фантастичных.

Затем из общего числа высказанных идей отбирают наиболее удачные, которые могут быть использованы на практике.


Мозговой штурм - это:

  • новаторский метод решения проблем;
  • максимум идей за короткий отрезок времени;
  • расслабление, полет фантазии, самоудовлетворение (чем неожиданнее идея, тем лучше, нужны необычные, самые "дикие" идеи);
  • отсутствие какой-либо критики
  • это развитие, комбинация и

модификация как своих, так и чужих идей.


Деловые и ролевые игры

Деловая игра – форма воссоздания предметного и социального содержания профессиональной деятельности, моделирования систем отношений, разнообразных условий профессиональной деятельности, характерных для данного вида практики.

В деловой игре обучение участников происходит в процессе совместной деятельности. При этом каждый решает свою отдельную задачу в соответствии со своей ролью и функцией. Общение в деловой игре – это не просто общение в процессе совместного усвоения знаний, но первым делом – общение, имитирующее, воспроизводящее

общение людей в процессе

реальной изучаемой деятельности.

Деловая игра - это не просто

Совместное обучение, это обучение

совместной деятельности, умениям и

навыкам сотрудничества.


  • луночные игры – игра проходит на специально организованном поле, с жесткими правилами, результаты заносятся на бланки;
  • ролевые игры – каждый участник имеет или определенное задание, или определенную роль, которую он должен исполнить в соответствии с заданием
  • групповые дискуссии – связаны с отработкой проведения совещаний или приобретением навыков групповой работы. Участники имеют индивидуальные задания, существуют правила ведения дискуссии
  • имитационные – имеют цель создать у участников представление, как следовало бы действовать в определенных условиях («Сбыт» - для обучения менеджеров по специальности «Экономика и управление на предприятии (по отраслям)») и т.д.

  • Метод анализа конкретной ситуации (ситуационный анализ, анализ конкретных ситуаций, case-study) – это педагогическая технология, основанная на моделировании ситуации или использования реальной ситуации в целях анализа данного случая, выявления проблем, поиска альтернативных решений и принятия оптимального решения проблем.
  • Отличительной особенностью метода case - study является создание проблемной ситуации на основе фактов из реальной жизни.

Мастер класс

Мастер–класс – это главное средство передачи концептуальной новой идеи своей (авторской) педагогической системы. Преподаватель как профессионал на протяжении ряда лет вырабатывает индивидуальную (авторскую) методическую систему, включающую целеполагание, проектирование, использование последовательности ряда известных дидактических и воспитательных методик, занятий, мероприятий, собственные «ноу-хау», учитывает реальные условия работы с различными категориями обучающихся и т.п.


  • метод самостоятельной работы в малых группах, позволяющий провести обмен мнениями;
  • создание условий для включения всех в активную деятельность;
  • постановка проблемной задачи и решение ее через проигрывание различных ситуаций;
  • приемы, раскрывающие творческий потенциал как Мастера, так и участников мастер-класса;
  • формы, методы, технологии работы должны предлагаться, а не навязываться участникам;
  • представление возможности каждому участнику отнестись к предлагаемому методическому материалу;
  • процесс познания гораздо важнее, ценнее, чем само знание;
  • форма взаимодействия - сотрудничество, сотворчество, совместный поиск.

  • профессиональное, интеллектуальное и эстетическое воспитание обучающего.
  • преподавание обучающемуся основ профессионального отношения к избранной специальности.
  • обучение профессиональному языку той или иной науки (технологической, экономической, юридической, педагогической и т.д.).
  • передача продуктивных способов работы - прием, метод, методика или технология.
  • адекватные формы и способы представления своего опыта.


Подписи к слайдам:

С развитием общества изменяются и приоритеты в образовании. Только недавно мы начинали внедрять активные методы обучения. А сегодня многие основные методические инновации связаны уже с применением интерактивных методов обучения.
Основными составляющими интерактивных уроков являются интерактивные упражнения и задания, которые выполняются учащимися. Важное отличие интерактивных упражнений и заданий от обычных в том, что выполняя их учащиеся не только и не столько закрепляют уже изученный материал, сколько изучают новый.
Интерактивные методы и технологии обучения
Педагогическая технология
- это продуманная во всех деталях модель совместной педагогической деятельности по проектированию, организации и проведению учебного процесса с безусловным обеспечением комфортных условий для учащихся и учителя (В.М.Монахов)
Образовательная технология
Совокупность форм, методов, приемов и средств, применяемых в какой-либо деятельности. (А.В.Хуторской)двусторонний характер взаимосвязанной (совместной) деятельности учителя и учащихся;совокупность приемов и методов, тесно связанных между собой;проектирование, организация, ориентирование, коррекция образовательного процесса;наличие комфортных условий;управление на всех этапах, уровнях, группах.
В педагогике различают несколько моделей обучения:
1) пассивная - обучаемый выступает в роли "объекта" обучения (слушает и смотрит); 2) активная - обучаемый выступает "субъектом" обучения (самостоятельная работа, творческие задания); 3) интерактивная – взаимодействие.(моделирование жизненных ситуаций, использование ролевых игр, совместное решение проблем).
Виды методов обучения
Пассивные
Активные
Интерактивные
Педагог
Ученик
Ученик
Ученик
Педагог
Ученик
Ученик
Ученик
Педагог
Ученик
Ученик
Ученик
К методам интерактивного обучения
относятся те, которые способствуют вовлечению в активный процесс получения и переработки знаний: «Мозговой штурм» (атака) Мини-лекция Контрольный лист или тест Ролевая игра Игровые упражнения Разработка проекта Решение ситуационных задач Приглашение визитера Дискуссия группы экспертов Интервью Инсценировка Проигрывание ситуаций Выступление в роли обучающего Обсуждение сюжетных рисунков Опрос–Квиз (контроль) и др.
Интерактивные методы обучения
Групповые
ИндивидуальныеВыполнение практических задачТренировка
ДискуссионныеГрупповая дискуссияАнализ ситуаций морального выбораРазбор инцидентов из практики (метод «кейсов»)«Мозговой штурм»ПрезентацияОбсуждениеДебаты
ИгровыеДеловая играОрганизационно-деятельностная играОперационная играСюжетно-ролевая играДидактическая игра и др.
Тренинг-методыСоциально-психологический тренингТренинг делового общенияПсихотехнические игры
Обучающиетехнологии
Достоинства
Ограничения
1. Лекция – устная или с применением современных технических средств, презентация и.т.д.
Незаменима при передаче сравнительно большого объема информации в структурированной форме.
Отсутствие обратных связей
2. Семинар – коллективное обсуждение определенной проблемы или темы учебного плана дисциплины в различных формах
активизации восприятия информации путем взаимодействия преподавателя и обучающегося
Ограничения по продолжительности, количеству участников, их подготовленности
Классификация интерактивных технологий обучения
Обучающиетехнологии
Достоинства
Ограничения
2.1. Имитационная игра – модель среды обитания, определяющая поведение людей и механизмы их действий в экстремальных ситуациях («Конфликт», «Ко-раблекрушение», «Робинзон» и др.)
Позволяет получить навыки адаптации к новой среде
Преподаватель, не владеющий коммуникативной компетентностью, не научит новому опыту
2.2. Деловая игра – модель взаимодействия обучающихся в процессе достижения целей, имитирующих решение комплексных задач в конкретной ситуации
Позволяет овладеть системой навыков, умений, моделями поведения и социально-психологических отношений в реальной ситуации.
Не всегда разработан механизм познавательной и мыслительной деятельности участников, что провоцирует преподавателя использовать только свой опыт и интуицию (не всегда результативно)
Классификация интерактивных технологий обучения
Обучающиетехнологии
Достоинства
Ограничения
2.3. Ролевая игра – метод проигрывания ролей (инсценировки)
Собственные переживания запоминаются ярко и сохраняются в течение долгого времени
Игра содержит долю риска и приносит результат только тогда, когда группа готова в нее включиться. Не всегда удается воспроизвести реальную жизненную ситуацию
2.4. Ситуационный анализ (разбор конкретных ситуаций, кейс-стади, инцидент, баскет-метод)
Дает возможность изучить сложные или эмоционально значимые вопросы в безопасной обстановке, а не в реальной жизни с ее угрозами, риском, тревогой о неприятных последствиях в случае неправильного решения
При столкновении с реальной проблемой у обучающегося вряд ли окажутся в распоряжении такое же время, знания и безопасные лабораторные условия, чтобы справиться с ней
Классификация интерактивных технологий обучения
Обучающиетехнологии
Достоинства
Ограничения
2.5. Эвристические технологии генерирования идей: «мозговой штурм», синектика, ассоциации (метафоры)
Осуществляется генерирование идей всеми участниками процесса, активизируются интуиция и воображение, происходит выход за пределы стандартного мышления
Неумелое руководство со стороны преподавателя может привести к уходу от реальной проблемы, потере времени, слабому синергетическому результату и др.
2.6. Тренинг – активное овладение и развитие знаний, умений и навыков
Позволяет за короткий промежуток времени овладеть практическими эффективными умениями и навыками
Направлен на овладение только узкоспециализированными навыками без усвоения общих моделей и методов работы
соответствие логике учебного процесса
МЕТОДЫ
соответствие целям и задачам обучения и развития школьников
соответствие дидактическим целям урока
соответствие содержанию темы урока
соответствие возрастным, интеллектуальным возможностям школьников и уровню их обученности и воспитанности, особенностям класса в целом
соответствие временным рамкам обучения
соответствие профессионализму и опыту конкретного учителя
соответствие способу руководства учебной деятельностью
Критерии отбора методов обучения
Для реализации данных критериев необходим серьезный анализ содержания учебного материала и выявление на основе этого его доступности для усвоения школьниками
Применение интерактивных методов обучения позволяет решать следующие задачи:
формировать интерес к изучаемому предмету;развивать самостоятельность учащихся;обогащать социальный опыт учащихся путем переживания жизненных ситуаций;комфортно чувствовать себя на занятиях;проявлять свою индивидуальность в учебном процессе
Алгоритм проведения интерактивного занятия.
1.Подготовка занятия;2. Вступление; 3. Основная часть; 4. Выводы (рефлексия).
Вариант включения интерактивных методов обучения в структуру урока
Начало урока – стадия вызова (актуализации знаний)
Хук (притча, игра, «крючок»)
«Мозговой штурм» (индивидуальный, парный, групповой, фронтальный)
Синквейн («восточный стих»)
Обсуждение домашней творческой работы
Кластеры
Смысловая часть – подача нового материала (самостоятельное добывание новых знаний, обучение друг друга)
«Инсерт»
Продвинутая лекция (в ходе лекции соотносится текст с первичной информацией: + - знал ранее; - думал иначе)
Опорный конспект
Кластеры
Изобразительный проект (составление вопросов по тексту, составление пересказа отрывка от первого лица)
Различные формы дискуссий
Игровые методы
Форма группового взаимодействия - «большой круг».
«Аквариум»
Рефлексия – получение обратной связи
Эссе
Мини-сочинение
Глоссарий (составление словаря)
Хокку (хайку) – японские 3-х стишия
Юмористический рассказ
Сказка
Незаконченное предложение
При оценивании результатов интерактивного обучения должны учитываться:
работа в группе;самооценка участника групповой работы;свобода мышления;овладение культурными формами работы;коммуникация в учебном диалоге;...
КЕЙС-МЕТОД
Метод конкретных ситуаций – метод активного проблемно-ситуационного анализа, основанный на обучении путем решения конкретных задач – ситуаций (решение кейсов).Цель метода: совместными усилиями группы учащихся проанализировать ситуацию, возникающую при конкретном положении дел, выработать практическое решение; окончание процесса – оценка предложенных алгоритмов и выбор лучшего в контексте поставленной проблемы.
ОСОБЕННОСТИ КЕЙС-МЕТОДА:
Обязательная исследовательская стадия процесса Коллективное обучение или работа в группеИнтеграция индивидуального, группового и коллективного обученияСпецифическая разновидность проектной (исследовательской аналитической) технологииСтимулирование деятельности учащихся для достижения успеха
ТЕХНОЛОГИЯ КЕЙС-МЕТОДА
По определенным правилам разрабатывается модель конкретной ситуации, произошедшей в реальной жизни, и отражается тот комплекс знаний и практических навыков, которые учащимся нужно получить.
КЛАССИФИКАЦИЯ КЕЙСОВ
Иллюстративные учебные ситуации – кейсы, цель которых – на определенном практическом примере обучить учащихся алгоритму принятия правильного решения в определенной ситуации;Кейсы с формирование проблемы - кейсы, в которых описывается ситуация в конкретный период времени, выявляются и четко формулируются проблемы; цель – диагностирование ситуации и самостоятельное принятие решения по указанной проблеме;Кейсы без формирования проблемы - кейсы, в которых описывается более сложная ситуация, где проблема четко не выявлена, а представлена в статистических данных, цель – самостоятельно выявить проблему, указать альтернативные пути ее решения;Прикладные упражнения - описание конкретной жизненной ситуации, предложение найти пути выхода из нее; цель – поик путей решения проблемы.
КЛАССИФИКАЦИЯ КЕЙСОВ ПО ЖАНРАМ
Основание классификации
Виды кейсов
Наличие сюжета
Сюжетный кейсБессюжетный кейс
Временная последовательность материала
Кейс в режиме от прошлого к настоящемуКейс – воспоминание с прокруткой времени назадПрогностический кейс
Способ представления материала
РассказЭссеАналитическая запискаЖурналистское расследованиеОтчетОчерк
Объем
Краткий (мини)СреднийОбъемный
ВИДЫ КЕЙСОВ
Кейс – это единый информационный комплекс. Как правило, кейс состоит из трех частей: вспомогательная информация, необходимая для анализа кейса; описание конкретной ситуации; задания к кейсу.
Печатный кейс (может содержать графики, таблицы, диаграммы, иллюстрации, что делает его более наглядным).
Мультимедиа - кейс (наиболее популярный в последнее время, но зависит от технического оснащения школы).
Видео кейс (может содержать фильм, аудио и видео материалы. Его минус - ограничена возможность многократного просмотра  искажение информации и ошибки).
РЕЗУЛЬТАТЫ, ВОЗМОЖНЫЕ ПРИ ИСПОЛЬЗОВАНИИ МЕТОДА «КЕЙС-СТАДИ»
Учебные
Образовательные
1. Усвоение новой информации
1. Создание авторского продукта
2. Освоение метода сбора данных
2. Образование и достижение личных целей
3. Освоение метода анализа
3. Повышение уровня коммуникативных навыков
4. Умение работать с текстом
4. Появление опыта принятия решений, действий в новой ситуации, решения проблем
5. Соотнесение теоретических и практических знаний
Синквейн
это стихотворение, которое состоит из 5 строчек по определенным правилам.1 строка – Существительное (название темы)2 строка – Два прилагательных (определение темы)3 строка – Три глагола, показывающие действия в рамках темы. 4 строка – фраза из 4 слов, сказывающая отношение автора к теме.5 строка – вывод, завершение темы, выраженной любой частью речиНапример: по теме «Конституция РФ»:Конституция РФПятая, демократическая,Устанавливает, гарантирует, обязывает.Хорошо бы все соблюдали Основной закон государства.
ИНСЕРТ (INSERT)
– метод активного чтения даёт возможность сохранить интерес к теме и тексту учебника. Маркировка текста «v», «+», « - », «?»
« v »
« + »
« - »
« ? »
Поставьте этот знак на полях, если то, что вы читаете, соответствует тому, что знаете или думали, что знаете
Поставьте этот знак на полях, если то, что вы читаете, для вас является новым
Поставьте этот знак на полях, если то, что вы читаете, противоречит тому, что вы уже знали или думали, что знаете
Поставьте этот знак на полях, если то, что вы читаете, непонятно, или вы хотели бы получить более подробные сведения по данному вопросу
«Аквариум»
– это ролевая игра, в которой принимают участие 2-3 человека, а остальные выступают в роли наблюдателей, что позволяет одним «проживать» ситуацию, а другим анализировать ситуацию со стороны и «сопереживать» ее. Преимущества метода:Эффективен, когда необходимо продемонстрировать навык, умение, эмоцию, состояние при дефиците времени.Учащиеся могут выступать в роли экспертов и аналитиков.Стимулирует участников к практической работе.
«Шесть шляп мышления»(методика Эдварда де Боно):
- технология разработки и оценки инновационных идей при обучении школьников проектированию. Почему шляпы?
Во-первых, каждой из шести шляп соответствует свой собственный, индивидуальный цвет, делающий ее легко различимой среди всех остальных и наделяющий ее характерными, присущими только ей одной чертами и качествами – цветовое различие делает каждую шляпу особенной, неповторимой. Каждая цветная шляпа указывает на роль, на определенный тип мышления и деятельности.
Информация. Вопросы. Какой мы обладаем информацией? Какая нам нужна информация? Эмоции. Интуиция, чувства и предчувствия. Не требуется давать обоснование чувствам. Какие у меня по этому поводу возникают чувства? Преимущества. Почему это стоит сделать? Каковы преимущества? Почему это можно сделать? Почему это сработает? Осторожность. Суждение. Оценка. Правда ли это? Сработает ли это? В чем недостатки? Что здесь неправильно? Творчество. Различные идеи. Новые идеи. Предложения. Каковы некоторые из возможных решений и действий? Каковы альтернативы? Организация мышления. Мышление о мышлении. Чего мы достигли? Что нужно сделать дальше?
Во-вторых, шляпу очень легко надеть и снять. Это важно всегда, во всех ситуациях, когда человек должен уметь применять все ресурсы своего мышления, уметь менять тип мышления и деятельности в зависимости от поставленной задачи. Надевание «мыслеварительной» шляпы призвано помочь человеку обрести нужное состояние сознание, сосредоточиться на выполнении определенных операций. В-третьих, «Шляпы мышления» дают структуру для использования параллельного мышления и ухода от споров. Использование «мыслеварительных» шляп открывает возможность договориться с собеседником, прийти к согласию. Заключенная в шляпах символика удобна для того, чтобы попросить кого-нибудь «развернуть» поток своих мыслей в нужном направлении. Самое главное преимущество: с помощью шести шляп устанавливаются определенные правила игры: «человек, в данный момент думающий и поступающий именно так».
Риски необоснованного использования интерактивных методов
Непонимание того, что такое интерактив.Теоретическая неподготовленность при работе с теми или иными интерактивными методами.Бессистемное применение интерактивных методов.Отсутствие четкого представления о результативности использования методов («метод ради результата, а не метода»).Чрезмерное увлечение педагогами интерактивными методами (это инструмент, а не развлечение учащихся).
Продуктивной вам работы!!!

Интерактивные методы
и
технологии обучения

С развитием общества изменяются и приоритеты в
образовании.
Только недавно мы начинали внедрять активные методы
обучения. А сегодня многие основные методические
инновации связаны уже с применением интерактивных
методов обучения.

Основными составляющими интерактивных
уроков являются интерактивные упражнения и
задания, которые выполняются учащимися.
Важное отличие интерактивных упражнений и
заданий от обычных в том, что выполняя их
учащиеся не только и не столько закрепляют уже
изученный материал, сколько изучают новый.

Педагогическая технология

- это продуманная во всех
деталях модель совместной
педагогической деятельности
по проектированию,
организации и проведению
учебного процесса с
безусловным обеспечением
комфортных условий для
учащихся и учителя
(В.М.Монахов)

Образовательная технология

Совокупность форм, методов,
приемов и средств, применяемых в
какой-либо деятельности.
(А.В.Хуторской)
двусторонний характер взаимосвязанной
(совместной) деятельности учителя и
учащихся;
совокупность приемов и методов, тесно
связанных между собой;
проектирование, организация,
ориентирование, коррекция
образовательного процесса;
наличие комфортных условий;
управление на всех этапах, уровнях, группах.

В педагогике различают несколько моделей обучения:

1) пассивная - обучаемый выступает в роли
"объекта" обучения (слушает и смотрит);
2) активная - обучаемый выступает
"субъектом" обучения (самостоятельная
работа, творческие задания);
3) интерактивная – взаимодействие.
(моделирование жизненных ситуаций,
использование ролевых игр, совместное
решение проблем).

Виды методов обучения

Интерактивные
Пасси
вные
Ученик
Педагог
Ученик
Активные
Ученик
Ученик
Ученик
Ученик
Педагог
Ученик
Педагог
Ученик
Ученик

К методам интерактивного обучения

относятся те, которые способствуют вовлечению в
активный процесс получения и переработки
знаний:
«Мозговой штурм» (атака)
Мини-лекция
Контрольный лист или тест
Ролевая игра
Игровые упражнения
Разработка проекта
Решение ситуационных задач
Приглашение визитера
Дискуссия группы экспертов
Интервью
Инсценировка
Проигрывание ситуаций
Выступление в роли обучающего
Обсуждение сюжетных рисунков
Опрос–Квиз (контроль) и др.

Интерактивные методы обучения

Групповые
Индивидуальные
Выполнение практических задач
Тренировка
Дискуссионные
-Групповая дискуссия
-Анализ ситуаций морального
выбора
-Разбор инцидентов из
практики (метод «кейсов»)
-«Мозговой штурм»
-Презентация
-Обсуждение
-Дебаты
Игровые
Тренинг-методы
-Деловая игра
-Социальнопсихологический
тренинг
-Организационнодеятельностная игра
-Операционная игра
-Сюжетно-ролевая игра
-Дидактическая игра и др.
-Тренинг делового
общения
-Психотехнические
игры

Обучающие
технологии
Достоинства
Ограничения
1. Лекция – устная или
с применением
современных
технических средств,
презентация и.т.д.
Незаменима при
передаче
сравнительно
большого объема
информации в
структурированной
форме.
Отсутствие обратных
связей
2. Семинар –
коллективное
обсуждение
определенной
проблемы или
темы учебного плана
дисциплины в
различных формах
активизации
восприятия
информации путем
взаимодействия
преподавателя и
обучающегося
Ограничения по
продолжительности,
количеству
участников, их
подготовленности

Классификация интерактивных технологий обучения

Обучающие
технологии
Достоинства
Ограничения
2.1. Имитационная игра –
модель среды обитания,
определяющая поведение
людей и механизмы их
действий в экстремальных
ситуациях («Конфликт»,
«Ко-раблекрушение»,
«Робинзон» и др.)
Позволяет получить
навыки адаптации к новой
среде
Преподаватель, не
владеющий
коммуникативной
компетентностью, не
научит новому опыту
2.2. Деловая игра – модель
взаимодействия
обучающихся в процессе
достижения целей,
имитирующих решение
комплексных задач в
конкретной ситуации
Позволяет овладеть
системой навыков,
умений, моделями
поведения и социальнопсихологических
отношений в реальной
Не всегда разработан
механизм познавательной
и мыслительной
деятельности участников,
что провоцирует
преподавателя
использовать только свой
опыт и интуицию
(не всегда результативно)
ситуации.

Классификация интерактивных технологий обучения

Обучающие
технологии
Достоинства
Ограничения
2.3. Ролевая игра – метод
проигрывания ролей
(инсценировки)
Собственные
переживания
запоминаются ярко и
сохраняются в течение
Игра содержит долю
риска и приносит
результат только тогда,
когда группа готова в нее
включиться. Не всегда
удается воспроизвести
реальную жизненную
долгого времени
ситуацию
2.4. Ситуационный анализ
(разбор конкретных
ситуаций, кейс-стади,
инцидент, баскет-метод)
Дает возможность изучить
сложные или
эмоционально значимые
вопросы в безопасной
обстановке, а не в
реальной жизни с ее
угрозами, риском,
тревогой о неприятных
последствиях в случае
неправильного решения
При столкновении с
реальной проблемой у
обучающегося вряд ли
окажутся в распоряжении
такое же время, знания и
безопасные
лабораторные условия,
чтобы справиться с ней

Классификация интерактивных технологий обучения

Обучающие
технологии
Достоинства
Ограничения
2.5. Эвристические
технологии генерирования
идей: «мозговой штурм»,
синектика, ассоциации
(метафоры)
Осуществляется
генерирование идей
всеми участниками
процесса, активизируются
интуиция и воображение,
происходит выход за
пределы стандартного
Неумелое руководство со
стороны преподавателя
может привести к уходу от
реальной проблемы,
потере времени, слабому
синергетическому
результату и др.
мышления
2.6. Тренинг – активное
овладение и развитие
знаний, умений и навыков
Позволяет за короткий
промежуток времени
овладеть практическими
эффективными умениями
и навыками
Направлен на овладение
только
узкоспециализированным
и навыками без усвоения
общих моделей и методов
работы

Критерии отбора методов обучения
соответствие целям и задачам
обучения и развития школьников
соответствие временным
рамкам обучения
соответствие дидактическим
целям урока
соответствие
профессионализму и опыту
конкретного учителя
соответствие содержанию темы
урока
соответствие возрастным, интеллектуальным
возможностям школьников и уровню их
обученности и воспитанности, особенностям
класса в целом
соответствие способу
руководства учебной
деятельностью
соответствие логике учебного
процесса
Для реализации данных критериев необходим серьезный анализ
содержания учебного материала и выявление на основе этого его
доступности для усвоения школьниками

Применение интерактивных методов обучения позволяет решать следующие задачи:

формировать интерес к изучаемому
предмету;
развивать самостоятельность
учащихся;
обогащать социальный опыт
учащихся путем переживания
жизненных ситуаций;
комфортно чувствовать себя на
занятиях;
проявлять свою индивидуальность в
учебном процессе

Алгоритм проведения интерактивного занятия.

1.Подготовка занятия;
2. Вступление;
3. Основная часть;
4. Выводы (рефлексия).

Вариант включения интерактивных методов обучения в структуру урока

Начало урока – стадия вызова
(актуализации знаний)
Обсуждение домашней
творческой работы
«Мозговой штурм»
(индивидуальный,
парный, групповой,
фронтальный)
Кластеры
Синквейн
(«восточный стих»)
Хук (притча,
игра,
«крючок»)

Смысловая часть – подача нового материала (самостоятельное добывание новых знаний, обучение друг друга)

Продвинутая лекция
«Инсерт»
(в ходе лекции соотносится текст с
первичной информацией:
+ - знал ранее; - думал иначе)
Опорный
конспект
Форма группового
взаимодействия -
«большой круг».
Кластеры
Различные
формы
дискуссий
«Аквариум»
Игровые
методы
Изобразительный проект
(составление вопросов по тексту, составление
пересказа отрывка от первого лица)

Рефлексия – получение обратной связи

Минисочинение
Хокку (хайку)
– японские 3-х
стишия
Сказка
Незаконченное
предложение
Юмористический
рассказ
Эссе
Глоссарий
(составление словаря)

При оценивании результатов интерактивного обучения должны учитываться:

работа в группе;
самооценка участника
групповой работы;
свобода мышления;
овладение культурными
формами работы;
коммуникация в учебном
диалоге;
...

КЕЙС-МЕТОД

Метод конкретных ситуаций – метод активного
проблемно-ситуационного анализа, основанный на
обучении путем решения конкретных задач – ситуаций
(решение кейсов).
Цель метода: совместными усилиями группы учащихся
проанализировать ситуацию, возникающую при
конкретном положении дел, выработать практическое
решение; окончание процесса – оценка предложенных
алгоритмов и выбор лучшего в контексте поставленной
проблемы.

ОСОБЕННОСТИ КЕЙС-МЕТОДА:

1.Обязательная исследовательская
стадия процесса
2. Коллективное обучение или работа в
группе
3.Интеграция индивидуального,
группового и коллективного обучения
4.Специфическая разновидность
проектной (исследовательской
аналитической) технологии
5.Стимулирование деятельности
учащихся для достижения успеха

ТЕХНОЛОГИЯ КЕЙС-МЕТОДА

По определенным
правилам разрабатывается
модель конкретной
ситуации, произошедшей в
реальной жизни, и
отражается тот комплекс
знаний и практических
навыков, которые учащимся
нужно получить.

КЛАССИФИКАЦИЯ КЕЙСОВ

Иллюстративные учебные ситуации – кейсы, цель которых – на
определенном практическом примере обучить учащихся алгоритму
принятия правильного решения в определенной ситуации;
Кейсы с формирование проблемы - кейсы, в которых описывается
ситуация в конкретный период времени, выявляются и четко
формулируются проблемы;
цель – диагностирование ситуации и самостоятельное принятие решения
по указанной проблеме;
Кейсы без формирования проблемы - кейсы, в которых описывается более
сложная ситуация, где проблема четко не выявлена, а представлена в
статистических данных,
цель – самостоятельно выявить проблему, указать альтернативные пути ее
решения;
Прикладные упражнения - описание конкретной жизненной ситуации,
предложение найти пути выхода из нее;
цель – поик путей решения проблемы.

КЛАССИФИКАЦИЯ КЕЙСОВ ПО ЖАНРАМ

Виды кейсов
КЛАССИФИКАЦИЯ
КЕЙСОВ ПО
ЖАНРАМ
Наличие сюжета
1. Сюжетный кейс
Основание
классификации
2. Бессюжетный кейс
Временная
последовательность
материала
1. Кейс в режиме от прошлого к настоящему
2. Кейс – воспоминание с прокруткой
времени назад
3. Прогностический кейс
Способ представления
материала
1.
2.
3.
4.
5.
6.
Объем
1. Краткий (мини)
2. Средний
Рассказ
Эссе
Аналитическая записка
Журналистское расследование
Отчет
Очерк

ВИДЫ КЕЙСОВ

Кейс – это единый информационный комплекс.
Как правило, кейс состоит из трех частей:
вспомогательная информация, необходимая для
анализа кейса; описание конкретной ситуации;
задания к кейсу.
Печатный кейс (может содержать графики, таблицы,
диаграммы, иллюстрации, что делает его более
наглядным).
Мультимедиа - кейс (наиболее
популярный в последнее время, но
зависит от технического оснащения
школы).
Видео кейс (может содержать фильм,
аудио и видео материалы. Его минус ограничена возможность многократного
просмотра искажение информации и
ошибки).

РЕЗУЛЬТАТЫ, ВОЗМОЖНЫЕ ПРИ ИСПОЛЬЗОВАНИИ МЕТОДА «КЕЙС-СТАДИ»

Учебные
Образовательные
1. Усвоение новой
информации
1. Создание авторского
продукта
2. Освоение метода сбора
данных
2. Образование и
достижение личных целей
3. Освоение метода анализа
3. Повышение уровня
коммуникативных навыков
4. Умение работать с
текстом
4. Появление опыта принятия
решений, действий в новой
ситуации, решения проблем
5. Соотнесение
теоретических и
практических знаний

Синквейн

-
это стихотворение, которое состоит из 5
строчек по определенным правилам.
1 строка – Существительное (название темы)
2 строка – Два прилагательных (определение темы)
3 строка – Три глагола, показывающие действия в рамках
темы.
4 строка – фраза из 4 слов, сказывающая отношение
автора к теме.
5 строка – вывод, завершение темы, выраженной любой
частью речи
Например: по теме «Конституция РФ»:
Конституция РФ
Пятая, демократическая,
Устанавливает, гарантирует, обязывает.
Хорошо бы все соблюдали
Основной закон государства.

ИНСЕРТ (INSERT)

– метод активного чтения даёт возможность сохранить
интерес к теме и тексту учебника. Маркировка текста
«v», «+», « - », «?»
«v»
«+»
« - »
«?»
Поставьте
этот знак на
полях, если
то, что вы
читаете,
соответству
ет тому, что
знаете или
думали, что
Поставьте
этот знак
на полях,
если то,
что вы
читаете,
для вас
является
знаете
новым
Поставьте
этот знак
на полях,
если то,
что вы
читаете,
противоре
чит тому,
что вы уже
знали или
думали,
Поставьте
этот знак на
полях, если
то, что вы
читаете,
непонятно,
или вы
хотели бы
получить
более
подробные
сведения по
данному
что знаете
вопросу

«Аквариум»

– это ролевая игра, в которой
принимают участие 2-3 человека, а
остальные выступают в роли
наблюдателей, что позволяет одним
«проживать» ситуацию, а другим
анализировать ситуацию со стороны и
«сопереживать» ее.
Преимущества метода:
Эффективен, когда необходимо
продемонстрировать навык, умение, эмоцию,
состояние при дефиците времени.
Учащиеся могут выступать в роли экспертов и
аналитиков.
Стимулирует участников к практической работе.

«Шесть шляп мышления» (методика Эдварда де Боно):

- технология разработки и оценки
инновационных идей при обучении
школьников проектированию.
Почему шляпы?
Во-первых, каждой из шести шляп соответствует
свой собственный, индивидуальный цвет,
делающий ее легко различимой среди всех
остальных и наделяющий ее характерными,
присущими только ей одной чертами и
качествами – цветовое различие делает каждую
шляпу особенной, неповторимой. Каждая
цветная шляпа указывает на роль, на
определенный тип мышления и деятельности.

Информация. Вопросы. Какой мы обладаем информацией?
Какая нам нужна информация?
Эмоции. Интуиция, чувства и предчувствия. Не требуется
давать обоснование чувствам. Какие у меня по этому поводу
возникают чувства?
Преимущества. Почему это стоит сделать? Каковы
преимущества? Почему это можно сделать? Почему это
сработает?
Осторожность. Суждение. Оценка. Правда ли это? Сработает
ли это? В чем недостатки? Что здесь неправильно?
Творчество. Различные идеи. Новые идеи. Предложения.
Каковы некоторые из возможных решений и действий?
Каковы альтернативы?
Организация мышления. Мышление о мышлении. Чего мы
достигли? Что нужно сделать дальше?

Во-вторых, шляпу очень легко надеть и снять. Это важно
всегда, во всех ситуациях, когда человек должен уметь
применять все ресурсы своего мышления, уметь менять тип
мышления и деятельности в зависимости от поставленной
задачи. Надевание «мыслеварительной» шляпы призвано
помочь человеку обрести нужное состояние сознание,
сосредоточиться на выполнении определенных операций.
В-третьих, «Шляпы мышления» дают структуру для
использования параллельного мышления и ухода от споров.
Использование «мыслеварительных» шляп открывает
возможность договориться с собеседником, прийти к
согласию. Заключенная в шляпах символика удобна для
того, чтобы попросить кого-нибудь «развернуть» поток
своих мыслей в нужном направлении.
Самое главное преимущество: с помощью шести шляп
устанавливаются определенные правила игры: «человек, в
данный момент думающий и поступающий именно так».

Риски необоснованного использования интерактивных методов

Непонимание того, что такое
интерактив.
Теоретическая неподготовленность
при работе с теми или иными
интерактивными методами.
Бессистемное применение
интерактивных методов.
Отсутствие четкого представления
о результативности использования
методов («метод ради результата, а
не метода»).
Чрезмерное увлечение педагогами
интерактивными методами (это
инструмент, а не развлечение
учащихся).

АКТИВНЫЕ ФОРМЫ И МЕТОДЫ ОБУЧЕНИЯ В помощь учителю

КЛАССИФИКАЦИЯ МЕТОДОВ  Пассивные: когда учитель доминирует, а учащиеся - пассивны. Такие методы в рамках ФГОС признаны наименее эффективными, хотя используются на отдельных уроках обучающего типа. Самый распространенный прием пассивных методов - лекция.  Активные (АМО). Здесь учитель и ученик выступают как равноправные участники урока, взаимодействие происходит по вектору учитель ­ ученик.  Интерактивные (ИМО) - наиболее эффективные методы, при которых ученики взаимодействуют не только с учителем, но и друг с другом. Вектор: учитель ­ ученик ­ ученик.

ПРИЗНАКИ АКТИВНЫХ МЕТОДОВ ОБУЧЕНИЯ Активные методы строятся на схемах взаимодействия «учитель = ученик». То есть учитель привлекает детей к процессу обучения.  активизация мышления, причем учащийся вынужден быть активным;  длительное время активности - учащийся работает не эпизодически, а в течение всего учебного процесса;  самостоятельность в выработке и поиске решений поставленных задач;  мотивированность к обучению.

АКТИВНЫЕ МЕТОДЫ ОБУЧЕНИЯ  Презентации - наиболее простой и доступный метод для использования на уроках. Это демонстрирование слайдов, подготовленных самими учащимися по теме.  Кейс­технологии - используются в педагогике с прошлого века. Строится на анализе смоделированных или реальных ситуаций и поиске решения. Причем различают два подхода к созданию кейсов. Американская школа предлагает поиск одного­единственного правильного решения поставленной задачи. Европейская школа, наоборот, приветствует многогранность решений и их обоснование.  Проблемная лекция - в отличие от традиционной, передача знаний во время проблемной лекции происходит не в пассивной форме. То есть учитель не преподносит готовые утверждения, а лишь ставит вопросы и обозначает проблему. Правила выводят сами учащиеся. Этот метод достаточно сложен и требует наличия у учеников определенного опыта логических рассуждений.  Дидактические игры - в отличие от деловых игр, дидактические игры регламентируются жестко и не предполагают выработку логической цепочки для решения проблемы. Игровые методы можно отнести и к интерактивным методам обучения. Все зависит от выбора игры. Так, популярные игры­путешествия, спектакли, викторины, КВН - это приемы из арсенала интерактивных методов, так как предполагают взаимодействие учащихся друг с другом.  Баскет­метод - основан на имитации ситуации. Например, ученик должен выступить в роли гида и провести экскурсию по историческому музею. При этом его задача - собрать и донести информацию о каждом экспонате.

ОПРЕДЕЛЕНИЕ ИНТЕРАКТИВНОГО МЕТОДА ОБУЧЕНИЯ И ЕГО ЗАДАЧИ  Интерактивные методы строятся на схемах взаимодействия "учитель = ученик" и "ученик = ученик". То есть теперь не только учитель привлекает детей к процессу обучения, но и сами учащиеся, взаимодействуя друг с другом, влияют на мотивацию каждого ученика. Учитель лишь выполняет роль помощника. Его задача - создать условия для инициативы детей. Задачи:  Научить самостоятельному поиску, анализу информации и выработке правильного решения ситуации.  Научить работе в команде: уважать чужое мнение, проявлять толерантность к другой точке зрения.  Научить формировать собственное мнение, опирающееся на определенные факты.

МЕТОДЫ И ПРИЕМЫ ИНТЕРАКТИВНОГО ОБУЧЕНИЯ  Мозговой штурм - поток вопросов и ответов, или предложений и идей по заданной теме, при котором анализ правильности/неправильности производится после проведения штурма.  Кластеры, сравнительные диаграммы, пазлы - поиск ключевых слов и проблем по определенной мини­теме.  Интерактивный урок с применением аудио­ и видеоматериалов, ИКТ. Например, тесты в режиме онлайн, работа с электронными учебниками, обучающими программами, учебными сайтами.  Круглый стол (дискуссия, дебаты) - групповой вид метода, которые предполагает коллективное обсуждение учащимися проблемы, предложений, идей, мнений и совместный поиск решения.  Деловые игры (в том числе ролевые, имитационные, луночные) - достаточно популярный метод, который может применяться даже в начальной школе. Во время игры учащиеся играют роли участников той или иной ситуации, примеривая на себя разные профессии.  Аквариум - одна из разновидностей деловой игры, напоминающая реалити­шоу. При этом заданную ситуацию обыгрывают 2­3 участника. Остальные наблюдают со стороны и анализируют не только действия участников, но и предложенные ими варианты, идеи.  Метод проектов - самостоятельная разработка учащимися проекта по теме и его защита.  BarCamp, или антиконференция. Метод предложил веб­мастер Тим О´Рейли. Суть его в том, что каждый становится не только участником, но и организатором конференции. Все участники выступают с новыми идеями, презентациями, предложениями по заданной теме. Далее происходит поиск самых интересных идей и их общее обсуждение.

РАМКАХ ФГОС ПРЕДПОЛАГАЕТСЯ В ИСПОЛЬЗОВАНИЕ АКТИВНЫХ И ИНТЕРАКТИВНЫХ МЕТОДОВ, И ЭФФЕКТИВНЫХ  Кейс­метод. Задается ситуация (реальная или максимально приближенная к БОЛЕЕ ДЕЙСТВЕННЫХ КАК реальности). Ученики должны исследовать ситуацию, предложить варианты ее разрешения, выбрать лучшие из возможных решений.  Метод проектов предполагает самостоятельный анализ заданной ситуации и умение находить решение проблемы. Проектный метод объединяет исследовательские, поисковые, творческие методы и приемы обучения по ФГОС.  Проблемный метод - предполагает постановку проблемы (проблемной ситуации, проблемного вопроса) и поиск решений этой проблемы через анализ подобных ситуаций (вопросов, явлений).  Эвристический метод - объединяет разнообразные игровые приемы в форме конкурсов, деловых и ролевых игр, соревнований, исследований.  Исследовательский метод перекликается с проблемным методом обучения. Только здесь учитель сам формулирует проблему. Задача учеников - организовать исследовательскую работу по изучению проблемы.  Метод модульного обучения - содержание обучения распределяется в дидактические блоки­модули. Размер каждого модуля определяется темой, целями обучения, профильной дифференциацией учащихся, их выбором.

ТИПЫ УРОКОВ ПО ФГОС  Тип "урок усвоения новых знаний".  Тип "урок комплексного применения ЗУН (урок­ закрепление)".  Тип "урок актуализации знания и умений (урок­ повторение).  Тип "урок обобщения и систематизации".  Тип "урок контрольного учета и оценки ЗУН".  Тип "урок коррекции ЗУН".  Тип "комбинированный урок" - может сочетать в себе несколько типов уроков, соответственно - и форм проведения.

КЛАССИФИКАЦИЯ ФОРМ УРОКОВ  Уроки в форме соревнований и игр: КВН, викторина, турнир, дуэль.  Уроки на основе нетрадиционной подачи материала: урок­ откровение, урок­дублер, урок мудрости, творческий отчет.  Уроки, напоминающие по форме публичные выступления: конференция, семинар, брифинг, аукцион, дискуссия, репортаж, интервью, панорама, телемост, диспут.  Уроки, имитирующие деятельность: деловые игры, урок­ следствие, ученый совет, урок­суд.  Уроки в форме мероприятий: экскурсии, путешествия, прогулки, ролевые игры.  Уроки­фантазии: сказка, спектакль, сюрприз.  Интегрированные уроки.

ВЫБОР МЕТОДА ЗАВИСИТ ОТ МНОГИХ УСЛОВИЙ:  цели обучения;  уровня подготовленности учащихся;  возраста учащихся;  времени, отведенного на изучение материала;  оснащенности школы;  теоретической и практической подготовленности учителя.  Каждый метод обучения содержит в себе свой набор приемов, которые помогают наиболее эффективно реализовать метод на практике.

Еремкина Ольга Васильевна доктор педагогических наук, профессор кафедра педагогики и менеджмента в образовании РГУ имени С.А. Есенина

Слайд 2: Вопросы:

Чем объясняется интерес к интерактивным формам и методам обучения? В чем отличие интерактивных от активных методов обучения? Какие методы можно отнести к активным и интерактивным методам обучения? Каков алгоритм проведения интерактивных методов обучения?

Слайд 3: Пассивный метод

ученик ученик ученик УЧИТЕЛЬ

Слайд 4: Традиционное обучение

пассивность обучающегося во время занятия; односторонняя коммуникация; преподаватель использует материал, который не является оригинальным; оригинальны лишь способы его конструирования, логика и манера изложения.

Слайд 5: Активный метод

ученик ученик ученик УЧИТЕЛЬ

Слайд 6: Закономерность обучения по данным Р. Карникау и Ф. Макэлроу

человек помнит 10% прочитанного; 20% – услышанного; 30% – увиденного; 50% – увиденного и услышанного; 80% – того, что говорит сам; 90% – того, до чего дошел в деятельности.

Слайд 7: Итерактивный метод

ученик ученик ученик УЧИТЕЛЬ

Слайд 8: Многосторонняя коммуникация

Обучающиеся лучше овладевают определенными умениями, если им позволяют приблизиться к предмету через их собственный опыт. Обучающиеся лучше учатся, если учитель активно поддерживает их способ усвоения знаний. Обучающиеся лучше воспринимают материал, если он структурирован, ученик включен в обсуждение, может высказать свою точку зрения, даже если она не совпадают точкой зрения учителя.

Слайд 9: Активные и интерактивные технологии

Круглый стол (дискуссия, дебаты). Мозговой штурм. Деловые и ролевые игры. C ase-study. Кейс-метод Метод проектов. Урок в диалоговом режиме (урок - диалог). Групповая работа или работа в малых группах

10

Слайд 10: Кейс-метод

интерактивный имитационный творческий метод обучения, предполагающий использование реальных жизненных ситуаций, в котором на основе построения ролевой системы осуществляется освоение теоретических знаний и овладение практическими навыками

11

Слайд 11: Кейс-метод. Этапы

1) вступительное слово учителя (введение в проблему, сообщение правил поведения, распределение ролей); 2) ознакомление с текстом; 3) групповое обсуждение; 4) дискуссия, коллективный анализ (формулировка гипотезы, педагогических воздействий); 5) подведение итогов.

12

Слайд 12: Кейс-метод. Основные характеристики:

сочетание методов моделирования, системного анализа, проблемности, мысленного эксперимента, игровых методов; коллективное развивающее обучение; способствует раскрепощению ее участников, демократизации отношений, формированию прогрессивного стиля мышления и этики группового общения; обладает временной и сюжетной структурой, имеет четкую последовательность событий во времени, сюжетную линию (драму), столкновение мнений.

13

Слайд 13: Интерактивное обучение

это специальная форма организации познавательной деятельности. Она подразумевает вполне конкретные и прогнозируемые цели. Цель: состоит в создании комфортных условий обучения, при которых студент чувствует свою успешность, свою интеллектуальную состоятельность, что делает продуктивным сам процесс обучения; в формировании навыков учебной деятельности.

14

Слайд 14: Особенности взаимодействия в интерактивном обучении:

пребывание субъектов образования в одном смысловом пространстве; совместное включение в единое творческое пространство; согласованность в выборе средств и методов решения учебной задачи; совместное эмоциональное состояние, переживание чувств, сопутствующих принятию и осуществлению решения задач.

15

Слайд 15: Основные правила организации интерактивного обучения

Правило первое. В работу должны быть вовлечены все участники. Правило второе. Необходима психологическая подготовка участников. Для этого используются разминки, поощрение. Правило третье. Оптимальное количество участников – 15-25 человек. Правило четвертое. Участники должны иметь возможность легко пересаживаться для работы в больших и малых группах. Правило пятое. Четкое закрепление процедур и регламента. Правило шестое. Сначала деление на группы на основе добровольности. Затем уместно воспользоваться принципом случайного выбора.

16

Слайд 16: Обязательные условия организации интерактивного обучения:

доверительные, позитивные отношения между обучающим и обучающимися; демократический стиль; сотрудничество в процессе общения; опора на личный опыт обучающихся; многообразие форм и методов представления информации; внешняя и внутренняя мотивация деятельности, взаимная мотивация обучающихся.

17

Слайд 17: Алгоритм проведения интерактивного занятия:

I. Подготовка занятия педагог производит подбор темы, ситуации, определяет дефиниции (все термины, понятия и т.д. должны быть одинаково поняты всеми обучающимися), подбирает конкретную форму интерактивного занятия, определяет временные рамки на выполнение задания в группах, на вступительное слово, инструктаж, на рефлексивный анализ?

18

Слайд 18: Педагог должен перед занятием:

уточнить проблемы, которые предстоит решить; четко структурировать материал занятия; обозначить перспективы использования полученных знаний в практической деятельности; четко представлять, чем ученики будут заниматься на занятии (в процессе групповой работы).

19

Слайд 19: II. Вступление:

Сообщение темы и цели занятия. знакомство с предлагаемой ситуацией, с проблемой; информирование участников о рамочных условиях, правилах работы в группе, четкие инструкции; создание ситуации однозначного семантического понимания терминов, понятий; уточнение понятийного аппарата, определения изучаемой темы.

20

Слайд 20: Примерные правила работы в группе для студентов:

активность; уважение мнения участников; доброжелательность; пунктуальность, ответственность; открытость для взаимодействия; заинтересованность; стремление найти истину; соблюдение регламента; креативность; уважение правил работы в группе.

21

Слайд 21: III Основная часть:

Для всех форм интерактивного обучения характерны основные ключевые составляющие: 1. Выяснение позиций участников, предполагающая проявление отношения участников к обсуждаемой проблеме

Загрузка...