last-tochka.ru

Правила гигиены умственного труда. Современные требования к гигиене умственного труда студента Какие правила гигиены умственного труда следует соблюдать

Можно выделить три вида умственной деятельности. К первому относится легкая умственная работа: чтение художественной литературы, разговор с инте­ресным собеседником. Такая деятельность может продолжаться длительное вре­мя без появления утомления, так как при ее выполнении психофизиологические механизмы функционируют с невысокой степенью напряжения. Второй вид ум­ственной деятельности можно назвать "оперативным мышлением", так как он характерен для труда операторов, диспетчеров. У студентов это повторение прой­денного материала, решение математических задач по известному алгоритму, перевод иностранного текста на русский язык. В данном случае психофизиологи­ческие механизмы мозга работают с большим напряжением. Эффективно подоб­ная деятельность может продолжаться 1,5-2 ч. К третьему виду относится рабо­та, отличающаяся наиболее высокой интенсивностью. Это усвоение новой ин­формации, создание новых представлений на базе старых. При такого рода дея­тельности происходит наиболее активное функционирование физиологических механизмов, осуществляющих процессы мышления и запоминания.

Знание приведенной классификации должно помочь студентам правильно орга­низовать свой учебный труд. Специалисты по гигиене умственного труда считают, что при оперативном мышлении целесообразно делать перерывы через 1,5-2 ч., а при третьем виде умственной деятельности - через 40-50 мин. Следует подчеркнуть, что мыслительные процессы в мозгу затухают медленно. Поэтому 5-10-минутные паузы, отводимые для отдыха, не нарушат эффективность последующего выполне­ния умственной работы, а только помогут восстановить энергию нейронов мозга.

Во время такого перерыва организму полезно давать физическую нагрузку в виде прогулки или небольшого комплекса гимнастических упражнений. Научны­ми исследованиями доказана эффективность такого активного отдыха. Мышцы как бы "подзаряжают" мозг.

Немалое влияние на продуктивность умственного труда оказывают физичес­кие факторы внешней среды. Установлено, что оптимальная температура воздуха Должна быть 18-22°С, а относительная влажность - 50-70%. Длительное пребы­вание студентов в помещении с температурой 25-27° приводит к значительному Напряжению физиологических функций организма. Это отрицательно сказывает­ся на качестве выполняемой работы, а также на вегетативных функциях: деятель­ности сердечно-сосудистой, дыхательной и других систем.



Клетки головного мозга, как уже отмечалось, отличаются особенно интенсивным энергетическим обменом. Поэтому для успешной умственной работе необходимо находиться в помещении с нормальным содержанием кислорода.

Санитарно-гигиенические исследования помогли установить, что уже после первой лекции содержание диоксида углерода (углекислого газа) в аудитории достигает 0,15-0,45%, т. е. увеличивается в 5-15 раз по сравнению с нормой. Кроме того, в аудиториях, читальных залах, особенно если они переполнены, в 2 раза увеличивается окисляемость воздуха, возрастает концентрация аммиака, окиси углерода или угарного газа, сероводорода и ряда других веществ, вредных для здоровья. Все это говорит о необходимости проветривать аудитории. К сожалению, многие студенты пренебрегают этим правилом.

На качестве умственной деятельности значительно сказывается и наличие шума. Обычно в аудиториях его значение составляет 40-50 дБ. По данным гигиены труда, шум до 40 дБ не влияет отрицательно на состояние организма, превышение этого показателя снижает трудоспособность, вредно отражается на здоровье человека.

Немало споров возникает вокруг вопроса об использовании музыки в процессе умственного труда. Венгерский ученый Алмази категорически утверждает, что во время умственной работы прослушивание даже негромкой музыки нецеле­сообразно. Он считает, что воздействие музыки способствует более быстрому истощению нервных центров и увеличивает расход "психической энергии".

По мнению советских ученых, негромкая мелодичная музыка несколько повышает продуктивность умственной работы. Интересный эксперимент был про­веден в Казанском университете Ю. А. Цагарелли. Оценивался исходный уровень эмоционального состояния. Затем студенты подвергались стрессовому воздей­ствию - проверке преподавателем их знаний по иностранному языку с проставлением оценки. Уровень эмоционального возбуждения резко возрастал. После этого студентам предлагали в течение 2,5-3 мин. прослушать классическую и джазовую музыку.

После прослушивания классической музыки снижение уровня эмоционального возбуждения наблюдалось у 91% студентов. Причем наиболее заметно она действовала на тех, кто раньше с ней был незнаком. Под воздействием джазовой музыки эмоциональное возбуждение понизилось только у 52%) студентов. Заме­чено было также: чем выше музыкальность человека, тем быстрее восстанавли­вался уровень эмоционального состояния.

С нашей точки зрения, музыку лучше всего использовать в периоды отдыха. Кроме того, при решении вопроса о включении музыки в процесс умственной деятельности целесообразно учитывать специфику предстоящей работы. Выпол­нение сложной работы требует тишины, которая помогает сосредоточиться. Если же умственная деятельность более простая, как, например, решение задач по известному алгоритму, перевод с иностранного языка со словарем, переписывание конспекта и т. п., то музыка может ускорить ее. Надо заметить также, что влияние музыки на качество умственной работы зависит от индивидуальных привычек.

Гигиена умственного труда предъявляет требования и к одежде. Важно, что­бы она свободно облегала тело, воротник рубашки или свитера не должен сдавли­вать сосуды шеи (тесный ворот затрудняет кровоснабжение мозга).

Необходимо контролировать и осанку. Часто приходится наблюдать, как сту­денты сидят за столом с согнутой спиной, низко наклонив голову. В таком поло­жении хуже функционируют легкие, сердце, искривляется позвоночник, сдавли­ваются сонные артерии. Сидеть следует со слегка наклоненным туловищем (на 75-80°) и приподнятой головой, которая должна составлять со спиной прямую линию. Понаблюдайте несколько дней за правильностью своей позы, и она ста­нет для вас привычной.

На столе желательно иметь пюпитр-подставку для книги. Вместо подставки можно использовать стопку книг. Это позволит меньше наклонять туловище и ослабит напряжение мышц глазного яблока.

Академик Н.С.Введенский разработал общие рекомендации, важные для ус­пешного умственного труда.

1. Втягиваться и работу постепенно; как после ночного сна, так и после от­пуска.

2. Подбирать удобный для себя индивидуальный ритм работы. Оптимальным уче­ный считает равномерный, средний темп. Утомляет неритмичность и чрезмер­ная скорость умственного труда. При этом быстрее наступает утомление.

3. Соблюдать привычную последовательность и систематичность умственной работы. Работоспособность значительно выше, если придерживаться зара­нее запланированного распорядка дня и смены видов умственного труда.

4. Установить правильное, рациональное чередование труда и отдыха. Это поможет более быстрому восстановлению умственной работоспособнос­ти, поддержанию ее на оптимальном уровне.

Добавим к перечисленному еще несколько советов, выполнение которых бу­дет способствовать успеху в учебе:

Не начинать работу без твердого плана и установления ее примерного объема.

Не пытаться охватить и запомнить материал с первого раза. Иметь в запасе время для повторения.

Составлять собственный конспект изучаемого материала, не пользоваться чужими конспектами.

Широко применять закладки, цветные чернила, с помощью которых можно выделить важный для усвоения материал.

Организовывать кратковременный отдых. Активно включать в режим дня занятия физическими упражнениями.

Плодотворный труд - важный элемент здорового образа жизни. На здоровье56

человека оказывают влияние биологические и социальные факторы, главным из которых является труд.

Рациональный режим труда и отдыха - необходимый элемент здорового об­раза жизни. При правильном и строго соблюдаемом режиме вырабатывается четкий и необходимый ритм функционирования организма, что создает оптимальные условия для работы и отдыха и тем самым способствует укреплению здоровья, улучшению работоспособности и повышению производительности труда.

Производственная деятельность является неотъ­емлемой частью жизни взрослого трудоспособного человека. При этом производственный процесс и фак­торы производственной среды оказывают на орга­низм человека многостороннее действие. Научным направлением профилактической медицины в облас­ти гигиенических аспектов трудовой деятельности человека занимается гигиена труда или (в последние годы) - медицина труда.

Производственные факторы, воздействующие на работающих, могут включать:

Химические, физические и биологические вред­ные факторы производственной среды;

- особенности производственных процессов и оборудования;

Характер и организацию труда;

Организацию рабочих мест;

Состояние и гигиеническую эффективность са-нитарно-технических устройств и средств индивиду­альной защиты (СИЗ);

Бытовое обеспечение работающих на произ­водстве;

Психологический климат в трудовом коллек­тиве.

В современных формах трудовой деятельности чис­то физический труд не играет существенной роли. Однако пока общепризнанной остается физиологичес­кая классификация трудовой деятельности, в соответ­ствии с которой различаются: формы труда, требую­щие значительной мышечной активности; механизиро­ванные формы труда; формы труда, связанные с полу­автоматическим и автоматическим производством;

групповые формы труда; связанные с дистанционным управлением; формы интеллектуального труда.

Формы тру да, требующие значительной мы­шечной активности. В настоящее время этот вид трудовых операций имеет место при отсутствии меха­низированных средств для работы. Эти работы харак­теризуются, в первую очередь, повышенными энер­гетическими затратами от 17-25 МДж (4000-6000 ккал) в сутки и выше.

Физический труд, развивая мышечную систему и стимулируя обменные процессы, в то же время имеет ряд отрицательных последствий. Прежде всего это социальная неэффективность физического тру да, свя­занная с низкой его производительностью, необхо­димостью высокого напряжения физических сил и потребностью в длительном (до 50% рабочего вре­мени отдыха).

Групповые формы труда - конвейер. Особен­ности данных форм труда определяются дроблени­ем процесса на операции, заданным ритмом, строгой последовательностью выполнения операций, автома­тической подачей деталей к каждому рабочему месту с помощью движущейся ленты конвейера.

Конвейерная форма труда требует синхронизиро­ванной работы ее участников в соответствии с задан­ным темпом и ритмом. При этом чем меньше интер­вал времени, затрачиваемый работником на опера­цию, тем монотоннее работа и упрощеннее ее содержание. Монотония - одна из ведущих отрицатель­ных особенностей конвейерного труда, приводящая к преждевременной усталости и быстрому нервному истощению. В основе этого специфического явления лежит преобладание процесса торможения в корко­вой деятельности, развивающегося при действии однообразных повторных раздражителей. При этом снижается возбудимость анализаторов, рассеивает­ся внимание, снижается скорость реакций и быстро наступает утомление.

Механизированные формы труда. При этих фор­мах труда энергетические затраты рабочих находятся в пределах 12,5-17 МДж (3000-4000 ккал) в сутки.

Особенностью механизированных форм труда являются изменения характера мышечных нагрузок и усложнение программы действий. Профессии ме­ханизированного труда нередко требуют специаль­ных знаний и двигательных навыков. В условиях ме­ханизированного производства наблюдается умень­шение объема мышечной деятельности, в работу во­влекаются мелкие мышцы дистальных отделов конеч­ностей, которые должны обеспечить большую ско­рость и точность движений, необходимую для управ­ления механизмами. Однообразие простых и большей частью локальных действий, однообразие и малый объем воспринимаемой в труде информации приво­дит к монотонности труда.

Формы труда, связанные с частично автома­тизированным производством. При полуавтомати­ческом производстве человек выключается из процес­са непосредственной обработки предмета труда, ко­торый целиком выполняет механизм. Задача челове­ка ограничивается выполнением простых операций по обслуживанию станка: подать материал для обработ­ки, пустить в ход механизм, извлечь обработанную деталь.

Характерные черты этого вида работ: монотон­ность, повышенный темп и ритм работы, утрата твор­ческого начала.

Физиологической особенностью в значительной мере автоматизированных форм труда является го­товность работника к действию и связанная с ней бы­строта реакции по устранению возникающих непо­ладок. Такое функциональное состояние "оператив­ного ожидания" бывает различным по степени утоми­тельности в зависимости от отношения к работе; сроч­ности необходимого действия, ответственности пред­стоящей работы и т.д.

Формы труда, связанные с управлением про­изводственными процессами и механизмами. При этих формах труда человек включен в систему управ­ления как необходимое оперативное звено: чем мень­ше автоматизирован процесс управления, тем боль­ше его участие. С физиологической точки зрения, различаются две основные формы управления про­изводственным процессом. В одних случаях пульты управления требуют частых активных действий чело­века, а в других - редких. В первом случае непре­рывное внимание работника получает разрядку в многочисленных движениях или речедвигательных

актах, во втором - работник находится главным об­разом в состоянии готовности к действию, его реак­ции малочисленны.

Формы интеллектуального (умственного) труда. Этот труд представлен как профессиями, от­носящимися к сфере материального производства (конструкторы, инженеры, техники, диспетчеры, опе­раторы и др.), так и вне его (врачи, учителя, писатели, артисты, художники и др.).

Интеллектуальный труд характеризуется необхо­димостью переработки большого объема разнород­ной информации с мобилизацией памяти, внимания, частотой стрессовых ситуаций. Вместе с тем мышеч­ные нагрузки, как правило, незначительны, суточные энергозатраты составляют 10-11,7 МДж (2400-2000 ккал в сутки). Для данного вида труда характерна ги-покинезия, т.е. значительное снижение двигательной активности человека, приводящее к ухудшению ре­активности организма и повышению эмоционального напряжения. Гипокинезия является неблагоприятным производственным фактором, одним из условий фор­мирования сердечно-сосудистой патологии у лиц ум­ственного труда.

Формы умственного труда подразделяются на опе­раторский, управленческий, творческий.труд, труд медицинских работников, труд преподавателей, уча­щихся и студентов. Указанные виды труда отличают­ся по организации трудового процесса, равномернос­ти нагрузки, степени эмоционального напряжения.

Операторский труд. В условиях современного механизированного производства основными стано­вятся функции контроля за работой машин, широкое распространение приобретает операторская деятель­ность.

Работа оператора отличается большой ответствен­ностью и высоким нервно-эмоциональным напряже­нием. Так, например, труд телефонисток характери­зуется переработкой большого объема информации за короткое время и повышенной нервно-эмоц|< наль-ной напряженностью.

Управленческий труд- труд руководителей уч­реждений, предприятий характеризуется чрезмерным ростом объема информации, возрастанием дефици­та времени для ее переработки, повышенной личной ответственностью за принятие решений, периодичес­ким возникновением конфликтных ситуаций.

Творческий труд (научные работники, писатели, композиторы, артисты, художники, архитекторы, кон­структоры) - наиболее сложная форма трудовой деятельности, требующая значительного объема па­мяти, напряжения внимания, что повышает степень нервно-эмоционального напряжения.

Труд преподавателей и медицинских работни­ков отличается постоянными контактами с людьми, повышенной ответственностью, часто дефицитом вре­мени и информации для принятия правильного реше­ния, что обусловливает высокую степень нервно-эмо­ционального напряжения.

Труд учащихся и студентов характеризуется напряжением основных психических функций, таких как память, внимание, восприятие; наличием стрессо­вых ситуаций (экзамены, зачеты).

Первичные функциональные изменения в организ­ме человека при умственном труде наступают преж­де всего в динамике изменений высшей нервной дея­тельности. Локальные процессы активации развива­ются во многих зонах мозга, захватывая левое и пра­вое полушарие. Важнейшую роль в осуществлении психических функций играют лобные отделы мозга.

Основной задачей медицины труда в области ор­ганизации трудового процесса является предупреж­дение развития утомления и переутомления.

Утомление - физиологическое состояние, со­провождающееся чувством усталости, снижением работоспособности, вызванной интенсивной или дли­тельной деятельностью, выражающееся в ухудшении количественных и качественных показателей работы и прекращающееся после отдыха.

В отличие от утомления, переутомление является состоянием пограничным с патологией. Причем обыч­ный кратковременный отдых не восстанавливает ис­ходного уровня работоспособности, а изменение мор­фологических, биохимических и иных показателей организма носит выраженный и длительный характер.

Исходя из сущности утомления и учитывая извест­ные механизмы, вызывающие это состояние, предуп­реждение его может быть достигнуто благодаря ши­рокому кругу социально-экономических, психофизи­ологических, технических и других мероприятий. Раз­работкой подобных мероприятий, предназначенных для реализации на производстве, помимо гигиены, физиологии и психологии труда занимаются эргоно­мика, техническая эстетика, инженерная психология и научная организация труда (НОТ).

Эргономика занимается решением прикладных вопросов физиологии-труда: рационализацией трудо­вых процессов и рабочих мест, направленной на при­способление их к возможностям человека с учетом его анатомо-физиологических и психологических особенностей, что имеет важнейшее значение для предупреждения утомления и повышения работоспо­собности.

Техническая эстетика имеет два основных вида применения: цветовое оформление производст­венных помещений и оборудования и художествен­ное конструирование оборудования, т.е. создание оборудования красивой и рациональной формы, обеспечивающей удобства эксплуатации.

Техническая (или производственная) эстетика за­нимается вопросами выбора и применения оптималь­ных цветов для производственных помещений и обо­рудования, т.е. созданием цветового климата. В основ­ном это группа цветов, имеющих малую насыщенность и сравнительно большой коэффициент отражения.

: Цветовое оформление производственных объек­тов должно быть различным в зависимости от харак­тера выполняемой работы. Так, например, "холод­ные" цветовые тона (зеленые, зелено-голубые), по­нижающие напряжение зрения и действующие успо­каивающе, рекомендуют применять при выполнении умственной и физической работы, требующей боль­шой сосредоточенности.

Мероприятия технической эстетики повышают ра­ботоспособность человека не только путем создания у него хорошего настроения (положительных эмоций), но и благодаря воздействию на функции сердечно­сосудистой и центральной нервной системы. Грамот­но и рационально выполненное цветовое оформле­ние дает большой производственный и экономичес­кий эффект. Функциональная окраска производствен­ных помещений и оборудования повышает произво­дительность труда.

Инженерная психология изучает связи кон­струкций пультов управления с особенностями вос­приятия и переработки информации операторами.

Целью инженерной психологии является проектирование и конструирование пультов управления с уче­том пропускной способности анализаторных систем человека (зрительной, слуховой и др.) с тем, чтобы поток поступающих сигналов не превышал психофи­зиологических возможностей человека.

Связи оператора с машиной осуществляются пу­тем восприятия информации, передачи ее в ЦНС,"пере­работки, принятия решения, передачи Исполнитель­ным органам и выполнения. Этот последний этап осу­ществляется путем воздействия на органы управле­ния машины.

Между оператором и машиной существуют и дру­гие формы взаимодействия, которые характеризуют­ся рабочей позой оператора, величиной усилий, ско­ростью, траекторией, количеством движений.

Научная организация труда. В настоящее время на всех крупных промышленных предприятиях суще­ствует служба научной организации труда (НОТ), за­нимающаяся разработкой и внедрением мероприятий, направленных на оптимизацию трудового процесса. Эта деятельность должна основываться на достижени­ях науки, в том числе гигиены и физиологии труда, а также на передовом опыте, что позволит наилучшим образом организовать технику и людей в едином про­изводственном процессе, обеспечивающем наиболее эффективное использование материальных и трудовых ресурсов, непрерывное повышение производительнос­ти труда. Внедрение гигиенических мероприятий сис­темой НОТ способствует улучшению условий труда, сохранению здоровья человека.

Однако не только переутомление характеризует возможность неблагоприятного воздействия на орга­низм человека.

Трудовая деятельность человека протекает в ус­ловиях определенной производственной среды, ко­торая при несоблюдении гигиенических требований может оказывать неблагоприятное влияние на рабо­тоспособность и здоровье человека.

Производственная среда как часть внешней сре­ды, окружающей человека, складывается из природ-но-климатических факторов и факторов, связанных с профессиональной деятельностью (шум, вибрация, токсические пары, газы и т.д.), которые принято на­зывать вредными факторами. Те же факторы могут быть и опасными.

Опасными называются факторы, способные при определенных условиях вызывать острое нарушение здоровья и гибель организма; вредными - факторы, оказывающие отрицательное влияние на работоспо­собность или вызывающие профессиональные забо­левания и другие неблагоприятные последствия.

ПРОФЕССИОНАЛЬНЫЕ ВРЕДНОСТИ:

Умственный труд предполагает использование определенных рациональных форм работы. Напряженную теоретическую работу важно сочетать с отдыхом, расслаблением, переключением занятия. Некоторые студенты буквально терроризируют себя непрерывным бдением над книгами. Они полагают, что результат их работы в полной мере определяется затратой времени. Между тем психология помогает построить подготовку к экзаменам рационально, с учетом возможностей и ресурсов человеческой психики. Если вы просмотрели свои конспекты и отправились на прогулку, это вовсе не означает, что вы выключились из работы. Напротив, ваш мозг продолжает работать, ищет рациональное решение проблемы. Взаимосвязь умственной, эмоциональной и двигательной активности улучшает результаты проведенной вами работы.

Огромную роль в познании играет интуиция. Но постоянная напряженная работа сознания нередко снижает интуитивные возможности познания. Вот почему расслабление, временная передышка в усиленной мыслительной мобилизации даст порой ценные эвристические результаты. Широко известны факты творчества во сне. О них свидетельствует Ж. Кондорсе, Б. Франклин, Ж. Мишле, Э. Кондильяк, Д. Араго. Французский философ Вольтер во сне создал целую песнь своей "Генриады", а французский баснописец Ж. Лафонтен – басню "Два голубя". Математик Э. Меньян во сне нашел две важные теоремы.

Английский поэт С. Колридж, заснул, читая, а проснувшись, почувствовал, что у него сложилось 200 или 300 стихов, которые осталось только записать; 54 стиха он записал совершенно свободно и так быстро, как только поспевало перо. Но к нему вошел некто и около часа оставался по одному делу. И Колридж, к своему великому огорчению, почувствовал, что у него осталось лишь смутное воспоминание о его видении, и в памяти остались лишь 8–10 отдельных стихов, а все остальные безвозвратно исчезли. Итальянский актер Э. Россини имел обыкновение класть у своей кровати бумагу и карандаш и иногда, внезапно проснувшись, записывал важные мысли, пришедшие ему во сне. Весьма важная подсознательная деятельность может иметь место и наяву, и в состоянии, промежуточном между сном и бодрствованием. То, что называется вдохновением, весьма часто приходит в состоянии более или менее полного затмения сознания.

Французский писатель Т. Готье писал о Бальзаке: "Он был похож на исступленного, на сомнамбулу, спящую с открытыми глазами. Погруженный в свои глубокие размышления, он не слышал, что ему говорили". Г. Гегель спокойно заканчивал свою "Феноменологию духа" в Иене, 4 октября 1806 г., не замечая, что вокруг него бушевало сражение. Л. ван Бетховен, всецело захваченный вдохновением, вышел однажды на улицу Нейштадта полураздетым. Философ Шопенгауэр говорил о себе: "Мои философские постулаты являлись сами по себе, без моего вмешательства, в моменты, когда моя воля была как бы уснувшей и мой ум не был направлен в заранее определенную сторону... Моя личность была как бы чужда работе..."

Иногда подсознательное движение бывает столь ясным, что кажется внушением извне. Это выражено в стихах французского поэта де Мюссе: "Не работаешь, слушаешь, ждешь... // Словно кто-то неведомый говорит на ухо". Подобные примеры у Сократа, Паскаля, Моцарта стали классическими.

Однако речь идет вовсе не о том, что мыслительная работа, вдохновение способны творить чудеса сами по себе, как небесный подарок. Культура умственного труда предполагает и иное. Прежде чем приступить к решению какой- нибудь задачи, надо тщательно ее обдумать, организовать мышление, набросать план. Вдохновение – это результат огромной предварительной работы, итог дисциплины ума и творческих возможностей, поэтому плодотворная работа студента не имеет ничего общего с бесконечной зубрежкой или предельным напряжением умственных способностей. Но она не является и сладким продуктом легкой дремоты, работы человеческой фантазии или грезы.

Студентам, утомленным напряженным трудом, можно рекомендовать аутотренинг, который используется во всем мире как элемент правильной организации умственной работы. Вот, например, один из вариантов аутотренинга:

"Сядьте прямо, положите руки свободно (можно на стол). Закройте глаза. Настройтесь на аутотренинг. Сейчас я буду расслаблять мышцы лица. Разглаживаются морщинки лба. Брови, точно ручейки, растекаются в разные стороны. Веки сомкнуты. Мысленно пытаюсь разомкнуть веки, веки сомкнуты... Щеки запали. Появляются складки в уголках губ, подбородок символически опущен. Все мышцы лица расслаблены. Вижу свое лицо на расстоянии вытянутой руки. Оно полностью расслаблено. Лицо маскообразное, безжизненное... Расслаблены мышцы шеи, мысленно нахожу зажимы в спине и расслабляюсь...

Тяжелеет правая рука. Наливается свинцовой тяжестью. Тяжелеет левая рука, наливается свинцовой тяжестью. Руки тяжелые, мысленно пытаюсь оторвать их от стола. Руки тяжелые. Тяжелеет правая нога, наливается тяжестью. Обе ноги тяжелые. Они обуты в кандалы. Пытаюсь сделать шаг. Ноги не слушаются. Они тяжелые...

Все тело поразительно тяжелое. На плечи ложится мешок с грузом. Спина чуть-чуть согнута. Поза кучера. Все тело расслаблено, в этой позе я могу отдыхать долго, ощущая расслабленность мышц.

Теперь я буду разогревать свое тело. Все внимание сосредоточено на кончиках пальцах, там, где они соприкасаются с поверхностью стола. Здесь в подушечках пальцев рождается тепло, я ощущаю биение пульса. Тепло поднимается по фалангам пальцев. Я ощущаю биение пульса в ладонях. Они влажные, а тепло поднимается к локтевым суставам, к плечам. Мысленно вижу себя у костра. Жаркое пламя входит в каждую клеточку рук. Руки наливаются теплом...

Сейчас я переключаю внимание на подошвы ног. Здесь постепенно ощущается пульсация. Рождается тепло. Мысленно ступаю по горячему песку. Ногам жарко. Важно поймать это ощущение тепла, идущего снизу. Тепло поднимается к щиколоткам. Ощущаю биение пульса в икрах. А тепло захватывает бедра, поднимается все выше. Внимание: тепло в солнечном сплетении, внизу живота. Это благостное ощущение расслабленности и блаженства. Тепло поднимается все выше, мимо чакр к тысячелепестковому лотосу в темечке головы. Вижу себя лежащим на горячем песке. Знойное жаркое солнце ласкает, нежит каждую клеточку обнаженного тела. Мне жарко...

Сейчас рождается ощущение невесомости. Сам я на месте, а тело неожиданно движется влево... Вправо... Назад, вперед... Я ощущаю себя как перекати-поле. Ветер подхватывает меня и несет по равнине. Сейчас я, точно бумажный змей, взмываю ввысь... Я несусь, пристраиваюсь к белому облачку, парю... Вижу внизу караван верблюдов, пустыню, джунгли, железнодорожную магистраль. И медленно опускаюсь на плот посреди океана. Влажный ветер ласкает мое обнаженное тело, меня укачивает, укачивает...

  • (Дальнейший текст произносится с иной интонацией.) С каждым разом я все глубже осваиваю технику аутотренинга. Теперь мне не составляет труда вызвать ощущение тепла, расслабленности и невесомости. Сон глубокий, едва голова касается подушки. Память заметно улучшается, уходят тревоги, страхи, проблемы кажутся решаемыми.
  • (Опять меняется интонация.) Лежу возле огромного водоема. Слышен немолчный шум водопада. Легко, свободно...

Сейчас я буду выходить из этого состояния. Мысленно вижу тучу, чреватую дождем. Я подтягиваю ее к окну нашей комнаты. Внимание! Сейчас раскроется форточка. Внимание! Холодный и влажный воздух хлынул в комнату. Мои виски прохладные... Открываю глаза... Сеанс закончен..."

  • См.: Гуревич П. С. Юшническая психология. С. 89–91.

Умственный труд предъявляет высокие требования к организму и поэтому гигиена умственного труда включает ряд специальных рекомендаций. Успешная умственная деятельность возможна лишь в условиях подчинения умственной работы строгому распорядку, при котором отводится, определенное время для труда и для отдыха. Ничто так не утомляет нервную систему, как отсутствие строгого режима. Тот, кто приступает к работе не в одно и то же время или откладывает наиболее трудное до лучших времен, быстрее устает и менее производительно работает.

Труд вынужденный, выполняемый без интереса, скучен. Однако неинтересных работ не бывает. Они оказываются неинтересными до тех пор, пока не найдена и не осознана цель задания, которое человек выполняет. Увлеченность работой - один из основных факторов высокой производительности труда.

Результат любого труда, зависит от настроения, от психологического климата семьи и учреждения. В обстановке зависти и недоброжелательства производительность умственного труда, конечно, будет невысокой, а степень утомления не будет соответствовать времени работы.

Таким образом, создание «благоприятной психологической обстановки, условий, в которых каждый член коллектива полон доброжелательности и охвачен трудовым настроем, - одно из важнейших требований психогигиены, и в том числе гигиены умственного труда.

Одновременно следует заботиться и о благоприятных условиях среды, в которой проходит трудовой процесс. Накуренная комната, стук, шум, грохот оказывают неблагоприятное воздействие на организм человека, приводят к преждевременному утомлению, порождают ошибки и промахи в. работе. Столь же пагубное влияние на умственный труд оказывают алкогольные напитки и всевозможные возбуждающие средства (неумеренное употребление крепкого чая и кофе). Положительный эффект они дают очень кратковременно, зато последствия очень плохие - быстрая утомляемость, бессонница, раздражительность, неустойчивость внимания»

Необходимым условием успешной творческой работы является постоянное умственное и духовное развитие, пополнение знаний. Человек, выбирающий своей специальностью интеллектуальную деятельность, должен быть готовым к учебе, продолжающейся всю жизнь; в этом залог творческой продукции, соответствующей требованиям времени. При этом нужно помнить, что одностороннее развитие психики, узкий, стереотипный навык мышления эффективен лишь в решении конкретных задач, чаще технических, с определенными исходными данными. Нахождение же оригинальных путей решения, способность к созданию концепций, гипотез отмечается лишь у людей с широким кругозором, с развитым творческим воображением.

Все виды деятельности, осуществляемой человеком, подчиняются единым физиологическим закономерностям, полому для понимания особенностей умственного труда следует проводить аналогию с известными особенностями труда физического. Повышение производительности умственного труда достигается тренированностью, постепенным возрастанием нагрузки, поддержанием ее высокого уровня. Длительные периоды бездеятельности отрицательно отражаются на производительности. Как спортсмен, прекративший тренировки, так и школьник после каникул с началом занятий испытывают большие затруднения. Поэтому отдых в процессе умственного труда разумен лишь в виде смены формы умственного труда или снижения нагрузки. Для повышения работоспособности, помимо строгого распорядка, целесообразно чередование умственного труда с физическим. Физические упражнения на свежем воздухе, прогулка не только снимают напряжение, возникающее при длительном сохранении однообразной позы, но и повышают общий тонус организма. Иногда действенным оказывается даже хождение по комнате при обдумывании какой-либо задачи. Часто прочные навыки, умственной работы компенсируют недостаток способностей.

Умственный труд подразделяется на множество видов, каждый из которых предъявляет к занятому этим трудом человеку различные требования. Есть умственный труд, предъявляющий исключительные требования к функции внимания (работа диспетчера), памяти и пр. Для его успешного выполнения желательна содружественная тренированность других интеллектуальных функций. Гармонизация умственной деятельности так же эффективна, как гармонизация психической и физической деятельности. В дифференцированных рекомендациях нуждается каждый человек, занятый умственной работой. При этом нужно иметь в виду его индивидуальные особенности. Людям рано и бодро просыпающимся, следует рано ложиться спать, а ответственную умственную работу выполнять рано утром - и в первую половину дня. Другой тип людей наиболее продуктивно работает во вторую половину дня, поздним вечером. В соответствии с этими особенностями и следует по возможности планировать свою работу. Наиболее активным людям разумно трудные задачи решать в начале работы, поскольку наступающее утомление постепенно снижает работоспособность. Медлительным людям, которые постепенно входят в работу, целесообразно начинать умственную работу с простейших заданий. При встрече с трудно решаемой задачей такие люди могут сидеть часами до победного конца и после долгожданного решения чувствуют себя опустошенными, не способными к продолжению труда. При таких ситуациях лучше трудно решаемую задачу отложить и выполнять остальную работу. Нередко при возвращении к нерешенной задаче спустя какой-то период времени ее можно решить неожиданно быстро. Это наблюдение дает основание предполагать, что какая-то часть умственной работы выполняется подсознательно. Так, многие математики находили решения во сне, в форме сновидения или в момент пробуждения. Конечно, лицам, легко возбудимым, с хорошей переключаемостью откладывать решение задач не рекомендуется, для них это лишь самообман. Однако на подсознательную работу не следует особенно рассчитывать. Приобретение новых знаний требует ясного сознания.

Дать исчерпывающие дифференцированные указания в отношении гигиены умственного труда без учета множества факторов сложно и вряд ли возможно. В таких случаях необходимо обратиться за помощью к врачу - психогигиенисту, психотерапевту или к психологу.

Можно выделить три вида умственной деятельности. К первому относится легкая умственная работа: чтение художественной литературы, разговор с интересным собеседником. Такая деятельность может продолжаться длительное время без появления утомления, так как при ее выполнении психофизиологические механизмы функционируют с невысокой степенью напряжения.

Второй вид умственной деятельности можно назвать «оперативным мышлением», так как он характерен для труда операторов, диспетчеров. У студентов - это повторение пройденного материала, решение математических задач по известному алгоритму, перевод иностранного текста на русский язык, В данном случае психофизиологические механизмы мозга работают с большим напряжением. Эффективно подобная деятельность может продолжаться 1,5--2 ч.

К третьему виду относится работа, отличающаяся наиболее высокой интенсивностью. Это усвоение новой информации, создание новых представлений на базе старых. При такого рода деятельности происходит наиболее активное функционирование физиологических механизмов, осуществляющих процессы мышления и запоминания.

Знание приведенной классификации должно помочь студентам правильно организовать свой учебный труд. Специалисты по гигиене умственного труда считают, что при оперативном мышлении целесообразно делать перерывы через 1,5--2 ч, а при третьем виде умственной деятельности -- через 40--50 мин. Следует подчеркнуть, что мыслительные процессы в мозгу затухают медленно. Поэтому 5--10-минутные паузы, отводимые для отдыха, не нарушат эффективность последующего выполнения умственной работы, а только помогут восстановить энергию нейронов мозга.

Во время такого перерыва организму полезно давать физическую нагрузку в виде прогулки или небольшого комплекса гимнастических упражнений. Научными исследованиями доказана эффективность такого активного отдыха. Мышцы как бы «подзаряжают» мозг.

Немалое влияние на продуктивность умственного труда оказывают физические факторы внешней среды. Установлено, что оптимальная температура воздуха должна быть 18--22°, а относительная влажность--50--70%. Длительное пребывание студентов в помещении с температурой 25--27° приводит к значительному напряжению физиологических функций организма. Это отрицательно сказывается на качестве выполняемой работы, а также на вегетативных функциях: деятельности сердечно-сосудистой, дыхательной и других систем.

Клетки головного мозга, как уже отмечалось, отличаются особенно интенсивным энергетическим обменом.

Поэтому для успешной умственной работы необходимо находиться в помещении с нормальным содержанием кислорода.

Санитарно-гигиенические исследования помогли установить, что уже после первой лекции содержание диоксида углерода (углекислого газа) в аудитории достигает 0,15--0,45 %, т. е. увеличивается в 5--15 раз по сравнению с нормой. Кроме того, в аудиториях, читальных залах, особенно если они переполнены, в 2 раза увеличивается окисляемость воздуха, возрастает концентрация аммиака, окиси углерода, или угарного газа, сероводорода и ряда других веществ, вредных для здоровья.

Все это говорит о необходимости проветривать аудитории. К сожалению, многие студенты пренебрегают этим правилом.

На качестве умственной деятельности значительно сказывается и наличие шума. Обычно в аудиториях его значение составляет 40--50 дБ. По данным гигиены труда шум до 40 дБ не влияет отрицательно на состояние организма, превышение этого показателя снижает трудоспособность, вредно отражается на здоровье человека.

Немало споров возникает вокруг вопроса об использовании музыки в процессе умственного труда. Венгерский ученый Алмази категорически утверждает, что во время умственной работы прослушивание даже негромкой музыки нецелесообразно. Он считает, что воздействие музыки способствует более быстрому истощению нервных центров и увеличивает расход «психической энергии».

По мнению советских ученых, негромкая мелодичная музыка несколько повышает продуктивность умственной работы. Интересный эксперимент был проведен в Казанском университете Ю. А. Цагарелли, Оценивался исходный уровень эмоционального состояния. Затем студенты подвергались стрессовому воздействию--проверке преподавателем их знаний по иностранному языку с проставлением оценки. Уровень эмоционального возбуждения резко возрастал. После этого студентам предлагали в течение 2,5--3 мин прослушать классическую и джазовую музыку.

После прослушивания классической музыки снижение уровня эмоционального возбуждения наблюдалось у 91 % студентов. Причем наиболее заметно она действовала на тех, кто раньше с ней был незнаком. Под воздействием джазовой музыки эмоциональное возбуждение понизилось только у 52 % студентов. Замечено было также, чем выше музыкальность человека, тем быстрее восстанавливался уровень эмоционального состояния.

С нашей точки зрения, музыку лучше всего использовать в периоды отдыха. Кроме того, при решении вопроса о включении музыки в процесс умственной деятельности целесообразно учитывать специфику предстоящей работы. Выполнение сложной работы требует тишины, которая помогает сосредоточиться. Если же умственная деятельность более простая, как, например, решение задач по известному алгоритму, перевод с иностранного языка со словарем, переписывание конспекта и т, п., то музыку может ускорить ее. Надо заметить также, что влияние музыки на качество умственной работы зависит от индивидуальных привычек.

Гигиена умственного труда предъявляет требования и к одежде. Важно, чтобы она свободно облегала тело, воротник рубашки или свитера не должен сдавливать сосуды шеи (тесный ворот затрудняет кровоснабжение мозга).

Необходимо контролировать и осанку. Часто приходится наблюдать, как студенты сидят за столом с согнутой спиной, низко наклонив голову. В таком положении хуже функционируют легкие, сердце, искривляется позвоночник, сдавливаются сонные артерии. Сидеть следует со слегка наклоненным туловищем (на 75--80°) и приподнятой головой, которая должна составлять со спиной прямую линию. Понаблюдайте несколько дней за правильностью своей позы, и она станет для вас привычной.

На столе желательно иметь пюпитр-подставку для книги. Вместо подставки можно использовать стопку книг. Это позволит меньше наклонять туловище и ослабит напряжение мышц глазного яблока.

Академик Н.С. Введенский разработал общие рекомендации, важные для успешного умственного труда.

  • 1. Втягиваться и работу постепенно; как после ночного сна, так н после отпуска.
  • 2. Подбирать удобный для себя индивидуальный ритм работы. Оптимальным ученый считает равномерный, средний темп. Утомляет неритмичность и чрезмерная скорость умственного труда. При этом быстрее наступает утомление.
  • 3. Соблюдать привычную последовательность и систематичность умственной работы. Ученый считает, что работоспособность значительно выше, если придерживаться заранее запланированного распорядка дня и смены видов умственного труда.
  • 4. Установить правильное, рациональное чередование труда и отдыха. Это поможет более быстрому восстановлению умственной работоспособности, поддержанию ее на оптимальном уровне.

Добавим к перечисленному еще несколько советов, выполнение которых будет способствовать успеху в учебе.

Не начинать работу без твердого плана и установления ее примерного объема.

Не пытаться охватить и запомнить материал с первого раза. Иметь в запасе время для повторения.

Составлять собственный конспект изучаемого материала, не пользоваться чужими конспектами,

Широко применять закладки, цветные чернила, с помощью которых можно выделить важный для усвоения материал.

Организовывать кратковременный отдых, Активно включать в режим дня занятия физическими упражнениями.

Загрузка...

Реклама