last-tochka.ru

Направления перелетов птиц. Масштабы перелетов птиц Как называется перелет птиц

Перелеты птиц всегда привлекали к себе внимание человека, особенно охотника. Зимующих в наших краях охотничьих птиц совсем немного. А главные объекты спортивной, любительской охоты доступны нам только в очень короткое время. Выведутся птенцы, взматереют, и не так уж много времени пройдет, как, собравшись в стаи, птицы отправятся на юг, в теплые страны.

Охотник знает, какими массами летят пролетные охотничьи птицы весной, когда они торопятся к местам гнездования, или осенью, когда подросшие молодые птицы отправляются в свое первое путешествие, которое для многих из них оказывается и последним. Птицы летят через горы и пустыни, пересекают моря, а иной раз и океаны. Тысячи их скопляются иногда ночью около маяка и гибнут, разбившись о его стекла. Других подхватывает шторм в открытом море, топит или забрасывает в места, где маленьких пернатых странников все равно ждет гибель.

"Ночная трагедия" - так назвал перелеты известный английский натуралист Диксон. Столько бед подстерегает птиц на их длинном и опасном пути, говорил он, а они все-таки летят, летят, гонимые могучим инстинктом перелета.

Много вопросов возникает, когда мы затрагиваем тему перелетов птиц. Почему летят птицы, куда? Как они узнают путь и время? От нас они могут отлетать осенью потому, что им стало неуютно - наступает неблагоприятное время года. А как они могут знать свое время, когда им надо к нам прилетать? И чем ближе мы знакомимся с проблемой миграций птиц, тем больше возникает вопросов. Много проведено исследований перелетов птиц, много написано популярных книг и статей в журналах, а интерес к теме не ослабевает, ответа на все эти вопросы еще не получено.

Но кое-что уже ясно. Нет в перелетах птиц никакой "трагедии". Еще в свое время С. А. Бутурлин, а значительно позднее немецкий ученый Кипп обратили внимание на то, что оседлые птицы более плодовиты, чем близкие к ним перелетные виды. Но весной приступает к размножению в общем такое же количество птиц, как и весной прошлого года. Куда же делся более многочисленный приплод оседлого вида? Он пошел на покрытие убыли в численности вида в осеннее и особенно в зимнее время. Выходит, что не только плодовитость, но и смертность среди оседлых птиц больше, чем среди птиц перелетных. Но гибель перелетных птиц происходит концентрированно: в короткий промежуток времени и в каком-то определенном месте гибнет сразу много птиц. А оседлые птицы гибнут рассредоточение, гибель их никому не бросается в глаза, хотя в конечном счете они гибнут в большем количестве.

Да и само явление перелета в целом следует рассматривать как биологическое приспособление, позволяющее птицам избегать неблагоприятных зимних условий жизни на родине, сохранить свое поголовье. Если перелет птиц и кончается гибелью многих из них, то все же можно сказать - птицы выбирают из двух зол меньшее: на зиму оставаться на родине птицам нельзя, они к зимним условиям не приспособлены.

В жизни птиц сезонные миграции не катастрофа, не редкостное явление. Это нормальное звено в годичном цикле жизни, с которым связана вся ритмика птицы, ее физиология. В сущности здесь нет ничего из ряда вон выходящего, что отличало бы перелет от других явлений в жизни животных. Перелет ничуть не более "загадочен", чем, скажем, явление размножения, "инстинкт" гнездостроения, забота о потомстве и т. д. Многие стороны этого явления уходят своими основаниями в изучение высшей нервной деятельности животных и в общие законы, определяющие связь организма со средой, И пока в этих вопросах не все еще уточнено, не будет ясности и в объяснении птичьих перелетов. Но для того чтобы понять глубокие корни явления, необходимо точно знать, как оно происходит, т. е. надо хорошо знать описательную сторону явления. К сожалению, и здесь еще многое неизвестно. Ибо требуется знать не общую картину явления, а его конкретные детали.

В одних местах перелет птиц происходит очень интенсивно а в других - перелета нет или он очень слабо выражен.

Долгое время в орнитологической науке существовала теория пролетных путей. И в самом деле: можно наметить на карте линии или, чаще, неширокие полосы, где пролетают весной или осенью массы птиц разных видов, а также территории, где летят только местные птицы. Много было высказано суждений и о том, что означают эти пролетные пути, как они произошли, как эти пути связаны с историческим прошлым земли.

Теперь многие говорят, что пролетных путей нет, что птицы летят широким фронтом. Тем самым снимаются с повестки дня и все "объяснения" пролетных путей, связь перелетов с историей формирования ландшафтов. Объяснение пролетным путям искали главным образом в историческом прошлом земли, а направление пролета ищут в современных экологических условиях.

Самая общая, поверхностная картина хода перелетов птиц выяснена наукой в достаточной степени. Теперь, чтобы лучше разобраться в явлении, надо проследить ход перелета в пределах одного вида по отдельным популяциям * . Здесь выявляются интересные вещи. Раскрыть их помогает кольцевание.

* (Популяция - группа родственных особей растительного или животного мира определенной области естественного распространения. )

Оказывается, что птицы одного вида, гнездящиеся близко друг к другу, летят нередко в разных направлениях, в разные места. Так, например, чайки с озера Киёво летят зимовать в разные места, в общем на юго-запад. Окольцованных на Киёво чаек можно встретить зимой в северной Италии, на Балканах, в дельте Нила и даже восточнее. Чайки из других колоний тоже имеют свой веер разлета, который в значительной степени перекрывается веером разлета киевских чаек. Но здесь нет "произвола", нет беспорядка. Оказывается, что чайки каждой колонии разбиваются на несколько стаек, каждая из которых летит впоследствии своим путем и имеет свои места зимовок.

И весной они возвращаются, видимо, теми же путями обратно. Также и цапли с Рыбинского водохранилища летят отдельными стайками в разные стороны и тоже каждая своим путем. Это же относится и к уткам. Гнездившиеся на северо-востоке Европы и в низовьях Оби утки собираются для линьки в дельту Волги. Там каждая стайка имеет свое место, которого придерживается ежегодно. Перелиняв, стаи поднимаются на крыло и разлетаются затем в самых различных направлениях и по разным путям. Большинство стаек придерживается все же западного и юго-западного направлений и попадает в Средиземноморье. Некоторые стайки летят на юг или юго-восток, зимуя в Индии. Но есть стаи, летящие из дельты Волги на север (точнее, северо-запад), а затем на запад и попадают они зимовать в Англию, иногда в Нидерланды. Птицы летят повсеместно и встречаются всюду, где только есть водоемы. На самом деле это сложное переплетение пролетных путей отдельных популяций.

Даже грачи, летящие весной всюду сплошным фронтом, по нашему мнению, придерживаются определенных путей. Перелетная стая грачей летит от одного места к другому, совершая повороты, которые не случайны, так как оказывается, что следующие стаи проделывают тот же путь и изменяют направление полета в тех же местах, где и предыдущие.

Наблюдения на Плещеевом озере показали, что многие птицы (зяблики, озерные чайки, разные виды уток, кулики) летят там узкими "струйками", которые имеют извилистые очертания. Весной в Трансиордании один ученый наблюдал, как стайки обыкновенных горлиц летели одна за другой одним и тем же путем. Всего отмечено было 17 стаек. Летели они настолько далеко друг от друга, что одна не могла видеть другую, т. е. каждая летела самостоятельно, а места, над которыми они летели, были одни и те же.

Места зимовок, направления перелетов, так же как и места гнездования, у птиц весьма постоянны. Однако экспериментальное вмешательство может привести к изменению направлений перелета, мест зимовок и даже мест гнездования.

Так, мелкие воробьиные птицы, отловленные в Западной Европе на осеннем пролете и выпущенные в 300-400 километрах западнее на той же широте, продолжали лететь параллельно старому руслу пролета и остановились на зиму на берегу Средиземного моря, в 300-400 километрах западнее своих обычных зимовок.

А весной отловили на Куршской косе (южный берег Балтийского моря) и выпустили на границе с Данией, во Фленобурге, серых ворон. Эти вороны в то же лето были найдены на гнездовании в Скандинавии, а не в Прибалтике, где им полагалось бы гнездиться.

Среди орнитологов одно время широко было распространено мнение, что пролетные пути птиц отражают историю расселения вида. Согласно этому взгляду изучение пролетных путей позволяет восстановить, каков был облик земли раньше, где было море, где была пустыня. "Знание" птицами своего пролетного пути считалось наследственным. Полагали, что в силу наследственного инстинкта птицы летят из поколения в поколение над одними и теми же местами и ничто не может изменить направление их пролета. И действительно, есть некоторые случаи пролета, их можно назвать парадоксальными, которые подтверждают этот взгляд. Например, на северо-восток материка Северной Америки, как правило, птицы прилетают весной общим направлением с юга, со стороны Центральной Америки, и ряд птиц летит из Северной Америки дальше в Гренландию. А вот обыкновенная каменка, которая распространена на гнездовье главным образом в Европе и Азии, летит на свои гнездовые участки в Гренландии и в арктической Канаде из Африки через Европу и Британские острова. Есть все основания думать, что эти каменки и расселились в Гренландию и Канаду со стороны Британских островов через Исландию. На другую сторону Америки, на Аляску, эта каменка проникла в свое время из Сибири, и теперь она повторяет путь своего расселения, возвращаясь с Аляски на зимовку в Азию. Подобным же образом возвращаются с Аляски в Азию варакушка, желтая трясогузка, пеночка-весничка.

Странным кажется, что в то время как большинство птиц., которые появляются весной в европейской части СССР, летят по направлению с юго-запада на восток, за Урал, есть несколько видов, которые прилетают к нам весной с востока, из-за Урала, навстречу направлению основных перелетных птиц. К этим птицам относится пеночка-таловка, которая сравнительно недавно переселилась к нам в Европу из Сибири, кулик-мородунка и некоторые другие. Действительно, эти птицы летят весной в общем так, как они когда-то расселялись. Но это отдельные случаи, а не общее правило.

Можно вполне уверенно утверждать, что если таловка или мородунка расселятся еще дальше на запад в Европу, то они, став европейскими птицами, оторвутся от своего родного края и будут в дальнейшем улетать уже не на "родину вида", а на новые зимовки в юго-западном направлении и прилетать в дальнейшем оттуда вместе с общим ходом весны.

Часто говорят, что птицы летят осенью на юг в теплые страны. В это утверждение надо внести некоторые уточнения. Главное для птиц не то, чтобы страны, куда они летят, были теплыми, главное, чтобы в них в этот период было много корма. Ради этих кормных мест птицы летят не всегда на юг. Например, кайры с берегов Баренцева моря перемещаются осенью просто в западном направлении и зимуют в северной Атлантике, примерно в тех же широтах, где и гнездятся. А жаворонки зимуют в большом количестве в холодных нагорных степях Центральной Азии, где зимой значительно холоднее, чем, скажем, под Москвой, но мало снега и корм на земле всегда есть. Под Москвой теплее, но много снега и наземный корм жаворонкам недоступен. Этим все определяется.

Перелетных птиц можно подразделить на две основные группы. Первая группа охватывает рано прилетающих птиц. Эти птицы (грачи, скворцы, жаворонки и др.) появляются у нас с первыми признаками весны. Они летят в основном в северовосточном направлении и скорость их весеннего пролета более или менее совпадает со скоростью передвижения всего фронта весенних явлений. Грач может в один час пролететь 40 километров. А во время весеннего перелета он передвигается на такое расстояние за сутки. Вот и говори после этого, что птица весной торопится к местам своего гнездования. Быстрей весны, видимо, не полетишь.

Рано прилетающие птицы имеют весьма колеблющиеся сроки весеннего прилета. Колебание в этих сроках может доходить в разные годы до 40-44 дней. Все зависит от хода весны. Интересно, что места зимовок у таких птиц расположены недалеко - в юго-западной Европе и в Северной Африке. Некоторые из них зимуют и на юге нашей страны. Сроки и направление их миграций определяется погодой. Да и места зимовок расположены у них там, где позволяет погода, а в отдельные зимы они могут отлетать, в зависимости от обстоятельств, то дальше, то ближе.

Сложнее дело обстоит с другой категорией птиц, с птицами, прилетающими поздно. Они улетают от нас очень далеко, нередко за экватор. Прилетают поздно и в более сжатые сроки, чем рано прилетающие виды. Колебания в сроках прилета обычно не превышает 10-11 дней. Иной раз кажется, что прилет их мало зависит от состояния погоды. Но это неверно. Синоптическая картина прилета стрижей довольно определенная. Но если меня спросят, как краснозобик, зимовавший на Тасмании, узнает, что ему "пора лететь" на Таймыр, ответа не будет. Впрочем, когда у нас дело идет к весне, в Тасмании приближается осень, возможно, это дает сигнал краснозобику, что пора улетать, и он начинает свое весеннее движение на север через экватор.

Вполне вероятно, что так именно обстоит дело с полярной крачкой. Этот маленький длиннокрылый летун вполне может быть назван птицей, не любящей ночи. Крачка гнездится у нас на полярном севере. В это время там круглые сутки день. Зимует эта крачка в южной части Атлантики и в южных районах Индийского океана, где тоже бывает в это время полярный день. Только во время перелетов через умеренную и экваториальную зоны полярная крачка узнает регулярную смену дня и ночи. Поэтому вполне вероятно, что у нее пробуждается стремление к перелету, когда на местах зимовок начинаются быстро удлиняющиеся ночи.

Когда говорят, что перелеты вызываются внешними условиями - состоянием погоды, наличием кормов и т. д., это совершенно справедливо. Но не надо думать, что жизнь птиц полностью зависит от погоды. Такая жизнь была бы невозможна. У птицы, как и у всякого другого живого существа, выработалась своя определенная связь с внешними условиями, отдельные капризы погоды и случайные колебания в условиях среды на нее не влияют. Птица имеет свой исторически сложившийся цикл изменений физиологического состояния организма, что позволяет ей в разное время года реагировать на изменения условий жизни по-разному.

Бывает, что в начале июня наступают холода, летающие насекомые исчезают, ласточки попадают в трудное положение. Мне в 1930 году удалось найти после таких холодов в норах берегового обрыва Плещеева озера более 30 погибших береговых ласточек. Обратного отлета не было. Но стоит только появиться первым намекам на ухудшение условий жизни в конце лета - и птицы уже отлетают.

Наличие внутреннего физиологического ритма приводит к тому, что некоторые виды птиц (горихвостки и другие) начинают проявлять стремление к перелету как будто бы и без всякой связи с внешними условиями, когда они сидят в стандартных домашних условиях в клетках.

Однако настоящей независимости от внешних условий, конечно, нет. Птица воспринимает внешний мир иначе, чем мы. Бывает, мы не замечаем изменений, а птица уже отмечает их для себя. Например, изменение давления и другие сигналы, которые пробуждают в ней стремление к отлету. Мы еще не знаем этих сигналов, но это дело времени.

Хорошим примером тому, что характер перелета птиц зависит от внешних условий, а не от наследственного, неизменяемого инстинкта служат опыты, проведенные финским ученым-биологом Великангасом с кряковыми утками. Как известно, утки, гнездящиеся на Британских островах, оседлые птицы, Инстинкта перелета у них явно нет. Утки Карельского перешейка все перелетные. Они имеют свои пролетные пути и свои места зимовок. Великангас взял яйца английских кряковых уток, перевез их на Карельский перешеек и подложил под местных уток. Что же? Как вели себя выведшиеся в этих условиях птицы? Они реагировали на условия жизни Карельского перешейка, как настоящие местные жители. Они отлетели, правда, с некоторым запозданием по сравнению с местными утками, и весной возвратились, пользуясь теми же направлениями перелетов, которыми пользуются карельские утки. Значит, нет наследственного инстинкта, который проявляет себя неизменно в любых условиях. Нет и "гена" перелетности.

Сейчас сезонные перелеты птиц понимаются как биологическое приспособление к резко изменяющимся по сезонам условиям жизни. Это позволяет птице жить какую-то часть года там, где в условиях оседлости она жить не могла бы. При этом некоторые виды птиц ясно обнаруживают свою зависимость от изменений среды, у других эта зависимость затушевана и проявляется более сложно.

Спрашивают нередко: устают ли во время перелетов птицы? Чтобы ответить, напомню сначала некоторые общеизвестные факты из области перелетов птиц. Небольшой куличок-краснозобик, который весит не более 60 граммов, гнездится на севере Таймыра, а на зимовку летит в Южную Австралию, Тасманию и даже на Новую Зеландию. Дорога большая, и без отдыха ее, конечно, не пролетишь. Не меньший путь и у полярной крачки. Берегами моря летит она от северного побережья Сибири в Атлантический океан, сворачивает затем на юг и зимует в приантарктических частях Атлантики.

И еще пример. Тонкоклювый буревестник, гнездясь на небольших островах Бассова пролива (между Южной Австралией и Тасманией), на зимовку перелетает на север Тихого океана и может быть встречен в это время у берегов Камчатки, даже иной раз у острова Врангеля. Конечно, при перелетах птицы отдыхают - одни на суше, другие прямо на воде. А вот насколько устают при подобном длительном перелете птицы, до сих пор не выяснено.

Вникнем в следующие факты. Совсем маленькая птичка - горихвостка, зимовки которой расположены в Экваториальной Африке, в период выкармливания птенцов налетывает в сутки, как подсчитывал А. Н. Промптов, около 44 километров. На юг к своим зимовкам она перемещается тоже со скоростью примерно 44 километра в день. Неутомимый летун - обыкновенный стриж, по сообщению того же А. Н. Промптова, делает за день, собирая корм, до 1000 километров. Это значит, что за сутки стриж вполне может слетать от Москвы до Одессы. Устает ли он при этом? Не знаю. Возможно.

Сейчас хорошо известно, что истинный рекордсмен по скорости полета среди птиц (140 километров в час) - колючехвостый стриж летит от своей гнездовой области к зимовкам целых два или два с половиной месяца. Можно ли предполагать, что этот стриж во время осенних перелетов "устает"? Видимо, нет.

Довольно точные цифры известны для белого аиста. От своих гнездовий в Средней Европе до Южной Африки (через Малую Азию) белый аист летит два с половиной - три месяца. Путь его - около 10 000 километров. Таким образом, если считать, что аист летит 80 дней, выходит, он проделывает в сутки всего 120 километров. Не такая уж значительная работа для такой крупной птицы, как аист! Вряд ли при таких условиях можно говорить, что аист устает от полета и, особенно, если принять во внимание, что он при всяком удобном случае стремится использовать поддержку воздушных потоков, прибегая к весьма малоутомительному парящему полету.

Впрочем, известны и несколько иные цифры. Так, аист из провинции Бранденбург (окольцованный) через 6 дней после отлета был пойман в северной Венгрии, проделав за это время (если считать по прямой) 640 километров. Таким образом, суточная "норма" полета была у этого аиста 91 километр. Это совсем уже мало. С другой стороны, в северной Италии был добыт аист, который за 5 дней пролетел 1200 километров, выходит, в сутки он летел в среднем 240 километров.

Впрочем, все это средние цифры. Иной раз птица просто вынуждена лететь быстро и довольно долго (над морем или над лишенной жизни пустыней).

Но в этом случае птицы стремятся облегчить свое положение, выбирая наиболее короткие отрезки пути над морем, а в пустыне многие парящие птицы летят как бы в "воздушной трубе", там, где имеются сильные восходящие потоки воздуха, которые и облегчают птице ее перелет.

Иной раз, однако, птице не удается пойти по пути наименьшего сопротивления. Хороший пример этому - перепела. Целыми днями выжидают они на Южном берегу Крыма наиболее благоприятной погоды и все же, когда они окажутся, наконец, на другом берегу моря, видно, что это сильно уставшие птицы.

Среди птиц есть совершенно исключительные, например бурокрылая ржанка. Она летит от Аляски до Гавайских островов все время над морем - 3000 километров. Полвека назад известный физиолог Пюттер подсчитал, что смерть от истощенная наступает у птицы при потере 40% ее живого веса. А ржанка теряет 1% веса после поле на расстояние 26,2 километра, 30% веса она потеряет, пролетев немногим меньше 800 километров. Это и надо считать максимально возможной дальностью полета бурокрылой ржанки без отдыха и приема пищи. Как же быть тогда с тремя тысячами километров? Птица пролетает их явно без остановки (останавливаться ей негде), кормиться на воде она не может. Приходится думать, что птицы, как и все другие живые существа, могут в исключительных случаях мобилизовать все свои жизненные силы. Возможно также, что расчеты Пюттера несколько преуменьшают рабочие возможности птицы.

Сейчас известно, что у колибри 2 грамма жира обеспечивают возможность непрерывного полета в течение 24-26 часов со скоростью 40 километров в час, это около тысячи километров полета, т. е. дает возможность колибри перелететь Мексиканский залив, что она и делает в действительности.

Зимуют птицы в большинстве случаев не на Ниле или Каспии. Зимовки начинаются уже на севере, например у нас в Москве.

Пройдитесь по центральным улицам Москвы зимним вечером, и вы легко сможете наблюдать, как огромные стаи серых ворон собираются на крышах Малого театра и других крупных строений города. Это не подмосковные вороны. Здесь в Москве расположены зимние квартиры ворон, прилетевших к нам с севера. Таким образом, Москва входит в область зимовок перелетных серых ворон.

Британские острова это тоже еще не юг. Они расположены примерно на той же широте, что и Москва, однако там в массе зимуют скворцы, много летит туда на зимовку наших уток, известны также большие зимовки чаек. А у берегов Голландии расположена основная зимовка черных казарок. Птиц там бывает, как пишут очевидцы, видимо-невидимо.

Размеры зимовок в умеренных широтах довольно велики. Ю. А. Исаков, например, указывает, что на Мекленбургском побережье (ГДР) бывает одновременно до 150 тысяч уток, а в Нидерландах до 360 тысяч уток, 65 тысяч гусей и 100 тысяч лысух. В числе зимующих в Средней и Западной Европе птиц преобладают утки и гуси, прилетевшие из северных районов европейской части СССР и из Западной Сибири.

Зимовать птицы вовсе не должны на каком-то "далеком юге". Возможность зимовок уток (как и других водоплавающих птиц) определяется как наличием подходящих для этого водоемов, так и температурными условиями зимнего времени.

Еще в двадцатых годах В. В. Станчинский доказал, что севернее прохождения изотермы января -4° могут зимовать лишь единичные утки (и то не ежегодно) и там, где остаются незамерзшие на зиму водоемы. Иногда крякву можно встретить зимой на водоемах Московской области, а подчас и севернее. Область с изотермой января -2° служит уже зимовкой большого числа водоплавающих птиц, кроме уток, гагар и поганок, лебедей, а также некоторых куликов. А южнее изотермы +2° располагается уже область регулярных и многочисленных зимовок птиц. Можно указать в качестве общей закономерности, что нырковые утки зимуют несколько севернее, а настоящие, так называемые речные, или благородные, утки - южнее. Благородные утки зимуют нередко и в Экваториальной Африке - у озера Чад и по среднему течению Нигера, в болотных истоках Нила и в области больших африканских озер, от озера Рудольф и до озера Танганьика, т. е. уже в южном полушарии.

Основная масса азиатских уток зимует по разливам Гильменда, в дельте Инда и по болотам Большого Качского Ранна. Есть значительные зимовки в низовьях Евфрата и Тигра. В дельте Нила зимуют главным образом наши перелетные птицы, численность их там определялась в 30-х годах в 250 тысяч особей. Некоторые наши птицы зимуют и в Америке. Туда улетают, например, кулик-дутыш и, частично, бурокрылая ржанка. Существуют и совсем северные зимовки птиц. Например, у берегов Исландии и даже в водах Земли Франца Иосифа (толстоклювые кайры).

Есть и совсем отдаленные, южные зимовки. Например, средний кроншнеп и малый веретенник из северо-восточной Сибири могут оказаться на зимовке в Новой Зеландии, когда там разгар лета.

На территории нашей страны наиболее значительные зимовки водоплавающих птиц располагаются на южном Каспии. Только в заливе им. Кирова в Кызылагачском заповеднике собирается зимой (когда их не истребляют и не распугивают) до 4700 тысяч уток, около 2100 тысяч лысух, много гусей, а также лебеди и фламинго. Общее число птиц, зимующих в Азербайджане, составляет, согласно Ю. А. Исакову, видимо, более 10 миллионов.

Итак, утверждение, что птицы зимуют далеко на юге, в жарких странах, не всегда оправдывается. Англия, какой же это юг? А Исландия? Что же касается птиц, действительно летящих на юг, то они не всегда попадают там в жаркие страны. Так, давно уже известна массовая зимовка жаворонков в степях Центральной Азии. Теперь стало известно, что и на Памире, на высоте 3600-4200 метров, зимует сравнительно большое число птиц. Этому способствует отсутствие там снежного покрова на большей части субальпийского пояса и наличие незамерзающих участков на некоторых реках и озерах, где имеется выход горячих ключей. Хоть и холодно, но нет снега и корм для птиц доступен, а это главное.

Спрашивают нередко: как ведут себя птицы на зимовках? По-разному. Водоплавающие птицы держатся обычно большими стаями, причем совершают на зимовках и местные перелеты.

В Азербайджане, например, гуси, ночующие в заповеднике, вылетают на дневную кормежку за его пределы на рисовые поля и на заходе солнца возвращаются обратно. Утки поступают иначе. Они отдыхают в заповеднике днем, но едва наступит темнота, как стая за стаей со свистом летит над головой наблюдателя, устремляясь на кормежку из заповедника. На отдыхе эти утки проявляют очень мало активности, можно сказать - ничем не интересуются. Поэтому организовать их отлов в заповеднике для целей кольцевания в высшей степени трудно: птицы не идут в ловушки, сколько бы перед ними ни рассыпали приманки. Держатся птицы однажды избранных зимовок из года в год. Если наступает похолодание, они могут несколько переместиться к югу, в Северный Иран, но с потеплением возвращаются.

Стайный образ жизни ведут на зимовках не все птицы. Ряд воробьиных птиц держится и зимой в одиночку и, что примечательно, каждую зиму (если можно говорить о зиме в местах их зимовок) проводит на одном и том же месте. Есть виды птиц, которые ведут себя там совсем не по-зимнему. Наша зарянка в Северной Африке захватывает в это время небольшой участок территории, точь-в-точь, как это она делает в гнездовое время, защищает этот участок, т. е. не пускает в него своих собратьев и при этом даже поет и достаточно интенсивно. Такое поведение в корне противоречит представлению о зимней жизни птиц.

Интересно ведут себя на зимовках врановые птицы и многие чайки. Зимой места ночевок и кормежки у них строго разделены. Большая стая разбивается ранним утром на маленькие стайки, каждая из них летит своим путем на кормежку (за город), там стайки рассыпаются, и птицы бродят нередко поодиночке. Но вот приближается вечер. Каждая стайка вновь собирается в своем определенном месте и одним и тем же постоянным путем возвращается к месту ночевки всей массы зимующих здесь птиц.

Спрашивают иногда: сколько месяцев живут птицы на зимовках? Но знают ли читатели, сколько времени живут птицы там, где они гнездятся? Сопоставляя эти два вопроса, можно узнать интересные вещи. Некоторые виды птиц прилетают на места размножения совсем на короткий срок - скорее "в гости", чем к себе домой - и значительно больше времени проводят на зимовках, "на чужбине". Так, пеночка-весничка проводит в гнездовой области в Западной Европе около 100 дней, а на зимовках 172 дня и, кроме того, 92 дня она находится в миграционной области. Черноголовая славка на зимовке проводит 180 дней, а в гнездовой области 90 дней, остальные 96 дней - в миграции.

Есть птицы, которые больше времени проводят в пути, нежели на месте. Сорокопут-жулан тратит на перелеты ежегодно 160 дней, 105 дней он находится на зимовках и только 100 дней в месте гнездования. Белые аисты проводят в миграции почти полгода. Это относится и к колючехвостым стрижам. Обыкновенные стрижи держатся в умеренных широтах Европы 70-80 дней, а на зимовках значительно дольше.

Птицы нашего севера, особенно тундры, очень недолго пребывают в местах гнездования, большую часть года они проводят на зимовках и в области миграций. Размножающиеся там белохвостые песочники держатся в тундре 65-70 дней, самцы-турухтаны еще меньше, около 60 дней. Остальное время тратится на перелеты и зимовки.

Массовое скопление птиц на сравнительно небольшой территории должно побуждать нас к особенно бережному к ним отношению. Малейшее неблагоприятное воздействие со стороны человека или со стороны природных условий - и под серьезную угрозу ставится поголовье охотничьих птиц обширных территорий нашего севера. Поэтому существуют международные конвенции по охране птиц, которые предусматривают как охрану птиц во время миграций, так и охрану их на зимовках. Многие зимовки птиц объявлены заповедниками.

Однако законов, охраняющих птиц, еще недостаточно. Надо охранять не только птиц, но и места, где они зимуют. А это вовсе не простое дело. Известно, что резкое изменение условий жизни птиц на зимовках может привести к катастрофическим для вида последствиям. В этом отношении показательна судьба эскимосского кроншнепа в Северной Америке. Когда в конце прошлого столетия широко распахали ранее девственные аргентинские степи, где проводила зиму эта птица, численность ее резко сократилась. А если к этому добавим безудержное истребление этого кулика на пролете в долине р. Миссисипи, то станет понятным, почему эскимосский кроншнеп числится теперь почти исчезнувшей птицей.

Судьба зимующих охотничьих птиц, а следовательно, и судьба охоты и охотничьего промысла по перу в значительной степени зависит от того, в каком состоянии находятся сами зимовки. А здесь есть о чем подумать. Ведь утки зимуют в конце (Концов в немногих, весьма определенных местах. Хотя многие из них, а также гуси и лебеди рассеиваются зимой на обширной! пространстве, однако в пределах этого пространства они встречаются не повсеместно, а лишь в немногих, ограниченных по площади районах, которые и служат местами их постоянных зимовок - низовья Евфрата и Тигра, дельта Нила, у нас низовья Куры и Атрека и некоторые другие места. Процесс освоения этих мест человеком происходит сейчас весьма интенсивно. Обваловывание рек прекращает их зимние разливы, заболоченные прежде территории осушаются и распахиваются. По этой причине исчезли уже прекрасные зимовки в Восточной Англии, в низовьях Терека и в Муганской степи. Наблюдается резкое ухудшение утиных угодий в дельтах Терека, Куры, Роны, По, под явной угрозой судьба дельты Мааса и Нила. Не лучше обстоит дело с лагунами и мелководными морскими заливами. Почти полностью осушены Ленкоранские морца, осушается Венецианская лагуна. А если добавим к этому, что бухты и выходы рек в моря загрязняются нефтью, то перспектива существующих сейчас массовых зимовок птиц окажется весьма плачевной.

Однако выход есть и из этого положения - наряду с исчезновением старых зимовок возникают новые. В большом количестве создаются водоемы нового типа - каналы и водохранилища, общая площадь которых значительна. Уже сейчас, например, в Англии и Уэлсе число бытовых водохранилищ достигает 550, их площадь около 14 тысяч гектаров, на некоторых из них зимует более чем по 1000 уток. По-видимому, судьба больших зимовок уток предрешена - их сохранить невозможно. Но вместо этого надо уже сейчас обратить внимание на новые, пусть небольшие по площади водохранилища, способствовать созданию на них благоприятных для зимовок водоплавающих птиц условий и тщательно их охранять в зимнее время. Небольшие, но очень многочисленные зимовки уток, более или менее равномерно рассеянные по территории южной части нашей страны, могут при правильной постановке дела компенсировать гибель старых, заслуженно пользующихся мировой славой зимовок. Здесь многое зависит от инициативы и отношения к делу охотничьей общественности. Надо, чтобы в каждой области, в каждом районе, где только могут возникнуть подобные маломасштабные зимовки, были приняты.все меры к их улучшению и к охране на них птиц. Положительные результаты могут сказаться скорее, чем мы предполагаем.

Представители многих (более трети от общего числа) видов птиц в течение своей жизни совершают регулярные перемещения на разные расстояния – мигрируют. В большинстве случаев миграции являются сезонными и связаны с тем, что в летний период птицы размножаются там, где больше корма и меньше хищников, а на зиму улетают в места с более теплым климатом. Так, многие водоплавающие и околоводные птицы размножаются в арктической тундре, а зиму проводят в тропиках или субтропиках.

Главные пути сезонных миграций соединяют Евразию и Африку, Евразию и Юго-Восточную Азию и Австралию, а также Северную и Южную Америку. Они сложились, по-видимому, в ходе истории расселения тех или иных видов и не обязательно представляют кратчайшие расстояния. У некоторых видов птиц миграционные пути извилисты, что может быть связано с выбором оптимальных мест для промежуточных остановок (например, у журавлей) или отражать эволюционную историю видов или отдельных популяций. Например, пеночки-таловки, проводящие лето на Аляске, по окончании периода размножения пересекают Берингово море и летят к местам зимовок в тропической Азии через Сибирь. Многие птицы мигрируют на огромные расстояния - более 10 000 км, например полярная крачка или бурокрылая ржанка. В других случаях сезонные перемещения очень незначительны. Например, виргинский и калифорнийский перепела, проводящие лето высоко в горах, на зиму откочевывают в долины - на расстояние всего около 40 км. Правда, вследствие перепада высот изменение климатических условий при этом эквивалентно перемещению на 1600 км к югу.

Быстролетающие и способные кормиться прямо на лету птицы, такие, как стрижи, ласточки и колибри, предпочитают путешествовать днем. Мелкие виды или птицы, ведущие скрытный образ жизни (крапивники, кукушки, водяные пастушки), часто путешествуют ночью, а днем отдыхают и кормятся. Многие околоводные и водоплавающие птицы мигрируют как днем, так и ночью. Большинство птиц летит на высоте не более 1500 м (обычно гораздо ниже), однако те виды, чьи миграционные пути проходят над горами, могут подниматься в воздух до высоты 6-9 км над уровнем моря. Средняя скорость при перелетах у мелких птиц обычно не превышает 50 км/ч, ястребы за час могут преодолевать 50-60, а утки - 80-95 км; за сутки птицы пролетают от 30-50 км (синицы) до 200-300 км (славки, мухоловки). В целом весенние пролеты совершаются быстрее, чем осенние.

У многих птиц стремление к сезонным перелетам, по-видимому, жестко запрограммировано генетически, у других же поведение более изменчиво и зависит от внешних условий. Например, скворцы в Центральной и Восточной Европе - перелетные птицы, а в Англии они оседлы. Дрозды-рябинники в теплые зимы и при обильном урожае ягод остаются зимовать в средней полосе Центральной России. Давно уже в крупных городах остаются на зиму грачи, а при наличии незамерзающих (подогреваемых теплыми сточными водами) водоемов - и утки-кряквы.

Сигналом к перелету для птиц, помимо эндогенных биологических ритмов в самом организме, служит увеличение (весной) или уменьшение (осенью) продолжительности светового дня до определенного критического уровня. С этого времени гипоталамус начинает стимулировать выработку гормонов гипофиза , которые, в свою очередь, изменяют суточные ритмы работы печени и вызывают отложение необходимых запасов жира. Под воздействием гормонов происходит изменение поведения птиц - возникает перелетное состояние и, очевидно, включаются механизмы

Как проходит перелет птиц?

Скорость полета птиц довольно значительна. Даже такая медленно летающая птица, как ворона, в час делает 50 км, аисты 60 км, а утки 70-90 км. Однако во время сезонных перелетов птицы обычно не используют полностью своих возможностей и летят не торопясь.

Даже весною, когда быстрота продвижения у них значительно большая, чем осенью, средняя скорость поступательного продвижения составляет у грача 55 км, белого аиста 60 км и кукушки 80 км в сутки. Таким образом, птицы в день тратят в среднем всего около часа на перелет, остальное время у них уходит на остановки. Относительно охотничьих птиц таких сведений не имеется, однако нет никаких сомнений, что и у них средняя скорость полета немногим большая. Правда, в отдельных случаях птицы покрывают без отдыха большие расстояния. Так, например, путем кольцевания было установлено, что вальдшнеп за одну ночь иногда пролетает до 500 км. Стая чибисов, занесенная бурей, за 24 часа пролетела по ветру 3500 км, из Англии в Ньюфаундленд (Северная Америка).

Весной и осенью поздно вечером иногда откуда-то сверху доносится глухое гоготание гусей или звонкий свист кулика. Дело в том, что не только ночные птицы, но и некоторые дневные свои сезонные перелеты совершают по ночам.

Только ночью летят перепела, лысухи, водяные курочки всех видов, водяные пастушки, деркачи, вальдшнепы, дупеля, гаршнепы и почти всегда ничью - бекасы.

Как днем, так и ночью совершают перелет все дикие гуси, даже утки различных видов, гагары, поганки (нырцы) кроншнепы и многие другие кулики.

Только днем летят лебеди, голуби - клинтухи, вяхири и горлицы, журавли, дрофы, чибисы, турухтаны и некоторые другие охотничьи птицы.

На ход перелета оказывают очень большое влияние условия погоды. Весною резкое потепление всегда вызывает усиленный прилет птиц. При теплой погоде веской ежедневно появляются все новые гости с юга. Они почти без остановок продолжают свое движение дальше, на свою родину. Совсем другая картина наблюдается тогда, когда снова настанут холода. Перелет сразу приостанавливается, новые прилетные виды птиц не появляются. Сильное похолодание весной иногда вызывает движение перелетных птиц обратно на юг. Осенью, наоборот, всякое похолодание сопровождается усиленным отлетом птиц. В ненастные и холодные осенние дни на Днепре обычно наблюдается более интенсивное движение птиц на юг, чем в теплую погоду. В такие дни утки летят без остановок иногда в течение нескольких часов, покрывая «одним махом» по 150-200 км иногда, кроме того, удается наблюдать очень интенсивный пролет гагар и поганок. Теплая погода заставляет всех этих птиц садиться в местах, наиболее благоприятных для остановки.

У некоторых птиц, например у крякв, гусей и других, осенний пролет имеет несколько периодов (волн) наиболее интенсивного продвижения.

Первая пролетная волна у крякв проходит обычно еще в августе; потом в сентябре - октябре наблюдается одна, две, а то и три новых волны пролета; последняя волна всегда бывает при осеннем ледоходе. Эти волны пролетных уток всегда проходят или непосредственно перед резким похолоданием или при холодном северном и северо-восточном ветре.

Вообще перелет птиц происходит гораздо интенсивнее при попутном ветре, чем при встречном. Особенно резко реагируют на направление ветра птицы с медленным полетом, например, чайки (мартыны). Их пролет идет всегда в штиль или с попутным ветром.

Во время перелета большинство птиц держится стаями. Даже такие птицы, как вальдшнепы или дупеля, нередко для полета собираются небольшими группами или даже стайками. Очевидно, стайный образ жизни имеет в данном случае преимущество. В стае птицам легче своевременно заметить нападающих врагов. Всякий охотник знает, что к стае уток или других птиц на выстрел подобраться труднее, чем к одиночной птице.

Очень часто пролетные стаи имеют определенную форму. Едва ли можно найти человека, не видевшего весной или осенью гусей и журавлей, летящих клинообразным строем. Так иногда располагаются в небольших стаях и кряквы. Чаще утки выстраиваются косой линией, а в более крупных стаях одной или несколькими дугами, вложенными одна в другую. Чайки и некоторые кулики нередко летят шеренгой или косым рядом, как утки. Голуби летят довольно беспорядочной массой, но она всегда бывает больше вытянута в ширину и в передней части такой стаи птицы летят гуще, чем в задней.

Иногда считают, что построение клином помогает птицам преодолевать сопротивление воздуха, что стая птиц разрезает воздух так, как нос лодки воду. Смена головной птицы, образующей острие клина, объясняется тем, что на нее ложится основная работа по рассеканию воздуха и она утомляется скорее остальных. При этом забывают, что стая птиц - это не цельный настоящий клин, а клин воображаемый. В действительности каждая птица летит на расстоянии одного и больше метров от своих соседей. Воображаемый клин, разумеется, не может разрезать воздух, как не может он выполнять и никакой иной работы. Надо сказать, что и форма того тупого, под углом около 90°, клина, каким летят птицы, не является наиболее полезной для преодоления сопротивления воздуха. Если бы стая птиц действительно могла разрезать воздух как сплошная масса, то наверно у них выработалась бы более выгодная форма - каплевидная или сигароподобная.

Птицам, несомненно, выгоднее лететь правильным строем, однако совсем по другим причинам. Наблюдения показывают, что в воздухе, приведенном в вихреобразное движение, птицам лететь очень трудно. При построении клином, шеренгой или дугой ни одна птица не попадет в струю такого взвихренного крыльями соседки по стае воздуха. При правильном построении стаи каждая птица может равномерно работать крыльями, соответственно общему темпу и быстроте полета. В беспорядочных скоплениях птицы должны то сдерживать свой полет, чтобы не налететь на переднюю птицу, то сворачивать в сторону, уклоняясь от столкновения, то догонять, отстав от стаи. Нередко можно наблюдать как гуси или утки, испуганные неожиданным выстрелом, нарушают правильный строй, сталкиваются крыльями в воздухе, теряя вследствие этого бесполезно много силы.

Во всякой стае, построившейся клином, шеренгой или вообще растянутой в ширину, все или почти все птицы могут осматривать местность, над которой они пролетают. Значит любую опасность, угрожающую с земли или с воздуха на пути перелета, будет значительно легче обнаружить. Каждая птица, первой заметившая опасность, подает сигнал остальным членам стаи своим поведением или голосом, после чего стая согласованно реагирует на опасность.

При построении клином на переднюю птицу ложится обязанность проводника, предводителя стаи. Она в основном следит за правильностью дороги, соблюдает равномерную скорость полета. Разумеется, ее нервная система и органы чувств должны очень напрягаться, и она быстрее утомляется. Этим и можно объяснить частую смену передовой птицы, а не тем, что на нее ложится более тяжелая работа по разрезанию воздуха.

ПЕРЕЛЁТЫ ПТИЦ ПЕРЕЛЁТЫ ПТИЦ

ежегодные относительно дальние перемещения птиц из области гнездования в область зимовок с возвращением хотя бы части птиц обратно; одна из форм миграции животных. Перелёт - приспособление к сезонным колебаниям климата и зависящим от этого факторам (наличие доступной пищи, открытой воды и т. п.). Перелётные птицы, обитая на С. только в гнездовой период, могут не иметь адаптации к суровым условиям. Годовой биол. цикл у перелётных птиц более стремителен: период размножения короткий, кладка часто лишь одна, линька бурная и непродолжительная. Популяции вида в одной части ареала могут быть оседлыми, а в другой (напр., на С. ареала) - перелётными. Сроки перелёта часто зависят от способа питания: зерноядные птицы обычно прилетают раньше, а улетают позднее насекомоядных. В основе П. п. лежит наследств, программа (содержащиеся дома птицы проявляют в соотв. сезоны перелётное беспокойство). Весной сигналом к перелёту помимо «внутреннего календаря» служит увеличение светового дня до критич. уровня (изменяя длину светового дня, можно искусственно вызвать перелётное состояние), осенью чаще действует один «внутр. календарь». Сигнал к перелёту обрабатывается первоначально в гипоталамусе, к-рый стимулирует секрецию гормонов гипофиза (возможно, прежде всего пролактина и адренокортитсотропного); гормоны изменяют суточные ритмы работы печени, вызывают гиперфагию, отложение жира, перелётное беспокойство, сопровождаемое образованием стай, включают механизмы бионавигации. Так возникает перелётное состояние. У молодых птиц до отлёта вырабатывается на основе импринтинга способность находить весной гнездовую территорию, а на зимовках - территорию первой зимовки. Дальность перелёта зависит от экологич. потребностей вида на зимовках (зерноядные зимуют ближе к местам гнездования, чем насекомоядные), успешности конкуренции на зимовках с др. видами и от истории расселения вида. Напр., чечевица, расселявшаяся из Сибири на 3., летит из Прибалтики на зимовку через Казахстан и Ср. Азию в Юго-Вост. Азию (Индокитай), а пеноч-ка-весничка, расселявшаяся на В.,- из Вост. Сибири летит в Африку, хотя первой ближе лететь в Африку, а второй - в Юго-Вост. Азию. Самый дальний перелёт - у полярной крачки (ок. 30 тыс. км), к-рая гнездится в Арктике и Субарктике, а зимует в Антарктике. Ср. скорость перелёта от 30-50 км в сутки (недалеко летящие синицы) до 200-300 км в сутки (далеко улетающие славки, мухоловки, трясогузки). Днём почти все птицы летят стаями. Строй стаи (шеренга, вереница, клин и др.) облегчает использование аэродинамич. условий и минимально сокращает обзор, необходимый каждой птице. Данные кольцевания показывают, что на перелётах птиц гибнет меньше, чем в начале зимы или весной, сразу после прилёта. В целом смертность перелётных птиц во время миграций не выше, чем оседлых зимой.

.(Источник: «Биологический энциклопедический словарь.» Гл. ред. М. С. Гиляров; Редкол.: А. А. Бабаев, Г. Г. Винберг, Г. А. Заварзин и др. - 2-е изд., исправл. - М.: Сов. Энциклопедия, 1986.)

перелёты птиц

Периодические переселения птиц из мест гнездований в места зимовок и обратно, одна из форм миграций птиц. Совершаются обычно на довольно дальние расстояния, в определённое время года и по определённым маршрутам. Наиболее характерны для птиц, живущих в областях с резко выраженными сезонными колебаниями климата, но встречаются и у птиц, обитающих в тропической и субтропической зонах. Основные стимулы, приводящие к перелётам весной, связаны с размножением, а осенью – с питанием (сокращение кормовой базы, площади открытых водоёмов, длины светового дня и др.). Перед полётом у птиц возникает беспокойство, выражающееся не только в изменении пове–дения (собирание в стаи), но и в физиологических перестройках, проходящих под контролем гормонов и нервных импульсов гипоталамуса.
В соответствии с территорией гнездования принято выделять 3 группы птиц: осёдлые – обитающие в течение года в одном и том же месте (голуби, воробьи); кочующие – имеющие ненаправленные кочёвки на сотни километров в пределах одной природной зоны, на которой гнездятся (вороны, грачи, клесты, синицы); перелётные – улетающие в другие природные зоны, за тысячи километров от мест гнездования (гуси, журавли, скворцы). Время начала и дальность перелёта у некоторых птиц зависят от конкретных условий года, напр. у врановых . Перелётные птицы в условиях большого города при наличии богатой кормовой базы и незамерзающих водоёмов могут перейти к оседлому образу жизни, напр. образовалась устойчивая московская популяция крякв и чаек; в Европе чёрный дрозд из перелётной птицы превратился в оседлую.
У большинства перелётных птиц ярко выражен гнездовой консерватизм, который проявляется в том, что птицы возвращаются на прежнее место, обновляя старое гнездо, либо строят новое поблизости. Существует также постоянство мест зимовок.
На сроки и дальность перелётов влияет характер питания: насекомоядные птицы улетают раньше и дальше, чем зерноядные. Напр., бурокрылые ржанки из Арктики перелетают на зимовку в Новую Зеландию. Самые дальние перелёты (до 18 тыс. км в одну сторону) совершают полярные крачки, которые гнездятся в Арктике, а зимуют в Антарктиде. Направление маршрутов большинства птиц меридиональное, т.е. с севера на юг, но ряд птиц, напр. вальдшнепы, перелетают осенью с востока на запад, а весной – в обратном направлении.
Механизмы навигации птиц выяснены не до конца. Известно, что во время перелёта птицы ориентируются по солнцу, звёздам, магнитному полю Земли, ландшафтным ориентирам, запахам и др. Но они также учитывают изменение положения солнца и звёзд в разное время суток и года, часто летают в пасмурную погоду. Перелёты совершаются как днём, так и ночью. Ночные перелёты характерны для воробьиных и куликов, которые кормятся днём. Коростели и погоныши (болотные курочки) переселяются на зимовку в основном пешком, лишь изредка перелетая через водоёмы.
Средняя высота перелёта многих птиц 450-750 м, мелкие воробьиные летят ниже 100 м, а гуси перелетают даже Гималаи, т.е. летят на высоте ок. 9 тыс. м. Средняя скорость полёта у мелких воробьиных составляет ок. 50-60 км/ч, у гусей – до 100 км/ч, у стрижей – до 170 км/ч. Протяжённость суточного перелёта также различна: у аиста ок. 400 км, у кукушки – 80 км, у грача – до 60 км, а время, затрачиваемое птицами на ежедневный перелёт, составляет от нескольких часов до 30-40 мин. Вместе с тем некоторые сухопутные птицы (напр., американские древесные славки) могут преодолеть океан (ок. 3-4 тыс. км) за 60-70 ч непрерывного полёта.
Перелёты птиц изучают методом их кольцевания, установкой радиомаяков или миниатюрных видеокамер. Изучение маршрутов и сроков перелётов важно с точки зрения безопасности полётов самолетов и самих птиц.

.(Источник: «Биология. Современная иллюстрированная энциклопедия.» Гл. ред. А. П. Горкин; М.: Росмэн, 2006.)


Смотреть что такое "ПЕРЕЛЁТЫ ПТИЦ" в других словарях:

    ПЕРЕЛЁТ ПТИЦ - массовая миграция птиц из мест гнездования в климатически более благоприятные области (осенний перелёт птиц) для зимовки и их возвращение (весенний перелёт птиц). Перелёт птиц адаптация к сезонным изменениям климата и зависящим от этого наличия… … Экологический словарь

    Ежегодные более или менее дальние перемещения всей или части популяции птиц из области гнездования в область зимовок с возвращением хотя бы части птиц обратно; один из видов Миграции животных. П. п. приспособление к сезонным колебаниям… …

    Всемирный день перелетных птиц. Каждую вторую субботу мая по просьбе орнитологов лаборатории Корнелла, США с 1993 года отмечается Всемирный день перелетных птиц. И, хотя этот праздник считается международным, в основном мероприятия связанные с… … Википедия

    Клин серых журавлей. Под миграцией, или перелётом птиц подразумевают перемещение или переселение птиц, связанное с изменением экологических или кормовых условий, либо особенностями размножения. Способности птиц к миграции способствует их высокая… … Википедия

    перелёт - а; м. 1) к перелететь перелетать. Перелёт через горы. Перелёт птиц к озеру. Перелёт бабочки с цветка на цветок. 2) Непопадание в цель артиллерийского снаряда, летящего дальше цели. Перелёт! сказал командир орудия … Словарь многих выражений

    Птицы, ежегодно совершающие более или менее далёкие перелёты от мест гнездований на зимовки и обратно. В отличие от П. п., у кочующих птиц областью зимовки служит ближайший экологически благоприятный район, не разобщённый с областью… … Большая советская энциклопедия

    перелётный - ая, ое. 1) Улетающий на зиму в южные страны (о птицах) Летят п ые птицы. Стая перелётных птиц. 2) трад. поэт. Легко и быстро перемещающийся, перелетающий. П ая вьюга. П ая метель … Словарь многих выражений

    ПЕРЕЛЁТ, перелёта, муж. 1. только ед. Действие по гл. перелететь перелетать. Стрелять птицу в момент перелета. || Сезонное переселение птиц в другие страны. Перелёт журавлей на юг. 2. В авиации дальний полет от одного пункта к другому по… … Толковый словарь Ушакова

С сегодняшнего дня, дня Герасима Грачевика, в России ждут перелетных птиц. Совершая дальние перелеты, они возвращаются из теплых стран. Как они ориентируются? Почему летят клином? Чем питаются? Мы решили ответить на эти и другие "птичьи" вопросы.

Как проложить маршрут

Как не ошибиться с маршрутом? Ведь ошибка будет стоит жизни! Но для крылатых путешественников это вовсе не проблема: маршруты давно определены и остаются неизменными из года в год. Куда держать курс, молодое поколение узнает от старших товарищей. Но как быть, если в стае остался один неопытный молодняк? Как узнать дорогу, не имея карты и gps-навигатора? Оказывается, такой навигатор есть у каждой птицы, это врожденный инстинкт, который и ведет птиц в верном направлении. Это подтверждают случаи, когда свой первый полет молодые особи совершали абсолютно самостоятельно.

Ветер, ветер, ты могуч!

Погодные условия, безусловно, влияют на ход миграции. В теплую погоду птицы летят дольше, и поток прилетающих птиц резко увеличивается. А если вдруг наступает сильное похолодание, птицы и вовсе могут развернуться обратно на юг. Во время осеннего перелета похолодание способствует более быстрому отлету. Утки могут двигаться на юг без остановки, покрывая большие расстояния -150-200 км. Ветер может мешать перелету, и, наоборот, способствовать. Чайки, летающие довольно медленно, летят в штиль или с попутным ветром. Естественно, при наличии такого помощника перелет происходит интенсивнее.

По порядку рассчитайсь!

Многие птицы летят клином, как, например, журавли и гуси. Некоторые считают, что клином летят птицы для того, чтобы рассекать воздух подобно тому, как нос корабля рассекает волны. Но это не так. Смысл клинообразного строя, впрочем, как и любого другого (шеренгой, дугой, косой линией), заключается в том, чтобы птицы не попадали в вихреобразные потоки воздуха, создаваемые движениями крыльев соседей. За счет того, что впереди летящие птицы взмахивают крыльями, создается дополнительная подъемная сила для тех, кто летит сзади. Гуси таким образом экономят до 20% энергии. При этом, на птицу, летящую впереди, возлагается большая ответственность: она является проводником и направляющим для всей стаи. Это тяжелая работа: органы чувств и нервная система находятся в постоянном напряжении. Поэтому ведущая птица быстрее устает и ее вскоре подменяет другая.

Перелет перелетом, а обед по расписанию!

Во время перелета стае не всегда удастся полноценно питаться - возможности для добычи пищи очень ограничены. Откуда взять силы для такой тяжелой работы? Собираясь в долгий путь, мы, как правило, заранее думаем о своем питании. Вот и птицы предпочитают хорошо подкрепиться на дорожку: готовясь к перелету, они кушают очень плотно для того, чтобы накопить побольше жировых запасов для долгого перелета.

Отдыху время, а перелету час

Перелет – дело трудное, и запас энергии быстро иссякает, поэтому птахам очень важно восстанавливать силы. Некоторые виды птиц летят практически без отдыха: вальдшнеп, например, за одну ночь покрывает расстояние до 500 км без остановок. Другие же не могут похвастаться такой выносливостью и делают много остановок. Как правило, и скорость у этих птиц небольшая. Они устраивают себе отдых у водоемов, где могут восстановить силы, подкрепиться и утолить жажду. На это уходит большое количество времени, а на перелет в день в среднем приходится около часа.

Блуждая в потемках

У наших путешественников и так немало проблем, а тут еще и охотники! Выручает птиц стайный образ жизни. Так больше шансов заметить нападающего врага. Товарищи по стае всегда сигнализируют друг другу об опасности. Для охотников не секрет, что к одиночной птице подобраться на выстрел куда проще, чем к группе. Однако, обнаружить стаю во время перелета не так-то просто. Птицы летят на гораздо большей высоте, чем обычно, при этом умудряясь дышать разряженным морозным воздухом.

Текст: Надежда Тимохова

Инфографика: Мария Зайцева

Загрузка...

Реклама