last-tochka.ru

Формальный и неформальный лидеры в коллективе, группе, организации. Руководство и лидерство в трудовом коллективе. Отличие лидера от менеджера Зачем быть лидером в коллективе

Когда речь идет о любом коллективе - группе учащихся в университете или сотрудниках на рабочем месте, всегда есть человек, назначенный на роль руководителя. Это может быть староста, старший менеджер, тот, кто ответственен за всех и задает направление процессу. Этот человек является лидером формальным, то есть наделенным властью официально. Но всегда ли такой лидер является настоящим - не тем, кто должен вести, а тем, за кем с удовольствием пойдут? Как определяется неформальный лидер, какими качествами он обладает? Поговорим об этом в данной статье.

Лидерство и организация

Вспомните себя ребенком. Играя со сверстниками на улице, вы интуитивно знали, кто инициатор ваших развлечений и шалостей. Эта личность могла быть не самой яркой среди прочих детей, но тем не менее все в компании осознавали, что именно он - идейный вдохновитель и организатор, и в чем-то старались ему подражать. Это и есть пример того, кем является неформальный лидер - человек, которому не нужны номинальные звания, но способный успешно организовать, направить и довести до конца процесс, и который знает и умело использует качества других членов команды.

Номинальное и реальное управление

Начиная с подросткового возраста люди сталкиваются с другим типом лидерства - номинальным. Неформальный лидер в группе не требует избрания, коллектив интуитивно знает и чувствует, что этот человек поведет всех. Формального лидера избирают. В школе и высших учебных заведениях это староста - учащийся, являющийся связующим звеном между преподавательским составом и учениками. В рабочем коллективе - группе трудящихся, равных по должности, руководитель также чаще всего выбирает «старшего», задающего вектор работы и предоставляющего возможность обратной связи по трудовому процессу. Какими качествами должен обладать официальный лидер и почему чаще всего формальный и неформальный лидер не может быть представлен одним и тем же человеком?

Разница между номильным и реальным лидерством

Для того чтобы понять, почему реальные лидеры нечасто оказываются на руководящих постах, нужно разобраться, какие качества ценятся теми, кто назначает формального лидера коллектива. Итак, прежде всего это ответственность и пунктуальность - формальный организатор должен четко, «по форме и в срок» нести ответ перед начальством о работе, результатах труда. Этот человек нередко является карьеристом и не скрывает этого, а начальство, видя такую амбициозность, продвигает его по карьерной лестнице и пользуется таким желанием в своих интересах. Формальный лидер может быть человеком не самых высоких моральных принципов - преследуя собственные цели, ему иногда приходится информировать официальное начальство о действиях коллег, докладывать о происходящем внутри коллектива. Кроме того, формальный лидер, пользуясь своим положением, может демонстрировать свое преимущество в статусе перед коллегами. Какими же качествами обладает неформальный лидер?

В чем особенности реального лидера?

Лучше всего представить себе неформального лидера, ориентируясь на характеристики заводилы в детском коллективе. Дети ведут себя куда более естественно, нежели взрослые, так как они еще не связаны никакими обязательствами. Например, человек может владеть выдающимися но подавлять их из-за обстоятельств (финансовых или иных). Дети же ни за чем не гонятся, они просто играют в свое удовольствие.

Вспомните, кто возглавлял вашу «шайку», когда вы были ребенком, играя со сверстниками? Этот человек мог не обладать явным физическим преимуществом, но у него был свой внутренний стержень. Лидер не подстраивается ни под кого, он сам по себе, и идет лишь за собственными убеждениями. Такой тип людей никогда не имитирует поведение других, и как бы они ему ни нравились, не будет подражать. Его ценность - в естественности. Лидер имеет свою четкую систему ценностей, которая не будет изменяться ситуативно. Он завоевывает доверие по причине своего постоянства и последовательности в принимаемых решениях.

Неформальный лидер также не нуждается в последователях, он не будет формировать вокруг себя круг подражателей. Он предлагает идеи, но если коллектив не считает нужным их реализовывать, то он не будет унижаться до просьб. Вспомните детство: вряд ли лидер вашей компании уговаривал всех сыграть в ту или иную игру. Если он предлагал что-то, а другие ребята отказывались, он просто изменял идею.

Лидерство во взрослом мире

Целостный лидер в детстве может перестать быть таковым, повзрослев. Так как мы живем в социуме, приходится подстраиваться под обстоятельства, а иногда становиться «на горло» собственным желаниям. Впрочем, человек с ярко выраженными лидерскими качествами не перестанет ими обладать, даже если ситуация будет складываться против него. Между тем роли формального и реального лидера настолько разные, что пересекаются достаточно редко. Начальнику совершенно невыгоден настоящий лидер на руководящем посту. Такой человек не всегда будет подчиняться указаниям, вряд ли станет доносить на товарищей, да и играть в «своего» как для начальника, так и для коллег ему не удастся.

Или представьте, что в учебном заведении назначили неформального лидера. Если возникнет возможность пропустить лекции, безусловно, неформальный лидер захочет ею воспользоваться, поскольку он идейный организатор и ищет самые эффективные пути времяпровождения для себя и коллектива. Но для старосты такое решение не является правильным, так как оно вредит учебному процессу.

Так существует ли ответ на вопрос: «Каким будет руководитель - неформальный лидер?». Для товарищей и коллег, возможно, он бы стал лучшим и желательным менеджером, но этого не скажешь в отношении вышестоящего начальства и производственного процесса. Именно по этой причине мудрый начальник не изберет своей «правой рукой» подлинного лидера, а выберет кандидата по иным важным качествам.

Когда неформальный лидер в коллективе - помеха

Нужно понимать, что подлинный лидер чаще всего является революционером в душе. Он любит свободу, ему чужды авторитеты, у него нет кумиров. Неважно, чем он занимается и на какой должности работает - в первую очередь он будет прислушиваться к внутреннему голосу, а не к нуждам рабочего процесса. Эти качества могут сыграть ему недобрую службу. Представьте, что в коллективе есть человек, который постоянно подбивает товарищей (и причем достаточно успешно) прогуливать пары, уходить с работы раньше, устраивать «сабантуи». Если этот человек ценен как сотрудник, то начальству стоит отвести ему отдельную роль в организации. Например, наделить такими полномочиями, чтобы ему было невыгодно нарушать процесс работы или учебы. Тогда бунтарь будет «обуздан» и сможет проявлять себя в других сферах.

Роль неформального лидера

Зачем нужен неформальный лидер организации? Этот вопрос достаточно наивен, ведь именно этот человек является главным вдохновителем и примером для других. Это не плохо и не хорошо - просто так распределены роли. Без неформального лидера в коллективе не будет чего-то незаменимого, хоть это и невозможно ощутить материально. Без такого «клея» члены организации будут чувствовать себя разрозненными, никак не связанными единицами коллектива. Когда в группе нет неформального лидера, члены группы не имеют общего вектора движения. Если речь идет о работе, то без реального лидера часто наблюдается текучесть кадров, люди легко оставляют рабочее место в случае даже небольших проблем. И напротив, неформальный лидер укрепляет коллектив, люди ощущают себя почти семьей. А иногда спешат на работу с не меньшим удовольствием, чем после нее домой.

Роман Широкий

Время на чтение: 6 минут

А А

Как стать лидером? Осмелюсь предположить, что этим вопросом задаются многие люди. В статье подробно рассмотрим эту тему, и, прочитав ее до конца, вы станете лидером коллектива. Правда, потребуется желание и стремление.

Лидер – человек, который на себя берет ответственные решения, касающиеся интересов группы, во главе которой он стоит. Решения лидера часто определяют направление и характер деятельности коллектива.

В некоторых случаях глава коллектива назначается официально, хотя нередко он даже не занимает официальное положение. Иными словами, он руководит командой благодаря организаторским способностям.

Как стать лидером в коллективе


Лидер – уважаемая в обществе личность, которая в различных ситуациях себя проявляет как уверенный и целеустремленный человек.

Человек, обладающий лидерскими качествами, не боится ошибаться и не опасается критики. Его волнует падение авторитета, особенно когда появляется конкурент, претендующий на лидерство.

Лидерство – уникальное качество, генетически заложенное в человеке, формируется которое под влиянием стереотипов и условий.

  1. Если нет наклонности к лидерским качествам, воспитать их тяжело. Миссию лидера простой задачей не назовешь. Только высокоинтеллектуальный человек способен достичь вершин. Правда, если появилось чувство усталости или хочется изменить образ жизни, необходимо все обдумать.
  2. Женщина, способная управлять другими людьми, идеальной домохозяйкой становится редко. Даже при условии, что считает работу по дому своим призванием. Такие женщины часто осложняют ситуацию и делают жизнь близких людей напряженной. Объясняется это стремлением управлять другими людьми и попыткой навести порядок.
  3. Присутствие покоя и гармонии в доме напрямую зависит от того, есть ли у женщины с лидерскими качествами возможность выпустить энергию. В ином случае близкие будут себя чувствовать ущербно.
  4. Если отсутствуют лидерские задатки, выбирать специальность, связанную с руководством, крайне нежелательно. Такая должность станет непосильным испытанием, да и на карьеру рассчитывать не приходится.

Я поделилась информацией о лидерстве в коллективе. Стало известно, с чем придется столкнуться в рамках лидерской деятельности, и какие личности не подходят на роль предводителя коллектива.

Видео советы и инструкции

Как стать лидером на работе


Бытует мнение, что лидером рождаются. Это заблуждение. Каждый человек может стать лидером на работе, а поможет в этом желание добиваться целей, настойчивость и титаническая работа.

Если лидерские качества впервые проявились в детском саду, получится проще занять статус и на работе. В каждой группе есть личность, которая ведет за собой остальных. Она и выступает лидером, который эмоционально заводит коллег и ведет к успеху.

Лидером станет тот, кто помогает сослуживцам и знает, что делать. Статус получит человек, отличающийся богатым опытом и приличным возрастом.

Пропуском в лигу станет тандем настойчивости и терпения. Придется освоить и дополнительные навыки.

  1. Принятие решений . Решения должны быть обдуманными и своевременными. Рассматривая какой-либо вопрос, все взвешивайте и обдумывайте.
  2. Умение находить корень проблемы . Если разложите проблему на части, удастся ее решить быстрее и легче.
  3. Использование силы . Проще развивать способности, которые уже есть. Отыщите несколько сильных сторон и сконцентрируйтесь на их развитии.
  4. Карьерный рост . Плыть по течению категорически запрещается. Преодолевайте трудности и стремитесь к успеху.
  5. Инициативность . Если ошиблись, признайте вину. Ошибку добавьте в личную копилку опыта.
  6. Оптимизм . Если настигла неудача, впадать в состояние беспомощности не стоит. Найдите план, который поможет выйти из трудной ситуации.

Прислушайтесь к советам и своему внутреннему голосу, убедитесь, что желаете стать лидером и заниматься исполнением обязанностей.

Как стать лидером среди друзей

Любой коллектив немыслим без лидера. Он ведет за собой участников группы, задает настроение, распределяет обязанности, заставляет выполнять указания и внимательно слушать.

По словам психологов, в одном коллективе может быть несколько лидеров:

  1. исполняющий
  2. вдохновляющий
  3. эмоциональный
  4. ситуативный
  5. неформальный
  6. формальный
  7. деловой
  8. универсальный

Каждый член команды может стать лидером в определенной сфере, если характер соответствует типажу.

  1. Если желаете возглавить компанию друзей, станьте уверенным в себе. Лидерство тесно связано с уверенностью.
  2. Научитесь шутить и выделяться из толпы. Подойдет более высокая зарплата, более выраженная мускулатура, высокая популярность у противоположного пола, уникальное хобби и прочее.
  3. Научитесь убеждать, выигрывать споры и доказывать правоту. Перечисленные особенности чрезвычайно важны. В мужской компании часто возникают споры, а перечисленные умения и навыки помогут в таких ситуациях отвоевать долю лидерства.

Если желаете стать лидером среди друзей и душой компании, принимать активное участие в решении различной сложности конфликтов, быть впереди сверстников и чувствовать уважение, прислушайтесь к советам.

Как стать лидером в отношениях с девушкой

Личность с пакетом комплексов, без чувства юмора и самоуверенности в вопросе лидерства преуспеть не в силах. По большому счету, чтобы стать лидером в отношениях с девушкой достаточно быть собой, требовать к себе уважительного отношения, потакать слабостям спутницы.

  1. В первую очередь покажите себя как защитника, охотника, добытчика и настоящего мужчины. Сделайте девушку объектом обожания и защиты. Тогда девушка займет подготовленную вами позицию.
  2. Решения в отношениях принимает лидер. Парень должен советоваться со своей половинкой, прислушиваться к ее мнению, но последнее слово должно быть за ним. Если сделать все правильно, у девушки появится чувство доверия и уважения.
  3. Что делать, если половинка – сильная и самостоятельная женщина? По словам девушек, выручит в этой ситуации только уверенность, которая принесет статус лидера, а женщина почувствует себя защищенной и сможет расслабиться.
  4. Нелишне продемонстрировать заботу и выразить симпатию. В этом случае девушка поймет, что рядом внимательный и заботливый мужчина и станет хорошей женой .

Советы действительно работают. И если пробудите доверие, она станет мягкой и пушистой.

Как стать лидером в классе


Школа выступает миниатюрной моделью мира, где приобретают социальные навыки. В каждом школьном классе присутствует лидер. В большинстве случаев, этот человек идет впереди сверстников во всех сегментах школьной жизни.

В классе приходится отстаивать лидерство, поскольку некоторые одноклассники пытаются занять его место. В некоторых случаях активная деятельность позволяет это сделать.

Лидер в классе не всегда самый успешный, красивый, умный и сильный. У такого человека есть сильные стороны, и он умеет их использовать.

Если хотите стать лидером в классе, ознакомьтесь с основными правилами.

  1. Без уверенности в себе ничего не получится. Если уверенности нет, над собой работайте, научитесь принимать важные решения и нести за них ответственность.
  2. Станьте примером для одноклассников. Вашим мнением должны интересоваться, а к советам прислушиваться. Для этого придется знать больше остальных и быть отличником. Достигнуть цели поможет развитие и чтение.
  3. Будьте в центре событий. Речь касается школы и группы сверстников. В этом случае больше шансов себя проявить. Беритесь за сложные задачи и привлекать к их решению одноклассников.
  4. Занимайтесь спортом и ведите здоровый образ жизни. Одноклассникам нравится, если коллеги за них заступаются. К тому же активно занимающийся физкультурой человек участвует в соревнованиях, отстаивая честь школы.
  5. Дела, которые начали, доводите до конца. Лидер, который не способен выполнить обещание, в коллективе долго не просуществует.
  6. Немаловажный момент – внешний вид. Человек, стоящий во главе коллектива, пусть и школьного, всегда опрятен и носит модную одежду. Научитесь совмещать модные тенденции, стараясь не шокировать преподавателей.
  7. Не унижайте слабых сверстников. Это раскроет плохие стороны и одноклассники поймут, что вы не способны действовать по-другому.

Верьте в себя. Если в классе есть лидер, отчаиваться не стоит. Попробуйте свои силы в небольшом коллективе противников. Не исключено, что вас оценят именно здесь.

Как стать лидером в жизни

Лидером в жизни станет человек, который сделал себя сам. Для этого необязательно обладать высоким интеллектом или уникальными талантами.

Лидер способен наперед видеть ситуацию и создавать высокоэффективные каналы связи с людьми. Развитие личных качеств поможет стать в жизни эффективным, возглавить группу людей, вдохновлять, управлять и вести за собой. Какие качества понадобятся?

  1. Коммуникабельность . Без последователей лидер – пустое место. Последователи считаются движущей силой и позволяют добиться успеха. Развивайте ораторское искусство и навыки общения. Слова помогут вдохновить и обзавестись уважением, поддержкой и симпатией.
  2. Совет . Общайтесь с другими людьми на равных, участвуйте в общественной деятельности, дайте каждому члену коллектива возможность ощутить свою значимость.
  3. Мышление . Если в некоторых ситуациях приходится принимать быстрые решения, в других приходится делать продуманные ходы и взвешивать альтернативы. Если ничто не помогает, лидер обязан предложить нестандартное решение проблемы.
  4. Креативность . Развитию креативного мышления уделяйте особое внимание. Прислушивайтесь к мнению других. Несомненно, участники группы могут придумывать замечательные идеи, однако неуверенность и комплексы мешают им реализовать задумку на практике.
  5. Внимательность . Замечайте активных людей, поощряйте и помогайте развитию их инициатив. Результатом станет успех.
  6. Смелость . Лидерство и страх – несопоставимые вещи. Даже если какое-то действие ошибочно, бояться не стоит. Сделайте соответствующие выводы, а ошибку внесите в опыт.
  7. Организация . Важное качество – умение организовать эффективную работу коллектива. Речь касается рабочего процесса, подготовки к праздникам, поездки на отдых и так далее.

Лидер в жизни – многогранная личность, которая бесстрашно двигается вперед, ведя за собой последователей. Если считаете себя таким человеком, попробуйте стать лидером. Возможно, в этом заключается ваше жизненное призвание.

Официально назначенный руководитель и фактический лидер команды — это далеко не всегда один и тот же человек.

Для того, чтобы сплотить коллег вокруг себя, нужно иметь не столько солидную должность, сколько определенные черты характера.

Можно ли развить их сознательно? Конечно. Характер — закономерное следствие привычек, а любые привычки — результат конкретных поступков.

Поведение, которое позволит вам стать лидером

Итак, ваша цель — сделаться уважаемой, вызывающей доверие и харизматичной фигурой в кругу сослуживцев.

Давайте разберемся по порядку с каждым из этих ключевых качеств.

Как добиться уважения и доверия?

В деловых отношениях наиболее высокий негласный статус имеют люди, с которыми удобно трудиться рука об руку. Вы обязаны выполнять все возложенные на ваши плечи обязанности «на отлично», причем не как пассивный робот, а как инициативный специалист.

Каждую задачу вам следует рассматривать как элемент общего процесса, оценивать с точки зрения целесообразности. Не бойтесь вслух говорить о сомнительности проектов, которые действительно могут повредить интересам общего дела. Однако, проявляя инициативу, старайтесь никого не оскорбить.

Возвышение за счет принижения напарника — очень ненадежный путь к успеху.

  • живите по режиму (требование особенно касается утреннего подъема и вечернего отбоя);
  • как можно реже давайте обещания (или используйте формулировки «постараюсь», «буду иметь в виду» и т.п.);
  • уклоняйтесь от кулуарных обсуждений поступков своих коллег;
  • не выносите сор из избы — остерегайтесь говорить на работе о домашних хлопотах и конфликтах;
  • в разговорах обращайтесь ко всем людям по имени (или по имени отчеству), а не просто на «вы»;
  • ведите календарь событий, который позволит вам не упускать из внимания дни рождения коллег, важные для фирмы даты;
  • беседуя, слушайте, а не продумывайте в уме очередную собственную реплику;
  • чаще интересуйтесь проблемами коллег, помогайте им выпутываться из сложных ситуаций;
  • легко берите ответственность на себя.

Как развить лидерскую харизму?

Из скучных зануд лидеры не получаются. Чаще улыбайтесь, охотнее общайтесь.

Не удается сравниться в обаянии с главным весельчаком коллектива? А вы и не пытайтесь потеснить его. Лучше попробуйте вовлекать в общение тех членов команды, которые по характеру более закрытые и стеснительные. Такие люди умеют быть благодарными. Обратите внимание — основная часть коллектива — не активисты, а именно серые мышки (либо люди, которые кажутся ими вплоть до близкого знакомства).

Чтобы прослыть оптимистом, возьмите за правило никогда не облегчать душу на публике. Переживания, тревоги, страхи нужно изливать в дневник наедине с самим собой. Некоторые психологи рекомендуют избавляться от негативных эмоций, набирая каждое утро перед работой три страницы потока сознания. Попробуйте выделить десять минут после завтрака и освобождаться от всего неприятного, набивая текст без редактуры.

Берите на себя нелегкую роль посредника между группами, которые формируются в коллективе естественным образом. Пригласите на чашку чая в перерыве кого-то из соседнего кабинета. Организуйте пару-тройку мероприятий, сближающих участников — например, небольшой турпоход, совместный тренинг.

Чтобы устроить что-то увлекательное, отнюдь необязательно быть прирожденным массовиком-затейником. В Интернете полно сценариев и шуток, которые можно использовать. Поначалу вам нужно будет тщательно (вплоть до домашних репетиций) готовиться к тому, чтобы удерживать внимание окружающих, но со временем процесс перестанет требовать столь существенных усилий.

Дабы подбодрить себя, возьмите за правило хорошо одеваться. Стильная одежда непременно придаст вам уверенности в себе.

Понимание. Успешно действующие руководители высшего уровня обладают высокой восприимчивостью, отличаются развитой интуицией. Им присуща способность, которую можно назвать "проворством в уличной толчее".

Способность брать управление на себя. Лидер легко входит в роль руководителя с момента своего назначения, не извиняясь за него и не обращая внимания на претензии тех, кто считал себя кандидатом на данный пост. Он не позволяет их разочарованию, зависти и ревности мешать выполнению своих обязанностей.

Настойчивость. Успешно действующие руководители упорно выполняют задуманное, даже если их точка зрения оказывается непопулярной. Им присуще интуитивное понимание, за какие идеи следует держаться, при этом они активно интересуются всеми доступными данными. Их не пугает несогласие с ними других. Способность к сотрудничеству. Успешно выполняющие свои функции лидеры умеют подавлять свою враждебность и действовать эффективно, несмотря на нее. Им удается нивелировать свои неприязненные чувства. Такому руководителю свойственны умение разговаривать с людьми, такт, возможность общения на любом уровне. Благодаря хорошей способности к межличностным контактам он добивается основательной поддержки в организации для себя и своих идей. Лидер умеет сдерживать свою враждебность и агрессивность. Инициативность. Успешно действующий лидер активен. Он ведет в атаку. Ему понятны возможности, ускользающие от внимания других. Он знает, когда начать - это часть его интуитивного знания. Когда другие колеблются, он действует. Инициативность такого руководителя включает одно из основных качеств, ведущих к успеху, - способность рисковать. Энергичность. Руководителю трудно добиться успеха, не обладая выносливостью, без физических и интеллектуальных возможностей. Запас физических и интеллектуальных сил пополняется за счет огромной энергии успешно действующего лидера. Такой руководитель продолжает дело, когда другие уже падают от усталости. Способность делать ставку на других. Успешно действующий руководитель охотно передает знания, дает советы, помогает росту других, не жалея на это время. Он всегда готов помочь профессиональному росту и развитию, продвижению других по служебной лестнице. Сенситивность. Руководители высшего уровня восприимчивы к чувствам других. Им свойственна эмпатия. Они способны поставить себя на место другого и испытать его чувства. Достигающие успеха лидеры обладают своего рода личным радаром, дающим им возможность ощущать, что чувствуют и даже думают их коллеги. Идентификация себя с делом. Наиболее успешно действующие руководители способны переносить неудачи без чувства поражения или унижения. Их привлекает сам процесс достижения результата; они не стремятся быть всемогущими и всеведущими, не пытаются быть всюду одновременно, делать всю работу за других, не стараются казаться умеющими все.

Лидеры высокого уровня умеют поручать работу другим. Их не привлекает власть как таковая, они скорее заинтересованы в достижении цели. Они получают настоящее удовлетворение от успеха других, а не от собственного неограниченного могущества. Власть, которой они пользуются, происходит из уважения, которое они внушают. Они не стремятся занять как можно больше руководящих постов, зная, что их влияние и так достаточно и им не требуется применять власть для достижения успеха. Они знают себе цену и удовлетворены ею, у них полная уверенность в себе. Все это дает такому лидеру силы противостоять нежелательному развитию событий. Способность к сочувствию. Успешно действующие руководители проявляют сочувствие к другим, не ожидая, что их за это будут любить. Они способны непредвзято и точно оценить своих подчиненных, прекрасно понимая, что невозможно угодить всем. Они умеют сочувствовать человеку, не позволяя при этом сделать себя беспомощными и нетребовательными. Такой лидер прекрасно понимает, что стремление во что бы то ни стало нравиться подчиненным сделает его неспособным руководить ими. Благодаря сильному чувству идентификации он способен принимать непопулярные решения.

Заинтересованность в росте организации, а не в собственной карьере. Настоящий лидер обязательно заинтересован в том, что он оставит после себя. Его самое сильное стремление - не к личной власти; ему не нужно, чтобы вся организация подгонялась под его вкусы. Уходя, он хочет оставить результат своей работы, а не унести все с собой.

Независимость. Добивающиеся успеха руководители осознают границы своих возможностей, сотрудничают с другими, прислушиваются к ним, но когда дело доходит до принятия окончательного решения, они проявляют независимость. Приняв решение на основе всех имеющихся в их распоряжении фактов, они придерживаются его. Такого лидера нельзя принудить присоединиться к решению, с которым он не согласен: он скорее подаст в отставку, чем станет делать то, что идет в раз-рез с его взглядами и убеждениями Гибкость. Руководителю нет необходимости сосредоточиваться в каждый данный момент на единственной проблеме: он может решать одновременно несколько задач и, когда это необходимо, переключаться с одного направления деятельности на другое. Лидер должен быть открыт для восприятия новых идей, новых способов мышления, новых процессов. Стремящийся к успеху руководитель развивает в себе гибкость, понимая, что очень легко оказаться ограниченным своими предпочтениями и увлечениями. Устойчивость к стрессу. Лидер умеет заботиться о своем здоровье, как телесном, так и психическом, и справляется со стрессами. Он понимает, что для этого необходимо вести сбалансированный образ жизни, и управляет своей жизнью и своим временем. Успешно действующий руководитель не позволяет обстоятельствам и времени управлять собой. Он хорошо чувствует себя при таком образе жизни и с удовольствием предвкушает все, что ждет его впереди каждый день. Чувствуя действие стресса, он знает, что предпринять, чтобы избежать урона для здоровья.

Наличие цели. Лидер имеет твердые убеждения и ясную цель. Цель есть у его жизни, цель есть у его работы. Просыпаясь, он не просто ждет, что преподнесет ему новый день. Наличие цели предполагает планирование, и каждый день приближает лидера к достижению поставленной цели.

Целью обычно является осуществление мечты: мечты о том, чем станет его корпорация; мечты о том, чем станет вся его жизнь. Лидер любит и умеет - часто философски - говорить о своей мечте. Однако взгляды руководителя не должны быть окостенелыми: мечта должна развиваться, как и связанная с ее осуществлением цель.

Руководство сообществом. Руководитель использует свою власть и влияние на благо общества. Он ответственно относится к лежащей на нем ответственности, например, по охране окружающей среды. Лидер отдает свое время, силы и энергию улучшению жизни людей и развитию общества, используя для этого все имеющиеся в его распоряжении ресурсы.

Чувство юмора. Наибольшего успеха добиваются руководители, обладающие чувством юмора. Они способны видеть юмористическую сторону там, где другие видят только трагедию. Они не позволяют неудачам угнетать себя, способны найти в ситуации что-то забавное. Они легко находят разнообразные возможности. Сделав ошибку, они признают ее и готовы посмеяться над собой, а не взваливают вину на других.

Цельность личностного идеала. Лидер хорошо представляет себе, каков он, к чему стремится, как живет - во всех смыслах слова. Он последователен и постоянно предпринимает усилия для того, чтобы его слово не расходилось с делом, чтобы соответствовать своему личностному идеалу. Следствием совпадения этого идеала и фактического поведения является то, что лидер живет в мире с самим собой, с ним легко общаться, окружающие чувствуют себя с ним непринужденно, независимо от их должности или общественного положения. Люди не испытывают страха и охотно поверяют ему свои горести и заботы; только личностная цельность лидера делает это возможным.

В коллективе выделяют два вида, две подструктуры властных отношений: руководство и лидерство.

Руководство - это официальная, формальная, социальная, административная система властных отношений. Это основанная на власти, правовых и административных нормах и правилах система регулирования поведения и деятельности, прежде всего в профессиональной сфере членов коллектива со стороны соответствующих руководителей.

Руководители наделяются соответствующими вышестоящими органами (часто без согласия, а порой и вопреки желанию членов коллектива) правом планирования, регулирования, контроля и оценки поведения и деятельности членов коллектива. Руководитель имеет право использовать меры поощрения и принуждения, другие санкции по отношению к сотрудникам в интересах решения производственных, воспитательных и других задач. При руководстве люди вынужденно утрачивают часть свобод для реализации тех или иных своих потребностей (в повышении заработной платы, квалификации, образования и т.п.).

Лидерство - это неофициальная, неформальная, психологическая, основанная на психологических преимуществах лидера система властных отношений.

При лидерстве люди без принуждения признают человека лидером, добровольно отдают ему часть своих свобод, наделяют его системой властных полномочий. Такая система властных отношений нередко складывается стихийно (хотя есть и другие способы, например, выборы), спонтанно.

Эти две системы властных отношений в коллективе могут иметь разную степень согласованности между собой, совпадения. Успешность решения производственных и других задач в коллективе, создания в нем благоприятной для сотрудников морально-психологической атмосферы находится в прямой зависимости от степени адекватности социальной, официальной и психологической, неофициальной систем властных отношений. М. В. Фрунзе не без основания считал, что лучшим руководителем является тот, который достигает поставленной цели без всякого использования административной власти.

Одной из важных характеристик (и форм проявления) властных отношений выступает стиль поведения и деятельности руководителя и лидера, хотя понятие стиля поведения и деятельности применимо не только к руководителю, но и к любому сотруднику, члену коллектива.

В психологии выделяют следующие основные стили руководства, поведения и деятельности в зависимости от преимущественной ориентированности человека, руководителя:

  • - деловой стиль - на решение профессиональных и других поставленных задач (делократическая личность);
  • - коммуникативный стиль - на преимущественное взаимодействие с сотрудниками, другими людьми (коммуникативная личность). В зависимости от характера такого взаимодействия различают стили: командный, административный, авторитарный; коллегиальный, совещательный, демократический, либеральный, попустительский, анархический;
  • - эгоистический стиль - преимущественное решение своих личных проблем материального, карьерного и другого характера.

Доминирование любого из названных стилей в поведении и деятельности человека свидетельствует о ригидности, шаблонности, стереотипности личности, ее недостаточной адаптивности.

Выделяется также гибкий стиль, когда человек в зависимости от обстоятельств, решаемых задач может и использует тот или иной из вышеназванных стилей. Это характеризует достаточно адаптивную, гибкую, нестереотипную личность.

Одной из характеристик и форм проявления групповой, коллективной психики выступает общее мнение. Оно оказывает существенное влияние па процесс вхождения молодого специалиста в трудовой коллектив. И потому важно знать специфику этого социально-психологического феномена, особенности его возникновения, формирования и развития.

Загрузка...