last-tochka.ru

Когда появились авианосцы. Авианосцы на вооружени моского флота разных стран. Полётная палуба с трамплином

Когда американские моряки первыми начали пробовать посадить самолет на палубу судна, англичане уже бурно обсуждали проект авианесущего транспорта. Поэтому первые авианосцы, переделанные из обычных кораблей и судов, появились именно в Великобритании, а потом и в других странах.

В основном это были плавучие базы гидросамолетов. Британцы приступили к созданию авиатранспортов сразу же после начала войны. В 1914 году вступил в строй гидроавиатранспорт « Ark-Royal » переоборудованный из угольного транспорта. Переделанные из таких транспортов первые авианосцы имели большие трюма, где могли находиться самолеты, а оттуда их извлекали с помощью кранов, стоявших на палубе, и опускали на воду для взлета. Кроме того, на борту транспорта « Ark-Royal » установили еще одну платформу, позволяющую запускать машины с борта.

гидроавиатранспорт «Ark-Royal»

Технические характеристики авиатранспорта «Ark-Royal»:
Длина - 112 м;
Ширина - 15,5 м;
Осадка - 5,6 м;
Водоизмещение - 7080 тонн;
Судовая силовая установка - паровые машины мощностью 3000 л. с.;
Скорость - 10,6 узла;
Вооружение:
Орудия 76 мм - 4;
Гидроаэроплан - 4;

гидроавиатранспорт «Ansvald»

Не считала нужным особенно заботиться о создании авиатранспортов Германия, уповая на свои дирижабли, но, тем не менее, там была сделана попытка переделки в авианосцы двух поспешно зафрахтованных пароходов « Ansvald » и « Санта Элена » . На носу и на корме этих судов были построены деревянные ангары со стальными каркасами, которые вмещали гидроаэропланы. Они вступили в состав флота в августе 1914 года.

Технические характеристики гидроавиатранспорта «Ansvald »:
Длина - 133 м;
Ширина - 16,6 м;
Осадка - 7,3 м;
Водоизмещение - 5400 тонн;
Судовая силовая установка - паровые машины мощностью 2800 л. с.;
Скорость - 11 узлов;
Вооружение:
Орудия 88 мм - 2;
Гидроаэроплан - 3;

Мало внимание итальянцев к созданию авианосцев нетрудно объяснить: узкое и очень тихое Адриатическое море позволяло рассчитывать на морскую авиацию берегового базирования.

авиатранспорт «Орлица»

В 1915 году на Российском флоте был широко известен необычный корабль - авиатранспорт « Орлица » переоборудован из парохода « Императрица Александра » . На его палубе располагались два ангара по два самолета в каждом. В трюме находился еще один летательный аппарат в полуразобранном виде. Самолеты опускались на воду и поднимались на борт при помощи кранов. Для защиты от бомб над машинами и котельным отделением устанавливалась стальная сеть. На корабле находились необходимые запасы топлива и бомб, а также слесарные мастерские. Авиатранспорту « Орлица » удалось проявить свои боевые возможности при поддержке сухопутных войск возле мыса Рагоцем, Германия в 1915 году.

авиатранспорт «Орлица»

Технические характеристики авиатранспорта «Орлица»:
Длина - 91,5 м;
Ширина - 12.2 м;
Осадка - 5,2 м;
Водоизмещение - 3800 тонн;
Судовая силовая установка - паровая мощностью - 2200 л.с.;
Скорость - 12 узлов;
Вооружение:
Орудия 75 мм - 8;
Гидроаэроплан - 5;

Постепенно английское адмиралтейство проводило переоборудование в авиатранспорты более быстроходных гражданских судов, среди которых наиболее известными были паромы « Engadain » и « Ben-mai-kri ». Они были построены для доставки людей и грузов через пролив Ла-Манш в 1911 и 1915 году соответственно. С авиатранспорта « Engadain » запускаемые самолеты принимали участие в налетах на базу дирижаблей в Тондерне и в Ютландском сражении. Авиатранспорт « Ben-mai-kri » активно действовал на Средиземном море во время Дарданелльской операции. Именно с палубы этого корабля поднялись в воздух торпедоносцы, которые впервые в мире провели торпедную атаку в боевых условиях.

авиатранспорт «Engadain»

Технические характеристики авиатранспорта «Engadain »:
Длина - 95,5 м;
Ширина - 12,2 м;
Осадка - 3,9 м;
Водоизмещение - 1676 тонн;
Судовая силовая установка - паровые турбины мощностью 15000 л. с.;
Скорость - 21 узел;
Вооружение:
Гидроплан - 4;

авиатранспорт «Ben-mai-kri»

Технические характеристики авиатранспорт «Ben-mai-kri »:
Длина - 118 м;
Ширина - 14 м;
Осадка - 4,6 м;
Водоизмещение - 2651 тонн;
Судовая силовая установка - паровые турбины мощностью 18000 л. с.;
Скорость - 24 узла;
Вооружение:
Гидроплан - 4;

первый авианосец «Argus»

Но самолеты-торпедоносцы, запускаемые с первого авианосца « Argus » представляли большую опасность для кораблей противника. Переоборудован из лайнера «Конте Россо», который строился в Англии для Италии в 1918 году. Война помешала завершению строительства в 1916 году, и английское руководство решило выкупить корпус и достроить как авианосец « Argus ». В конструкции этого корабля было немало изменений: полное отсутствие надстроек, заметно увеличена полетная палуба, отвод дыма через горизонтальный дымоход. Самой главной особенностью был аэрофинишер, который заменил систему с волочащимися по палубе мешками с песком.

авианосец «Argus»

Технические характеристики первого авианосца «Argus »:
Длина - 173 м;
Ширина - 20 м;
Осадка - 6,4 м;
Водоизмещение - 20400 тонн;
Судовая силовая установка - паровые турбины мощностью 22000 л. с.;
Скорость - 20 узлов;
Вооружение:
Орудия 190 мм - 4;
Самолетов - 20;

Авианесущие корабли пришлось создавать в ходе боевых действий. Но у новоиспеченных авианосцев обнаружилось ряд существенных недостатков. Даже при небольшом волнении на море спуск и прием самолетов становился крайне затруднительным. Отсутствие брони и противоторпедной защиты делало первые авианосцы достаточно уязвимыми. Но именно эти надводные корабли дали возможность выработать все технические и организационные решения: подъем самолетов с ангаров, взлет, посадку, обслуживание, что в ближайшем будущем было успешно применено в ударных авианосцах. Очень неудачной была конструкция дымовых труб - располагалась сбоку, они задымляли зону посадки.

первый авианосец «Lengli»

Следующим толчком для начала строительства авианесущих кораблей ведущими морскими странами стал Вашингтонский военно-морской договор подписан 6 февраля 1922 года между США, Великобританией и Японией, который ограничил водоизмещение тяжелых артиллерийских кораблей (), но разрешил их переоборудование в авианосцы. Вскоре появились первые авианосцы Великобритании, США и Японии. В марте 1922 годы был принят на вооружение первый американский легкий авианосец « Lengli », переделан из угольного транспорта.

первый авианосец «Lengli»

Технические характеристики первого авианосца «Lengli»:
Длина - 165 м;
Ширина - 27 м;
Водоизмещение - 15200 тонн;
Судовая силовая установка - паровая;
Скорость - 15 узлов;
Вооружение:
Орудия 127 мм - 4;
Самолетов - 35;

первый авианосец «Хосё»

В декабре 1922 года первым поднял флаг японский легкий авианосец « Хосё », переделанный из быстроходного танкера. Сравнительно небольшой корабль с гладкой, лишенной надстроек палубой вдоль всего корпуса. На нем впервые были применены три коротких дымовых трубы, установленные по правому борту ниже полетной палубы. Во время посадки самолетов эти трубы могли откидываться на шарнирах наружу и становиться горизонтально, перпендикулярно борту корабля. Он имел хорошие , однако скорость его хода была сравнительно небольшой. Через четыре года появились два небывалых в истории флота авианосца , на долю которых в первые месяцы войны на Тихом океане выпала огромная боевая нагрузка.

первый авианосец «Хосё»

Технические характеристики первого авианосца «Хосё»:
Длина - 165 м;
Ширина - 18 м;
Осадка - 6,2 м;
Водоизмещение - 10500 тонн;
Судовая силовая установка - паровые турбины мощностью 30000 л. с.;
Скорость - 25 узлов;
Вооружение:
Орудия 140 мм - 4;
Самолетов - 21;

В процессе проведения регулярных военно-морских учений с участием авианосцев, уже в 30-х годах назначение и их роль во флоте изменилось. были достаточно уязвимыми для проведения самостоятельных боевых действий, поэтому их задачами стало обеспечение плавучими аэродромами при эскадрах, соответственно и в море выходили в составе крейсеров или линкоров .

авианосец «Akagi» в море

В Японии, как и в США, было принято решение о переоборудовании в авианосцы недостроенные линкоры. Самым известным стал « Akagi » переделанный из линейного крейсера. Надводный корабль был спущен на воду в 1925 году, а вступил в строй после окончательной модернизации в 1939 году. Поверх его главной палубы была возведена трехэтажная надстройка - ангар. Крышу верхнего ангара оборудовали под полетную палубу. Здесь же находились две короткие взлетные полосы. Для возможности ведения артиллерийского обстрела с кораблями противника, японцы также вооружали авианосцы десятью 200 мм орудиями. Флагманский корабль адмирала Нагумо авианосец « Akagi » участвовал в ударе по Перл-Харбору 7 декабря 1941 года, который положил начало войне между Японией и США. В течение шести последующих месяцев этот корабль возглавлял почти все наиболее важные военно-морские операции на Дальнем Востоке. был потоплен американской авиацией в сражении при Мидуэе 5 июня 1942 года.

авианосец «Akagi»

Технические характеристики тяжелого авианосца «Akagi »:
Длина - 260 м;
Ширина - 31 м;
Осадка - 8,7 м;
Водоизмещение - 36500 тонн;
Судовая силовая установка - паровые турбины мощностью 133000 л. с.;
Скорость - 31,2 узла;
Вооружение:
Орудия 203 мм - 6;
Орудия 127 мм - 12;
Самолетов - 91;

первый авианосец «Bearn»

Во Франции самым знаменитым первым авианосцем считался « Bearn » переделан из дредноута «Нормандия » в 1923 году. В 1927 году вступил в строй. В мае 1940 года после капитуляции Франции «Bearn » с двумя крейсерами ускользнул на остров Мартиника. Опасаясь, что эти корабли попадут к немцам, англичане организовали вокруг острова блокаду и летом 1943 года вынудили французского адмирала сдать свои боевые корабли. В 1944 году «Bearn » на одной из американских верфей был переоборудован в авиатранспорт и вместо прежнего вооружения получил четыре 127 мм универсальные пушки. До конца войны использовался для перевозки самолетов из Канады во Францию, потом служил базой подводных лодок и в 1967 году пошел на слом.

первый авианосец «Bearn»

Технические характеристики авианосца «Bearn »:
Длина - 182 м;
Ширина - 35 м;
Осадка - 9,3 м;
Водоизмещение - 25500 тонн;
Судовая силовая установка - паровые турбины мощностью 37500 л. с.;
Скорость - 21,5 узла;
Вооружение:
Орудия 155 мм - 8;
Орудия 75 мм - 6;
Торпедные аппараты - 4;
Самолетов - 40;

В дальнейших планах англичан предусматривалось строительство нового авианосца, но они не спешили, чтобы накопить опыт в использовании уже имеющихся «плавучих аэродромов». Приоритетным принципом оставались скорость и самолетовместимость. По мнению специалистов британского флота, авианосец должен был действовать в составе крейсеров для своего прикрытия и обладать достаточной скоростью, чтобы уклоняться от боя с линкорами.

авианосец «Glory»

С учетом новых задач следующие авианосцы различных стран создавались без усиленной защитной брони и без главной артиллерии. Это позволило увеличить самолетовместимость, скорость хода и улучшить противовоздушную оборону за счет усиления зенитной артиллерии. В Англии с подобными характеристиками был построен авианосец «Glory » переоборудован из легкого линейного крейсера в 1930 году. На нем впервые был применен большой свес, который позволил увеличить длину полетной палубы до 240 м и бронирование ангаров.

авианосец «Glory»

Технические характеристики авианосца «Glory »:
Длина - 240 м;
Ширина - 27 м;
Осадка - 6,8 м;
Водоизмещение - 18600 тонн;
Судовая силовая установка - паровые турбины мощностью 90000 л. с.;
Скорость - 31 узел;
Вооружение:
Орудия 119 мм - 16;
Самолетов - 48;

Опыт войны показал, что возможности боевого применения воздушных сил в военно-морских операциях безграничны - ведение разведки, нанесение бомбовых и торпедных ударов по кораблям противника, прикрытие с воздуха конвои и нанесение ударов по береговым объектам. Воздушные силы стали неотъемлемой составной частью флота. Вклад американцев в боевой опыт был минимальным, однако за ними остался эксперимент - взлет и посадка самолета на палубу надводного корабля . Но развить возможности, заложенные в этой идее, в годы первой мировой войны довелось лишь англичанам. Совершенствование конструкции, гонка вооружения и желание превосходства над условным противником привели к развитию уникального типа корабля - авианосец . Но далеко не каждое государство может позволить себе постройку и дальнейшее обслуживание хотя бы одного авианосца, так как это дорогостоящее «удовольствие».

Авианосец Дуайт Эйзенхауэр, слева: через пирс, Джон К. Стеннис (USS John C. Stennis (CVN-74)) отходит Норфолке, штат Вирджиния на свой первый развертывания, 26 февраля 1998 года. ВМС США фото фотографа 3-го класса Лия Канакской Один из основных предварительных проектов CVX является авианосец-невидимка. Внешне он радикально отличается от всех предыдущих кораблей этого класса. Стреловидная носовая часть призвана уменьшить радиолокационную заметность. Надстройка - «остров» - также выполнена с элементами технологии «стэлс». Вся верхняя часть представляет собой большую взлетно-посадочную палубу. Самолеты также смогут взлетать и с двух вспомогательных взлетных палуб, расположенных по бортам практически по всей длине корпуса. Первый из авианосцев нового класса уже спущен на воду.

В ноябре 1961 года в состав американского флота был введен первый авианосец с ядерной энергетической установкой – CVAN-65 «Энтерпрайз». На нем полностью отсутствовало артиллерийское и ракетное вооружение – его оборона возлагалась на его же собственные самолеты. Астрономическая по тем временам сумма в 450 млн. долларов, затраченная на его постройку, оставила его единственным в своей серии. Первый корабль новой серии атомных авианосцев типа «Нимитц» был заложен в 1968 году. Его собратья и на сегодняшний момент продолжают оставаться самыми крупными боевыми кораблями в мире.

Один корабль серии «Нимитц», заслуживает особого внимния, а именно: «Джордж Буш-старший» CVN-77 . Хоть этот корабль номинально и считается 10-м в серии, по своей конструкции он будет занимать переходное положение между «Нимитцами» и перспективными авианосцами CVX, которые и составят основу морской мощи Соединенных Штатов в XXI веке.

«Джордж Буш-старший» имеет полностью обновленное радиоэлектронное оборудование и боевую информационную управляющую систему. Вместо привычного «острова» на кораблях серии CVX предполагается установить одну или две небольшие надстройки призматической формы, призванной максимально снизить их эффективную площадь рассеяния (ЭПР) – для уменьшения радиолокационной заметности, а антенны будут заменены на фазированные решетки, расположенные на боковых стенках надстроек. В этих же целях и самолето-подъемники, по всей вероятности, вновь станут палубными, а не бортовы ми, как на всех послевоенных кораблях.

Такие перспективные авианосцы XXI века, как CVN-78 и CVN-79, должны стать вообще совершенно новыми кораблями. Не исключено, что вместо ядерного топлива на них совершится переход на турбины. Новинкой должны явиться и электромагнитные катапульты, и электромагнитные посадочные устройства, которые заменят обычные катапульты и аэрофинишеры. Параллельно ведется разработка и перспективных самолетов для вооружения этих кораблей. CVN-78 был заложен в 2009-м, Спущен на воду – в 2013 году. CVN-79, соответственно – в 2011-м и 2018 годах. Срок службы этих авианосцев определен в 50 лет. В настоящее время командование ВМС США считает, что флот должен иметь в строю не менее 10 авианосцев. Самый первый атомный авианосец ВМФ США «Энтерпрайз» CVN-65 выведен из состава флота в 2012 году, после чего в течение 3 лет должен быть введен в строй CVN-78, получивший название «Джеральд Р. Форд» (англ. USS Gerald R. Ford)

Авианосный парк США

1 авианосец Enterprise («Энтерпрайз») полное водоизмещение 89 100 т; длина 342,4 м; самолетов 80; скорость 32 узла. Списан 1 декабря 2012 года

9 авианосцев типа Nimitz («Гарри Трумэн», «Джон Стэннис», «Джордж Вашингтон», «Авраам Линкольн», «Теодор Рузвельт», «Карл Винсон», «Дуайт Эйзенхауэр », «Джордж Буш-старший», «Рональд Рейган»). Полное водоизмещение 91 440 т; длина 331,7 м; самолетов 80; скорость 31 узел.

3 авианосца типа Kitty Hawk («Констеллейшн», «Китти Хоук», «Джон Ф. Кеннеди») полное водоизмещение 80 950 т; длина 319,3 м; самолетов 95; скорость 33,6 узла.

10 универсальных десантный кораблей (1 – типа "Тарава", который устарел; 8 – совеременные типа "Уосп"; 1 – новейший "Америка". Водоизмещение: 40 тыс. тонн; длина 250 м.

Они способны перевозить и высаживать на берег, а также поддерживать действия экспедиционного батальона морской пехоты (2000 чел.) со всей техникой. Док-камера в корме служит для обслуживания амфибийных десантных барж (типа LCAC) на воздушной подушке, а также традиционных, типа LCU-1610, которые доставляют на берег тяжелую технику. В ангаре под полетной палубой размещается до 40 единиц летной техники, которые действуют с 8-10 посадочных мест на летной палубе.

Целевая группа пятьдесят один (CTF-51) универсальных десантных кораблей собрались вместе в беспрецедентном до этого формирования во время операции в Персидского заливе. Это был первый раз, когда шесть универсальных палубных десантные кораблей из Восточного и Западного побережий развернули в одном районе операции. Во главе с флагманское судно Тарава (LHA 1), остальные корабли (слева направо): Боном Ричард (LHD 6), Кирсердж (LHD 3), Батаан (LHD 5), USS Сайпан (LHA 2) , и Боксер (LHD 4). CTF-51 привела десантные войска ​​в регион Персидского залива во время операции по освобождению Ирака. Головной и корабль и первый с левого борта - типа «Тарава», остальные - типа «Уосп». Дата 20 апреля 2003.
Самая большая группа из 32 кораблей разного класса для морского десанта собиралась с целью высадки в Инчхон, во время Корейской войны.

Россия

1 тяжелый авианесущий крейсер «Адмирал флота Советского Союза Кузнецов». Полное водоизмещение 70 500 т; длина 304,5 м; самолетов 24, вертолетов 42; скорость 32 узла.

Появление в составе ВМС США атомных подводных лодок, вооруженных ракетами типа «Поларис 1», поставило перед ВМФ СССР вопрос об организации противолодочной обороны дальней зоны. Для этого нужен был корабль с групповым базированием противолодочных вертолетов. Его технический проект был утвержден в январе 1962 года. Для дальнего обнаружения подводных лодок в подкильном выдвижном обтекателе впервые была установлена мощная гидроакустическая станция. В ангарах корабля разместилось 1Л противолодочных вертолетов Ка-25. Головной корабль серии получил имя «Москва», второй – «Ленинград». К началу ходовых испытаний на «Москве» было установлено 19 новых образцов оружия и технических средств, еще не принятых на вооружение, а в 1972-м корабль принял на свою палубу первый самолет вертикального взлета и посадки (СВВП). Но так как корабль, вооруженный лишь вертолетами, не мог претендовать на океанское господство, то в результате появился проект тяжелого авианесущего крейсера. Он был оснащен не только самолетами, но и ударным ракетным оружием. Всего было построено 3 таких корабля (проект 1143) – «Киев», «Минск» и «Новороссийск», предназначенных для группового базирования 16 самолетов вертикального взлета Як-38 и 18 противолодочных вертолетов. На ТАКР типа «Рига» (проект 1143.5) впервые в отечественном флоте было предусмотрено базирование реактивных самолетов горизонтального взлета и посадки. Первоначально планировалась установка катапульт, но позже их заменили трамплином. Ныне этот корабль является единственным действующим авианосцем российского флота и носит имя «Адмирал флота Советского Союза Кузнецов», на нем базируются лучшие в мире палубные истребители Су-33.

Последним достижением отечественного кораблестроения стало начало постройки атомных авианосцев по проекту 1143.7. На корабле водоизмещением около 75000 т планировалось разместить до 70 летательных аппаратов, две катапульты, трамплин и аэрофинишеры, а также ударное ракетное оружие, состоящее из 16 вертикальных пусковых установок. Ядерная энергетическая установка могла обеспечить кораблю скорость хода около 30 узлов. Но после полного прекращения финансирования к концу 1991 года корабль, готовый почти на треть, был разрезан прямо на стапеле. Отечественные авианесущие корабли никогда не были классическими авианосцами, так как их главное ударное оружие – ракеты, а не самолеты и вертолеты.

Китай

1 авианосец «Ляонин » Водоизмещение 59 500 т; Длина 304,5 м; Ширина 38 м (75 м – полётная палуба). Авиационная группа до 30 палубных истребителей Shenyang J-15, до 24 вертолетов Changhe Z-8. Скорость хода 29 узлов (54 км/ч)

Ляонин (до 19 июня 1990 года – «Рига», до 25 сентября 2012 года – «Варяг»; также известен под бортовым номером 16 и ранее – под неофициальным именем «Ши Лан») – первый и единственный авианосец НОАК . Был заложен в 1985 на верфи в Николаеве для ВМФ СССР как второй авианосец проекта 1143.6. После распада СССР в 1992 году корабль достался Украине и постройка была прекращена в 1998 году. Куплен Китаем за 25 миллионов долларов официально с целью организации плавучего центра развлечений. Отбуксирован в Китай и достроен как авианосец. 25 сентября 2012 вошёл в состав ВМФ НОАК.

В 1993 году по договору между Украиной и Россией «Варяг» отошёл Украине. В 1992 году при 67 % технической готовности строительство было приостановлено, корабль законсервирован и в апреле 1998 года продан китайской компании Chong Lot Travel Agency Ltd за $25 млн, как было объявлено, для организации плавучего центра развлечений с казино. Буксировка корабля длилась 627 дней Турция под давлением США 16 месяцев отказывалась пропустить его через Босфор и проход корблей без двигателя запрещен через Суэцкий канал.

Авианосцы Великобритании

Было 3 легких авианосца типа ILLASTRIES («Инвинсибл», «Илластриес», «Арк Ройял») водоизмещение 19 500 т; длина 207,0 м; самолетов 14; скорость 28 узлов.

В июле 1973 года был заложен первый британский авианосец послевоенной постройки «Инвинсибл». Этот корабль, вступивший в строй в 1980 году, имел уникальное авиационное вооружение, состоящее из самолетов вертикального взлета/посадки (СВВП) «Харриер» и достаточно необычный для классического авианосца вид. Его взлетная палуба ближе к носу заканчивалась большим трамплином с углом установки 70, рассчитанным на то, что самолет СВВП может взлетать не только вертикально, но и с коротким разбегом. Это позволяло значительно увеличить вес вооружения, с которым самолет может подняться в воздух. Всего было построено три авианосца этого типа – «Инвинсибл», «Илластриес» и «Арк Ройял». Эти корабли стали родоначальниками абсолютно нового типа авианосцев – носителей СВВП, или авианосцев для самолетов с вертикальным/коротким взлетом/посадкой. До недавнего времени они составляли основу морской мощи Великобритании, хотя их никак нельзя сравнивать с ударными авианосцами ВМФ США – в пять раз меньшее водоизмещение и всего от 14 до 16 СВВП против 80-90 «нормальных» самолетов. В боевом составе британского флота до 2005 года постоянно находились два корабля, третий же выводился в в резерв для прохождения планового ремонта или модернизации.

В 2005 году «Инвинсибл» был списан. «Арк Роял» был списан 11 марта 2011 г. В 2011 отпрвлены на слом.

«Инвинсибл» торжественно возвращается после Фолклендского конфликта в 1982 году. Выстроились на палубе вертолеты Sea King из 820 военно-морской авиационной эскадрильи и самолета Sea Harrier FRS1 из 800 военно-морской авиационной эскадрильи.

В настоящее время ведется разработка проекта авианесущих кораблей, призванных заменить авианосцы типа «Илластриес». Название нового типа «Куин Элизабет» (англ. Queen Elizabeth class carriers). На авианосцах такого типа не будут применяться атомные энергетические установки. На палубе будет две надстройки. В качестве основного двигателя используется интегрированная дизель-газотурбинная-электрическая двигательная система. Палуба авианосцев типа «Куин Элизабет» обеспечивает одновременный взлёт и посадку самолётов. В передней части палубы расположен трамплин с углом возвышения 13°. Полное водоизмещение 70,600 т; длина 284 м; Авиационная группа 40 самолётов и вертолётов.

Франция

1 авианосец Charles De Gaulle («Шарль де Голль») полное водоизмещение 42 550 т, длина 261,5 м, до 40 летательных аппаратов, скорость 27 узлов.

Первый послевоенный авианосец французской постройки «Клемансо» вошел в строй в ноябре 1961 года, а однотипный с ним «Фош» – в июле 1963-го. Оба они были модернизированы для базирования новых самолетов. В 1980-м было принято решение о строительстве двух атомных кораблей, построен же был только «Шарль де Голль», являющийся единственным авианосцем французского флота. Он имеет оригинальный силуэт – его «остров», созданный с элементами технологии «стелс», сильно сдвинут на нос. Постройка этого корабля, по разным данным, обошлась от 3,2 до 10 миллиардов долларов, что, собственно, и привело к отказу от планов по строительству следующего корабля.

Индия

2 авианосца: Viraat («Вираат») полное водоизмещение 28 700 т; длина 198 м; самолетов 21; скорость 28 узлов. «Викрамадитья» водоизмещение полное 45 500 т; длина габаритная 274 м; ширина габаритная 53,2 м; скорость хода максимальная 32 узла; авиационная группа 14-16 самолётов МиГ-29К, 2 МиГ-29КУБ, до 10 вертолётов Ка-28 , Ка-31.

Индия проводит последовательную политику, направленную на развитие своего авианосного флота. В 1986 году было достигнуто соглашение с Великобританией о покупке ветерана Фолклендской войны – авианосца «Гермес», вошедшего в состав ВМФ Индии под названием «Вираат», и до сих пор находящегося в строю.

Авианосец «Викрамадитья» сооружен на основе тяжёлого авианесущего крейсера «Адмирал Горшков» путём глубокой модернизации. После полной реконструкции корабль изменил своё назначение: вместо авианесущего противолодочного крейсера корабль стал полноценным авианосцем. В процессе перестройки корпуса корабля на нём было заменено большинство элементов выше ватерлинии, заменены котлы энергетической установки, убрано всё вооружение и установлено новое, исключительно зенитное.

Бразилия

1 авианосец Sao Paulo («Сан-Паулу») полное водоизмещение 32 700 т; полная длина 265 м; самолетов 12-14; вертолетов 9-11; скорость 32 узла.

Выведенный из состава французского флота осенью 2000 года авианосец «Фош» был куплен Бразилией, получив название «Сан-Паулу».

Италия

1 авианосец Giuseppe Garibaldi («Джузеппе Гарибальди») полное водоизмещение 13 850 т: длина 180,2 м: самолетов 12; скорость 29,5 узла.

Испания

1 авианосец Principe De Asturias («Принсипе де Астуриас») полное водоизмещение 16 700 т; длина 195,7 м; самолетов 17; скорость 26 узлов.

Тайланд

1 авианосец Chakri Nareubet («Чакри Нареубет») полное водоизмещение 11 486 т; длина 167 м; самолетов 10; скорость 26,2 узла.

«Чакри Нареубет» построен испанцами по заказу ВМС Таиланда на базе проекта «Принсипе де Астуриас», хотя и уступает ему в размерах. Не исключено, что на постройку для Таиланда еще одного легкого авианесущего корабля в ближайшее время будет заключен контракт с Германией.

USS CV-6 Enteprise, 1944 год

Мы продолжаем наш рассказ об авианосцах США. И сегодня у нас на очереди «Город Йорк», «Введите_цену», «Шершень» и «Оса». ;-)

Продукт эволюции. CV -5 «Йорктаун», CV -6 «Энтерпрайз», CV -8 «Хорнет».

USS CV-5 Yorktown, вид при вступлении в строй

Первый из авианосцев нового типа, получивший имя «Йорктаун», был за­ло­жен 21 мая 1934 г. Второй, «Энтерпрайз» – 16 июля того же года. Спустя два года, 4 апреля и 6 октября 1936 г., соответственно, оба корпуса были спущены на воду, «крестными ма­те­ря­ми» новых авианосцев стали супруги президента и морского ми­ни­с­тра США – Э. Рузвельт и Л. Суонсон. «Йорктаун» вошел в состав флота 30 сентября 1937 г., а его систершип – 12 мая 1938 г.

Оба корабля были практически идентичными по характеристикам. Их длина составляла 251,4 м, ширина 33,4 м, стан­дарт­ное водоизмещение равнялось 19 875 т, полное – 25 484 т. Силовая установка из 9 котлов и 4 паровых турбин развивала мощ­ность, вдвое боль­шую, чем у «Рейнджера», 120 000 л.с., что обеспечивало максимальную скорость в 32,5 узла (60,2 км/ч), даль­ность плавания составляла 12 500 миль (23 200 км). От экспериментов с отводом дыма отказались окончательно – все дымоходы были выведены в одну большую вертикальную трубу по правому борту, объединенную в единую конструкцию с надстройкой.

Оба «Йорктауна» были, как и их предшественник, вооружены восемью универсальными орудиями, но новыми и более эффективными 127-мм/38, сгруппированными в батареи по два в спонсонных галереях, раз­не­сен­ных по квадрантам корабля, их огнем управляли две СУО Mk 33, расположенных на надстройке. Зенитное вооружение ближнего радиуса состояло из четырех счетверенных 28-мм/75 зенитных автоматов, установленных по той же схеме, что и баш­ни ору­дий ГК на «Лексингтонах» – две линейно-возвышенные пары установок, расположенных перед «островом» и позади ды­мо­вой трубы. Кроме того, на галереях по периметру полетной палубы, а также на носу, корме и мачте корабля было размещено 24 пулемета калибра 12,7-мм с водяным охлаждением стволов.

Авианосцы имели броневые пояса толщиной 102-64 мм, 102-мм переборки и защиту рулевого отделения, а также 38-мм го­ри­зон­таль­ную защиту критических зон из стали STS. Общая глубина интегрированной противоторпедной защиты со­став­ля­ла 3,2 м в центральной части кораблей.

USS CV-5 Yorktown, 21.07.1937 г., ходовые испытания

Полетные палубы по сравнению с «Рейнджером» увеличились почти на 30 м и составили 244,6 м в длину и 29,9 м в ши­ри­ну. Они также были оборудованы тремя самолетоподъемниками, но с более осмысленным их расположением – в носовой, цен­траль­ной и кормовой части палубы. Посадочные системы состояли из 22 аэрофинишеров, расположенных по всей длине по­лет­ной палубы и 9 аварийных барьеров, что позволяло производить посадку самолетов, как с кормы, так и с носа. Авианосцы бы­ли оснащены тремя гидравлическими катапультами типа H Mk II, способными разгонять машины весом до 3,2 т до ско­рос­ти в 61 узел (113 км/ч). Две из них были интегрированы в носовую часть полетной палубы, третья рас­по­ла­га­лась в кормовой части ангара и позволяла запускать самолеты прямо из ангара, перпендикулярно курсу ко­раб­ля, причем с любого из бортов. Как показала дальнейшая практика, катапульты в ангарах практически не использовались, поэтому летом 1942 г. с уцелевших к тому времени ко­раб­лей они были демонтированы.

Ангары «Йорктаунов» были выполнены по той же «открытой» схеме, что и на «Рейнджере», и так же были оборудованы сис­те­мой подвески резервных машин. Корабли могли не­сти до 96 самолетов каждый, то есть превзошли по этому показателю даже огромные «Лексингтоны». Палубные самолёты конца 1930-х г.г. стали заметно больше и тяжелей, чем десятилетием ранее, так что авиагруппы «Лекса» и «Сары» к тому моменту были уже гораздо меньше рекордных 109 машин. Запас авиабензина на бор­ту был значительно увеличен и составил 673 600 л. Для сравнения, у «Лексингтонов» запас авиабензина составлял 520 300 л, у «Рейнджера» – 514 200 л. «Йорктауны» по этому показателю превосходили и все японские авианосцы начала войны, за исключением «Кага» (около 800 000 л).

USS CV-6 Enterprise

Два фото, иллюстрирующие «парковку» авиагруппы на полетной палубе, 12.04.1939 и 24.06.1940 г.

Никто не планировал строить дополнительные корабли этого типа, тем более что еще в 1936 г., после закладки авианосца «Уосп», США полностью выбрали свой лимит на корабли этого класса. Но обострение политической ситуации в мире при­ве­ло к тому, что 17 мая 1938 г. президент Рузвельт подписал одобренный Конгрессом «Закон об увеличении флота» (Naval Ex­pan­sion Act), предусматривающий постройку ряда кораблей, в том числе, еще одного авианосца водоизмещением 20 000 т. Хотя «офи­ци­ально» заказать его можно было лишь в 1939 г., по истечении срока действия договорных ограничений.

К лету 1938 г. недостатки «Йорктаунов», спроектированных более 6 лет назад, были уже очевидны, тем более – редкий слу­чай – об этом уже можно было судить даже на основании практической эксплуатации кораблей. Однако все конструкторские «мощности» Бюро по строительству и ремонту были задействованы на гораздо более важном – как тогда казалось – направ­ле­нии. Полным ходом шла разработка перспективного быстроходного линкора, будущего типа «Айова». Ждать окончания этих работ, и лишь затем начинать проектировать новый корабль, означало задержку в 15 месяцев. Кроме того, водоизмещение в 20 000 т не позволяло серьезно улучшить что-либо в конструкции нового авианосца. Исходя из этих соображений, было ре­ше­но просто построить третий корабль типа «Йорктаун» по уже готовому проекту.

Новый авианосец, получивший имя «Хорнет», был официально заказан 30 марта 1939 г., 25 сентября того же года со­сто­я­лась его закладка. Спустя год, 14 сентября 1940 г. корабль был спущен на воду, а 20 октября 1941 г. принят в состав флота США. Конструктивно «Хорнет» практически не отличался от двух предыдущих «Йорктаунов», основные отличия заключались в но­вых СУО типа Mk 37 и немного измененных надстройке и мачте.

USS CV-6 Enteprise, Гавайи

Еще в сентябре 1940 г. «Йорктаун» стал одним из шести кораблей флота США, первыми получивших экспериментальные ра­да­ры ПВО типа CXAM. Осенью 1941 г. усовершенствованная версия этого радара, CXAM-1 была установлена на «Эн­тер­прай­зе». «Хорнет» был оборудован радаром при постройке, на него был установлен теоретически более эффективная модель SC. Эта модель имела более мощный генератор, однако уменьшенная антенна не оправдала ожиданий. При первой же возможности, ле­том 1942 г., на «Хорнете» ее заменили антенной от CXAM, снятой с затопленного в Перл-Харборе линкора «Калифорния».

Летом 1941 г. была принята программа усиления зенитного вооружения флота США, в ходе которой на кораблях «первой ли­нии» планировалось заменить счетверенные автоматы 28-мм/75 на спаренные 40-мм/56 «Бофорс», а 12-7-мм пулеметы – на 20-мм/70 «Эрликон». Лицензия на эти автоматы была официально куплена у шведской компании «Бофорс» в июне 1941 г., но работы по пробному про­из­водству начались несколько раньше. Конструкция оказалась совершенно не приспособлена для массового производства, поэтому аме­ри­кан­ским инженерам и технологам пришлось потратить больше года на ее доводку и запуск в серию. Из-за проблем с серийным производством «Бофорсов» она была отложена и даже «Хорнет» во­шел в строй, все еще вооруженным 12,7-мм зенитными пулеметами. Это привело к тому, что с началом Тихоокеанской войны, зи­мой-весной 1942 г., развернулась лихорадочная работа по усилению ПВО американских кораблей. В случае «Йорктаунов» она све­лась к установке – как вместо части пулеметов, так и на новых галереях – 20-мм/70 зенитных автоматов «Эр­ли­кон». На «Йорк­та­уне» их было установлено 24, на «Энтерпрайзе» — 32 и на «Хорнете» — 30. В такой конфигурации они и пошли в бой…

USS CV Yorktown-class, схема отсеков

(Для тех, кто «не в курсе» или «еще не пробовал» — практически все фото и схемы во всех исторических статьях — большого разрешения, и хорошего, т.е. — «портретного» качества, и могут открываться в полном размере в отдельной вкладке браузера. Я не просто первые попавшиеся «фоточки» вставляю. Пользуйтесь! ;-))

Самым примечательным в конструкции «Йорктаунов» было то, что в ней уже не было ничего примечательного. Ничего прин­ципиально нового, революционного, ничего, что не было бы уже опробовано на предыдущих авианосцах. Главным достоинством этих кораблей стало то, что все предыдущие наработки в их случае удалось более или менее сба­лан­си­ровать, хоть и не до того уровня, что несколько позже был достигнут японцами на «Сёкаку» и «Дзуйкаку». Вершиной эво­лю­ции довоенного американского авианосцестроения станет лишь следующее поколение, спроектированное – как и япон­ские «журавли» – уже без учета договорных ограничений. Но головной корабль этого поколения, «Эссекс», войдет в строй лишь в последний день 1942 г. Основной же удар «меча Империи» весь первый год войны придется сдерживать сила­ми трех пусть не самых со­вер­шен­ных и современных, но однозначно очень удачных авианосцев типа «Йорктаун»…

USS CV-8 Hornet, 26.05.1942 г., Перл-Харбор

На все оставшиеся тонны.

В результате понижения при проектировании стандартного водоизмещения двух предыдущих авианосцев с 20 700 т до 20 000 т, остававшийся у США лимит уве­ли­чил­ся до 15 200 т. Однако изменения в конструкции строящегося «Рейнджера» – в частности, добавление надстройки – увеличило его водоизмещение на 700 т, ко­то­рые пришлось вычитать из лимита. Таким образом, в распоряжении кон­струк­то­ров из Отдела предварительного проектирования, приступавших летом 1934 г. к разработке последнего «вашингтонского» типа американских авианосцев, ос­та­ва­лось лишь 14 500 т. И в очередной раз перед ними была поставлена крайне слож­ная задача – вместить чуть ли не все возможности крупного авианосца в явно не­до­ста­точ­ное для этого водоизмещение.

Задача конструкторов усложнялась еще и тем, что если раньше имелась возможность при необходимости варьировать пла­н­о­вое водоизмещение в ту или другую сторону, то теперь требовалось не только уложиться в оставшийся лимит, но и за­дей­с­т­во­вать его полностью, до последней тонны. Ещё одной, но уже более стандартной проблемой было то, что основные показа­те­ли корабля невозможно «масштабировать» пропорционально. Поэтому, как и в случае с «Йорктаунами», требовалось определиться с приоритетами.

Отделом предварительного планирования было предложено четыре основных варианта. В первом из них приоритет был от­дан авиационным возможностям, что означало максимально длинные корпус и полетную палубу, благодаря которым ави­а­но­сец мог бы нести авиагруппу немногим меньше, чем гораздо более крупные «Йорктауны» – 72 машины. Ценой этого было снижение максимальной скорости до 29,5 узла (54,6 км/ч), а также полное отсутствие как противоснарядной, так и про­ти­во­то­р­педной защиты. Во втором и третьем варианте упор был сделан на взаимоисключающие скорость и защиту соответственно, что уменьшало размеры корабля и значительно сокращало авиагруппу – до 54 самолетов. Плюс компромиссный четвертый вариант, где имелась минимальная противоторпедная защита, авиагруппа уменьшалась не так значительно, однако скорость понижалась уже до 25,5 узла (47,2 км/ч). И лишь один (кроме водоизмещения) показатель был у всех проектов одинаковым – заданное как обязательное количество орудий ПВО дальнего и среднего радиуса уровня «Йорктаунов».

Управление по аэронавтике, возглавляемое тогда будущим главкомом ВМС США контр-адмиралом Эрнестом Кингом, по понятным причинам настаивало на принятии первого варианта, так как даже четвертый «компромиссный» не устраивал ави­а­торов из-за падения скорости, которое серьезно ухудшало возможности взлетно-посадочных операций. Что любопытно, при­ме­ни­те­льно к первому варианту вполне серьезно рассматривалась установка под носовой частью полетной палубы короткой взлетной, по примеру британских и японских авианосцев предыдущего поколения. Причем происходило это в тот момент, ко­г­да на проходившем модернизацию «Кага» как раз демонтировали эти не оправдавшие себя дополнительные взлетные па­лу­бы. Американцы отказались от этой идеи по большей части из-за того, что она требовала либо установки дополнительного самолетоподъемника с ангарной палубы на нижнюю взлетную, либо повышения уровня передней части ангарной палубы, что заметно уменьшало объем ангара.

Авианосец-«лайт». «Уосп».

22 октября 1934 г. министр флота утвердил ТТХ нового корабля, и началась разработка детальных планов. Авианосец был включен в кораблестроительную программу 1936 г., на его постройку выделялось 20 млн. долларов – столько же, сколько и на более крупные «Йорктауны» двумя годами ранее. Корабль был заложен 1 апреля 1936 г., спустя почти ровно три года, 4 апреля 1939 г., он был спущен на воду, получив имя CV-7 «Уосп», и вошел в состав флота 25 апреля следующего года. Столь про­дол­жи­те­ль­ное время постройки частично было связано с тем, что верфь «Фор-Ривер» компании «Bethlehem Shipbuilding Corp.» впе­р­вые строила корабль такой длины, но главной причиной постоянных задержек была непрерывная «борьба с лишним весом».

Надстройка-«остров» авианосца традиционно располагалась по правому борту и как и у предыдущих типов была объ­е­д­и­не­на в единую конструкцию с дымовой трубой. Длина «Уоспа» составляла 219,5 м, что касается ширины, то в целях экономии во­до­из­ме­ще­ния было решено ском­пе­н­си­ро­вать вес надстройки, трубы и ды­мо­хо­дов не традиционно балластом, а за счет ярко выраженной асимметрии корпуса по про­ти­во­по­лож­ному левому борту. Этим во многом и объяснялась высокая стоимость ко­ра­б­ля – цена условной тонны водоизме­ще­ния в его случае оказалась заметно выше, чем у предшественников. В результате ши­ри­на корпуса авианосца в центральной ча­с­ти (равно как и ши­ри­на полетной па­лу­бы) составила 30,5 м, даже немногим больше, чем у «Йорктаунов». Интересно, что кон­с­т­ру­кторы разрабатывавшегося и строившегося практически од­но­вре­мен­но с «Уос­п­ом» японского «Хирю» также применили аналогичный способ балансировки.

Силовая установка корабля имела тот же состав, что и на «Рейнджере». Но, благодаря применению более совершенных тур­бин, а также котлов с повышенным давлением и температурой, её мощность была увеличена на 25% и номинально со­ста­ви­ла 70 000 л.с. Она обеспечивала плановую скорость в 29,5 узла (54,6 км/ч), а на ходовых испытаниях, раскрученная до 75 000 л.с., позволила разогнать авианосец до 30,73 узла (56,9 км/ч). Дальность плавания экономическим ходом составляла внушительные 12 000 миль (22 200 км). Уже по ходу строительства предлагалось полностью поменять силовую установку на еще более со­ве­р­шен­ную – урезанную двухтурбинную версию силовой установки разрабатывавшихся тогда быстроходных линкоров типа «Ай­о­ва» номинальной мощностью в 100 000 л.с. Однако, из соображений экономии дополнительных 4,1 млн. долларов и во из­бе­жа­ние еще большей затяжки постройки, от этой идеи отказались.

Важной особенностью силовой установки «Уоспа» было впервые примененное на американских авианосцах «по­лу­э­ше­ло­н­ное» расположе­ние котельных и машинных отделений – котельные отделения располагались между разнесенными машинными, что значитель­но уменьшало вероятно­сть того, что корабль полностью потеряет ход в результате одного-единственного удачного по­па­да­ния, как это могло про­и­зо­й­ти (и произошло в реальности) в случае тех же «Йорктаунов». Однако это тоже было полумерой, от полноценного эшелонирования, требовавшего серьезного удлинения дымоходов, конструкторы были вынуждены отказаться опять же из соображений экономии веса.

USS CV-7 Wasp, 1940 год

Как и планировалось, «Уосп» получил тот же набор вооружения, что и «Йорктауны», и размещено оно было по той же схе­ме. Восемь универсальных орудий 127-мм/38 были сгруппированы в батареи по два в спонсонных галереях, разнесенных по ква­д­ра­н­там корабля, их огнем управляли две СУО Mk 33, расположенных на надстройке. Зенитное вооружение ближнего ра­ди­у­са состояло из четырех счетверенных 28-мм/75 зенитных автоматов, установленных двумя линейно-возвышенными парами перед «островом» и позади него. Кроме того, на галереях по периметру полетной палубы, а также на носу и корме было раз­ме­ще­но 24 пулемета калибра 12,7-мм с водяным охлаждением стволов. Во время модернизации зимой 1941-42 гг. 18 из них бы­ли демонтированы и заменены на 32 зенитных автомата «Эрликон» 20-мм/60. Одновременно с этим был установлен радар ПВО ти­па CXAM-1. Вертикальная защита корабля сводилось к поясу из стали STS толщиной 16 мм, го­ри­зо­н­та­ль­ная при­к­ры­ва­ла ма­ши­н­ное и рулевое отделения и состояла той же стали толщиной 32 мм. Противоторпедная защита отсутствовала.

Полетная палуба «Уоспа» была на 10 метров больше, чем у «Рейнджера» и составляла 226 м в длину и 30,5 м в ширину в центральной части. Посадочные системы состояли из 21 аэрофинишера, которые были расположены по всей длине полетной палубы и 6 аварийных барьеров, что позволяло производить посадку самолетов, как с носа, так и с кормы. Авианосец был ос­на­щен четырьмя гидравлическими катапультами типа H Mk II. Две из них были интегрированы в носовую часть полетной па­лу­бы, две других располагались в носовой части ангара и позволяли запускать самолеты и гидросамолёты прямо из ангара, пер­пе­н­ди­ку­лярно курсу корабля, с любого из бортов. Ангары «Уоспа» были выполнены по ставшей традиционной «открытой» схе­ме и так же были оборудованы системой подвески резервных машин. Корабль мог нести до 90 самолетов. Запас ави­а­бен­зи­на на борту составлял 613 500 л.

Самолетоподъемники «Уоспа» заслуживают отдельного описания. Согласно утвержденным ТТХ корабль должен был им­еть три подъемника. Однако по обычной «платформенной» схеме были выполнены только кормовой и центральный, а вме­с­то носового, все из тех же соображений экономии веса, было решено установить экспериментальный подъемник не на па­лу­бе, а на левом борту. Для еще большего облегчения эта система даже не имела полноценной платформы, а представляла со­б­ой ра­с­по­ло­жен­ную на пантографной подвеске Т-образную конструкцию с небольшой рампой, на которой помещались лишь ко­леса шасси самолета. Хвостовое колесо при этом выкатывалось на специальный выстрел, который был ранее разработан для эк­с­пе­ри­мен­тов по «уплотнению» палубной парковки. В походном положении подъемник складывался вертикально вдоль борта.

«Официальное» фото наглядно отражающее устройство и работу бокового самолетоподъемника. На нем SB2U-2 Vindicator

Надо сказать, что первоначально заказчики восприняли это новшество без особого энтузиазма. Представители ВМС даже потребовали не только предусмотреть конструктивную возможность установки стандартного палубного самолетоподъемника, но и изготовить сам подъемник с тем, чтобы можно было при необходимости оперативно его установить. Однако эксплу­а­та­ция новой системы быстро доказала ее полезность, причем далеко не только из-за экономии веса. Бортовой са­мо­ле­то­по­дъ­ем­ник резко снижал уязвимость полетной палубы, заметно повышал полезную площадь ангара, а также упрощал многие па­лу­б­ные и ангарные операции. В результате авианосцы следующего типа «Эссекс» также имели по бортовому подъемнику, а в даль­не­й­шем они практически полностью вытеснили палубные.

USS CV-7 Wasp, 06.1942 г. Хорошо видна ассиметрия палубы авианосца.

На катапультах и в очереди к ним видны самолеты SB2U-3 Vindicator и F4F-4 Hellcat

Несмотря на то, что американские конструкторы выжали максимум возможного в заданных им жестких рамках, оче­вид­но, что по большинству характеристик «Уосп» стал вынужденным «шагом назад». В целом корабль получился гораздо удачней схо­же­го по размерам и водоизмещению «Рейнджера», однако у него имелся тот же главный недостаток – практически полное отсутствие пассивной защиты. Это привело к тому, что командование ВМС США также сочло его не соответствующим жес­т­ким требованиям Тихоокеанского ТВД. В результате, первые полгода войны «Уосп» провел в Атлантике, где участвовал в пе­ре­б­ро­с­ке самолетов на осажденную Мальту. На Тихий океан авианосец был отозван в июне 1942 г. чтобы как-то возместить по­те­рю «Лексингтона» и «Йорктауна». В ходе битвы за Гуадалканал, 15 сентября 1942 г. корабль получил два попадания торпедами обр. 95, выпущенными японской подлодкой I-19. От взрывов 405-кг зарядов их БЧ не спасла бы и противоторпедная защита ур­о­в­ня «Йорктаунов», однако в случае вообще лишенного ПТЗ «Уоспа» были мгновенно поражены находившиеся в глубине корпуса носовое хранилище авиабензина и погреб с авиабомбами. После серии вторичных взрывов, как боеприпасов, так и па­р­ов бензина, пожар перекинулся на ангарную палубу с находившимися там самолетами. Спустя 35 минут после попаданий пожар окончательно вышел из-под контроля и капитан авианосца отдал приказ «покинуть корабль», затем CV-7 «Уосп» был добит торпедами эсминца эскорта…

На этом мы заканчиваем знакомство с эскадренными авианосцами, с которыми ВМС США встретили Тихоокеанскую войну.

Таблица. Авианосцы США.

Тип «Лексингтон» «Рейнджер» Тип «Йорктаун» «Уосп»
Вод в строй 1927 г. 1934 г. 1937-41 г. 1940 г.
В/и полное, т 43 055 17 577 25 484 19 116
Длина, макс, м 270,7 234,4 251,4 219,5
Ширина, м 32,3 33,4 33,4 30,5
Осадка, м 9,3 6,8 7,9 7,1
Силовая установка 16 котлов

4 электродвигателя

6 котлов

2 турбины

9 котлов

4 турбины

6 котлов

2 турбины

Мощность, л.с. 180 000 53 500 120 000 70 000
Скорость, узлов 33,25 29,25 32,5 29,5
Запас топлива, т 5500 2350 4360 1602
Дальность, миль 10 500 10 000 12 500 12 000
Летная палуба, м 268,2 × 32,3 216,1 × 26,2 244,6 × 29,9 226,0 × 30,5
Истребители 22 × F4F-3 18 × F4F-3 27 × F4F-4 47 × F4F-3
Пикировщики 36 × SBD-3 37 × SB2U 36 × SBD-3 33 × SB2U
Торпедоносцы 12 × TBD-1 15 × TBD-1 3 × TBD-1
Запас авиабензина 390 т / 520 300 л 386 т / 514 400 л 505 т / 673 900 л 460 т / 613 500 л
Броня (пояс), мм 178-127 51 102-64 16
Орудия УК 12 × 127-мм/25 8 × 127-мм/25 8 × 127-мм/38 8 × 127-мм/38
Орудия ПВО МЗА 1 48 × 28-мм/75 24 × 28-мм/75 16 × 28-мм/75 16 × 28-мм/75
Орудия ПВО МЗА 2 22 × 20-мм/60 24-32 × 20-мм/60 32 × 20-мм/60
Пулеметы 20 × 12,7-мм/90 24 × 12,7-мм/90 8-12 × 12,7-мм/90 6 × 12,7-мм/90

Характеристики кораблей, состав вооружения и авиагрупп приведены по состоянию на весну 1942 г.

Приведены реальные авиагруппы этих кораблей на данный период, когда из-за нехватки современных самолетов аме­ри­ка­н­с­к­ие авианосцы были серьезно «недогружены» авиацией, но уже к концу лета 1942 г. авиагруппы уцелевших «Саратоги», «Эн­те­р­п­ра­й­за» и «Хорнета» могли достигать 90-95 машин.


5. Стратегия и тактика боевого применения
6. Список кораблей

Корпус

Атомный авианосец ВМС Франции Шарль де Голль. Отчётливо виден «остров».

Корпус типичного авианосца имеет длину от 182 до 342 метров и осадку до 12 метров. Корпус выполнен из стали, толщина которой может быть несколько сантиметров. Живучесть корпуса достигается за счёт водонепроницаемых переборок и палуб. Для обеспечения необходимой площади полётной палубы и ангаров, корпус над ватерлинией значительно увеличивается в ширину, что придаёт авианосцу его характерный облик. Под полётной палубой расположены объёмные ангары, в которых хранятся и ремонтируются самолёты и вертолёты. Перемещение летательных аппаратов между палубами происходит посредством специальных подъёмников, количество которых может достигать четырёх. Ниже ангаров расположены машинные отделения и прочие служебные помещения. Для того, чтобы обеспечить максимально возможную полезную площадь полётной палубы, командный мостик, антенны и радарные установки размещаются на так называемом «острове», единственном возвышении над палубой. «Остров», как правило, располагается по правому борту. Прочее оборудование располагается по бокам корпуса ниже уровня полётной палубы. Для увеличения количества летательных аппаратов на борту, часть из них находится не в ангарах, а непосредственно на палубе.

Полётная палуба

Существует две основные конфигурации полётной палубы.

Плоская полётная палуба

Схема взлёта и посадки самолётов на авианосце Дуайт Эйзенхауэр

F-14D Томкэт незадолго перед стартом с помощью паровой катапульты с борта авианосца США «Джон Стеннис»

Из находящихся в настоящее время в строю плоскую полётную палубу имеют все американские авианосцы, французский авианосец «Шарль де Голль» и бразильский авианосец «Сан-Паулу». Эти авианосцы предназначены для базирования самолётов горизонтального взлёта и для подъёма их в воздух используют паровые катапульты. Количество катапульт на американских авианосцах — 4, на французском и бразильском авианосцах — по 2.

Единственным в мире авианосцем, который для самолётов горизонтального взлёта не использует катапульты, является российский «Адмирал Кузнецов», однако он относится к «трамплинной» компоновке.

Плоскую полётную палубу имеют также авианесущие десантные корабли, рассчитанные на базирование вертолётов и самолётов вертикального взлёта.

Полётная палуба с трамплином

Авианосец США «Джон Стеннис» и авианосец Великобритании «Илластриес»

Данный тип полётной палубы характерен для авианосцев, вооружённых самолётами вертикального и укороченного взлёта и посадки. Для увеличения стартовой массы самолётов, на авианосцах данного типа практикуют взлёт после короткого разбега. В результате чего самолёт экономит горючее по сравнению с вертикальным взлётом и способен взять большую массу топлива и вооружения. Ввиду того, что посадочная скорость СВВП невелика, какие-либо дополнительные приспособления для торможения отсутствуют. Взлётная и посадочная полосы объединены между собой. Данный тип полётной палубы характерен для авианосцев Великобритании, Индии, Италии, Испании, Таиланда и России.

Российский «Адмирал Кузнецов» стоит среди авианосцев трамплиного взлёта несколько особняком. На нём базируются самолёты укороченного взлёта Су-33, МиГ-29К, которые благодаря высокой тяговооружённости способны взлетать с короткой полосы без использования катапульты. Подобная организация полётов, однако, не является полноценной заменой катапультам, так как не позволяет истребителям взлетать с полной боевой нагрузкой и исключает возможность взлёта самолётов с низкой тяговооружённостью. Особенностью российского авианосца является также угловая посадочная палуба и тросовый аэрофинишёр, отстуствующие у других трамплинных авианосцев.

Многоуровневая полетная палуба

Ныне не встречающийся вид полетной палубы, характерный для авианосцев 1920-1930-ых годов. Представлял собой короткую взлетную палубу в носовой части корпуса и использующуюся в основном для посадки летную палубу поверх ангара.

авианосец «Кага» до модернизации и после модернизации

Подобные системы были задействованы на японских авианосцах "Акаги" и "Кага", британские авианосцы "Глориес", "Корейждес" и "Фуриес". Аналог подобной системы - катапульту для старта из ангара через бортовое окно - имели первые авианосцы серии "Эссекс".

Теоретическими преимуществами подобной схемы была возможность разделить взлет и посадку самолетов, не загромождать летные палубы машинами.

Практика применения показала несовершенство этой схемы, ее опасность для пилотов. К середине 1930-ых практически все авианосцы с полетными палубами многоуровневого класса были переоборудованы в обычные авианосцы.

Силовые установки

12 действующих авианосцев используют в качестве основных силовых установок охлаждаемые водой ядерные реакторы, что предоставляет им почти неограниченную дальность плавания. Применение на авианосцах ядерной силовой установки позволяет сэкономить водоизмещение для авиационного топлива и боезапаса. Нельзя не отметить, что ЯСУ придаёт такое немаловажное тактическое свойство авианосцам, как возможность длительно — многие дни и недели — поддерживать скорость хода, близкую к максимальной), что недоступно кораблям с обычной силовой установкой, вынужденных большую часть времени двигаться с крейсерской скоростью.

Авианесущий крейсер Авианосная ударная группа >>>
Загрузка...