last-tochka.ru

Льготные помещения для малого бизнеса. Льготы для малого бизнеса: на что можно рассчитывать. Нюансы участия в торгах по аренде государственного имущества

"Главная книга", 2009, N 21

(Как оформить договор таким образом, чтобы избежать налоговых рисков)

Практически все города сейчас пестрят перетяжками и плакатами с рекламой дешевой аренды, предлагающей: "2 месяца бесплатно", "бонусы за переезд к нам", "коммуналка в подарок", "0 руб. за каждый второй месяц" и тому подобное. Но что хорошо для рекламы, то недопустимо для договора. Хотя, оказывается, не все это понимают. Посмотрим, к каким неблагоприятным последствиям может привести использование рекламных слоганов в договоре аренды и на что их можно безболезненно заменить.

Ненужные налоговые риски

В любом случае, если формулировка договора предполагает бесплатное пользование помещением в течение какого-то времени (например, "первые N месяцев бесплатно", "последние N месяцев бесплатно", "каждый второй месяц бесплатно"), то:

  • арендатор будет обязан включить во внереализационные доходы стоимость аренды за соответствующие периоды <1>. Сумму этого дохода арендатор должен определить исходя из рыночных ставок аренды аналогичных площадей. И в принципе арендатор должен или подтвердить рыночную цену документально, или заказать независимую оценку;
  • арендодатель будет обязан начислить НДС также со стоимости "безвозмездной" аренды, выписать (в одном экземпляре) и зарегистрировать в книге продаж счет-фактуру на стоимость безвозмездного пользования <2>. Этот НДС, кстати, арендатор к вычету принять не сможет <3>.

Арендодатели также должны иметь в виду, что налоговый орган может при проверке исключить из их "прибыльных" расходов амортизацию, начисленную за "бесплатные" месяцы по переданным в аренду площадям, квалифицировав такую "бесплатную" аренду как передачу помещений в безвозмездное пользование <4>.

А если арендатор еще и не возмещает арендодателю стоимость потребленной электроэнергии и коммунальных услуг и эта стоимость может быть точно определена, налоговый орган может "снять" арендодателю и эти расходы <5>.

Если же вы пропишете в договоре, что в качестве арендной платы арендатор оплачивает коммунальные платежи, то ко всем вышеперечисленным налоговым рискам присоединяются риски гражданско-правовые. Во-первых, оплата коммуналки арендной платой не является. И получается, что арендатор в такой ситуации пользуется помещением безвозмездно со всеми вытекающими отсюда налоговыми последствиями <6>. А во-вторых, можно говорить о том, что сторонами договора не согласован размер арендной платы. А значит, договор аренды является незаключенным. Соответственно, арендодатель вправе не только выселить арендатора в любой момент, но и взыскать с него стоимость фактического пользования имуществом. Такой стоимостью признается цена аренды, существовавшая в то время, когда закончилось пользование, и в том месте, где оно происходило <7>.

<1> Пункт 8 ст. 250 НК РФ; п. 2 Информационного письма Президиума ВАС РФ от 22.12.2005 N 98.
<2> Подпункт 1 п. 1 ст. 146, п. 2 ст. 154, п. 3 ст. 169 НК РФ; п. 16 Правил, утв. Постановлением Правительства РФ от 02.12.2000 N 914; Письмо Минфина России от 05.05.2009 N 03-07-11/133.
<3> Статьи 171, 172 НК РФ.
<4> Пункт 16 ст. 270, п. 3 ст. 256 НК РФ.
<5> Пункт 16 ст. 270 НК РФ.
<6> Пункт 12 Информационного письма Президиума ВАС РФ от 11.01.2002 N 66.
<7> Пункт 2 ст. 1105, п. 1 ст. 1104, ст. 1102 ГК РФ.

Делаем из рекламы пункт договора

Разумеется, арендатор и арендодатель не заинтересованы в столь неблагоприятных последствиях. А значит, нужно сформулировать условия договора о размере арендной платы так, чтобы финансовые последствия для арендатора и арендодателя остались такими же, как и обещала реклама, а риски ушли. Разберем самые популярные рекламные ухищрения арендодателей и посмотрим, как их нужно переформулировать в договоре.

"Первые N месяцев бесплатно"

Допустим, в рекламном объявлении сказано, что ставка аренды составляет всего 300 руб. за кв. м в месяц (очень привлекательные ставки для Москвы), причем 2 первых месяца - бесплатные при аренде сроком на год. Тогда условия договора должны выглядеть так:

  • размер арендной платы составляет 250 руб. за кв. м в месяц (300 руб. x 10 мес. / 12 мес.);
  • годовая стоимость аренды составляет 3000 руб. за кв. м. (300 руб. x 10 мес.).

То есть в финансовом плане такие условия будут равнозначны рекламным, но уже без налоговых рисков, связанных с безвозмездным пользованием.

Примечание

Рекламный ход в виде "первый месяц бесплатно" придумали отнюдь не арендодатели. Такая же схема привлечения клиентов существует в торговле программным обеспечением, в рекламной индустрии, в аренде оборудования, в сфере оздоровительных услуг и т.д.

И разумеется, это вовсе не российское ноу-хау. Предоставление помещений в бесплатное пользование как минимум на первый месяц аренды (так называемый trial period) - это практически норма в практике наймодателей частного жилья и арендодателей коммерческой недвижимости в западных странах. Такие условия предоставляются при условии аренды на длительный срок, обычно от 1 года. Разумеется, одновременно договор предусматривает штраф за его досрочное расторжение, который с лихвой компенсирует арендодателю первый "бесплатный" месяц. Только там это по факту обычай делового оборота, и компаниям и гражданам не приходится скрывать это витиеватыми формулировками договора, дабы избежать доначислений налогов за "безвозмездное пользование".

"Каждый N-й месяц - бесплатно"

Тоже часто встречающееся предложение арендодателей. Тут избежать неприятных налоговых последствий арендатор и арендодатель могут тем же способом, что уже описан нами выше, - нужно перестроить условия договора таким образом, чтобы упоминания о "бесплатных" месяцах в нем не было вовсе и "бесплатность" обеспечивалась за счет распределения общей цены аренды за весь срок действия договора на каждый месяц аренды.

Допустим, реклама гласит, что арендная плата составляет 300 руб. за кв. м в месяц, но при этом каждый второй месяц для арендатора бесплатный. Тогда в договоре нужно указать ставку арендной платы 150 руб. за кв. м в месяц.

"Все бесплатно, оплачиваете только коммуналку"

Очевидный выход в такой ситуации - установить цену аренды на уровне, примерно равном коммунальным расходам, и прописать в договоре, что арендная плата уже включает в себя стоимость коммунальных услуг.

Если же стоимость коммунальных услуг подвержена сильным колебаниям, то можно установить некую минимальную для арендаторов сумму арендной платы, но прописать, что стоимость потребленных коммунальных услуг арендатор возмещает арендодателю отдельно. Хотя, в принципе, прописывать это в договоре не обязательно, потому что такой порядок расчетов установлен непосредственно в Гражданском кодексе РФ <8>.

<8> Пункт 2 ст. 614 ГК РФ.

Аренда по низким ставкам

А теперь мы подошли к самому простому, налогобезопасному и к тому же удобному способу предоставления "скидки" арендаторам. Этот способ вполне может заменить все упомянутые нами виды скидок и другие экзотические предложения арендодателей ("бонусы", бесплатный ремонт и т.д.). Ведь можно скомпоновать в договоре условия о ставках и оплате следующим образом:

  • установить базовую арендную ставку на низком, крайне привлекательном для арендаторов, уровне;
  • определить, что условием получения такой ставки является строгое выполнение арендатором определенных требований;
  • предусмотреть систему коэффициентов к базовой ставке арендной платы, применяемых в случае невыполнения этих требований.

Например , базовая ставка составляет 150 руб. за кв. м в месяц. Однако при просрочке платежа на следующие 2 месяца применяется размер арендной платы с повышающим коэффициентом к ставке в размере 1,2, при отказе от аренды 30% площадей - с коэффициентом 1,3 и т.д. То есть выполнение нужных арендодателю условий заранее будет мотивироваться для арендатора низкой базовой арендной ставкой и "штрафными" коэффициентами за их несоблюдение.

Кстати, сразу успокоим арендаторов - риски доначислений налогов при таком оформлении льготной аренды их никоим образом не затрагивают. Ведь такого налогооблагаемого дохода, как материальная выгода от приобретения товаров (услуг) по заниженным ценам, в гл. 25 НК РФ по налогу на прибыль или в гл. 26.2 НК РФ по "упрощенке" нет, в отличие, кстати, от гл. 23, посвященной НДФЛ <9>. Так что если арендодатель сдал вам помещения по мизерной цене, в разы отличающейся от рыночной, то это его головная боль.

К сведению

Об источниках рыночных цен читайте статью "Проверка цены на "рыночность" в журнале "Главная книга", 2009, N 14.

<9> Статья 212 НК РФ.

Риски доначислений до "рыночного" уровня для арендодателей

Если арендодатели изначально устанавливают в договоре весьма низкую ставку аренды, они рискуют столкнуться при налоговой проверке с доначислением основных налогов (НДС, налог на прибыль при общей системе налогообложения или налог при УСНО) исходя из скорректированных до рыночного уровня ставок аренды <10>. Но у арендодателей есть почти стопроцентные шансы оспорить такие доначисления. Ведь, как правило, налоговики допускают следующие ошибки при вынесении решений:

(или) налоговый орган, указывая, что арендодатель допустил более чем 20%-ное отклонение цен, сравнивал цены арендодателя и рыночные цены. Однако сравниваться должны ставки у одного и того же арендодателя за непродолжительный период времени <11>. Таким образом, при снижении ставок аренды сразу для всех арендаторов существенных отклонений, которые дают налоговикам право доначислить налоги, просто не будет. Нет никаких оснований для доначислений и в том случае, если арендатор всего один, например если арендодатель разово сдает в аренду по мизерным ценам свои свободные площади, - ведь и тут нет существенного отклонения цен от среднего уровня, применяемого арендодателем <12>;

(или) налоговый орган при проверке "рыночности" цены не учитывал такие условия, как колебания потребительского спроса на товары (работы, услуги), маркетинговая политика и т.п. <13>. А ведь в последнее время арендодатели вынуждены "сбрасывать" цены именно из-за падения спроса;

(или) налоговый орган сравнивал цены по неидентичным (неоднородным) помещениям: на разных этажах, по разным адресам и т.д. <11>. Ведь два совершенно одинаковых помещения найти сложно: офис площадью 10 кв. м и целый этаж здания - это далеко не идентичные (однородные) объекты аренды, равно как и офис в пристройке к зданию и такое же по потребительским качествам помещение, но находящееся у центрального входа в здание <14>.

Причем существенные отклонения в ценах арендодатель может обосновывать сразу несколькими способами, например и разнородностью конкретных помещений, и длительным отсутствием спроса на то помещение, которое арендодатель хочет сдать по демпинговым ценам. Более низкие цены могут применяться для так называемых якорных арендаторов, снимающих крупные площади (чтобы их привлечь или удержать). В этом случае ставки можно продифференцировать в зависимости от площади сдаваемых помещений. Ставки для новых арендаторов также могут быть ниже, если этим новым арендаторам предлагаются так называемые стоки - помещения не очень выгодного расположения, на которые имеется низкий спрос. Цель арендодателя в такой ситуации - повысить заполняемость своих площадей, что, например, в торговой сфере выгодно и всем остальным арендаторам.

Кроме того, налоговикам будет крайне сложно доказать в суде уровень рыночных цен в конкретной местности и за конкретный период времени, до которого они доначислили налоги. Как правило, им не удается доказать идентичность сравниваемых помещений, или же у судов возникают резонные сомнения в статусе источника информации о рыночных ценах. Например , в спорах о "рыночности" арендных ставок суды обычно приходят к выводу, что налоговики использовали некорректные источники информации о рыночных ценах на аренду, например рекламные журналы, акты госорганов о тарифах на аренду госимущества или же справки коммерческих организаций, не являющихся оценщиками <15>.

* * *

Таким образом, при грамотном оформлении договора арендодателю можно соблюсти все свои рекламные обещания, а арендатору - получить свои "рекламные ожидания" - и в то же время уйти от налоговых рисков. Что же касается собственно низких цен на аренду, то в подавляющем большинстве случаев доначисления налоговиков в рамках контроля за рыночным уровнем арендных ставок признаются судами незаконными в силу плохой доказательной базы налоговиков. В федеральных судах за последние 2 года было всего несколько десятков подобных дел, из которых налоговики выиграли единицы. Как правило, налоговики стабильно выигрывают в спорах о "рыночности" арендных ставок лишь тогда, когда "оптимизация" видна невооруженным глазом - например, когда крайне низкие ставки устанавливаются только взаимозависимым арендаторам <16>.

<10> Статья 40 НК РФ.
<11> Подпункт 4 п. 2 ст. 40 НК РФ.
<12> Постановление ФАС МО от 21.10.2008 N КА-А40/8542-08.
<13> Пункт 3 ст. 40 НК РФ.
<14> См., например, Постановления ФАС ПО от 31.07.2007 по делу N А55-16334/2006; ФАС ЗСО от 17.09.2008 N Ф04-5628/2008(11555-А46-15); ФАС СЗО от 15.01.2007 по делу N А56-52120/2005.
<15> См., например, Постановление ФАС СЗО от 15.01.2007 по делу N А56-52120/2005.
<16> См., например, Постановления ФАС ВСО от 20.11.2008 N А74-126/07-Ф02-4627/08; ФАС ВВО от 22.12.2008 по делу N А11-916/2008-К2-24/8.

П.А.Попов

Субсидирование аренды нежилых помещений – одна из форм преференций для небольшого бизнеса. В рамках имущественной поддержки субъектов малого предпринимательства правительством разработан ряд программ, позволяющих получить от города Москвы льготу по аренде недвижимости (п. 1 ст. 18 Закона города Москвы от 26.11.2008 № 60 «О поддержке и развитии малого и среднего предпринимательства в городе Москве»).

Арендовать нежилое помещение по льготным ставкам имеют возможность организации и предприниматели, работающие в сферах культуры и спорта, социального питания и торговли, здравоохранения и образования, бытового обслуживания. Кроме того, этим правом могут воспользоваться предприятия, использующие труд инвалидов, вид деятельности в данном случае неважен.

Доход субъектов МСП, желающих получить помещение в аренду на легких условиях, не должен превышать 800 млн. рублей. Особые условия предъявляются к численности (до 100 человек) и структуре уставного капитала (менее 25 % – доля государственного или муниципального участия; менее 49 % – доля иностранного участия или российских организаций, не являющихся малыми и средними предприятиями).

Виды арендных льгот для малого бизнеса

В настоящее время постановлением Правительства Москвы от 02.12.2016 № 812-ПП утверждена льготная ставка арендной платы в размере 4 500 рублей за 1 кв. м. Претендовать на подобную ставку при аренде нежилого помещения могут только лица, включенные в Единый реестр субъектов малого и среднего предпринимательства.

Особые льготы могут получить организации и предприниматели, победившие в городском аукционе по программам «Доктор рядом», «Образовательная программа» и «Объекты культурного наследия». Им предоставляются в аренду на длительный срок нежилые объекты, расположенные в жилых районах на первых этажах зданий, но, зачастую, находящиеся в неудовлетворительном состоянии.

После восстановления арендуемого объекта силами победителя конкурса и выполнения условий программы, осуществляется переход на ставку арендной платы из расчета 1 рубль за 1 кв. м в год. Следует отметить, что дополнительных налоговых льгот при аренде городского имущества для участников названных программ не существует.

Цены

Льготная аренда помещений для малого бизнеса - от 3 000 руб.

Порядок получения льгот

Получение льготных условий представителями малого бизнеса происходит в заявительном порядке. Необходимо подобрать нежилой объект недвижимости и обратиться за предоставлением имущественной поддержки. Порядок получения льгот установлен постановлениями Правительства Москвы от 25.12.2012 № 809-ПП и 01.07.2013 г. № 424-ПП. Упрощенно регламент предоставления льгот можно представить следующим образом.

  1. Сбор заинтересованным лицом необходимых документов, в том числе подтверждающих разрешение на осуществление конкретного вида деятельности и использование арендованного помещения.
  2. Обращение в Межведомственную комиссию (Департамент городского имущества) с заявлением, договором аренды и пакетом документов.
  3. Проверка представленных документов специалистами ДГИ.
  4. Принятие решения о предоставлении имущественной поддержки (льготной ставки арендной платы) либо направление мотивированного отказа.

ВАЖНО! Решения, принятые Межведомственной комиссией, подлежат публикации на сайте Правительства Москвы. При несогласии с вынесенным решением, заявитель может оспорить его в судебном порядке.

Юридическая помощь от компании «Мосты»

Отказ в рассмотрении заявлений о предоставлении льготной аренды малому бизнесу зачастую связан с наличием долгов, истечением сроков аренды, отсутствием фирмы-заявителя в Едином реестре МСП и другими причинами. Если вы не согласны с отказом и хотите оспорить его, профильные юристы компании «Мосты» готовы проанализировать ситуацию и проконсультировать вас о перспективах разрешения дела.

На государственном уровне имущественная поддержка НКО в виде предоставления им нежилых помещений давно существует в виде федеральных законов и постановлений правительства (статья 31.1 ФЗ №7 «О некоммерческих организациях», постановление правительства РФ №1478 «Об имущественной поддержке социально ориентированных некоммерческих организаций»). Однако в реальной жизни все обстоит не так просто.

Предполагается, что региональные и местные администрации могут предоставлять НКО помещения, которые находятся в государственной и муниципальной собственности. Формы такой поддержки несколько:

  1. Передача зданий, помещений в безвозмездное пользование некоммерческим организациям;
  2. Передача зданий, помещений в краткосрочную (до одного года) или долгосрочную аренду по льготным ставкам арендной платы;
  3. Предоставление НКО безвозмездно или на льготных условиях помещений для проведения отдельных мероприятий;
  4. Предоставление некоммерческим организациям возможностей для работы на базе государственных и муниципальных учреждений соответствующего профиля;
  5. Создание специализированных государственных и муниципальных учреждений, предоставляющих некоммерческим организациям безвозмездно или на льготных условиях помещения для проведения отдельных мероприятий или для регулярного ведения деятельности.

Для передачи во временное пользование некоммерческим организациям может быть также использовано недвижимое имущество и некоторых других категорий - по направлениям деятельности соответствующих НКО, например, объекты культурного наследия (памятники истории и культуры), объекты спорта.

Однако сложившаяся практика показывает, что вопрос об эффективности подобного использования государственного и муниципального имущества, равно как и об ее независимой оценке почти нигде не ставился. Не проработана и нормативно-правовая база, которая обеспечивала бы равный доступ некоммерческих организаций к такой форме поддержки, как передача им помещений во временное пользование на льготных условиях.

На региональном и тем более местном уровнях практически не урегулированы вопросы предоставления помещений во временное пользование НКО на льготных условиях, нет подробного описания административных процедур, требований к порядку их выполнения.

Но попытаться

получить помещение для своей деятельности на льготных условиях СО НКО все же могут.

Вам надо найти перечень государственного и муниципального имущества, который, согласно пункту 7, статьи 31.1 все того же ФЗ№7 «О некоммерческих организациях», обязательно должен быть опубликован в СМИ и находиться на официальных сайтах утвердивших их федеральных органов исполнительной власти, органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации или местных администраций.

В этом перечне или реестре есть информация о зданиях и помещениях (как правило, приведён их перечень с указанием адреса, площади и иной информации), которые предлагаются в аренду. Но учтите, что этот перечень или реестр является общим для всех, и там нет никаких ссылок на то, что эти помещения предоставляются именно НКО. Например, московский перечень можно найти здесь.

После того, вам нужно обратиться в соответствующий орган исполнительной власти субъекта или в местную администрацию и предоставить полный пакет документов, в том числе подтверждающих социальную ориентированность НКО. К ним вы можете приложить и запрос о предоставлении преференции. Если его не удовлетворят, вы все равно ничего не теряете. Зато в случае положительного решения, НКО получит серьезную дополнительную поддержку, например, льготную арендную плату за пользование зданием или помещением.

Должностные лица могут заявить, что выбранное вами помещение может быть передано НКО только после проведения конкурса или аукциона, ссылаясь на статью 17.1 ФЗ № 135-ФЗ «О защите конкуренции». Но конкурс не проводится, если речь идет о социально ориентированной НКО. В той же статье, в конце пункта 1 сказано: «за исключением предоставления указанных прав на такое имущество», и далее перечисляются такие исключения, а подпункт 4 относит к таким исключениям и социально ориентированные НКО. Соответственно, заключение договоров, предусматривающих переход прав владения и/или пользования государственным или муниципальным имуществом (в том числе зданий и помещений), с НКО на основании и при соблюдении условий п.4 ч.1 ст.17.1 ФЗ «О защите конкуренции» осуществляется без проведения торгов.

Помните, что переданное вам имущество, в том числе и помещения, можно использовать только по целевому назначению. Запрещаются его продажа, переуступка прав пользования им, передача прав пользования в залог и внесение прав пользования таким имуществом в уставный капитал любых других субъектов хозяйственной деятельности. В противном случае выдавшие вам помещение органы власти вправе обратиться в арбитражный суд с требованием о прекращении прав владения и/или пользования имуществом.

Если вам понравилась статья - порекомендуйте ее своим друзьям, знакомым или коллегам, имеющим отношение к муниципальной или государственной службе. Нам кажется, что им это будет и полезно, и приятно.
При перепечатке материалов обязательна ссылка на первоисточник.

gosvopros.ru

Деятельность некоммерческой организаций (далее по тексту – НКО) не предполагает в качестве основной цели - получение прибыли. Социальная направленность НКО поддерживается государством в виде предоставления определенных налоговых льгот. Обозначим основные из них.

В соответствии с положениями ст.3 НК РФ законодательство РФ о налогах и сборах основывается на признании всеобщности и равенства налогообложения. Не допускается устанавливать дифференцированные ставки налогов и сборов, налоговые льготы в зависимости от формы собственности, гражданства физических лиц или места происхождения капитала.

В соответствии с п.3 ст.31.1 Федерального закона от 12.01.1996 г. №7-ФЗ «О некоммерческих организациях» оказание поддержки социально ориентированным некоммерческим организациям осуществляется в том числе в форме предоставления таким организациям льгот по уплате налогов и сборов в соответствии с законодательством РФ о налогах и сборах.

Так, в частности, некоммерческим организациям предоставлено право при формировании налоговой базы по налогу на прибыль организаций не учитывать доходы, установленные ст.251 НК РФ.

НКО, осуществляющие образовательную и (или) медицинскую деятельность, вправе применять налоговую ставку 0% по налогу на прибыль организаций при соблюдении условий, установленных ст.284.1 НК РФ.

РЕГИСТРАЦИЯ НКО

Кроме того, ст.149 НК РФ установлен перечень операций, освобождаемых от налогообложения налогом на добавленную стоимость, в который включены операции по реализации товаров (работ, услуг), осуществляемые некоммерческими организациями в рамках благотворительной, культурной, образовательной, научной деятельности, а также в сфере здоровья граждан, развития физической культуры и спорта.

Субъекты РФ вправе устанавливать дифференцированные налоговые ставки по региональным и местным налогам в зависимости от категорий налогоплательщиков и (или) имущества, признаваемого объектом налогообложения, а также налоговые льготы и основания для их использования (Письмо Минфина РФ от 13.01.2017 г. №03-01-15/1026).

Налоговое законодательство предусматривает существенные льготы для НКО, освобождая от налогообложения ряд операций.

АУДИТ НЕКОММЕРЧЕСКИХ ОРГАНИЗАЦИЙ

Налоговые льготы в части НДС

Для определенных операций, совершаемых НКО, предусмотрены налоговые льготы.

Перечень операций, не подлежащих налогообложению (освобождаемых от налогообложения) на территории РФ, установлен ст. 149 НК РФ и является закрытым.

Например, освобождены от налогообложения НДС:

  • услуги по уходу за больными, инвалидами и престарелыми (пп.3 п.2 ст.149 НК РФ);
  • услуги по присмотру и уходу за детьми в организациях, осуществляющих образовательную деятельность по реализации образовательных программ дошкольного образования, услуги по проведению занятий с несовершеннолетними детьми в кружках, секциях (включая спортивные) и студиях (пп.4 п.2 ст.149 НК РФ).

В связи с данной льготой возникает вопрос: освобождены ли услуги по присмотру и уходу за детьми в группах продленного дня в автономной некоммерческой организации (частной школе начального образования), оказываемые на основании договора об оказании соответствующих услуг между родителями (законными представителями) ребенка и школой?

Пунктом 18 ст.2 Федерального закона от 29.12.2012 г. №273-ФЗ «Об образовании в РФ» (далее по тексту - Закон №273-ФЗ) установлено, что образовательной организацией признается НКО, осуществляющая на основании лицензии образовательную деятельность в качестве основного вида деятельности в соответствии с целями, ради достижения которых такая организация создана. В соответствии с ч.7 ст.66 Закона №273-ФЗ в образовательной организации, реализующей образовательные программы начального общего, основного общего и среднего общего образования, могут быть созданы условия для проживания обучающихся в интернате, а также для осуществления присмотра и ухода за детьми в группах продленного дня.

При этом под присмотром и уходом за детьми понимается комплекс мер по организации питания и хозяйственно-бытового обслуживания детей, обеспечению соблюдения ими личной гигиены и режима дня (п. 34 ст. 2 Закона №273-ФЗ).

РЕГИСТРАЦИЯ ИЗМЕНЕНИЙ В УСТАВ НКО

Типы образовательных организаций поименованы в ст. 23 Закона №273-ФЗ. Так, ч. 2 ст. 23 Закона №273-ФЗ установлено, что в РФ устанавливаются в том числе следующие типы образовательных организаций, реализующих основные образовательные программы:

  • дошкольная образовательная организация - образовательная организация, осуществляющая в качестве основной цели ее деятельности образовательную деятельность по образовательным программам дошкольного образования, присмотр и уход за детьми;
  • общеобразовательная организация - образовательная организация, осуществляющая в качестве основной цели ее деятельности образовательную деятельность по образовательным программам начального общего, основного общего и (или) среднего общего образования.

Автономная НКО (частная школа начального образования) является общеобразовательной организацией, следовательно, льгота, установленная пп.4 п.2 ст.149 НК РФ, на нее не распространяется (Письмо Минфина РФ от 06.07.2017 г. №03-07-14/42787).

  • услуги, оказываемые НКО по реализации общеобразовательных и (или) профессиональных образовательных программ (основных и (или) дополнительных), программ профессиональной подготовки, указанных в лицензии, или воспитательного процесса, а также дополнительных образовательных услуг, соответствующих уровню и направленности образовательных программ, указанных в лицензии, за исключением консультационных услуг, а также услуг по сдаче в аренду помещений (пп.14 п.2 ст.149 НК РФ, Письмо ФНС РФ от 25.08.2015 г. №ГД-3-3/3230@);
  • услуги по социальному обслуживанию несовершеннолетних детей; услуги по поддержке и социальному обслуживанию граждан пожилого возраста, инвалидов, безнадзорных детей и иных граждан, которые признаны нуждающимися в социальном обслуживании и которым предоставляются социальные услуги в организациях социального обслуживания;
  • операции по реализации товаров (за исключением подакцизных, минерального сырья и полезных ископаемых, а также других товаров по перечню, утв. Правительством РФ), работ, услуг производимых общественными организациями инвалидов, среди членов которых инвалиды (законные представители) составляют не менее 80 процентов (пп.2 п.3 ст.149 НК РФ);
  • операции по реализации коммунальных услуг и работ (услуг) по содержанию и ремонту общего имущества в многоквартирном доме (пп.29 и пп.30 п.3 ст.149 НК РФ).

При этом полученные НКО целевые средства (например, вступительные и членские взносы, пожертвования и иные средства) не облагаются НДС в случае, если их получение не связано с реализацией товаров, работ, услуг (пп.1 п.1 ст.146 НК РФ).

Какими документами подтвердить льготу в части благотворительной деятельности?

Такими документами могут быть (письма Минфина РФ от 26.10.2011 г. №03-07-07/66, УФНС РФ по г. Москве от 05.03.2009 г. №16-15/049593.1):

  • договор на безвозмездную передачу товаров (выполнение работ, оказание услуг) в рамках благотворительности;
  • регистры учета, подтверждающие, что благотворительная помощь принята на учет;
  • акты или иные документы, свидетельствующими о целевом использовании благотворительного имущества (результатов работ или услуг).

КАКИЕ НЕОБХОДИМЫ ДОКУМЕНТЫ ДЛЯ РЕГИСТРАЦИИ АНО?

НАЛОГОВЫЕ ЛЬГОТЫ ДЛЯ ЮРИДИЧЕСКИХ И ФИЗИЧЕСКИХ ЛИЦ, ДЕЛАЮЩИХ БЛАГОТВОРИТЕЛЬНЫЕ ПОЖЕРТВОВАНИЯ

Налоговые льготы в части налога на прибыль

По общему правилу НКО признаются плательщиками налога на прибыль (ст.246 НК РФ).

Налогом на прибыль у НКО облагается только прибыль (разница между полученными доходами и произведенными расходами), полученная в связи с осуществлением предпринимательской деятельности.

Доходы, не учитываемые при определении налоговой базы по налогу на прибыль, приведены в ст.251 НК РФ. Их перечень является исчерпывающим. При этом средства, полученные НКО на их содержание и ведение уставной деятельности, не облагаются налогом на прибыль (п.1 пп.14 ст.251 НК РФ, Письма Минфина РФ от 29.02.2016 г. №03-03-06/3/11364, от 23.03.2015 г. №03-03-06/4/15749).

При определении налоговой базы по налогу на прибыль не учитываются целевые поступления (п. 2 ст. 251 НК РФ). К целевым поступлениям на содержание некоммерческих организаций и ведение ими уставной деятельности относятся, в частности, пожертвования, признаваемые таковыми в соответствии с ГК РФ (пп.1 п.2 ст.251 НК РФ), средства и иное имущество, имущественные права, которые получены на осуществление благотворительной деятельности (пп.4 п.2 ст.251 НК РФ).

В соответствии с п.1.1 Порядка заполнения налоговой декларации по налогу на прибыль организаций (Приложение №2 к Приказу ФНС РФ от 26.11.2014 г. №ММВ-7-3/600@) при получении пожертвований, признаваемых таковыми, организациями при составлении декларации за налоговый период заполняется лист 07.

Одним из условий для признания в целях гл. 25 НК РФ поступивших средств и (или) иного имущества целевыми поступлениями является то, что указанные поступления производились на содержание НКО и ведение ими уставной некоммерческой деятельности безвозмездно.

Имущество, полученное в рамках целевых поступлений и использованное не по целевому назначению, учитывается при определении налоговой базы по налогу на прибыль организаций в составе внереализационных доходов на основании положений п.14 ст.250 НК РФ (Письмо Минфина РФ от 11.04.2016 г. №03-03-6/3/20413).

Пожертвования, полученные на содержание НКО и ведение ими уставной деятельности и использованные не по целевому назначению (в частности, в платной деятельности), включаются в состав внереализационных доходов и облагаются налогом на прибыль в общеустановленном порядке (п. 14 ч. 2 ст. 250 НК РФ, Письмо Минфина РФ от 13.11.2015 г. №03-03-06/4/65618).

Установленное право НКО не учитывать для целей налогообложения прибыли полученные доходы в виде пожертвования, которые использованы по их целевому назначению, является льготой по налогу на прибыль. А поэтому налоговики вправе в ходе камеральной проверки затребовать первичные документы, подтверждающие суммы полученных пожертвований, рассматривая их в качестве льготы (п.6 ст. 88 НК РФ).

Некоторые НКО имеют право применять 0 ставку по налогу на прибыль. Так, медицинские и образовательные учреждения, могут применять ставку 0 ставку по налогу на прибыль в части видов медицинской и образовательной деятельности, включенных в Перечень, утвержденный постановлением Правительства РФ от 10.11.2011 г. №917. Для этого должны быть выполнены условия, установленные ст.284.1 НК РФ.

А учреждения, оказывающие социальные услуги населению, с 1 января 2015 года имеют право на применение 0 ставки при соблюдении ряда условий (ст.284.5 НК РФ).

Для правомерности применения 0 ставки медицинскими и образовательными учреждениями необходимо выполнение условий:

  • организация имеет лицензию (лицензии) на осуществление образовательной и (или) медицинской деятельности;
  • доходы организации за налоговый период от осуществления образовательной и (или) медицинской деятельности, а также от выполнения научных исследований и (или) опытно-конструкторских разработок, учитываемые при определении налоговой базы, составляют не менее 90 процентов ее доходов;

При расчете за налоговый период процентного соотношения доходов, дающего организации право на применение 0 ставки, учитываются только доходы, полученные от реализации медицинских и (или) образовательных услуг, входящих в Перечень, а также доходы от выполнения научных исследований и (или) опытно-конструкторских разработок (Письмо Минфина РФ от 21.09.2011 г. №03-03-06/1/580).

Именно это требование чаще всего становится камнем преткновения между налогоплательщиками и налоговыми органами. Большинство арбитражных споров по данной тематике связано с правильностью определения доли доходов от осуществления образовательной и (или) медицинской деятельности.

  • в штате организации, осуществляющей медицинскую деятельность, численность медицинского персонала, имеющего сертификат специалиста, в общей численности работников непрерывно в течение налогового периода составляет не менее 50 %;
  • в штате организации непрерывно в течение налогового периода числятся не менее 15 работников;

Для расчета численности следует использовать списочную численность работников, которая применяется для определения среднесписочной численности работников (Письмо Минфина РФ от 21.09.2011 г. №03-03-06/1/580).

  • организация не совершает в налоговом периоде операций с векселями и финансовыми инструментами срочных сделок.

Налоговая ставка 0 процентов применяется ко всей налоговой базе в течение всего налогового периода (п. 2 ст. 284.1 НК РФ).

ПОНЯТИЕ, ВИДЫ И ПОРЯДОК ЛИКВИДАЦИИ НКО

БУХГАЛТЕРСКОЕ ОБСЛУЖИВАНИЕ НЕКОММЕРЧЕСКИХ ОРГАНИЗАЦИЙ (НКО)

Льготы по иным налогам

Перечень налоговых льгот по налогу на имущество для некоторых НКО установлен ст.381 НК РФ. Общероссийские общественные организации инвалидов (в том числе созданные как союзы общественных организаций инвалидов), среди членов которых инвалиды (законные представители) составляют не менее 80%, освобождены от налогообложения в отношении имущества, используемого ими для осуществления их уставной деятельности (п.3 ст.381 НК РФ).

Кроме того, на основании п.2 ст.372 НК РФ при установлении налога на имущество организаций законами субъектов РФ могут предусматриваться налоговые льготы и основания для их использования налогоплательщиками.

Например

Освобождаются от уплаты налога на имущество автономные, бюджетные и казенные учреждения г. Москвы и внутригородских муниципальных образований в г. Москве (ст.4 Закона г. Москвы от 05.11.2003 г. №64 «О налоге на имущество»).

При установлении земельного налога нормативными правовыми актами представительных органов муниципальных образований (законами городов федерального значения Москвы, Санкт-Петербурга и Севастополя) могут устанавливаться налоговые льготы, основания и порядок их применения, включая установление размера не облагаемой земельным налогом суммы для отдельных категорий налогоплательщиков (п.2 ст.387 НК РФ).

Так, пп.12 п.1 ст.3.1 Закона г. Москвы от 24.11.2004 г. №74 «О земельном налоге» установлено, что от уплаты земельного налога освобождаются негосударственные некоммерческие организации - в отношении земельных участков, предоставленных и используемых, в частности, для размещения объектов культуры. То есть частные музеи освобождены от уплаты земельного налога (письмо Минфина РФ от 19.08.2015 г. №03-05-06-02/47904).

Субъекты РФ могут устанавливать льготы в части уплаты транспортного налога. Так, ст.7 Закона Московской области от 24.11.2004 г. №151/2004-ОЗ «О льготном налогообложении в Московской области» предусмотрено, что общественные организации инвалидов освобождаются от уплаты транспортного налога, кроме водных и воздушных транспортных средств. Под общественными организациями инвалидов понимаются организации, зарегистрированные в соответствии с федеральным законодательством в качестве общественных организаций инвалидов, в которых число инвалидов составляет не менее 90 % от общей численности членов. При этом налоговые льготы не предоставляются общественным организациям инвалидов в случае осуществления ими следующих видов предпринимательской деятельности: приобретение и реализация ценных бумаг, имущественных и неимущественных прав.

РЕГИСТРАЦИЯ АВТОНОМНОЙ НЕКОММЕРЧЕСКОЙ ОРГАНИЗАЦИИ (АНО)

АВТОНОМНЫЕ НЕКОММЕРЧЕСКИЕ ОРГАНИЗАЦИИ: ОСОБЕННОСТИ ДАННОЙ ФОРМЫ НКО (II ЧАСТЬ)

АВТОНОМНЫЕ НЕКОММЕРЧЕСКИЕ ОРГАНИЗАЦИИ: ОСОБЕННОСТИ ДАННОЙ ФОРМЫ НКО (I ЧАСТЬ)

rosco.su

Естественно, эти средства должны применяться исключительно по прямому назначению, что необходимо подтверждать отчетом.

  • Нецелевые доходы необходимо учитывать в числе «прочих», это два типа поступлений:
  • реализационные – доходы от выполнения работ, предоставления услуг (например, торговля брошюрами общества, продажа учебной литературы, организация семинаров, тренингов и пр.);
  • внереализационные – те, источник которых не имеет прямой связи с деятельностью НКО, например, штрафы за неуплату членского взноса, пеня за его просрочку, проценты с банковского счета, деньги за сдаваемую в аренду недвижимость – собственность члена НКО и др.

Нецелевые поступления НКО (обе группы доходов), согласно НК РФ, и составляют базу налога на прибыль.

Особенности налогообложения некоммерческих организаций

Завьялов Кирилл,Мельникова Елена,эксперты службыПравового консалтинга ГАРАНТ Согласно п. 1 ст. 2 Федерального закона от 12.01.1996 N 7-ФЗ «О некоммерческих организациях» (далее - Закон N 7-ФЗ) некоммерческой организацией является организация, не имеющая извлечение прибыли в качестве основной цели своей деятельности и не распределяющая полученную прибыль между участниками.Некоммерческие организации могут создаваться для достижения социальных, благотворительных, культурных, образовательных, научных и управленческих целей, в целях охраны здоровья граждан, развития физической культуры и спорта, удовлетворения духовных и иных нематериальных потребностей граждан, защиты прав, законных интересов граждан и организаций, разрешения споров и конфликтов, оказания юридической помощи, а также в иных целях, направленных на достижение общественных благ (п. 2 ст.

Налогообложение некоммерческих организаций

Тип НКО и порядок налогообложения Некоммерческие организации принято делить на несколько видов по источнику финансирования:

  • муниципальные (государственные) - их финансирует госбюджет;
  • общественные (негосударственные) - существуют за счет собственной прибыли и общественных взносов;
  • автономные - финансируют себя сами.

ВАЖНО! Порядок и суммы налогов для некоммерческих организации прямо связаны с тем, ведет ли НКО предпринимательскую деятельность. Как правило, некоммерческие структуры не регистрируются в качестве предпринимателей, но в ходе функционирования им нередко приходится возмездно оказывать услуги или выполнять работы в пользу других лиц, чтобы заработать средства для финансирования организации, тем самым формируя налогооблагаемую прибыль.

Налоговые льготы для некоммерческих организаций

В нем фигурируют, например, такие занятия:

  • присмотр за пожилыми людьми в домах для престарелых;
  • работа в центрах соцзащиты;
  • занятия с детьми в бесплатных кружках;
  • врачебные услуги частных медиков;
  • продажа товаров, сделанных инвалидами (или организациями, где людей с ограниченными возможностями не меньше половины);
  • благотворительные культурные мероприятия и др.

Требования к видам деятельности НКО для освобождения от НДС:

  • социальная значимость как основная цель по гл. 25 НК РФ – это главное условие;
  • лицензия на право занятия этим видом деятельности;
  • оказываемая услуга должна соответствовать определенным требованиям (чаще всего это условия времени и места).

В случае уплаты НДС рассчитывается по тем же принципам, что и для коммерческих организаций.

Налоги для нко в 2018 году

НК РФ предусматривает, что некоммерческие организации, не имеющие дохода от реализации товаров (работ, услуг), уплачивают только квартальные авансовые платежи по итогам отчетного периода.В свою очередь, п. 2 ст. 289 НК РФ содержит нормы, определяющие, что некоммерческие организации, у которых не возникает обязательств по уплате налога, представляют налоговую декларацию по упрощенной форме по истечении налогового периода. Иными словами, у некоммерческой организации, у которой не возникает обязательство по уплате налога на прибыль, отсутствует обязанность по представлению в налоговый орган налоговых деклараций по налогу на прибыль по итогам отчетных периодов (письмо Управления ФНС по г.

Москве от 15.03.2005 N 20-12/16361). Налоговые льготы для некоммерческих (общественных) организаций

НК РФ не подлежит налогообложению (освобождается от налогообложения) на территории РФ реализация товаров (за исключением подакцизных, минерального сырья и полезных ископаемых, а также других товаров по перечню, утверждаемому Правительством Российской Федерации по представлению общероссийских общественных организаций инвалидов), работ, услуг (за исключением брокерских и иных посреднических услуг), производимых и реализуемых:- общественными организациями инвалидов (в том числе созданными как союзы общественных организаций инвалидов), среди членов которых инвалиды и их законные представители составляют не менее 80 процентов;- организациями, уставный капитал которых полностью состоит из вкладов указанных в абзаце втором пп. 2 п. 3 ст.

Налоговые льготы для нко, порядок подтверждения (2 часть)

Внимание

А вот этот платеж «не смотрит на лица», а исключительно на товары, поэтому от нее не освобождают на основании статуса НКО, а только если товары входят в соответствующий перечень.Региональное налогообложение НКО Местные власти устанавливают порядок такого налогообложения и ставки, а также льготы, в том числе и для некоммерческих организаций. Налог на имущество Даже если организация имеет льготу на этот налог, она все равно обязана отчитываться перед контролирующими органами в налоговой декларации.

Основанием для учета выступает остаточная стоимость фондов по данным в бухотчетности. Общепринятая ставка данного налога – 2,2%, если региональная власть не сочтет нужным ее снизить, на что она имеет право.

Также у местных структур есть власть расширять список некоммерческих организаций, признаваемых льготниками. Налоги нко и льготы по ним

Общие правила налогообложения НКО Они обусловлены особенностями этих структур, а именно:

  • прибыль не составляет их основную цель;
  • они не являются предпринимателями, а в качестве разрешения некоторых видов деятельности им необходимы лицензии;
  • НКО могут получать доход в качестве добровольных взносов, пожертвований и других безвозмездных поступлений.

Эти специфические свойства НКО являются основой для общих принципов, по которым осуществляется их налогообложение:

  1. Вся прибыль, получаемая НКО в ходе их деятельности, облагается соответствующим налогом (ст. 246 НК РФ).
  2. Отдельные типы прибыли НКО не входят в базу по данному налогу (ст. 251 НК РФ), а именно та прибыль, которая поступает на безвозмездной основе для обеспечения уставной деятельности.

Уплата налогов некоммерческими организациями

СПРАВКА! Ставка налога на прибыль для НКО такая же, как и для коммерческих структур: 24%, из которых 6,5% пойдет в федеральный бюджет, а 17,5% – в бюджет того субъекта РФ, к которому принадлежит некоммерческая организация. Последняя часть может быть снижена по инициативе местных властей, в чей бюджет она предназначается. Специфика обложения некоммерческих структур НДС Если некоммерческая организация оказывает какие-то услуги или продает товар, ей не избежать уплаты налога на добавленную стоимость, если деятельность не подпадает под освобождение от него. Список льготных видов деятельности без НДС представлен в гл.
21 НК РФ.
НДС), некоммерческие организации платят и другие налоги и сборы:

  1. Госпошлина. Если НКО обращаются к государственным структурам для совершения правовых действий, они платят пошлину наравне с другими физическими или юрлицами.
    Отдельные НКО и виды их деятельности могут быть освобождены от госпошлины, а именно:
    • финансируемые федеральным бюджетом – логично, ведь пошлина все равно направляется туда;
    • государственные и муниципальные хранилища культурных ценностей (архивы, музеи, галереи, выставочные залы, библиотеки и др.) – они могут не платить госпошлину за вывоз ценностей;
    • НКО инвалидов – для них упраздняются госпошлины в судах и у нотариусов;
    • спецзаведения для детей с общественно-опасным поведением – им разрешают не платить пошлину на взыскание родительской задолженности;
  2. Таможенная пошлина.

Льготы нко 2018 на общей системе освобождение от налогов

Для НКО разных типов порядок взыскания налога на имущество и льгот на него отличается:

  1. Безусловные бессрочные льготы по этому налогу на основании закона предусматриваются для ряда НКО, таких как:
    • организации религиозного характера и обслуживающие их;
    • научные госструктуры;
    • уголовно-исполнительные ведомства;
    • организации-собственники культурных и исторических памятников.
  2. Льготы по налогу на имущество предоставляются НКО, в членстве которого инвалиды составляют более 50% (один тип льгот) или 80%.
  3. Автономные НКО, разные фонды, кроме общественных, а также некоммерческие партнерства не получают льгот по налогу на имущество.

Налог на землю Если у НКО есть в собственности, бессрочном пользовании или в наследстве земельные участки, для них обязателен к уплате земельный налог.

prodhelp.ru

МОСКВА, 3 ноября. /ТАСС/. Социально ориентированные некоммерческие организации (НКО) должны получить доступ к инфраструктуре поддержки малого и среднего бизнеса, а также ряд льгот в части аренды помещений, налогообложения. Соответствующие меры поддержки таких НКО предусмотрены проектом Концепции содействия развитию социально ориентированных некоммерческих организаций в РФ, которая представлена на открывшемся в четверг в Москве итоговом форуме НКО «Сообщество».

Льготы, налоги, инфраструктура

В документе, текст которого имеется у ТАСС, перечисляются меры, которые, в частности, должны содействовать формированию социально ориентированных НКО «как самостоятельного и полноценного общественного института».

Среди них - «инвентаризация» ресурсных центров поддержки таких организаций в субъектах РФ и муниципальных образованиях, разработка стандарта деятельности ресурсных центров, содействие их созданию в малых городах и сельских территориях на базах библиотек, школ, клубов, музеев, домов культуры, создание системы поддержки и развития на федеральном, региональном и муниципальном уровнях.

Кроме того, проект предусматривает предоставление социально ориентированным НКО, «ведущим деятельность, приносящую доход», доступа к инфраструктуре поддержки субъектов малого и среднего предпринимательства наравне с ними, возможность закрепления за этими НКО «преимущественного права на доступ к инфраструктуре поддержки».

Авторы проекта концепции указывают, что экономическую базу для развития социально ориентированных НКО создает «одновременное применение таких гибких инструментов, как система грантового финансирования и субсидирования, доступ к оказанию социальных услуг на возмездной основе, развитие социального предпринимательства и поддержка «стартапов», формирование целевых капиталов». И для полноценной реализации уже имеющихся у некоммерческих организаций возможностей они предлагают бесплатно или на льготных условиях предоставлять социально ориентированным НКО находящиеся в государственной или муниципальной собственности помещения (это предполагается прописать в качестве обязанности органов госвласти и местного самоуправления).

Также ставится вопрос о возможности освобождения таких организаций от уплаты налогов на имущество, которое непосредственно задействовано в их основной деятельности, от уплаты транспортного и земельного налогов «при условии направления сэкономленных средств на ведение уставной деятельности» и введения льготы по налогу на прибыль для юридических лиц, осуществляющих пожертвования социально ориентированным НКО.

НКО в борьбе за знак качества

«В настоящее время общественный контроль, независимая оценка качества социальных услуг и формирование механизмов общественного участия являются теми общественными функциями, выполнение которых может быть возложено только на социально ориентированные НКО», - отмечается в проекте.

Для реализации наиболее существенных функций НКО в этой сфере предлагается ряд мер в области правового регулирования, разработки методических рекомендаций, разработки «единого подхода к формированию общественных советов при исполнительных органах власти всех уровней».

Также среди предложений - создание механизмов защиты участников общественного контроля, обеспечение публичности его результатов.

Для развития системы независимой оценки качества социальных услуг авторы документа считают целесообразным прописывать в нормативных актах необходимость учета органами власти результатов работы этой системы.

Разработчики проекта Концепции предполагают, что в перспективе на базе социально ориентированных НКО может быть создана «площадка для реализации потребности граждан в социальной активности». Для повышения «общественного признания» деятельности таких организаций и создания благоприятных условий для расширения участия в их деятельности граждан предлагается «сформировать систему нематериальных стимулов» для этого, под которой понимается награждение государственными и ведомственными наградами, знаками общественного признания добровольцев и общественных деятелей.

Особое внимание в проекте концепции уделяется развитию добровольческого движения. Властям субъектов РФ рекомендовано разработать региональные программы по его развитию и поощрению, механизмы «поддержки деятельности добровольцев (волонтеров) в социальных и медицинских учреждениях, в том числе в детских домах для детей с особенностями развития, психоневрологических интернатах, психиатрических учреждениях, интернатах для пожилых людей, хосписах, а также в области экологии, образования, науки, культуры, туризма», содействовать вовлечению в эту работу граждан пенсионного возраста и школьников.

Концепция: цели, задачи, возможности

Концепция поддержки социально ориентированных НКО готовилась в течение года в том числе на основе предложений, сформулированных на региональных форумах НКО «Сообщество», ее разработкой занималась Общественная палата РФ.

Авторы проекта документа отмечают, что на базе социально ориентированных НКО «начинает формироваться система социальной взаимопомощи, построенная на солидарности ее участников», в связи с чем и возникла необходимость изменения госполитики в области содействия развитию таких НКО, «создания эффективных условий для конструктивного взаимодействия власти и бизнеса с институтами гражданского общества, развития некоммерческого сектора экономики». «Расширение разнообразных форм поддержки социально ориентированных НКО со стороны государства и предпринимательства является одним из направлений укрепления взаимоотношений государства и гражданского общества в нашей стране», - подчеркивается в документе.

Результатами реализации концепции ее составители видят повышение доверия граждан к деятельности социально ориентированных НКО, рост их поддержки в обществе и расширение участия в их деятельности граждан и организаций, развитие конкуренции в сфере оказания социальных услуг, вовлечение социально активного населения в принятие решений органами госвласти и местного самоуправления, увеличение рабочих мест в некоммерческом секторе, «замещение части социальных функций государства деятельностью социально ориентированных НКО».

Также не исключается, что он может быть положен в основу Концепции государственной политики в сфере содействия развитию третьего сектора.

С 2008 года московские очередники, снимающие квартиры в «частном секторе» могут рассчитывать на материальную помощь города. То есть, город берет на себя часть арендной платы. Сегодня этим правом воспользовалось 180 семей. Однако столичные власти надеются довести это количество до 2000 семей – именно на такое количество нанимателей и рассчитана сумма, заложенная в московском бюджете. Сегодня расскажет о том, что нужно сделать, чтобы получить такую компенсацию.

Данная статья является справочно-информационным материалом, вся информация в ней представлена в ознакомительных целях и носит исключительно информационный характер.

Еще в конце 2007 года Правительство Москвы объявило, что готово компенсировать половину арендной платы очередникам, снимающим квартиры на рынке жилья Москвы и Подмосковья. Что важно - очередники, снимая жилье, продолжают находиться в очереди, и ждать, когда им будет предоставлено постоянное жилье .

Однако надо понимать, что для расчетов с очередниками ставки этой арендной платы московские власти будут устанавливать сами, ориентируясь на среднерыночные показатели. И установленные нормативы могут отличаться от стоимости аренды конкретной квартиры.

На сегодня эти ставки выглядят следующим образом:

Из этих показателей и рассчитываются 50-процентные компенсации. Сегодня очередники, снимающие жилье, на семью из двух человек могут получить до 12 500 руб. в месяц, если арендуют , и до 8 750 руб., если снимают квартиру в Подмосковье.

Семьи из трех человек могут получить до 15 000 руб . и до 10 500 руб. соответственно, а семьи их 4-х и более человек - до 17 500 руб. и до 12 250 руб .

Компенсация полагается и «одиночкам»: если они снимают квартиру в Москве, то могут рассчитывать максимум на 11 000 руб ., а если в Подмосковье, то на 7 700 руб .

180 семей уже получают такую компенсацию. О том, кто имеет право на помощь от города, как ее получить, и как городские власти планируют развивать эту программу, рассказывает Начальник Управления реализации программ обеспечения нуждающихся в улучшении жилищных условий Департамента жилищной политики и жилищного фонда г. Москвы Максим Макаров .

Кому положена компенсация
Официальное название программы - «Программа по предоставлению гражданам, признанным нуждающимися в улучшении жилищных условий, компенсации по возмещению расходов, связанных с оплатой найма (поднайма) жилого помещения». Разработана она для очередников, вставших в очередь на улучшение жилищных условий до 1 марта 2005 г .

Это полностью социальная программа, прибыли город от ее реализации не получает, он просто пытается проявить какую-то заботу о нуждающихся до того, как они получат постоянное жилье. На Западе давно существуют подобные схемы, по которым выделяются социальные дотации малообеспеченным группам населения, когда они вынуждены снимать жилье. Наконец-то такая программа появилась и у нас.

В Постановлении Правительства Москвы «Об итогах выполнения городских жилищных программ в 2007 году и о городских жилищных программах на 2008-2010 годы» №774 от 26 августа 2008 г., указаны категории очередников, которые могут участвовать в этой программе.

Это люди, которые крайне нуждаются в улучшении жилищных условий:
- жители коммунальных квартир и общежитий;
- очередники, страдающие тяжелыми формами хронических заболеваний (от ред. - например, туберкулезом или психическими заболеваниями), с которыми здоровым людям вообще-то нельзя обитать в одном жилом помещении;
- те, кто имеет менее 7 кв. метров площади жилого помещения на человека ;
- семьи с детьми. Если в доме проживают, например, родители и двое их взрослых детей с собственным потомством, то обе молодые семьи имеют право арендовать жилье в частном секторе и получить компенсацию. А если они участвуют в программе «Молодая семья», то получат еще и льготу:


Внимание, льгота для «молодой семьи»!

При расчете компенсации для молодой семьи, имеющей в своем составе инвалидов или 2-х и более детей, 50-процентная выплата умножается на коэффициент 1,95, то есть молодые семьи фактически получают стопроцентную компенсацию найма . При этом совершенно не имеет значения, когда молодая семья стала участником одноименной программы. Она может подать заявление на участие в программе «Молодая семья» одновременно с заявлением на выплату компенсации найма и сразу же получит положенную льготу. Молодые семьи с детьми могут жить в отдельной уже сейчас!

Куда идти, какие документы собирать
Но надо понимать, что программа по компенсации расходов на найм и поднайм (этот термин используется, когда наниматель снимает «неприватизированную» квартиру) - это мера временного улучшения жилищных условий для москвичей, которые в этом действительно нуждаются, и не все очередники могут на нее рассчитывать. Поэтому прежде чем собирать документы на получение компенсации, надо прийти на консультацию в Управление Департамента жилищной политики по месту проживания .

Если на консультации очередника признают соответствующим критериям программы, то он может обратиться за выплатой компенсации в Управление Департамента жилищной политики в административном округе по месту проживания и по месту постановки на учет с соответствующим заявлением. Форма такого заявления, а также перечень документов, которые необходимо оформить вместе с заявлением, есть на сайте нашего Департамента.

Какое жилье искать
Получать компенсацию можно после того, как документы будут рассмотрены и оформлено распоряжение префекта. Распоряжение оформляется довольно быстро, правда, уже после того, как очередник найдет подходящую жилплощадь в частном секторе.

Снимать жилье по этой программе можно у собственников жилья, сдающих свои квартиры в аренду. Можно и у нанимателей, которые сдают «неприватизированное» жилье, находящееся в собственности города, в поднаем. Отдельных домов под эту программу не строится, под нее вообще не предусмотрено никакого жилого городского фонда. Смысл программы и заключается в том, чтобы подключить к ней частный фонд столицы и Подмосковья, ведь объемы строительства жилья у нас ограничены, а очередников много.

Но желающим снимать квартиры с помощью правительства Москвы еще предстоит найти хозяев жилья, которые согласятся письменно оформлять договор между нанимателем и наймодателем. Причем этот документ должен отвечать определенным требованиям. Мы с вами знаем, что не каждый хозяин готов сдавать квартиру легально, наш рынок аренды вообще процентов на 90 - теневой. Люди не желают открывать доходы, полученные в результате арендного бизнеса, и скрывают, что «втихую» сдают жилье. Поэтому на сегодня только 180 семей очередников смогли заключить такие договоры и получили первую компенсацию. Более 4 млн. руб. - такова сумма второго перечисления по Программе компенсации найма жилья, выплаченного за 1-й квартал нынешнего года (первый платёж прошел в конце 2008 г. и был незначительным).

Однако по плану в 2009 г. программу должно быть включено около 2000 семей и в бюджете есть на это средства (160 млн. руб.). Программа долгосрочная, и люди, которые войдут в нее в этом году, перейдут и на следующий год. В Департаменте надеются, что 2000 собственников, готовых заключить договор аренды с соблюдением всех требований, будут найдены.

Какой договор заключать
Для получения компенсации должны быть заключены договоры найма или поднайма. В договоре должны быть указаны:
- адрес занимаемого помещения;
- его основные характеристики;
- количество людей, которые будут там проживать, включая детей, так как сумма компенсации зависит от числа проживающих, а не от размера площади.

О последнем требовании стоит рассказать подробнее. Даже один человек может снимать , но компенсация ему будет выплачиваться, исходя из норматива на одного человека, т.е. фактически как за однокомнатную квартиру, не более 11 000 руб ., если он арендует квартиру в Москве.

Например, одна очередница, которая состоит на учете с 1999 г. и снимает однокомнатную квартиру площадью 34,2 м кв. на улице Горбунова, получает компенсацию 8 000 руб. в месяц .

А другая очередница, проживающая с дочерью и снимающая квартиру площадью 31,4 м кв. по Басовской улице, получает компенсацию в размере 9 500 руб . Примерно при одинаковом метраже квартир по сравнению с первой очередницей, компенсация у второй больше, так как она живет с дочерью, а выплаты рассчитываются, исходя из числа жильцов.

Однако в этих двух примерах сумма компенсации меньше максимально возможной суммы, которая рассчитывается исходя из ставок ежемесячной среднерыночной цены найма (поднайма) квартир в Москве. Тут действует правило: если сумма арендных платежей выше ставки среднерыночной цены, то компенсация рассчитывается на основании ставки, а если сумма меньше, то компенсация определяется от фактически указанной в договоре суммы .

Подробности договора можно посмотреть на сайте Департамента жилищной политики.

Оплата: шаг за шагом
Еще один важный момент, который надо учитывать при заключении договора - это форма оплаты. «Квартирант» должен рассчитываться с хозяином жилья только по безналичному расчету, наличная форма оплаты вообще не допускается . Поэтому в договоре обязательно должны быть указаны реквизиты счета, на который будут перечисляться деньги арендодателю.

Компенсация должна выплачиваться только тем, кто действительно живет в арендуемой квартире. Подтверждением этого, в первую очередь, являются платежные поручения об уплате платежей по аренде, прошедшие через банк . Собственно, на основании этих платежек и начисляется компенсация. Платежное поручение - тот документ, который дает основание для выплаты компенсации, и никакие расписки его заменить не могут , так утверждено в Постановлении №1008. Таким образом, компенсация выплачивается после того, как станет ясно - арендную плату наниматель перечислил.

Сначала очередник платит арендодателю свои деньги, а потом получает компенсацию на свой счет в банке (никаких наличных денег на руки очереднику не выдают!). Эту сумму он может использовать по своему усмотрению, т.е. не обязательно перечислять эти деньги наймодателю в счет будущих арендных платежей. С суммы компенсации не нужно платить и налоги, так как она считается социальной выплатой.

Компенсация выплачивается один раз в квартал. Чтобы ее получать, все платежные документы надо предоставлять в Управление Департамента жилищной политики по месту жительства, это можно делать ежемесячно или раз в квартал. Для многих удобнее сдавать платежки ежемесячно, к тому же бывают ситуации, когда очередник пользуется программой лишь один месяц в квартале, но если он предоставит платежное поручение за этот месяц, то компенсация все равно будет начислена. Правда, когда пройдет весь квартал, так как выплата компенсации происходит раз в квартал, для этого в центральный Департамент жилищной политики поступают все платежки со всех управлений .

А вот такой пункт договора, как срок, значения не имеет, договор может быть даже бессрочным, и пока идут платежи и предъявляются платежки, он считается действующим, а если заканчиваются платежки, то и договор заканчивается.

Кто поможет искать жилье
За подбором арендуемого жилья лучше обращаться к профессионалам, в агентства недвижимости, так как у риэлторов большие базы по жилью и больше возможностей найти арендодателей, готовых узаконить отношения с арендатором.

За помощью можно обратиться в Центр арендного жилья (ЦАЖ), он тоже помогает найти подходящие квартиры. Если в сделке участвует ЦАЖ, заключается трехсторонний договор, между очередником, наймодателем и ЦАЖ. Типовая форма такого договора тоже есть на нашем сайте. ЦАЖ в этом случае выступает гарантом или поверенным и, кстати сказать, чтобы обезопасить себя многие очередники, нашедшие квартиру самостоятельно, обращаются в ЦАЖ для заключения такого договора.

ЦАЖ должен помогать в поиске жилья, на сегодня его возможности ограничены, база центра арендного жилья не позволяет охватить всех желающих. Поэтому мы хотим сделать ставку на риэлторские компании, которые работают с массой предложений и могут найти собственников жилья, подпадающих под требования нашей программы.

Однако риэлторам не очень выгодна эта программа: они не хотят упускать свои комиссионные, и на какие-то поблажки для очередников они идут неохотно. Сейчас ведутся переговоры с компаниями на предмет уменьшения комиссии.

Кстати, более половины из 180 договоров, заключенных в рамках нашей Программы - это результат самостоятельного поиска очередников.


Резюме

Программа, дающая возможность очередникам сэкономить на аренде жилья с помощью правительства Москвы, только делает первые шаги. Пока говорить о ее результатах рано. Уже сейчас мы видим, что главная помеха для программы - нежелание арендодателей показывать свои доходы от аренды. Но будем надеяться, что в огромной Москве действительно найдется 2000 арендодателей, готовых сдавать квартиру «по белому», то есть - по договору и платить налоги в казну. Вероятно, «белым арендодателям» стоит помочь оформить свои отношения с налоговой инспекцией.

Полезные документы:

Постановление Правительства Москвы от 26 августа 2008 г. № 774-ПП
«Об итогах выполнения городских жилищных программ в 2007 году и о городских жилищных программах на 2008-2010 годы»

Распоряжение Департамента жилищной политики и жилищного фонда города Москвы от от 23 марта 2009 г. № 520 «О мерах по выполнению постановления Правительства Москвы от 27.11.2007 № 1008-ПП «О предоставлении гражданам, признанным нуждающимися в улучшении жилищных условий, компенсации по возмещению расходов, связанных с оплатой найма (поднайма) жилого помещения»

Распоряжение Департамента жилищной политики и жилищного фонда города Москвы от 31 декабря 2008 года N 3215 «Об утверждении среднерыночной цены найма квартир в городе Москве и Московской области для выплаты компенсаций очередникам города с целью частичного возмещения их расходов за наем (поднаем) жилых помещений»

Распоряжение Департамента жилищной политики и жилищного фонда города Москвы от 06 ноября 2008 года N 2766 «О мерах по выполнению постановления Правительства Москвы от 27.11.2007 №1008-ПП «О предоставлении гражданам, признанным нуждающимися в улучшении жилищных условий, компенсации по возмещению расходов, связанных с оплатой найма (поднайма) жилого помещения»

Постановление Правительства Москвы от 27 ноября 2007 г. N 1008-ПП «О предоставлении гражданам, признанным нуждающимися в улучшении жилищных условий, компенсации по возмещению расходов, связанных с оплатой найма (поднайма) жилого помещения»

Загрузка...