last-tochka.ru

Кто придумал обратный отсчёт для старта космических кораблей. Как был придуман обратный отсчёт При пуске ракеты он обратный

Обратный отсчет используемый при запуске космических кораблей, взрыве бомб, старте гонок или открытии торжеств придумал режиссер Фриц Ланг в 1929 году. Фильм «Женщина на Луне» был один из первых фильмов, в котором было показано космическое путешествие в полном соответствии с научными представлениями тех лет. По сценарию старт лунной экспедиции происходит при огромном стечении народа со специального космодрома. Огромную двухступенчатую ракету с экипажем вывозят из ангара и опускают в заполненную водой стартовую шахту. Ведётся прямой радиорепортаж о запуске. Для нагнетания напряжения Фриц Ланг показывает обратный стартовый отсчёт, после которого ракета уходит в небо.

Впоследствии прием естественным образом вошел в практику космических запусков и в настоящее время стал набором процедур, прописываемых отдельно для каждого запуска. В зависимости от типа ракеты и климатических условий обратный отсчет начинается за несколько суток до старта. Во время обратного отсчета космический корабль перевозится на стартовую площадку и заправляется топливом. Центр управления полетом контролирует датчики с ракетоносителей, отслеживает погодные условии и ожидает «стартового окна». По достижении 00 часов 00 минут 00 секунд происходит зажигание двигателя.

Временная остановка обратного отсчета - обычная ситуация, это происходит при изменениях погоды или при технических неисправностях.

Обратный отсчет отображаются на часах запуска в формате «Т минус время» (напр. «-00:52:30»), а последние 10 секунд дублируются голосом: «10, 9, 8, 7, 6, 5, 4, 3, 2, 1, пуск!». После запуска отсчет становится положительным (напр. «+00:00:12»).

Кроме того обратный отсчет используется в начале фильмов на кинопленке для синхронизации. Отсчет заканчивается на цифре 2, на случай если пленка начнет показывать чуть раньше запланированного времени. На цифровых носителях обратный отсчет не используется.

В наше время, ни один космический старт не обходится без обратного отсчёта. Эти простые цифры от десяти до нуля, произнесенные монотонным голосом, служат той самой отправной точкой, которая настраивает многие десятки, а то и сотни людей на предстартовый лад и концентрирует их внимание на одной единственной цели - запуске космического корабля.

Обратный отсчёт, это рубеж, граница, несколько секунд во время которых ещё можно всё отменить, и в то же время, по мере их приближения к нулю, точка невозврата.

Однако мало кто задумывается над простым вопросом, откуда появился обратный отсчёт? Как он был придуман? Самым логичным ответом была бы дата 12 апреля 1961 года, день когда полетел в космос первый человек - Юрий Гагарин. Однако, это не так.

Фриц Ланг


В далёком, 1929 году, знаменитый немецкий кинорежиссёр Фриц Ланг, автор таких известных кинокартин как «Метрополис» и «Нибелунги» , снял первый в истории кинематографа по настоящему масштабный научно-фантастический блокбастер «Женщина на Луне».

Первая афиша фильма "Женщина на Луне"


Несмотря на то, что данная картина относится к эре дозвукового кино, посмотреть её безусловно стоит всем, кто интересуется фантастикой и масштабными съёмками. Тем более, что не так давно фильм был полностью отреставрирован и его можно увидеть в полном варианте, без купюр и сокращений.

Теа фон Харбоу в фильме "Метрополис"


В основу сценария фильма лёг одноимённый фантастический роман талантливой немецкой актрисы, писательницы и сценаристки, по совместительству супруги режиссёра - Теа Габриэлы фон Харбоу . Она же кстати, в своё время написала сценарии для «Метрополиса» и «Нибелунгов».

Фильм интересен не только захватывающим приключенческим сюжетом и масштабными съёмками. В картине впервые были достоверно показаны предстартовая подготовка, взлёт, перегрузки, отделение первой ступени, невесомость, маневрирование корабля в пространстве, торможение двигателями при посадке и многое другое.

Многие сцены картины, намного опередили своё время и выглядят словно кадры из будущего. Например, космодром, с которого стартует ракета, до боли напоминает современные космические площадки. Также в мельчайших подробностях запечатлены такие этапы предстартовой подготовки, как вывод корабля из ангара, заправка его топливом, стартовые мачты, посадка экипажа в корабль при помощи специального лифта и многое другое.

Но самым примечательным является эпизод, который придумал режиссёр для нагнетания драматизма и придания сцене взлёта корабля максимального напряжения. Этим инновационным ходом стал предстартовый обратный отсчёт, показанный именно в том виде, в каком мы можем наблюдать его сейчас.

Старт лунной ракеты в фильме «Женщина на Луне» (отрывок из фильма)

Так как же этот эпизод получил дальнейшую жизнь и стал использоваться всеми центрами управления ракетными пусками? Всему виной главный технический и научный консультант картины, выдающийся немецкий инженер и энтузиаст ракетостроения - Герман Оберт. Познакомил Оберта с Лангом ещё один энтузиаст и активный популяризатор ракетных космических перелетов, писатель Вили Лей. Он в свою очередь состоял вместе с Обертом в научно-популярном «Обществе межпланетных сообщений», организации, объединяющей инженеров, писателей и энтузиастов ракетостроения, межпланетных перелётов и популяризаторов научных исследований в данной области.

И наконец, самое интересное во всей этой истории, это молодой семнадцатилетний ассистент Германа Оберта, принимавший участие в работе над фильмом. Звали ассистента - Вернер фон Браун . Именно он, спустя годы войдёт в историю как создатель всей ракетной программы Третьего Рейха и в частности первой баллистической ракеты ФАУ - 2.

По окончании войны Вернер фон Браун создаст всю ракетно-космическую программу США, включая самую мощную в мире


«Привычка» такая, с 1929 года. Да-да, с 29-го: впервые обратный отсчёт для старта космической ракеты прозвучал ещё до того, как таковые взлетели в космос. И не из уст учёных или конструкторов. Как драматический приём для нагнетания напряжения его придумал в своём фильме «Женщина на Луне» немецкий кинорежиссёр Фриц Ланг (Friedrich Christian Anton Lang). Это был один из первых фильмов (помимо «немой» протазановской «Аэлиты» 1924 года), в котором было показано космическое путешествие – естественно, так, как это представляли себе в те годы учёные и писатели-фантасты.

Пока новая Россия громила «Аэлиту» как «старомодное развлекательное кино, бесполезное для новой советской культуры», по «сомнительному с идеологической точки зрения сюжету романа Толстого» (Алексея), Ланг вместе с женой Теей фон Харбоу (Thea Gabriele von Harbou) соединили в своём сценарии две не дающие покоя человечеству темы: «идеологически сомнительную» жажду обогащения, поиска несметных запасов золота и – благородную, окрыляющую мечту о космосе. Один из величайших представителей немецкого экспрессионизма и будущий голливудский кинорежиссёр, Фриц Ланг показал старт лунной экспедиции со всем технически возможным в те годы размахом. В его картине из ангара на специальном космодроме при огромном стечении народа и прямом радиорепортаже вывозили огромную двухступенчатую ракету с экипажем и опускали её в заполненную водой стартовую шахту. На экране возникали цифры обратного предстартового отсчёта, зрители замирали в волнении – и ракета взмывала в небо.

Отсчёт оказался чрезвычайно удобным и впоследствии при запуске настоящих ракет конструкторы, в том числе и советские, просто переняли этот приём, который вошёл в практику ракетных запусков.

В настоящее время обратный отсчёт – это набор процедур, предусмотренных отдельно для каждого запуска. Иногда он начинается за несколько суток до старта – в зависимости от типа ракеты и климатических условий. За это время космический корабль перевозится на стартовую площадку и заправляется топливом. Центр управления полётом контролирует датчики с ракетоносителей, наблюдает за погодными условиями и ожидает «стартового окна». В 00 часов 00 минут 00 секунд после начала отсчёта происходит запуск двигателя.

Сегодня обратный отсчёт используется не только при запуске космических кораблей, но и при взрыве бомб, старте гонок или открытии торжеств.

Кстати, «Аэлита», немой художественный фильм Якова Протазанова, не оценённый современниками, при всех его недочётах сегодня называют «одним из лучших научно-фантастических фильмов эпохи немого кино».

Второе «кстати». Вообще-то, Фриц Ланг родился в Вене, тогда Австро-Венгрии (1890), а умер, прожив и проработав в США 42 года, в Беверли-Хиллз (1976), так что справедливее будет назвать его австрийско-немецко-американским режиссёром.

Загрузка...